Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын колыт щпитавсыт
  • гит-пыгыт ӯщлахтасыт
  • Кӯщай хум потре
  • Нрн ялсыт
  • Мтв сыстамыг вос лы

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тнки мнылт лнэ соссаӈ колтглыт нтавет
  • Нпак тратан хтал ты ляпами

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ханты н пс йис лупсал пӯмщалахты
  • Юмас пвылт нврамыт касуӈкве ханищтавет
  • Касум мт янмалтан слыт
  • Ягрим пвылт лнэ мньщи ква нсхатуӈкве сака хсы
  • Округувт щар лн лнэ пвыл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Манарыл щгтылтавв

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Пс йис лупсав ат сйми
  • Ӯст «Юртыӈ пвыл» рӯпитас

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Пс йис лупсав ат сйми
  • Мансийский
  • Русский

Пс йис лупсав ат сйми

Ксыӈ туи Хльӯс район сунт пвыл суиӈыг мты, нврамыт «Мнь Ӯсквен» ӯщлахтуӈкве ёхтгыт. Тот кӯщаиг хус арыгтем тл Любовь Павловна Стаканова рӯпиты. Нврамыт рнколытыт лгыт, тот сӯмъяхыт ос мньщи кол ӯнтувсыт. Тнут пйтнэ мгсыл с яныг кол ӯнттувес, тав хӯрум колнакыг уртым лы, акват тнут пйтаве, яныг колнакт пуссын аквъёт тпъялгыт ос хӯрмит колнакт нврамыт пслуӈкве, ёнгасаӈкве врмгыт.

 выл сменат гит-пыгыт ктыл щаквуӈкве ханищтавет, тн тот нсхатгыт, трныл канит, ссныл хусапсовыт, сныт, свтыт, нуйныл  тучаӈсовыт нтуӈкве ханищтавет. Титыт сменат яныг нврамыт Нрн тотыглавет, тот с сака ёмщакв ӯщлахтгыт.

Хӯрмит сменат ёнгалтавет, та пораныл тн «Время поющих стрел» — «Нлыт ргын суй» намтсаныл. Хосатнув тот нврамыт мгсыл пс щирыл ӯс щахыл врвес, рущ щирыл лвияныл – «городище», хум мхум мкол ӯнттысыт ос мувлахи ӈквалыӈ пӯсас врсыт. Ты ёнгын врмаль вруӈкве Светлана Алексеевна Попова нтыс, тав история наукат кандидат нам ньщи.  Ань ксыӈ туи тув ёхталы ос тн ётаныл тот лы. Ам тав ётэ мощ потыртасум, тав ты урыл тох лвыс:

«гит-пыгыт ты кастыл сртын щпитахтгыт. гит юн канит, тучаӈсовыт, тувыл тнти мгсыланыл мньщи суп ос тр нтгыт, хотьют маснутэ ат стлас, ёт-выганэ, тот нсхатгыт.

влт Мария Сергеевна тав гит мньщи сагыл сагсанэ, ань ханьщувласыт, тнти халанылт сагхатгыт. Пыгыт пс йис порат хум мхум масхатыглам щирыл лахрыт вргыт, масхатгыт ос сагим сагыл нгавет. Тувыл пуссын титтыг уртхатгыт, акв планыл ӯсщахылн мингыт, тот ӯрхатгыт, мтананыл хнтлым тн палтаныл ёхтгыт. Пыгыт халанылт ат алхатгыт, тн та нгум саганыл пуӈкыныл хот те хасумтыяныл, тнт та пыг воссыг ат ёнги, пхын та паты. Тащир тн нтнэ мньщи ги хот-выганыл. Ӯсщахылн миннэ нврамыт нтнэ ги ёт выганыл, хультнэ нврамыт рнколпл тӯщтгыт, рттам тот лнэ мныл. Тнти пвыл вргыт, тот тнут пйтгыт, гит нсхатуӈкве лымгыт.

Нтнэ мньщи ги тащир прияве, хотьют таквинтн мщтырыг суп, тор, тучаӈ юнты, нтмиланэ мнит ос ёмщакв нтым лы, тав та виве. Ты коныпал ёнгын лы-плт тн экзаменыл врыглавет, тув та нврам виве, хотьют св мньщи манос саран лтыӈ вг, хотьют мньщи лтӈыл манос такви щнь лтӈтыл матыр лвуӈкве врми. Та порат яныг гит ос пыгыт вивет, мрсыӈ мньнув нврам тн халанылт ёнги.

Ты ёнгын пора кастыл св тл ювле хультум порат щпитахтуӈкве  патсӯв, Любовь Павловна пс йис лупса внэ яныг мхум ёт, история ос этнография щирыл рӯпитан учёныит ёт потыртас, хумус пӯмыщнувег вруӈкве рви. Ань тит тл сыс ос акв пӯмыщ вруӈкве патсыт, ёнгын порат, хунь мирыӈ хтал врыглаве, рттам купсат ёхтгыт, тнут ос матыр рнэ пормас тотгыт. Хотьют такви ктыл врум пормас ньщи, врми тнутыг пнтуӈкве, тот олн мус нматыр ат тыналаве. Хтал палыт ёнггыт, аквты тнанылн матыр тӈкв ри. Таимгсыл пуссын гит-пыгыт та нсхатгыт манос ёрыгхатгыт. Хотьют касай сыпаль ври, хотьют тучаӈыт, канит нты. Ты тл Мария Сергеевна Мерова, Евгения Вьюткина ос Андрей Немдазин купсаг лсыт, тн ннь, сккар, солвал, свсыр сыртэп, макароны пормас мус пнтсыт. гит тнти пӯт вргыт, пыгыт ттл ул вос хйтыгтгыт, тнанылн р ри, тн ӯсаныл вуянтгыт. Ты лы-пал тох ат врыглавес, тс тнутыл мивет, пӯтыт, нялыт, ныт ёт выгыт титтыг та мингыт, ань ос тох пнтхатым тнутыӈыг мтгыт».

Щар выл тлытт «Мнь Ӯсквен» ёхталам гит-пыгыт ань тнти тот рӯпитгыт, хотьют нврам ӯргалы, хотьют ос мт матыр рӯпата ври. Пуссын акван-нтхатым тот лгыт ос рӯпитгыт. Тох Любовь Павловнан сакати мощ кӯпнитнув. Ксыӈ сменан тув «Народный мастер России» нам щнэ ква Мария Сергеевна Мерова ёхталы, тав туп Нрн ат тотыглаве, гит нсхатуӈкве ханищтыянэ, пыгыт мгсыл мньщи сагыт саги ос св рнэ тла ври, нврамыт тав палтэ ханьщувлым лгыт, акваг матыр титаплуӈкве хйтталгыт.

Св тл сыс тнут пйтым тит мньщи нг рӯпитг, ты Александра Ильинична Тихонова ос Надежда Савельевна Пузина (Мерова). Тн нврамыт сака атыӈ тнутыл тыттыянн, тот лнэ мхум пуссын тглыӈ сргыл мыгтгыт, сыманыл нмхуньт ат тгалаве.

Ты тув порат мт хн мныл Венгр хум Силадьи Норберт ёхталас, сунсыс, хумус «Мань Усквет» нврамыт ӯщлахтгыт, ханищтахтгыт, маныр тот вргыт. Тавн тот, лвыс, сака ёмас ос пӯмыщ лыс. Норберт рущ лтӈыл сака ат торгамты ос мньщи лтӈыл ань сака ёмщакв потыртаӈкве патыс, тав нупылэ сунсым нврамыт ос тахмаясыт тнти щнь лтӈаныл вӈкве. Венгрув тн ётаныл ёнгуӈкве ат патыс, лви влт ат торгамтастэ, хумус ри ёнгуӈкве, тн халанылт акваг рущ лтӈыл потыртгыт. Ос нврамыт нупыл сунсуӈкве тавн сака пӯмыщ лыс, св хури пслыс. Ань тав мньщит лум пс пора с ёмщаквнувег вӈкве патыстэ.

У детей возрастает интерес к родной культуре

Каждое лето, когда жители этностойбища «Мань Ускве» приезжают на летние смены, деревня Ясунт Березовского района наполняется детскими голосами и смехом. Вот уже более двадцати лет Любовь Павловна Стаканова возглавляет детское этностойбище. Дети там погружаются в традиционную среду, живут в мансийских чумах. На территории лагеря находятся сумъяхи, мансийская изба и другие постройки. Для приготовления пищи построено большое удобное здание, оно разделено на три комнаты – кухню, столовую и комнату для занятий и игр.

На первой смене, которая называется «Мастеровая», обычно дети изготавливают посуду из бересты, вырезают из дерева, шьют из ткани куколки-акани, мансийские платки с кистями и платья. Каждый день они учат мансийские слова и пополняют свой словарный запас. Вторая смена «Горная»  проходит в горах Приполярного Урала, дети старшего возраста вместе со взрослыми проходят туристические маршруты, изучают местную топонимику, получают заряд бодрости и энергии на весь год.

Во время третьей смены проводят историческую игру, которая называется «Время поющих стрел». Для этого возле древнего поселения построили городище обнесенное частоколом, внутри находятся землянка и кострище. Как и в любой игре существуют определенные правила, на протяжении нескольких лет игра совершенствуется. Для того, чтобы провести такую игру, Любовь Павловна консультировалась со специалистами в области, истории, археологии и этнографии. Каждый год на стойбище приезжает кандидат исторических наук Светлана Алексеевна Попова, она является главным консультантом и экзаменатором. Она рассказала об этой интересной и увлекательной игре: «Суть игры в том, что одна команда ребят отвоёвывает у другой команды мансийскую красавицу. Для того, чтобы стать мансийской красавицей, девушке нужно самой сшить традиционный наряд, это обязательно платье и платок. Перед началом игры девочки вплетают мансийские ложные косы. Та, у которой самый красивый наряд, становится мансийской красавицей.

Парни сами изготавливают кольчуги из толстой кожи, перед игрой они тоже надевают мансийские мужские косы. Для детей их изготовила народный мастер России Мария Сергеевна Мерова. Косы сплетены из сукна, к голове они привязывают широкой полоской ткани. Во время игры ребята срывают друг у друга косы, если кто-то из них остается без кос, он выходит из игры.

Во время подготовки к игре все дети сдают экзамены по языку, они должны знать определенное количество слов на родном или английском языке. Не сдавшие экзамен дети, не могут участвовать в игре.

Когда все приготовления завершены, жители стойбища делятся на две команды, в каждой команде есть вождь. Группа, которая идет в древнее городище, берет с собой мансийскую красавицу, вторая группа тоже уходит из стойбища, они ставят полчума, и их поселение находится там. Также с собой берут посуду для приготовления пищи.

В последние годы в игру ввели очень интересный момент, во время перемирия к командам приезжают купцы, привозят продукты, но товар этот не покупают, а обменивают на вещи, изготовленные своими руками. Поэтому у детей есть большой стимул что-то смастерить своими руками. Также девочки дома из кусочков тканей успевают сшить куколки, из сукна сумочку-тучанг, мальчики делают ножны и многое другое. Если товар изготовлен красиво, то он будет стоить дорого. В этом году в роли купцов были Мария Сергеевна, Евгения Вьюткина и Андрей Немдазин. Они обменивали хлеб, сахар, соль, крупы, макароны на изделия, сделанные ребятами. Девушки на костре сами готовят еду, ведь им нужно накормить своих воинов. Раньше продукты им выдавали, и не надо было беспокоиться, чем накормить соплеменников. Теперь условия игры стали сложнее, но в то же время, интересней».

Первые участники «Мань Ускве» теперь сами работают на этностойбище в качестве воспитателей, преподавателей и рабочих. Любовь Павловна вырастила достойных помощников, которые с удовольствием принимают участие в жизни стойбища. Для подготовки летнего отдыха, нужно заполнять множество документов,  в этом ей сегодня помогают, как сама называет их Любовь Павловна,  любимые взрослые дети.

Каждое лето вместе с детьми на стойбище работает хранительница традиций Мария Сергеевна Мерова, она участвует во всех сменах кроме Горной. В это время она шьёт, чинит, плетёт. Для всех жителей стойбища она изготовила традиционные косы. Мария Сергеевна девочкам помогает выкраивать платья, платки, объясняет, как правильно сшивать детали и со многими другими вопросами дети бегут к своей, уже ставшей родной, бабушке.

На протяжении многих лет вкусную и здоровую пищу детям готовят Александра Ильинична Тихонова и Надежда Савельевна Пузина. Для того, чтобы приехать на стойбище, они берут отпуск.

В это лето гостем в «Мань Ускве» был Силадьи Норберт из Венгрии. Ему было очень интересно посмотреть, как живут и чем занимаются дети на стойбище. Он был наслышан об этом мансийском стойбище. Пожив там в Ясунте несколько дней, по его словам, ему совсем не хотелось уезжать. На стойбище царила благоприятная атмосфера, жители полностью погрузились в древнюю культуру, дети с азартом играли в захватывающую игру. Сам гость не принимал участия, только наблюдал со стороны, так как не владеет русским языком, но зато хорошо знает мансийский язык. Узнав, о том, что венгр умеет говорить на мансийском языке, у ребят появился стимул учить родной язык. Это знакомство для детей и для гостя открыло новые знания и большой интерес к изучению родного языка и культуры. 

Рубрика: 
Нврамыт мгсыл - Детская страничка
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1155)
8.09.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика