Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ёмщакв рӯпитан мхум янытлавсыт
  • Ищхӣпыӈ утыт ёт лнэ тлат тра-паттувсыт
  • Мв мхум мгыс аквъёт номсахтгыт
  • Лккарыт ос лылыяныл нглум хтпат
  • Ущтин Ваща урыл потыр
  • «Срни лӯлы» тыг ӣсыс
  • Ялпыӈ хталт товлыӈхпыт яласасыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мир янытыл щнь лтӈыт уральтавет
  • Соссаӈ мхум акв нпакн хансавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Сыстам Нр нув втат срни ловтаве
  • Пуписумныл лнэ щмья
  • Саранпвыл пӯльница
  • Таборы пвыл хум

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Мирн внэ мньщи поэтув стиханэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Таборы пвыл хум
  • Мансийский
  • Русский

Таборы пвыл хум

Виталий Фёдорович Мясников Свердловский область Таборинский район Таборы пвылт лы. Ты нпак хаснэ рущ хум школат св тл история учителиг рӯпитас. Та мт лум мньщи мхум тав всанэ, номиянэ. Тав урт нумн Тавда ӯст Лесной ос деревообрабатывающий промышленность музейт рӯпитан мхум лвсыт.

Мн, мньщи хтпат, хунь Виталий Фёдорович урыл хӯлсӯв, татем щгтсӯв, тав палтэ мшинал ялаплсӯв. Тав хтпа нупыл сака ёмас йка, татем потрыӈ. Мнав колн ввыстэ. кватэ наме Александра Ивановна, аквъёт тн хтпан нупыл ст тл лг, кит пыг янмалтасг. Мн китыглахтын лтыӈ св щсӯв, йка маттем та потыртас. Нн ань лаль тав потре ловиньтэлн.
— Тыт лум мньщи мхум ам всанум, тн ётаныл юртыӈыщ лсум, аквъёт рӯпитасӯв. Ам Чернавская пвылт яныгмасум. Ляпат Кошня нампа мньщи пвыл лыс, тувыл хнтаӈ мньщи нврамыт мн школавн тотыглавсыт, аквъёт ханищтахтасӯв. Оманыл-тяныл наманыл ам пуссын всанум.
1741 тл порат ты мн Г.Ф. Миллер, нпак хаснэ хум, ёхталас, мньщи пвлытн хиглас, пӯмщалахтас, мньщи мхум хумус лгыт, маныр тгыт, тнаныл пслысанэ. Хунь юв минас, «История Сибири» нпак тратас, тот тох ты хансыс: «Мньщи мхум хӯланыл ат щпитыяныл — плыг ат яктыяныл, ат нилияныл, тох птыяныл. Тав улпыл трка хӯл пӯт лвылты. Ты хӯл нас тох пйтаве, тав см ат ньщи, вощраме ат вощиртахты. Ам номилум, мньщи мхум тамле пӯт пйтсыт. Пӯтаныл хӯныяныл, мувлахи ӯнтгыт, та тпъялгыт. Ос мт хӯл, щапак ман сыг, тох те пйтгын, наӈ тӈкв ат врмгын, сака вощиртахты. Трка хӯл исмитэ сака атыӈ. Кос мньщи, кос рущ, манос йиври хтпа, тамле атыӈ хӯл пӯт ксыӈ тӈкв паты.
Ань нпак хаснэ тва хтпат хт матыр ксалгыт манос хӯнтамлгыт, пуссын нпакын та хансумтыяныл — ты щирыл, та щирыл та лыс. Мньщи мхум хӯл щпитаӈкве хссыт — яктуӈкве, солвалтаӈкве тслуӈкве ос мт матыр вруӈкве пуссын хссыт. Тн хӯл алыщласыт, враясыт, хӯл ос нвыль тим лсыт.
История тла ам мнь тгыл пӯмщаласлум. 1950-й тлыт порат мньщит ёт потрамасум, тнт 80 тл арыгтем яныт яныгхтпат лсыт. Тыт лум соссаӈ мхум парищ наманыл тамлет лсыт: Храмцовыт, Фирсиныт, Илькиныт. Нн ань тыгле Кузнецово пвыл тра йисын, лнаӈ тав тох лввес: «Пвыл Кулебяевка». Тот янгыщ мньщи мир лыс. Та пвылт яныгмам мньщи хум Николай Васильевич Храмцов св тл Тюмень ӯс пӯльницат рӯпитас, медицинский наука доктор ос академик хтпаг лыс. Мн тав ётэ юртыӈыщ лсумн. йка хотталь щалтме китыт тлыг ты мтыс. Тав хӯрум пщи ньщас — акваныл кол ӯнттын мт рӯпитас, китыт Данил ань Мостовка пвылт лы, Васяныл щар мнь, катерыл яласас. Яныгмам коланыл  втат ӯнлыс, тн нила ягпыг пвланылн втихал ёхталасыт, коланыл уральтлсаныл. Акван-атхатыгллсыт, ам палтум ёхталлсыт, аквъёт ӯнлахлсӯв, потрамасӯв. Тувыл хунь врах ёл-нильвес, коланыл н патыс.
Акв мньщи хум Александр Емельянович Безыментов актёрыг лыс — Василий Шукшин, Георгий Бурков ос мт намыӈсуиӈ актёрыт ёт «Они сражались за Родину» кинат пслувес. Тав 1931 тлт Аверинский пвылт самын патыс, тот яныгмас. Аверинский, Фунтосово, Шайтанское, Галкино, Сотниково — ты пуссын мньщи пвлыт лсыт. Мньщит лнаӈ парищ нам ат щсыт, хумус хансуӈкве тавагт, улпыл рущ хтпан парищ наманыл тох та хансумтавес — Безыментов (тав парищ нам ат ньщи).
Тыт ань мн колув пхат Зоя Сотникова лы, тав мньщи н, Сотниково пвылт самын патыс. Такви лтӈе ат вгтэ. Ам ты лвгум, тыт хосат, 60-70 тл ювле хультум порат тн щнь лтӈаныл хотталь сймуӈкве патыс, мрсыӈ хтпа такви лтӈтыл матыр лгаллыс. Та псыл св вит овыс, св тл минас, таимгыс нн тыт ань лтыӈ внэ хтпа ат хнтэгн. Та мхум пуссын мт мир халн тлыгласыт.
Ты мт св пвыл,  ос тӯр мньщи лтӈыл намаим лгыт — Куях, Шуньжа, Вагнер, Колышья, Кылья… Чёрная речка лнаӈ тох лввес — Смыл-. Ам хунь враяӈкве патсум, врт мыгтгум манос хӯл алыщлгум, мньщи намыт пуссын тра-паттысанум.
Пс тгыл мн мвн сутытым мхум тотыглавсыт, тыт турманкол св лыс. Мньщи мир коныпал тыт воссыг нмхотьют ат лыс. Мт мирытныл нас тох луӈкве тыг нмхотьют ат йис, пуссын р-вгыл тыг тотвсыт, тват ос тыг рӯпитаӈкве ктыглавсыт. Тувыл мхум коланыл ӯнттын мгыс м лмтыл миӈкв патвсыт —белорусыт, полякыт, чувашит ос мт мирыт тыг внтлуӈкве патсыт, тыт акваг та лмыгтасыт. Мньщи гит мт мныл ёхтум хум хтпа палт минуӈкв патсыт, тувыл лщал-лщал лтӈаныл та ӯстысаныл. Тваныл ос ань враим Кондинский м нупыл минасыт, тувыл тот акваг та лмыгтасыт.
Хум хтпат акваг враясыт, писальтл ат мыгтасыт, хт рыӈ матыр ксалгыт. Мньщи хтпа писаль ёт ат те ньщи, сыме щргуӈкв паты. Писалил птлуптаӈкве тн мньтгыл хссыт. Ос нас тох ат птлуптасыт, сля-саквняланыл юв-ӯрсаныл. 5-6 классыт ханищтахтын нврамыт с враясыт — нёхс ос свыр пувгыт, крнялит ӯнттгыт. Тӯяг лпыл хӯрум щст нх-квлапгыт, вс птлуптаӈкве хйтталгыт, тувыл пыгрищит урокытт та ӯсыньтгыт, ла ёл-оявет. Вркол смт тн щёвал щсыт — плтыглахтасыт, тнут пйтсыт, тувыл тав лмпа пос пнтсыл лыс. Пвыл коланылт с щёвал щсыт. Враяманыл ос хӯл алыщламаныл коныпал хӯм хтпат ктыл матыр мщ-тырласыт — нысныт, сыре-сыр нлыт, стап врнэ прялкат врсыт. Н хтпат ос маснут нтсыт, лгыл маснут — вит, нрат, тувыл мольщаӈыт. Лгыл маснутаныл мн тох лвсанӯв: Кошинские нры.
Мньщи мхум халанылт хоты рӯтыл лсыт, пуссын ёмащакв всаныл. Тлы ань кон ащирмаӈ, пуссын юн лгыт, яныгхтпат мньлат ги-пыгытн пс йис лупса урыл св потыртлсыт — лнаӈ мхум хумус лсыт, хоты мныл лсыт, рӯтаныл хотьют та маныр, ты урыл тн кит хӯрум щёс хӯлыгласыт, таимгыс ксыӈ хтпа мнь тгыл вс.
Ам яныгмамум порат, номилум, нмхотьют ат лпалахтыглас, ат урккыс. Мхум кол вияныл лап ат тумантлсаныл, врколаныл с плыг лсыт. Ань лупсав щар мт хурипа — лумхлас лпаллаве, рнэ матаранэ хот-нлмыгтавет. Ань туп ӯргалахтым луӈкв ри, виянув тумантыянӯв.
Мньщи мхум лнаӈ врт хотьютн сакватым ӯйрищит ос ӯйхулыт пуссын юв тотыяныл, пусмалтыяныл, тувыл ущ врн тртыяныл. Тн Трум нупыл сака суссыт, тнти Нй-тыраныл сака янытласаныл, тн нупланыл пйкщасыт. Пӯрлахтын м щсыт, тув ялантасыт. Ермак йка тыг ёхталаме юи-плт мньщит пуссын рвгыл пӯпколн ввуӈкве патвсыт, тот прнапос вос пингыт, христианский Трум нупыл вос сунсгыт. Ты мт св пӯпкол ӯнттувес. влт тыт, Таборы пвылт, 1621 тлт ӯнттувес. Мощрытн тав 400 тлэ твлы. Кошуки пвылт сака ёмас пӯпкол ӯнлы, тот лнаӈ пуссын мньщит лсыт.
Ам школа стламум юи-плт армиян ялсум — товлыӈхпыл яласаӈкве ханищтахтын школат кит тл лусытасум. Армия юи-плт кит тл хнтлын полкыт рӯпитасум, товлыӈхпыл яласасум. Тувыл юил ялантым Свердловск ӯст лнэ Горький нампа Уральский университет исторический факультетт ханищтахтасум. Ам акваг школат нврамыт ханищтым рӯпитасум, квам с школат 52 тл рӯпитас. Ань сас пенсият лымн. Пыгагмн с мн ляпамнт лг, сас колтглыӈыг мтсг.
Виталий Фёдорович такви мтт намыӈ-суиӈ хтпаг лы. Яныгмам мтэ тав сака руптытэ. Пс лупса ань ты хтал мус ханищтытэ, та мт лнэ т ос тӯрыт наманыл пуссын вганэ. Тот лум мньщи мхум сака янытлыянэ, тн вылтытаныл св ёмас лтыӈ лвыс. Тав «Таборинские истории» ос «Знай наших, таборинских!» нпакыг хансыглас. Тувыл йка мовиньты, такви лвме щирыл, яныгплаг мтыс ос стихыт хансуӈкве патыс. Акв нпак тратлыс, тох намаястэ «Отзвуки прошлого». Ань ос китыт нпак щпиты.
Ты ёмас лумхласын, мӯтраӈ хтпан ам св ёмас лтыӈ, пӯмащипа лтыӈ лвгум. Колтгыл мхманэ ёт пус кт, пус лгыл вос лы, Трум ёт, тыр ёт вос лы!

Краевед из Таборов

Учитель, краевед, поэт – Виталий Фёдорович Мясников проживает в селе Таборы Таборинского района Свердловской области. По специальности он учитель истории, много лет проработал в школе. О народе манси он знает не понаслышке – рядом с ними вырос, учился и работал. О Виталии Фёдоровиче  нам рассказали сотрудники Тавдинского музея лесной и деревообрабатывающей промышленности. Они созвонились с ним, договорились о встрече.

Не прошло и двух часов, как мы – сотрудник музея Ольга Александровна Ефремова и представители народа манси – Сергей Матыков, Татьяна и Мария Макаровы и я, уже стояли у порога дома Виталия Фёдоровича. Он нас радостно встретил, пригласил в дом. Познакомил со своей женой Александрой Ивановной, сказал, что они вот уже 57 лет вместе. Вот с такой хорошей новости и началось наше общение. К Виталию Фёдоровичу у нас было много вопросов. Он увлекательно рассказывал об истории родного края и, конечно, о манси (вогулах), которые жили когда-то на Тавдинской земле.

— Вогулов уже давным-давно здесь нет. Я с ними жил, работал. Родился я в селе Чернавская, а рядом была деревня Кошня. Это чисто мансийская деревня, оттуда к нам в школу приезжали ребятишки, учились, я знал всех их родителей.

В 1741 году здесь проезжал Г.Ф. Миллер, который писал историю Сибири. В книге «История Сибири» он описал всё, что было здесь, что он видел. Тогда уже жили те, кто говорил по-русски. По его словам, местные вогулы рыбу не чистили и не пороли её, так и ели. Видимо он говорил о ёршиках. Ёрш – это такая рыбка, у которой нет чешуи и желчь не горькая. И вот бывало, манси сварят рыбу в большой чугунке, выложат на тарелку, сядут вокруг и лузгают. Уха из неё самая вкусная. Хоть ты русский, хоть ты вогул или еврей – не откажешься от неё. Но если ты сваришь, допустим, того же чебака или налима с желчью, ты его есть не будешь.

Он видимо насмотрелся, что они вот так едят, и написал. И теперь есть среди нас такие писатели или политики, где что схватят, услышат – вот так было и никаких. Местное население всё умели делать, они всё знали – пороли рыбу, вялили её и сушили. Манси же жили этим, в конце концов. Их только охота и рыбалка спасала.

Я рано начал интересоваться историей, разговаривал ещё со стариками-вогулами, которым тогда было лет под 80. Это были 1950-е годы. Местные мансийские фамилии были: Храмцовы, Фирсины, Илькины. Вы проезжали деревню Кузнецово, она ещё в двадцатом веке называлась «Павыл Кулебяевка». Там много манси жили. Оттуда был доктор наук, академик – Николай Васильевич Храмцов. Он жил и работал в Тюмени, два года назад умер. Был моим хорошим другом. Их четыре брата было. Один инженер, строитель, другой на катере ездил, третий в Мостовке живёт. Когда дом их вогульский здесь был, они все приезжали, собирались вместе, а потом все ко мне шли в гости.

Один из манси известный актёр – Александр Емельянович Безыментов. Он снимался во многих фильмах. В картине «Они сражались за Родину» снимался с такими известными актёрами, как Василий Шукшин, Георгий Бурков и другими. Родился Александр Емельянович в деревне Аверино в 1931 году. Фунтосово, Шайтанское, Галкино, Сотниково, Аверино – это все бывшие мансийские деревни.

Соседка моя Зоя Сотникова из деревни Сотниково, тоже манси, но, к сожалению, своего языка она не знает. Там все манси жили. Как она будет знать мансийский, если уже 60-70 лет назад почти все говорили по-русски. Лишь названия деревень, рек, озёр мансийские остались – Куях, Шуньжа, Вагнер, Колышья, Кылья и много-много других. Чёрная речка по-мансийски называлась Сэмыл-я. Я когда только начал ходить в лес охотиться и рыбачить, многие мансийские названия уже знал. А потом стал их изучать, узнавать мансийские названия, что они значат в переводе на русский язык.

Наш район – это был край каторги. Здесь, кроме коренного населения манси, никого не было. Сюда добровольно никто не ехал. А лишь везли осужденных и приезжали те, кто работал в тюрьмах. Затем стали приезжать спецпереселенцы. Под будущее поселение была отведена земля, люди начали переселяться – белорусы, поляки, чуваши и другие. И когда другие народы начали сюда перебираться, нашим манси казалось, что простора мало. Они же охотились, их начали ужимать, вот они и подались в Кондинский край. Многие там и остались. Здесь появились смешанные семьи. Приезжие перенимали у них всё, весь опыт охотников и рыбаков. А те научили их избы строить, вместо чувалов печки класть.

Охотники они были отменные, у них было прекрасное чутьё. Без ружья в лес не ходили – у них это было в крови. А вдруг где-то утки, а он без ружья. Никаких чехлов не было, как сейчас. И никто ни в кого не стрелял, и попусту не стреляли. Всё у них было пропитано, пронизано охотой. Она у них от рождения переходила. Мальчики, 5-6 классов, уже соболей добывали, капканы ставили. Бывало, что на уроках спали, потому что вставали в три утра. Но весна – это было невообразимо, утки полетели, всё, охотников наших ничем не остановить.

В их юртах в углу вместо печки был чувал, точно также и в охотничьих избушках. Я рано начал охотиться, поэтому эти чувалы застал. Когда мужчины и молодые парни находились дома или в избушке, без дела не сидели, с капы дерева всякую утварь мастерили – кружки, широкие лопаты, из кокорьев делали прялки и многое другое. Женщины шили обувь из шкуры, выделывали её, выкраивали, ставили на колодку. Получались лёгкие обуточки, мы их называли: Кошинские няры.

Манси всё знали – как их родители жили, дедушки-бабушки, прадедушки-прабабушки. Информация исходила от старших – в долгие зимние вечера все собирались вместе, рассказывали, кто что помнит. Им особенно было важно, чтобы дети слушали, слышали, как жили их предки, какие случаи происходили в их жизни. Сидели, перебирали сто раз одно и то же. Дети, слушая старших, всё запоминали, набирались опыта, этим и жили дальше. Законы тайги были, а по-другому нельзя было. Это сейчас могут обмануть, наврать, у кого-то что-то украсть. Тогда двери не закрывали на замки, ни от кого не запирались.

А ещё манси любили держать дома подбитых диких животных и птиц. Даже лосей держали у себя в огороде, выхаживали их, выкармливали. Были они язычники. Мне показывали место в лесу, где они жертву приносили, молились своим Духам-покровителям. После того, как прошёл Ермак, русскоязычное население стало заселять это место, и они решили вогулов обратить в свою христианскую веру. Начали строить церкви. Первая была Таборинская, построили её в 1621 году. Через четыре года ей будет 400 лет. В Кошуках прекрасная церковь.

После школы меня забрали в армию, попал в лётную школу. Потом два года летал в боевом полку. После армии я женился, у нас родилось два сына. Я уже очно не пошёл учиться, заочно окончил Уральский государственный университет им. Горького в Свердловске, исторический факультет. По специальности учитель истории, работал в школе. Жена моя, Александра Ивановна, тоже учитель, в школе проработала 52 года. Она создала наш школьный Таборинский музей.

Виталий Фёдорович любит землю, на которой вырос и живёт, предан родному краю, своим односельчанам. Он хороший собеседник, прекрасный человек, такой разносторонний, эрудированный, мудрый. С ним было интересно общаться. Виталий Фёдорович тепло отзывался о коренных манси, которые когда-то заселяли Тавдинскую землю. В их адрес говорил слова благодарности. О своей малой родине написал такие книги: «Таборинские истории» и «Знай наших, таборинских!». А в 73 года он начал писать стихи. Вышел сборник стихов «Отзвуки прошлого». В настоящее время у него почти готов к изданию следующий сборник стихотворений.

Мне в свою очередь хочется пожелать Виталию Фёдоровичу добра, света, здоровья, счастья! Хорошо, что он есть в нашей жизни, что мы узнали о нём, можем разговаривать с ним, общаться. Ведь с такими людьми, как наш Виталий Фёдорович, мир ещё прекрасней.

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 12 (1150)
21.06.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика