Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиӆуп вәнӆтыйӆты оӆ пиӆа!
  • Йиӆуп щирн киникайт мӑты па вўты питӆыйт
  • Югра мўвева хур хӑншты ёх юхтыйӆсӑт
  • Вәнтӑты вєрӑт тәты ёх вән мирхота ӑктӑщийсӑт
  • Киникайт хӑншты финно-угрӑт мўвтєӆ мирхот вәс
  • Рәт ясӊев ӆєрӑмтты щирӑт
  • Йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты тӑхи пўншсы
  • Па хон пєлӑк Эстония мўв эвӑӆт учёной ёх юхтыйӆсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Евра мўв хә ёх Вуӆаӊ ӆаӆьн
  • Хурамӑӊ тўр сый тӑйты нє
  • Ӑшкола пийн хӑнты няврємӑт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑӆӑт
  • Арӑт хӑншты нє
  • Вошн хӑнты вәӆупсы тәты ищи рӑхӆ
  • Рўтьщӑты хӑрн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнтэт оӆӑӊӑн уша вєрсӑт

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Әмӑщ стихӑт па путрӑт хӑншты вепс хә

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Ӑшкола пийн хӑнты няврємӑт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑӆӑт
Угут кәртӑӊ няврємӑт
Угут кәртӑӊ няврємӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Ӑшкола пийн хӑнты няврємӑт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑӆӑт

Щиты лупӑс Угут кәртӑӊ ӑшкола-интернат кәща хә Евгений Витальевич Титоренко. Ӆўв 1998-мит оӆ вўш эвӑӆт тӑм ӑшколайн рәпитмаӆн уша вєрӑс, муйсӑр хӑнты эвет па пухӑт:

– Вәӆэв, пушхиет ай­тєӆн ӑӊкет-ащет пєӆы вантӆӑт, щирн єнумты пурайн ӆыв хурпия йи­ӆӑт. Хӑнты няврємӑт – ром, нумсӑӊ, урок пурайн вәнӆтӑты ёх тәса хәӆӑнтӆӑт. Пухӑт айтєӆн тәса нюхрантты, эвет хурамӑӊа ёнтты хошӆӑт, щирн труд урок мосман тӑйӆӑт. Щи тумпи айтєӆн хурамӑӊ мўв-йиӊк кўтн вәӆмеӆ хӑнты няврємӑт тәрум хурас пєӆы па щирн вантӆӑт, щирн хурамӑӊ хурӑт хӑншты хошӆӑт. Хӑнты пушхиет эвӑӆт ар хуят математика урок сӑмӑӊа тӑйӆӑт.
Итәх хӑнты пухӑт ӑш­колайн вевтама вәнӆ­тыйӆсӑт, тәп ин хуйтат мўв иӆпи питы вуй таӆ­ты питсӑт па ипўӆяӊ хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа вўт кәртӆаӆн хўӆ па вой веӆпӑсӆуман вәӆӆӑт.

– Нӑӊ щиренӑн, муй пӑта ар няврєм рәт вўт кәртӆаӆа кєрӆӑӆӑт?

– Итәх хӑнты няврє­мӑт заочной щирн 9-11-мит классӊӑн етшуп­тӑӆӑт. Ӆыв ӑӊкет-ащет иты йис щирн вәӆты, хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты сӑмащӆӑт. Итәх хуятӑт тәп 9-мит класс етшуп­тумеӆ пийн имухты вўт кәртӆаӆа мӑнӆӑт. Вантэ, семьяйт вәнӑт, ӑӊкета-ащета нётты мосӆ. Щит, мосӑӊ, и пєлка м – щиты йис хӑнты вәӆупсы еӆӆы мӑнӆ, тәп нєпекӑӊ хуя­тӑт ищи мосӆӑт. Тӑм йисн Юхан ас хонӑӊӑн вәӆты хӑнтэт кўтн шимӆ нєпекӑӊ хуят. Ӆыв рәт ясӊеӆ, вәӆупсэӆ рўщ па па хон пєлӑк мўвӑт учёныйт ӆєрамтӆӑт.

– Муйкєм арат няв­рємӑт ӑшколайн вәнӆ­тыйӆӆӑт?

– Угут кәртӑӊ ӑшко­лаевн 367 хуят вәнӆ­тыйӆӆӑт, щи эвӑӆт 180 – щит хӑнты няврєм, тәп 86 хуят интернатн вәӆ­ӆӑт. 90 эви-пух эвӑӆт итәх хуятӑт Угутн ӑӊки­ӆаӆ-ащиӆаӆ пиӆа вәӆ­ӆӑт, итәх – рәтӆаӆ пиӆа. Щи тумпи Каюково вўт кәртӑн ай няврємӑт пӑта ӑшкола рәпитӆ, щӑта 40 эви-пух вәнӆтыйӆӆӑт.
Кашӑӊ оӆ мўӊ ӑшко­лаева 1-мит класса 40-50 няврєм юхтыйӆӆӑт, хәскєм хуят – 11-мит класс етшуптӑӆӑт. Тӑм ӑшколаевн тәп 5-11-мит классӑӊ эвет-пухӑт и сменайн вәнӆтыйӆӆӑт, ай няврємӑт па ӑшко­лайн вәӆӆӑт. Урокӑт пийн тӑта сыр-сыр вє­рӑта вәнӆтыйты хӑрӑт рәпитӆӑт. Тӑта шуши мир шўкщӑты вєрӑта вәнӆтыйӆты ищи рӑхӆ. Ма эвєм сӑк кӑрӑтты мосман тӑйӆ. Рўщ няв­рємӑт сорт хўӆ сух эвӑӆт арсыр хирӑт ёнтты вәнӆтыйӆӆӑт.
м арат оӆ юхӆы мўӊ ӑшколаева 1-мит клас­са рўщ ясӑӊ ӑн тӑ­юм няврємӑт юхтыйӆсӑт, ин щимӑщ вєр ӑнтәм, а муй? Мосӑӊ, юӆн ӑӊкет-ащет кўтэӆн рўщ щирн путӑртты питсӑт. Ай няврємӑт ӆапӑт мӑр хәӆум щоскєм, вән няврємӑт тәп и щоскєм рәт ясӊеӆ вәнӆтӑӆӑт. Щи урок пурайн увӑс мир литература оӆӑӊӑн уша павӑтӆӑт. Мўӊ няврєм­ӆўв хӑнты ясӑӊ кӑсуп­сэтн кӑсӆӑт, рәт ясӑӊӑн диктант хӑншӆӑт. Щит пӑта мўӊ вән пәмащипа лупӆўв Полина Иванов­на Нюгломкиная, ӆўв ар оӆ хӑнты ясӑӊ па увӑс мир литература урок­ӊӑн тәӆ. Округ учителят кўтн кӑсупсыйн кӑсӑс па нух питӑс, «Рәт ясӑӊа па увӑс мир литературая мєт м вәнӆтӑты нє» нєм тӑйӆ.
Щи тумпи хуӆыева няврємӑт пӑта «Шуши мир вәӆупсы», «Югра мўв йис вәӆупсы», «Югра мўв-йиӊк ӆавӑӆты вєр» урокӑт ӆэщӑтман вәӆӆӑт. Сыры оӆӑтн физкультура урок пурайн итәх пухӑт «Нюӆтӑхӆ» тарӑнӆӑты, ӆаюм, тынщаӊ тӑхӑмӑ­ты, әхӑӆ шәпи навӑртты па па увӑс мир кӑсты вєрӑта вәнӆтыйӆсӑт. Ин щи урок тўвум хәев рўтьщӑты мӑнӑс, щирн щи вєрӑт тәты хуят ӑн тӑйӆўв.
Хәӆум оӆ юхӆы ӑшко­лаев етшуптум кӑт эви еӆӆы хӑнты ясӑӊ урок тәты нєӊа вәнӆтыйӆты питсӑӊӑн. Мосӑӊ, хуй­тат еӆӆы рәт Угут кәр­тэӆа кєрӆӑӆӑт па мўӊ ӑшколаевн рәпитты питӆӑт. 
Вәнӆтӑты вєр тумпи арсыр мӑӊхӑтӆӑт ӆэ­щӑтӆўв. Ипўш «Ӆәхсӑт, ёшӆаӆ пӑта вўнтӆӑӆўв!» нємуп мӑӊхӑтӆ вєрсўв. Щӑта сыр-сыр мирӑт ӆыв вәӆупсэӆ, ӆәмӑтсух­ӆаӆ, пурмӑсӆаӆ, ӆєтутӆаӆ ванӆтӑсӑт, хӑнтэт ищи. Мўӊ кәртэвн арсыр мирӑт кўтэӆн ма па ӆәхсӑӊа вәӆӆӑт.

– Ӆўӊ пурайн ӑшкола хонӑӊӑн рўтьщӑты хӑр рәпитӆ?

– Ӆўӊ мӑр и сменайн арсыр хӑрӑт ӆэщӑтӆўв, щӑта ипўӆяӊ соткєм няврєм рўтьщӑты вє­ритӆ. Тӑта ӆыв ищи Югра мўв, шуши мир, вәнтӑн вәӆты, ӛрӑӊа-щомӑӊа йиты вәнӆтыйӆӆӑт. Итәх ма вәнӆтыйӆты, ариты-якты вєрӑт тәты эвет-пухӑт Питы щорса рўтьщӑты ӊхӆӑт. 

– Муйсӑр нўшайт нын тӑйӆаты?

– Ешавәӆ итәх вәнӆ­тӑты ёх рўтьщӑты мӑн­ӆӑт. м арат оӆ юхӆы имухты хәӆум учитель йира мӑнсӑт. Мўӊ кәртэ­ва йиӆуп вәнӆтӑты ёх ӑн юхтыйӆӆӑт, вантэ, вәӆты щира тәп служебной хотн мӑӆы. Сўс-тӑӆ, тӑӆ-тови пурайн па кәртӑта муй вошӑта ӆавӑрт ӊх­ты, щирн нємуӆт хуят мўӊ хущева вәӆты па рәпитты ӑн юхӑтӆ. 
Ай няврємӑт пӑта ӑш­кола вєра катра – 1970-мит оӆн омӑссы, ин тәп тәса йиӆпатӆўв па щи. Йиӆуп хот омӑсты мосӆ.

Дети-ханты чаще всего после окончания школы возвращаются на стойбища

Эту тенденцию при разговоре отметил директор «Угутской средней общеобразовательной школы-интерната» Сургутского района Евгений Витальевич Титоренко. С 1998 года он учительствует в этом учебном заведении и за это время изучил психологию и мировоззрение детей-ханты:

 

– Малыши с самого раннего детства наблюдают за родителями, которые являются примером для подражания. Хантыйские ребятишки – спокойные, уравновешенные, миролюбивые, вдумчивые, внимательные на уроках. Мальчики очень любят работать с деревом, строгать, девочки проявляют себя в рукоделье, неудивительно, что они очень любят уроки труда и кружковые занятия. Жизнь на природе тоже даёт свои плоды – дети-ханты очень наблюдательны, прекрасно рисуют, а ещё среди них много математиков.

В моей педагогической практике были и такие учащиеся, которые с трудом оканчивали школу, но хорошо проявили себя в жизни. Некоторые из учеников работают вахтовым методом на месторождениях, а во время отпуска возвращается к семье на стойбище и занимается традиционным хозяйствованием – рыболовством и охотой.

 

– На ваш взгляд, почему выпускники-ханты чаще всего возвращаются на стойбище, а не поступают в средне-специальные или высшие учебные заведения?

– Это связано с крепкими традициями, семейными устоями, здешние хантыйские семьи большие, поэтому старшие дети чаще всего возвращаются, чтобы помогать родителям по хозяйству. Это им ближе и роднее. С одной стороны, замечательно, что они продолжают дело родителей, сохраняют традиционный образ жизни. А с другой стороны, среди юганских ханты на сегодня мало грамотных, учёных и т.д. Исследованием языка и культуры юганских ханты занимаются русские и зарубежные учёные.

Есть, конечно, примеры, когда выпускники-ханты, хорошо оканчивают школы и поступают в вузы Ханты-Мансийска, Сургута, а затем остаются жить и работать в этих городах, кто-то и возвращается в Угут, но таковых всё-таки мало.

 

– Сколько на сегодня учащихся обучается в вашей школе?

– Количество учащихся – 367 человек, из них порядка 180 – это дети-ханты, 86 человек проживает в интернате, а 90 в посёлке с родителями или родственниками. Многие дети-ханты заочно оканчивают 9 класс, приезжают из юрт сдавать экзамены экстерном. У нас также имеется начальная школа-интернат в деревне Каюково, в которой обучается от 30 до 40 детей.

Каждый год в первый класс в нашу школу поступает 40-50 учащихся, а выпускается по 20 и более одиннадцатиклассников.

В этом новом здании обучаются только учащиеся среднего и старшего звена, начальная школа располагается отдельно. Нам удалось добиться учёбы в одну смену, во вторую начинается внеурочная кружковая деятельность. Большое внимание уделяется традиционным ремёслам обских угров. Моя дочь, например, с удовольствием посещает кружок по бисероплетению. Русские дети с интересом занимаются восстановлением технологии обработки рыбьей кожи, шьют изделия из щучьей кожи.

Родной язык преподаётся в начальной школе по три часа в неделю, а у старшеклассников всего один час. Это связано с нагрузкой по подготовке к экзаменам. В начальной школе детишки с удовольствием посещают уроки родного языка, наверное, тем самым чувствуют себя ближе к дому. В рамках урока родного языка преподаётся и литература народов Севера. Сегодня, к сожалению, идёт такая тенденция, что чем старше дети, тем меньше желания у них изучать родной язык. Уже нет таких детей, которые когда-то приезжали поступать в школу без знания русского языка. Это говорит о том, что, по-видимому, дома они слышать русскую речь. Уроки родного языка дают свои результаты – наши учащиеся участвуют в Олимпиадах по родному языку, пишут диктанты на хантыйском языке. Особо хочется выразить слова благодарности учителю родного языка и литературы Полине Ивановне Нюгломкиной. Она – опытный преподаватель, который в 2013 году стала победителем VI конкурса «Учитель родного языка и литературы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2013».

Три года назад две наши выпускницы поступили на факультет, где готовят преподавателей родных языков. Очень надеемся, что они вернутся в родное село.

Кроме этого, у нас преподаются такие предметы: «Культура народов Севера», «История Югры», «Экология Югры». Многие поселковые русские дети с удовольствием знакомятся с культурой коренных народов. Если раньше хоть и редко, но случались конфликты на национальной почве, то сейчас их не стало. Я считаю, что благодаря предмету «Культура коренных народов» у детей другой национальности появилось уважение к хантыйской культуре.

У нас долгое время в рамках урока физкультуры вёлся целый цикл «Северного многоборья», а это прыжки через нарту, метание тынзяна, топорика и т.д. На сегодня у нас, к сожалению, нет специалиста, вернее сказать, есть, но он уже преклонного возраста. Поэтому с удовольствием ждём специалиста в этой области.

Мы делаем всё возможное, чтобы дети не забывали родной язык, традиции, гордились своей уникальной и древней культурой.

Учащиеся школы участвуют как в заочных, так и очных олимпиадах по различным предметам. Радуемся вместе с ними, когда они побеждают. Несколько лет назад наша ученица победила сначала в окружном конкурсе по литературе, а потом представляла Югру в Москве.

Часто проводим культурные мероприятия. Так, несколько лет назад с размахом провели Дни культур народов России «Возьмёмся за руки, друзья!». Каждый класс для представления выбрал народ России, о котором рассказывал на сцене школьного актового зала. Было много зрителей, это и школьники, их родители, гости посёлка. Кто-то в традиционных нарядах исполнял песни, танцы, рассказывали сказки, представляли блюда национальной кухни. Изначально планировали провести за один день, но было столько много номеров, что праздник растянулся на два дня. Ребята постарались, было зрелищно и интересно. Подобные праздники с точки зрения межнационального взаимодействия очень важны – они сближают народы.

 

– Расскажите о работе пришкольных лагерей отдыха.

– Летние пришкольные лагеря начинают работу во время сдачи экзаменов. У нас работает только одна смена. Программа пребывания детей в летнем лагере разнообразная, одна из учительниц разработала программу по краеведению «Сказочный мир земли Югорской».

Радует, что больше детей стали выезжать за пределы округа. Несколько лет назад дети ездили на музыкальный фестиваль в Нижневартовск, в качестве премии получили путёвку в Анапу. И вот 10 человек поехали на черноморское побережье, вернулись в Сургут, а дороги нет, пришлось заказывать вертолёт, часть детей развезли по юртам.

Участники школьного военно-патриотического клуба ездили в Москву на сбор казачьих и кадетских корпусов.

 

– Какие проблемы вы хотели бы озвучить?

– Стареют кадры, уходят на пенсию. Несколько лет назад уволились сразу три учителя. А молодые не приезжают, потому что здесь проблемы с жильём, выделяют только служебные квартиры. В этом вопросе помогает глава администрации, но жильё многих не устраивает, поэтому никто к нам не едет. Сегодня и разница в зарплатах с учителями из центральной России не такая уж и большая, по этой причине учителя не особо охотно едут к нам в глубинку. Большая отдалённость от крупных населённых пунктов, в распутицу тяжело выбраться, добраться.

Старое здание начальной школы – 1970-го года постройки. Хоть внутри школы всё нормально, но проблем со зданием много. Строительство нового здания пока не планируется, поэтому уже который раз подряд лишь делаем капитальный ремонт

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 17 (3533)
11.09.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика