Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина Васильева

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Олн – пот рнэ торыг ойтн
  • Соссаӈ хтпанув праваныл с ӯргалавет
  • Свсыр мирыт халанылт юртыӈыщ лгыт
  • Тн яныг сым ньщгыт
  • Нврамыт ӯргалан мгыс св рӯпата враве
  • Тн мн мвт ханищтахтасыт
  • Хнтлум мхум Победа хталыл янытлавсыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтлум хтпат номтыт акваг вос лгыт
  • ква хтпан тл рӯпитас
  • Хнтлум йка 95 тлэ твлыс
  • Варьёган пвыл нврамыт касуӈкве ханищтавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Лӯим мирыт Москват мӯйлысыт
  • гииг яныг ӯсн мньщит урыл потыртаӈкве ялсг
  • Ялпыӈ ӯльпащи урыл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Савалам мир ксталавес

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Нпак хаснэ хтпат янытлавсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Ялпыӈ ӯльпащи урыл
  • Мансийский
  • Русский

Ялпыӈ ӯльпащи урыл

Млты тув порат Нефтеюганский район Салым пвыл ляпат учёный мхум, археологыт рӯпитасыт. Тот сака пс порат мхум лум м хнтвес, рущ лтӈыл тав лваве – Священная кедровая роща. Ань тот хнтым пс йис пормасыт Ханты-Мансийск ӯст лнэ «М-вит ос лмхолас» нампа музейт суссылтавет.

Нй-тыраныл урыл

Та мт лум ханты мхум тнти Нй-тыр щсыт. Ты Нй-тыраныл тамле нам ньщис – Сотым-тэ-ики. Мньщи лтӈыл те лвуӈкв, тох толмащлаве – Яныг Салым--Хум. Ань учёный мхум лвгыт, тамле хтпа, сль, лыс. Тав та пс йист та рт кнащиг лум.

Пс порат тн мнанылн хатань мхум хнтлуӈкв ёхтысыт, св хтпа ёхтыс. Ты Яныг Салым--Хум ягпыге ёт лум мнаныл вуянтасаныл, хатань мхум пуссын тот порслысаныл, нмхотьют тув ат тртсыт. Ань тыг мус тамле потыр лы, ты кнащ ёвтыл нл траты ос нлэ мн хйнэ порат мтэ тргуӈкв та паты, хатанит та рохтгыт, ювле та хйтгыт. Ос та торыг лльт мт кнащин хнтавет. Тыгле-тувле нвлалыманыл, пуссын та порслысаныл.

Кнащаныл тимыг мтме юи-плт тот лум ханты мхум ты кнащ Нй-тырыг ӯнттысаныл, тав нупылэ пйкщуӈкв патсыт. Ксыӈ ст тл тав йильпи йӣвныл хуритэ сгрысаныл. Тав карсытэ лмхлас карсытыг акв метра арыгтем лыс. Тав хуритэ, нила ягпыганэ ос тав тит нгаге хурит пуссын ӯльпаныл сгрувсыт. Тувыл тн пуссын ялпыӈ мт тӯщтыглавсыт, тот мхум йирхатсыт – йирыг тот лув манос пля тӯщтыглавес, мт ӯй ат рвыс.

Тувыл ты ст хури пуссын ялпыӈ ӯльпаӈ свщахлын тотвсыт, тот ӯра ӯнттым лыс. Тот ст тл ты щвсыт. Ст тл мины, ста йильпи хурит сгрыгласыт. Ты мк яныг Нй-тыраныл Щахыл-тырыг лвыгласаныл. Лль мхум ман хнтлын хтпат та рн те ёхталасыт, ханты мхум ты Яныг-Салым--Хум (Сотэм-тэ-ики) нампа Нй-тыранылн пйкщасыт. Тав тра щахыл-капай та тты, щахыл слалым лль хтпат пуссын та порслыянэ.

Суссылтап урыл

Пс порат тот Сивохребт нампа пвыл лыс, та ляпат ты кнащ ягпыганэ ёт лум. Ань ты мт пуссын ялпыӈыг лвавет. Ос учёныитн сака ӯргалым ньщавет. Мхум потыртлсыт, пс порат ханты гит  втат св пормас хнтыгласыт, тват танылн нгсалыяныл, тват хорам пнтсыл щсаныл. Тн ты йис пормасыт урыл ул ат всаныл.

2016 тл порат та рт хнтым пормасыт ёмащакв сыстамтавсыт, тн свыӈплэ пуссын аргиныл ос щлыг-олныл вримат. Археологыт тот акв стыра титсттем свсыр пормас хнтсыт.

Ань музейт рӯпитан хум Александр Шмидт лвыс, матъёмас пх хтпат (рущ лтӈыл тн лвавет – чёрные копатели) тув ялуӈкв ат лымасыт, та м урыл тн ул ат всаныл. Ты хтпат хотты мн те ёхтгыт, тот нматыр ат хульты. М пулиг нх-хтыртыяныл. Свсыр ищхӣпыӈ ут ньщгыт, м ёлы-плт матыр пс пормас те хуи, пуссын хнтыяныл.

Ты тл туи порат археолог-мхум Хльӯс ос Октябрьский районыгн ялгыт, тот с мхум лум сака пс йис м хнтсыт. Ань тнанылн ты урыл нмхотьютн потыртаӈкв ат рви, хт тн рӯпитаӈкв патгыт. Пх хтпат тн лы-планылт тув ялуӈкв ул вос лымгыт.

Выставка «Священная кедровая роща»

В музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска состоялось открытие выставки «Священная кедровая роща». На ней были представлены артефакты, найденные в ходе спасательных археологических работ на уникальном объекте культурного наследия Югры – ансамбле «Священная кедровая роща». Летом прошлого года там были проведены раскопки силами Института археологии Севера под руководством Светланы Липц и научным руководством Олега Кардыша. Данный комплекс памятников  расположен в бассейне реки Большой Салым и принадлежит разным эпохам.

Исследователи не только сохранили найденные ценные предметы, но и узнали о культурных традициях в мифологическом восприятии и социальных аспектах древнего населения.

Этот памятник ценен тем, что он был нетронут. За время раскопок  археологами  было обнаружено более одной тысячи двухсот древнейших украшений. На данной выставке представленные изделия были расположены в разных местах: мужские – на левой стороне зала, женские - на правой.

По словам научного сотрудника музея отдела этнографии Тимофея Молданова, занимающегося изучением культа медведя в культуре обских угров, некоторые из найденных артефактов имеют огромную научную ценность. Только на Салыме археологи нашли медную пластину с тремя изображениями медведя в жертвенной позе, это 5-7 век нашей эры.

В Барсовой горе и на Васъюгане были найдены подобные предметы только с одним изображением культового животного. Данные музейные предметы археологии сегодня доказывают, что культ медведя очень древний.

По преданиям салымских ханты, «Священная кедровая роща» было местом обитания их тонха-покровителя Сотэм-тэ-ики, Мужчина с Вершины Большого Салыма. Сотэм-тэ-ики был реально существующим человеком княжеских кровей. Он был князем реки Большой Салым. Его заслуга была в том, что он смог остановить татарские войска. После смерти его возвели в ранг божества и стали почитать как Повелителя гроз. Если на их землю приходил враг, он поражал его своими молниями.

Заведующий отделом археологии Александр Шмидт рассказал, почитание данного покровителя-тонха сопровождалось целой системой ритуально-обрядовых действий – это изготовление скульптур его самого и его помощников, их «угощение» в святилище и жертвоприношение. Каждые семь лет строго в определенном месте – роще, находившейся на противоположном от священного места Сотэм-тэ-ики на берегу озера, проводились данные обряды. Фигуры тонха, его четырех братьев и двух жен вырезались из кедровых плах. Самым высоким (примерно 1,6 метра) было изображение Сотэм-тэ-ики. Когда они были готовы, накрывали стол и приносили  в жертву животное. Обычно использовалась лошадь, реже овца. Затем тонхов переносили в Священную кедровую рощу, где был сооружен специальный амбар. Их размещали в строго определенном порядке: у стены главный тонх Сотэм-тэ-ики с помощниками, по сторонам – две жены.

Представленные на данной выставке музейные предметы применялись в жизни салымских ханты в 13-15 веках н.э. Все они имели мифическое значение и свойства. Но среди них есть еще более древние археологические предметы – это драхмы 6-7 века н.э. Все они представляют сегодня большую научную ценность.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 9 (1147)
10.05.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика