- Хантыйский
- Русский
Вєртутӑң вєр ыңуптӑты ӑңха
Валентина Ивановна Пащанина (Алексеева) – хәрӑң хӑнты нє, ўв Октябрьской район Шӑншвош эвӑт вә. Тәня Ёмвоша пурмӑсӑт вєрты мирхота юхтыӑс, хута ўв пиаа вәйтантыйсум.
– Ӑңкєм Любовь Кузьмовна Алексеева ищи Шӑншвошн сєма питӑс па вәс. Ӑшкола юпийн ўв мӑнєм Игрим воша китсӑэ, хута ма социальной рәпатнека кӑт о мӑр вәнтыйсум. Ӛхӑт щи тӑхи лӑп тәхӑрсы па юхи мӑнсум, пиркашека рәпитты питсум. Иатн вәтаң ёх лупсӑт, Шӑншвош музей кәща нє Наталья Владимировна Крюкова научной хуята рәпитты хӑннєхә кӑншӑ. Щив мӑнсум, ўв мӑнєм рәпатая вўсэ, щикўш ушӑңа хӑнты вәупсы ӑн вәсєм. Вантэ, кәртэвн шуши мир вәупсы мирн юрємӑсы. Вантэ, рәт ясӑңӑн ӑңкєм тәп әйңа пиа путӑртӑс, мўңев ӑн вәнтӑс. ўв лупӑс: «Нынана щит ӑн мос. Хән ма интернатн вәсум, мўң щӑта сєңксыюв па рәт ясӑңӑн путӑртты ӑн єсӑсыюв».
2006-мит о вўш эвӑт музейн рәпитум, Челябинск вошн культура Академия хущи «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» нємуп вєра хәт о вәнтыйсум. Интум Шӑншвош музей Октябрьской музейно-выставочной тӑхия кӑрӑтсы. Щи юпийн Н. Крюкова рўтьщӑты мӑнӑс па хотэвн ма кәща па экскурсовод рәпитамӑн. Тӑм йис вәнты музей катра хотн вә, щи ут 1942-мит он омӑссы па пурмӑсӑт шавиты хот йит ӑн тӑй. Муйкєм ӛр тӑйўв, щиты щи рәпитўв, ән пурмӑсўв а шӑксӑт.
– Нӑң пурмӑс вєрты хӑра юхӑтсӑн, апа, ай пурайн вєртут вєрты вәнсӑн?
– Ӑнтә. Ӑңкєм ӑн ёнтӑсӑс. ўв тәп тыйс па упємсаңӑн минємн ай пурайн тыйты вәнтӑс. Щит пӑты веккеши нємӑт вєрты ӑн хошсум. Хән ӑңкєм ӑнтәма йис, тыйты иса вуысум. Интум тӑм хӑрн ёнтӑсты вәнтыйсум па хў сух тӑнӑты. Ӛмӑщ вәс уша павӑтты, муй щирн сух тӑнӑты мос, ән рава а тохӑс. Щӑта муй щирн ваньщты. Щӑта оӑң пўш хў сух эвӑт хир ёнтсум, атма вєрсєм. Интум вәєм, муй щирн яма ёнтты мос. Тӑм мирхот юпийн юн хў сух ӑкӑтты питум. Ащєм хў вепӑса па мўңев хўн апӑтӑэ. Щирн, хў сух ӑкӑтты щир тӑйум.
– Щи вєр тумпи муйсӑр вєрӑта вәнтыйты ӑңхаӑн?
– Тунты хурты па щит эвӑт пурмӑс вєрты ӑңхаум. Шӑта щӑшкан сӑх эвӑт пурмӑс ёнтты ән вәнтыйсум. Интум вәнты пўш вєрты ӑн хошум. Щӑта нумӑс тӑйум – тыӑщ мӑр и пўш музей хотн нєңӑт ияха ӑкӑтты, ән ыв пиаа хӑнты пурмӑс вєрты. Ӑшколайн тәп сӑк кӑрӑтты тӑхи вә. Хән Мария Зверева щӑта рәпитӑс, ўв няврємӑт арсыр пурмӑс вєрты вәнтӑс. Ма сӑк кӑрӑтты вєр пєы кашы вәум, мӑнєма ёнтӑсты па тунты пурмӑс вєрты әмӑщ.
– Кәртэнӑн хуятӑт вєртут вєрӑт?
– Па муй. Хӑнши вєрӑт па ёнтӑсӑт. Катра йис вәупсы вәты ёх эвӑт тәп Галина Ивановна Трибус па Мария Герасимовна Зверева хӑщсӑңӑн. Интум тӑм мирхота юхӑтсум нумӑсн тӑя йис вєрӑт уша павӑтты па па хуятӑт щитӑта вәнтӑты. Мирхот юпийн кәща нєңӑн Приобье воша якты-ариты хӑра китыюм, ән щӑта мир хў сух эвӑт пурмӑс вєрты ат вәнтӑсум.
– Шӑншвошн рәт ясӑңӑн путӑртты ёх вәӑт?
– Мария Зверева, Галина Трибус па Зоя Попова. Айат ёх ӑн путӑртӑт. Кәртэвн хӑнты ясӑң хут вәтшӑты вўша йис, ӑшколайн па ай пушхӑт авӑты хотн няврємӑт щи ясӑңа ӑн вәнтӑыйт.
Планирует сохранить традиции рукоделия
Валентина Ивановна Пащанина (Алексеева) родом из села Шеркалы Октябрьского района, она относится к среднеобским ханты. Прошлым летом приезжала в Ханты-Мансийск на семинар по обско-угорским ремеслам, где с ней и встретились.
– Мама Любовь Кузьмовна Алексеева тоже там родилась и жила. После школы она отправила меня в Игрим, где я начала учиться на социального работника. Два года училась, потом группу расформировали, в результате получила неполное образование. Приехала обратно домой и начала работать продавцом. Случайно знакомые предложили директору Шеркальского музея Наталье Владимировне Крюковой взять меня на работу. Она как раз искала научного сотрудника. Я пошла, хотя к своей культуре не была сильно привязана, так как у нас уже всё хантыйское утрачено, вся культура. Например, на родном языке мама разговаривала только с подружками, нас языку не учила. Говорила: «Вам это не надо. Потому что когда я жила в интернате, нас били и не разрешали говорить на своем языке».
И вот с 2006 года начала в музее работать и поступила в Челябинскую академию культуры и искусств по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Отучилась шесть лет. Сейчас у нас произошла реорганизация, Шеркальский этнографический музей сделали филиалом Октябрьского музейно-выставочного центра. Н. Крюкова ушла на пенсию, раз директор теперь не нужен. Когда началась реорганизация, я писала письма, чтобы не делали наш музей филиалом. Не помогло, все равно сделали филиалом. Оставили заведующего, это я и экскурсовода. До сих пор музей находится на 44 квадратных метрах, здание 1942 года постройки, ни хранилища, ни других необходимых помещений. Как можем, так и пытаемся экспонаты сохранить.
– Раз вы приехали на семинар по декоративно-прикладному творчеству, логично спросить, с детства занимались рукоделием?
– Нет. Мама не шила. Она вязала, поэтому с детства сестру и меня приучила к спицам. Сестра крючком вязала, я только носки вязала. И всё. Больше ничего не умею вязать. Когда мамы не стало, мы пошли во взрослую жизнь и этот интерес у нас пропал, проще купить в магазине. Сейчас на семинаре я в первый раз пробовала шить и выделывать рыбью кожу. Понравилось изучить процесс выделки кожи, до какого состояния ее нужно довести, чтобы не испортить шкурку. И как нужно кроить. Здесь уже на своих ошибках научилась, потому что когда первую сумочку шила, я ее испортила. Сейчас дома буду собирать шкурки от рыбы. У нас папа рыбачит, кормит рыбой, так что сырье для шкурок есть.
– Какие ремесла еще хотели бы освоить?
– Хочу научиться заготавливать бересту, мне интересно узнать, как наносить орнамент на бересту. Шить из ткани тоже бы хотела научиться. Ведь сейчас даже полоску на платье и халат не умею шить. И у меня есть затея - раз в месяц в музее собирать группу для рукоделия. Именно хантыйского. В школе есть только кружок бисероплетения. Когда Мария Зверева работала там, у нее в кружке дети разными видами рукоделия занимались. А меня бисероплетение не интересует, мне интересней шить и делать изделия из бересты.
– В селе кто-нибудь занимается рукоделием?
– Да. Вышиванием и шитьем. В Шеркалах из носителей хантыйской культуры остались две женщины: Галина Ивановна Трибус и Мария Герасимовна Зверева. Больше никого. Сейчас я приехала на семинар с мыслью, что надо традиционные ремесла изучать и сохранять их. После семинара директор музейно-выставочного центра меня отправит в Приобье на фестиваль, чтобы я провела мастер-класс по выделке рыбьей кожи.
– На родном языке в Шеркалах кто-то разговаривает?
– Мария Зверева, Галина Трибус и Зоя Попова. Молодёжь не разговаривает. В селе родной язык уже почти исчез, в школе и садике его не преподают.