- Хантыйский
- Русский
Хәлы хăнши вән нєпек
Тăм российской м лащн,
Вән наука, вуӆаӊ вән нєпек
Хәлыйн хăншум вән нєпек,
Арыйн нўвпи ар м хăнши,
Нувийн нєпек әхтыя сӑмӑңа пуԯӑв….
Катра йис пурайн хăнты мирев нєпек ăн тăйсӑт, ԓўӊӑтты, хăншты ăн хошсӑт. Ӛхӑт советской лащ тывум артӑн, мєт оӆӑӊ тәп ёш пос пунты вәнӆтӑсыйт, щи, хошты вєреӆ нєпек әхтыйн. Хăнты пєлӑк мирев ӆыв йис вәӆупсэӆн вәсӑт-хоӆсӑт. Кашӑӊ рәт, кашӑӊ хот ёх ӆыв кан мўв сўӊӆаӆн, кәртӆаӆн вәсӑт. Щи пăта па щи вәӆум мўвӆаӆ са па щи хăнты нємӆаӆ мăнӆӑт: муй Ощоӆӑӊ ёх, Хăр сурт ёх, Ӆӑӊа мўв ёх, ищиты еӆӆы пєӆа ара щи мăнӆӑт. Хән ăшколайт єтты питум кємн па щи айӆтыева щи няврємӑт нєпек пєӆа щи оӆӊитсайт вәнӆтӑты.
Щи йисӑӊ няврємиет ӑшколая тәӆыйт, ӆыв путӑртсӑт тәп ӑӊкиеӆаӆ-ащиеӆаӆ путӑртум рәт ясӊиеӆӑн. Щӑӆта па щи, оӆӑӊӑн вәнӆсӑт ӆўӊӑтты па хăншты. Йис ёхӆўв нёхмиӆум м ясӊӑта па тухи щи юхӑтсўв: «Хәлыен хăншап вән нєпек, муйкєм оӆ мăнӆ еӆӆы, щикєм хәлы хăншты ар нўвӑӆ ара мăнӆ, ара йиӆ».
Нєпекӑӊ вєрев и тӑхийн ăнт омӑсӆ, иса еӆӆы пєӆа щи мăнӆ, тәӆэв. Щи әхтыйн хăнты мира, рәт мира нётӆӑт сыры вән вуӆаӊ нєпекӑӊ нєм ёша павтум ёхӆўв. Тăм мўӊ Кăсум вошиев-мўвиев эвӑӆт вәӆӆӑт ищи м арат хуят, филологической наукайт доктор вуӆаӊ пос ёша павӑтсӑт, щит Андрей Данилович Каксин па Валентина Николаевна Соловар. Па щи тумпи исторической наукайт кандитатӑт Татьяна Александровна Молданова, Тимофей Алексеевич Молданов, Татьяна Владимировна Волдина – ӆўв ащеӆ па ӑӊкиеӆ ищи тăм Касум вош мўвев эвӑӆт вәӆӆӑӊӑн.
Ин ма м ар ясӑӊ и ӆаӊа нєӊие оӆӑӊӑн хăншты ӆӑӊхаӆум. Тăм Касум вошиев хуща Римма Михайловна Потпот вәӆ. Эви опращ нємӆ – Тользина.
Ӆўв ищи вўӆы тащ кәртӑн сєма питӑс. Щирн ӑӊкеӊӑӆ-ащеӊӑӆ Касум совхоз вўӆы тащӑт хуща вўӆы ӆавӑӆман рәпитсӑӊӑн. Ӆыв сӑран тащӑт хуща вәсӑт, щирн ӆўв айтєӆн щăта рәт хăнты ӑӊкиеӆ-ащиеӆ тăюм ясӊиеӆ хәӆьӆяс. Щăӆта па сӑран ясӑӊа вәнӆӑс, вантэ, сӑран няврємӑт пиӆа юнтман вәс. Ӑшколая тўвумн рўщ ясӑӊ иса ăн па вәсӆэ. Оӆӑӊ щи йис вәӆум няврємиет, оӆӆаӆ тăрумӆӑт, ӆапӑт оӆа йиӆӑт па сўс пурайн щи ӑшколая ăкӑтӆайт-тәӆыйт. Римма эвие 1973-мит оӆн лыпӑт єтты нуви 14-мит хăтӆӑн ӆапӑт оӆа йис па щи мăнум сўс ăшколая щи тәсы. Аканьӆаӆ, юнтты утӆаӆ, ӆўвеӆ мосты пурмӑсӆаӆ ăкӑтсайт па Касум воша вәнӆтыйӆты щи тәсы. Оӆӑӊӑн, вантэ, вәӆы тăхия вәӆы мир кўта тәсы, ин ай эвие яйӆаӆ пийн щи хәхӑтьӆяӆ. Ӑшколая тәсы, оӆӑӊ учителя Галина Алексеевна Обатина вәс. Щи оӆ ар няврєм тащ кәртӑт, ай вошӑт ар тăхи эвӑӆт вәнӆтыйӆты тәсыйт па кăт класса вєрсайт. Па учителя Таисья Николаевна Рочева омӑсса, ӆўв вәнӆтӑты питсӑӆӆэ.
Нумсы-кеӆы эвие имухты рўщ ясӑӊа путӑртты вәнӆӑс, ӆўӊӑтты, хăншты вәнӆӑс. Па щи Касум ӑшколаеӆ миева етшуптӑсӆэ, щăӆта па 1984-мит оӆн еӆӆы пєӆа Ленинград вән воша вәнӆтыйӆты мăнӑс, щирн щиты аӆьщӑсы.
Ӛхӑт щи вош па хўв йисн тăюм нємӆа юхӆы нємӑтса – Санкт-Петербург. Римма няврєм вәнӆтӑты щира учителя вәнӆтыӆӑс. Щи институт хуща икиеӆ пиӆа вәтьща вәйтантсӑӊӑн, ха мăнсӑӊӑн. Щи вошн Олег вән пухиеӆ сєма питӑс. Институтӆ етшуптумаӆ пийн оӆӑӊ икиеӆ вәӆум мўв хуща Нешкан нємпи вошн рәпитты питӑс. Ащеӆ мўв хуща Катя эвиеӆ сєма питӑс. Щăта вәӆум мăрӑӆн икеӆ мўв чукотской ясӑӊ хәӆты вўша питӑс.
Щăӆта па икисаӊӑн и нумӑс вєрсӑӊӑн – тăм Касум вош мўвиева йиты вәӆты. Тăм Касум вош хуща икеӆ пиӆа ӑшкола няврєм вәнӆтуман ар оӆ мăр рәпитсӑӊӑн. Вән м хот омӑссӑӊӑн, хута әмща-кәмща па щи вәӆӆӑт-хоӆӆӑт. Касум вош мўвиев хуща ай пухиеӆ сєма питӑс.
Каркам м имие муй арат вєр вєрты иса хошӆӑӆӆэ, хăнты ӆәмӑтсух ёнтӑӆ, хăншӑӊ ими рнас, хә рнас. Сухум эвӑӆт ма тыйты хошӆ, иса арсыр хурамӑӊ ӆәмӑтсух тыйӆ.
2009-мит оӆ вўш эвӑӆт ОУИПИиР Белоярской филиал хуща рәпитты питӑс, 2018-мит оӆн филиал кәща нєӊа омӑсса. Рәпитум мăрӑӆн Ас-угорской мир арсыр вєрӑт, вәӆупсы оӆӑӊӑн, хăнты мир моньщӑт, йис путрӑт, арӑт, пўпи хот арӑт ясӑӊ хошум мир эвӑӆт нух хăншсӑӆӆэ па нєпека тәсыева тўӊматсӑӆӆэ. Щитӆаӆ посн па муӆты арат научной статья хăншӑс. Па щи тумпи киникайт єтсӑт: «Най-Вәрт путрӑт» (2011-мит оӆ), «Касум ёх арӑт-путрӑт» (2014-мит оӆ), «Касум ёх арӑт» (2020-мит оӆ), па ай няврємӑт кана киника па єсӆӑс «Муйсӑр васы? Лупаты» (2020-мит оԯ). Тăм йисн хăнты вәӆупсы вєрев, рәт ясӑӊӆўв айӆтыева щи вәшты питсӑт. Тăмиты са нух хăншман, ма нєпека ӆэщӑтман, и мўӊ щăха, ӛхӑт єнумты рәт мирев, муй арат вәӆупсы ар вєр әхтыйн, тăӆта уша вєрты щи питԓӑт.
Римма Михайловна 2012-мит оӆн Югорской государственной институт аспирантурая еӆӆы вәнӆтыйӆты па мăнӑс. Щăта нӆ оӆ мӑр па вәнӆтыӆӑс, арсыр мир ясӊӑт оӆӑӊӑн нєпек ӆўӊтӑс. Па «Дом в традиционной хантыйской модели мира» нємпи вән вуӆаӊ нєпек хăншты оӆӊитӑс.
Ух тәты нєӊа памтупсы мăтыя Валентина Николаевна Соловар вәс, щит вєра нумсы-кеӆы имие, ӆўв нємиеӆ мўв-авӑт әхтыйн ар мирн вәӆы. Оӆӑӊӑн Римма Михайловна хăнты вәӆупсы әхтыйн хот, щит муй, иса миева ар вўрн нєпека хăншсӑӆӆэ. Хăнты вәӆты хот, муй арат сўӊӑӊ хот вәӆӆа ар сўӊӆ, овӑӊ хот вәӆӆа, ишнєӊ хот вәӆӆа, ар нємӆаӆ хуӆыева тўӊматман нух хăншсӑӆӆэ. Хăнты вәӆты хот муй вўрн аӆьщӑсы, муй арат хурасуп хот катра йисн мир тăйсӑт, муй тăхийн омсыйӆсӑт, муй вўрн хот вєрӆа, хуӆыева нємӆаӆ нух хăншсӑӆӆэ. Па арӑӊ хә, моньщӑӊ хә йис вўш эвӑӆт, ара муй вўрн арисайт, моньщӑт хуща муй вўрн нёхумсайт, иса ар тăхи эвӑӆт ăкӑтман па щитӆаӆ хуӆыева вуӆаӊ нєпека ӆэщӑтсӑӆӆэ. Па щи тумпи, муй арат хот нємпи ут вәӆ (мис хот, ӆов хот, амп хот па па арсыр ут), хуӆыева нємӆаӆ щирн ӆэщӑтсӑӆӆэ. Щит кєн вєр ӑнтәм вәс. Йиӆпа єнумты ай нартуп мирев щăӆта уша щи вєрӆэӆ, вәты питӆэӆ, муй вўрн мўӊ хăнты мириев сыры вәсӑт, муй пӑта хотэӆ сӑмӑӊа тӑйсэӆ.
Тăм мăнум ай кєр тыӆӑщ 11-мит хăтӑӆн, Римма Михайловна вән Москва вошн щи нєпекӑӆ ёша павӑтты ӊхӑс па щи вєрум рәпатайӆ пăта филологической наукайт кандитат нєм хоӆумтӑс. Ищи хӑтӆ щимӑщ нємӑӊа па и касум нєӊиев – Ирина Максимовна Молданова йис.
Тăм «Хăнты ясӑӊ» нєпекев мухты Римма Михайловная Потпота вән вўща ясӑӊ китӆум. Пиӆыен па няврємиеӆан, ай хиӆнєӊиен пиӆа тăӆаӊа-ма, уяӊа-йисӑӊа вәӆа. Па еӆӆы пєӆа ар м вуӆаӊ нєпек хăнша.
Путӑр хӑншӑс:
Евдокия Каксина
Славные буквы, нанесённые на бумагу
Вот в российской власти,
Науки славные дела,
Черные узоры на белую бумагу,
Словно, ветвистого дерева, разновидные ветви
На белый лист бумаги, с любовью наносим….
В прошлом ханты не имели грамоты, и поэтому, писать, читать не умели. Когда появилась советская власть, вначале людей научили ставить свои подписи, родовые знаки. Коренные жители вели традиционный образ жизни, основными занятиями их были охота, рыболовство, кто-то содержал личное поголовье оленей, верили в своих богов, поклонялись им. Ханты проживали небольшими группами (фамильными родами) на определенной территории, названия которых отражались в названиях рек, озёр или назывались по характеристике местности. Так сохранились некоторые этнонимы, например: «Осетные юрты» (там проживал род Тарлиных, Вагатовых, которые в прошлом имели общего предка); «Открытого яра юрты» (род Рандымовых) и т.д. И когда стали появляться первые школы-интернаты, детей со стойбищ привозили в школы, начали учить грамоте, главное, чтобы умели читать, писать. В то время дети аборигенов знали только тот язык, на котором говорили их родители. И лишь в школе научились говорить, читать и писать на русском языке. Также и многие представители нашего народа после школы поехали получать высшее образование в большие города и добились заметных результатов. И об этом гласит хантыйская поговорка: «Чёрными чернилами нанесённый узор на славную бумагу, словно ветвистое дерево, с каждым годом всё больше и больше разветвляет свои ветви…». Хочется отметить выходцев из нашего народа, которые получили учёную степень. Из нашего села Казыма докторами филологических наук стали: Каксин Андрей Данилович, Соловар (Ерныхова) Валентина Николаевна. Кандидаты исторических наук: Молданова Татьяна Александровна, Молданов Тимофей Алексеевич и Волдина Татьяна Владимировна, её мама, родом с казымской земли – известная хантыйская поэтесса Мария Вагатова.
Сейчас я хочу рассказать об одном удивительном человеке, которого знаю много лет. Живёт в селе Казыме Римма Михайловна Потпот (девичья фамилия Тользина). Родилась она в чуме в оленеводческой бригаде. В то время родители её работали в совхозе «Казымский», отец был оленеводом-пастухом. Жили в бригаде с коми-зырянами, и поэтому девочка с детства говорила на двух языках: на родном хантыйском и коми-зырянском. Когда привезли её в школу, вначале, как и другие дети со стойбищ, русского языка вообще не знала. В то время детей в школу брали с 7-8 лет. И вот маленькой девочке Римме 14 июня 1973 года исполнилось 7 лет, а осенью за детьми прилетел гидросамолёт и увёз в посёлок Казым. Первой её учительницей была Галина Алексеевна Обатина. В тот год в нулевой класс привезли много новичков, и детей разделили на два класса. Римма попала в класс, где учителем была Таисия Николаевна Рочева.
Смышлёная и разумная девочка легко усваивала школьную программу, научилась говорить на русском языке, писать, читать. Окончив с хорошими оценками казымскую школу, в 1984 году поехала учиться в город Ленинград, тогда он ещё так назывался. Поступила в государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, выбрала профессию учителя. В этом же городе в институте она встретила Игоря Потпот, между ними возникла взаимная симпатия, переросшая в серьёзное чувство, и так образовалась семья. В этом большом городе родился их первенец – Олег. По окончании института молодых супругов по распределению отправили на родину мужа, в с. Нешкан (Чукотский район Чукотского автономного округа), где началась педагогическая деятельность Риммы Михайловны в качестве учителя начальных классов. На чукотской земле родилась красавица дочь – Екатерина. Живя на Чукотке, Римма стала понимать и даже говорить на чукотском языке, на котором говорили родственники Игоря.
Через несколько лет молодые супруги решили переехать на родину жены – в село Казым. Устроились на работу в Казымскую антропологическую школу (КАШ), где Римма была руководителем цикла «Языкомировидение», Игорь вёл предмет «Искусства и ремёсла». Позже Римма Михайловна преподавала родной хантыйский язык в Казымской средней общеобразовательной школе. На казымской земле родился их младший сын. Кроме своих детей, семья Потпот воспитала также приёмных детей Виктора, Константина и Татьяну, которых любят, как родных кровинок. Веселая жизнерадостная хантыйская мастерица, сложа руки, никогда не сидит. Из-под её рук выходят орнаментированные женские платья, мужские рубахи, национальная женская обувь-ниры. Она также вяжет спицами: платья, кофты и многое другое.
С 2009 года Римма Михайловна перешла работать в Белоярский филиал Обско-угорского института прикладных исследований и разрабток (ОУИПИиР) научным сотрудником, а в 2018 году стала начальником филиала. За время работы ею было опубликовано около 40 научных трудов, а также вышли фольклорные сборники: «Легенды земли божественной» (2011 г.), «Песни-сказки казымских людей»,«Песни казымских ханты» (2020 г.). Книжка для детей «Какая утка? Скажи!».
В последнее десятилетие поменялся уклад жизни коренного населения, возникают проблемы с сохранением самобытной культуры народа. В первую очередь, постепенно уходит из обихода язык, на котором говорили наши предки, забываются обычаи, обряды. И именно работа научного сотрудника: сбор полевого (фольклорного, этнографического, исторического) материала у носителей языка, фольклора; расшифровка и обработка полевого материала; составление фольклорных источников позволит подрастающему поколению узнать о языке, истории и культуре своего народа.
Римма Михайловна Потпот в 2012 году поступила на заочное обучение в аспирантуру Югорского государственного университета и написала диссертационное исследование на тему «Дом в традиционной хантыйской модели мира», научный руководитель – Валентина Николаевна Соловар. Валентина Николаевна является одним из выдающихся деятелей науки из народа ханты, она – доктор наук, готовит кадры высшей квалификации в области теоретического языкознания. Римма Михайловна в своей диссертации представила образ хантыйского дома, описала всю структуру, черты и особенности в языковой картине мира хантов. В прошлые времена, когда жили люди с песнями, со сказками, как они воспевали образ дома в песнях, сказках, все подробно изложено в диссертации. Её диссертация вносит значительный вклад в лингвокультуру народа ханты. Думаю, что молодое поколение, которому будет интересно узнать культуру своего народа, заглянув в данную работу, узнает очень многое о жизни и быте, о фольклоре хантов.
11 марта 2011 года в Москве состоялись защита диссертаций Риммы Михайловны Потпот и Ирины Максимовны Молдановой, они обе являются представителями казымских ханты.
И сегодня через газету «Ханты ясанг» хотим поздравить Римму Михайловну Потпот с получением степени кандидата филологических наук и пожелать ей дальнейших успехов. Здоровья, семейного счастья, удачи.
Евдокия Каксина,
село Казым