- Хантыйский
- Русский
Югра – арсыр мир вәӆты мўв
Эмма Радиковна Усманова — мўв ипийн катра йис пурмӑсӑт кӑншты нє па бронза нємуп йисн вәум әмӑтсухӑт ёнтты ими. ўв хәумъяң мутас о Сарыаркинской археологической институтн рәпит, щи ут Карагандинской университета ӑңман вә (Казахстан). Э. Усманова андроновской вәупсы па бронза йис оӑңӑн ар нумсӑң нєпек хӑншӑс. ўв арсыр научной мирхотӑтн Казахстан, Россия, Великобритания, Норвегия, Венгрия па па мў-вӑтн вәяс. Щӑта Казахстанӑн вәты ЮНЕСКО тӑхийн па IX-мит Мўвтє пурмӑс вєрты хӑрн (Урай) вєрӑт єрамтты нєңа вәс.
— Ма III-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты мирхота әмтутӑт па пурмӑсӑт нух вантты вохсыюм. Щи тӑхи кәщая ям учёной ими вәс, Мария Терентьевна Майстровская. Мєт оӑңӑн Ёмвош округа Северной археологической мирхота юхтыйсум. Щит хәум о юхы вәс. Иса ӑн нәмӑссум, хуты йипа Увӑс мўва юхӑтум. Вантэ, ма — азиатской хӑннєхә, Центральной Азияйн рәпитум. Интум хәмит пўш тыв йисум. Югра — щит арсыр ясңуп мирӑт мўв, щит пӑты хўв мўв па степь эвӑт вәнта юхӑтсум.
— Муй пищӑң шиваӑты вәс, хән мєт оӑңӑн Ёмвош округа юхӑтсӑн?
— Мєт сыры археологической мирхот хущи, хута щи вєр тәса вәты ёх ӑктӑщийсӑт. Кимит пўш, хән Урая па Кондая юхӑтсум, щӑта обской угрӑт мўв оӑңӑн тәса уша павӑтсум. Хӑнтэт па вухаят — ай мирңӑн, ыв рәт мўве сӑмӑңа тӑйӑт па яма вєртут вєрты хошӑт. Әмӑщ шиваӑты вәс: хӑннєхә нё нюхрӑ, ивәнты хў ан вєр па щи юпийн «Ямаха» хопа омӑс. Рўщ щирн — щи вєр мультитехнологичность нєм тӑй. Урайн вєртут вєрты хӑр вәс, щӑта арсыр ясңуп мир ӑктӑщийсӑт. Юграйн щи мир кўтэн әхсӑңа вәты хошӑт. Ма щирємн, па мўв мирӑта ищиты вәтыя вәнтыйты мос.
— Нӑңена әмӑщ уша вєрты вәс, нєш, вәнтӑн ищи катра йис пурмӑсӑт мўв ипийн кӑншыйт?
— Северной археологической мирхот щи вєр пӑты эщӑтыйы. Мӑнєма еєм вәс, сыры щи вєр оӑңӑн ӑн хәясум. Щи мирхотн Ольга Корочкова Екатеринбург эвӑт па Наталья Фёдорова Пуңавӑт вош эвӑт щи оӑңӑн мӑнєма путӑртсӑңӑн. Ма вәтєм нәпӑт степь хущи мўв хирум. Нєш, катра йисн мир вәнтӑн ищи вәсӑт. Сыры нәмӑссум: «Вәнтӑн вәупсы хән вә? Щит Азияйн вә, хута тывет-тухет яңхты ӛшӑт вәӑт». «Природы и Человека» нємуп музейн шиваӑсум, хутысаты шуши мир ям щирн вәнтӑн вәӑт.
— Нӑң Ёмвош ремёслайт хот пиа муты вєрӑт вєрты питсӑн? Вантэ, щи тӑхи унтасн IX-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты хӑра яңхсӑн па тӑм Конгресса юхӑтсӑн.
— Ям хуятӑт ремёслайт хотн рәпитӑт. ыв тӑта нўм мўв хӑнтэт әмтутӑт мира вантӑсӑт. Хӑнты па вухаь хурамӑтн ма андроновской хурамӑт шиваӑсум. Мўң вәэв, aндроновской анӑт угорской хурамӑт ищи тӑйӑт. Ольга Дмитриевна Бубновене мӑнєма лупӑс тӑта щимӑщ анӑт мира вантӑты. Ма ар щи ут тӑйум, щитӑт Кустанайской область хущи лесостепь па степь мўвӑтн вәйтсум. Тӑм мирхотн Игошев нємуп хотн щитам вантӑсам. Тӑмиты Ёмвош ремёслайт хот пиа ияха рәпитум. Еы нумӑс вә шуши ёх сэвӑт па әмӑтсухӑт оӑңӑн тәсашӑк уша павӑтты.
— Мўң вәэв, обской угрӑт пурмӑсӑтн андроновской хурамӑт хурасуп утӑт вәӑт. Вантэ, катра йис рәтўв кўтн кочевникӑт ищи вәсӑт.
— Апа, щит пӑты. Щи вєр тәса єрамтты мос. Шуши ёх хӑншет вєра хурамӑңӑт. Андроновской па угорской хурамӑт иса ихураспет. Нюр щи мирӑт и йисн вәсӑт.
Югра – площадка для диалога культур
Эмма Радиковна Усманова – археолог и реконструктор женского костюма эпохи бронзы. Более тридцати лет она – научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова (Казахстан).
Э. Усманова – автор нескольких научных монографий и около сотни статей об андроновской культуре народов степной Евразии и костюмах эпохи бронзы. Она – участник научных конференций в Казахстане, России, Великобритании, Венгрии и других странах; эксперт Национального казахстанского комитета ЮНЕСКО и IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира (Урай). И наконец, Почетный гражданин города Лисаковска за вклад в развитии древней истории края.
– Меня пригласили на III Международный Конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства в качестве эксперта по костюму и предметам прикладного искусства и реконструкции костюма на замечательную секцию «Методы реконструкции технологий в археологическом и этнографическом наследии и их художественная ценность». То есть это широкий аспект, как можно реконструировать на основе реальных артефактов. Я была сопредседателем. Председателем секции была великолепный учёный, это Мария Терентьевна Майстровская.
Мое первое появление в Ханты-Мансийске – это Северный археологический конгресс. Это было три года назад. Никогда не думала, что ещё раз приеду в эти северные края. Потому что я все-таки азиатский человек, степной человек, сфера моих интересов – это культура народов Центральной Азии. Я тут появилась уже в третий раз, это значит, что притяжение вашего края огромное. Потому что вот так издалека, из степей, приехать сюда, в тайгу, говорит о том, что Югра – это замечательная площадка для диалога культур народов из разных ландшафтных зон и культур.
– Что вас потрясло, когда впервые приехали в Ханты-Мансийский округ?
– Сначала археологический конгресс, все-таки это профессиональное сообщество. Такой хороший научный космос и общение. Когда во второй приезд попала в Урай и Конду, тогда у меня началось открытие земли обских угров, как их называют: ханты и манси. Это маленькие народы, которые влюблены в свое дело и свой край. Причем, меня поражает: мастер делает наконечник стрелы, тут же изготавливает корытце для рыбы и тут же садится на лодку «Ямаха». То есть это – мультитехнологичность. И народы, я знаю, вы малочисленные. Но я не слышу в этом трагичности. Вы понимаете, что-то случилось, но это надо принять и идти дальше. И это хорошо, это приятно.
В Урае в 2016 году был фестиваль народных ремесел. Впечатлила мультикультурность Югры, которую удается сохранить вашему дивному краю. Сейчас весь мир бьется над проблемой как сохранить мультикультурность в виду миграций, как сохранить мир и поликультурность. И я считаю, что замечательный опыт Югры в этом плане должен изучаться.
– Удивило вас или нет, как археолога, что в тайге тоже проводятся археологические раскопки?
– Северный археологический конгресс посвящён как раз этому. Стыдно, но я не знала северной археологии. На презентации археологических находок мои коллеги Ольга Корочкова из Екатеринбурга, Наталья Фёдорова из Салехарда вдруг мне рассказывают о мумии, северной археологии и кладах в тайге. Они мне говорят: «Что ты всё про степь да степь?». А у меня же степь, экология и доместикация. А жизнь, оказывается, была активной и в лесу. Это было замкнутое пространство, но здесь всё было под рукой. И система жизнеобеспечения, которая обусловила такую яркую динамику культур. Это меня поразило. Потому что я до этого думала: «Ну что там, в лесу, может быть? Всё есть у нас в Азии, там Шёлковый путь. А они сидят закрытые в лесу». А на самом деле здесь такая яркость духа и сакрализация. И, конечно, поразил Музей природы и человека, который великолепным образом демонстрирует великий диалог природы и человека. И как шла адаптация человека именно к этой ландшафтной зоне. Так что я тоже у вас учусь.
– У вас появились совместные проекты с Центром народных художественных промыслов и ремесел Югры, по приглашению которого вы участвовали в IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра-2016» и сейчас находитесь на Конгрессе?
– Замечательная команда Центра народных художественных промыслов и ремёсел Ханты-Мансийска. Она показала реконструкцию костюмов, и мы видим в узорах ханты и манси угорские элементы, которые очень хорошо соотносятся, как ни странно, не с лесной керамикой, а с нашей андроновской. Это один к одному. Это прямое повторение aндроновских сосудов. Хотя мы всегда говорим, что в андроновской культуре есть угорский элемент и его древние корни. Вот это я сейчас хожу и фотографирую. Ольга Дмитриевна Бубновене предложила мне соединить художественность андроновской посуды и взгляды художника и керамиста. У меня замечательная коллекция древней посуды эпохи бронзы, поскольку я копаю как раз на границе лесостепи и степи, это Костанайская область, город Лисаковск. Это, в принципе, уже отроги Южного Урала. И как раз на этом Конгрессе была выставка в музее Игошева, и как зазвучали чудесно андроновские орнаментальные мотивы уже в художественной современной интерпретации. Вот такое содружество с Центром ремесел. У нас ещё в планах есть изучение накосных украшений и костюма, которые великолепно сохраняются в архаике.
– Андроновские элементы в культуре обских угров есть ведь потому, что у ханты и манси часть предков были кочевниками.
– Скорее всего. Это надо изучить, потому что прямая экстраполяция редко приветствуется в науке. Можно соединить, но в науке всегда нужна система. Конечно, северные орнаменты потрясающие. Берёшь альбомы андроновской орнаментики и угорской (обско-угорской) – как будто народы жили в одно время. Вот это позитив и негатив в шаблоне орнамента. Как будто взяли, горшок срисовали и поставили, вышили орнамент на одежде или выполнили тиснение орнаментики на коже.