Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Антонина Никонова

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мўвтєԯ шуши мир емӑңхӑтԯ пиԯа
  • «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» газетайңӑн ёх!
  • Мўң мўвевн наркоман хуят шимԯа йис
  • Хутыса ёш войт па ощӑт ԯўңӑтты вєр мӑнԯ
  • Общественной палата ёх мирхот
  • Хўԯ вєрӑт тәты ёх ӑктӑщийԯсӑт
  • Тәп мўң рәт ясӑңңӑԯўв ԯавӑԯты вєритԯўв
  • Научной мир хот оԯәңән

Кәща ёх вєрӑт - Политика

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тәрум ор оӑңӑн айке тәс
  • И пӑнт хўват мӑнтыя…
  • Шуши мир эвет па пухӑт – апрӑңӑт
  • «Нохӑр пай пәхӑр» нємпи рўтьщӑты хӑр

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Нуви сӑңхум вошӑң вәна пєлка ювум ёх рўтьщӑты хӑр
  • «Тәрум кусы лак» нємуп вәйтантупсы
  • Югра мўвӑң мухсӑң хӑт
  • «Утро – 2016» хӑрн арсыр мирӑт вәԯупсы ванԯтӑсы
  • Ван рәтӑт вәйтантыйсӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Йиԯәп хӑншты щирэв оԯәңән

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Мосум юхан нє хӑншум путрӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Мосум юхан нє хӑншум путрӑт
А. Никонова икеԯ пиԯа
А. Никонова икеԯ пиԯа
  • Хантыйский
  • Русский

Мосум юхан нє хӑншум путрӑт

Ма, Антонина Николаевна Никонова (Волдина), кәртӑн вәԯԯум. Пенсияя мӑнмєм юпийн па вәнт кәртӑн вўԯы єнмӑԯман вәԯԯум. Вәнтӑн кәртєм Ай Мосум юхан хуща щапӑр хўԯ вары хонӑңӑн омӑсԯ. Тӑм ай моньщиет Татьяна Терентьевна Волдина ӑңкєм моньщӑс. 

Ма сєма питсум Йинк вой юхан ёхумн. Хән сємңӑԯам єтсӑңӑн, нуви ԯоньщ шуваԯӑсум. Па щи ԯоньща ма кўрңӑԯам пәрумсӑԯам. Ма сора-сора юхи навӑрсум па тўт имєм хонӑңа омӑссум. Юԯн хошум. Щӑԯта па щи сємңӑԯам єтсӑңӑн, ащєм вўԯы пәшӑс вєрԯ, ӑңкєм ԯўвеԯа нётԯ. Вўԯыԯўв рат хонӑңӑн уԯԯӑт. Щит сўс пура вәс. 
Щиты щи вәсум ая вәԯмємн – вўлэт, ӑңкєм, ащєм, ампԯам па ԯантӑң ёхмєм. Ма нәмӑссум: «Мўң  тӑм тәрумн атэԯт щи вәԯԯўв». Щӑԯта ӑңкєм лупԯ, ма, нєш, яй па упет тӑйлум. Ԯўң вәсўв Ряпан ёхум кәртӑн. Хотэв кӑрӑщ керӑс хонӑңӑн омсӑс. Сӑмӑңа хӑтӑть-ԯяты вєр тӑйсум. Ӑңкєм щи лупийл: «Хўв аԯ хӑтӑтьԯя, етн Канкар Ими няврємӑт кӑншман яңхӑԯ». Уԯты арта йиԯ, ӑңкєм Пўка шәпие оԯӑңӑн моньщ моньщӑԯ. Пўка шәпие ищи хӑтӑтьԯяты ԯӑңхас, тәп Канкар Ими ювраԯыԯӑс. Канкар Имийн щи тәсы. Пўка шәпие – апрӑң па нумсӑң вәс. Мӑнєм ищи нумсӑңа мосԯ вәԯты. Щи нумӑсԯамн щи вуюмԯаюм.
Тӑԯн Саккар нємуп ёхумн вәсўв. Ӑня нєм щи ёхум тӑйс. Щи нєм оԯӑңӑн ащєм тӑмӑщ путӑр тӑйс. Катра йисн тӑм ёхум хўват щурас ёх ӛш вәс. И щурас хә ёхум хонӑңӑн саккар хирӑԯ әхӑԯ эвӑԯт иԯ питӑс. Щи хӑщӑс. Саккар хирӑԯ щи уԯ. Яңхты ёх саккар хир мухаԯая щи яңхԯӑт. Щи нәмӑссӑт, щурас хә сак-кар хир кӑншты юхӑтԯ. Хўв муй ван  щи хир уԯӑс, тови йиңк юхтӑс – сак-кар щи ԯуԯӑс. Щиты щи ёхум нємӑңа йис.
Щӑта вәԯтэвн ар мир мухты вәнтӑты яңхсӑт. Етн ёх арсыр путрӑт па моньщӑт путӑртсӑт. Ма ԯыв ещаԯтэԯа арӑт арисум. Мўң кәртэв мухты ар пўш Кузьма Антонович Лозямов яңхӑс. Ԯўв мӑнтаԯн ма пєԯєма  щи лупԯ: «Па юхӑтты вәнтєм нӑң моньщ вєра!» Ӑңкєма щи ювӑрԯыйԯԯум: «Ӑң-ка, моньщ моньща». Ӑңкєм моньщ оԯңӑԯтӑԯ, еԯԯы па моньщ хәем щи ԯєԯум, арсыр ущхуԯь суртӑта питԯ. 
Вўтн вәԯты няв-рємӑт айԯат ёх эвӑԯт ԯаюмн па кешийн рәпитты хошԯӑт. Ма ищи нӑртама ар ай вәншет сэвӑрсум. 
Ӑңкєм щи оԯӑңӑн тӑмӑщ путӑр вєрӑс. Хән ма нарԯы-карԯы вәԯԯум, щи эвӑԯт па нӑртама ай вәншӑт сэвӑрсум, ӑңкєм лупийԯ: «Хәԯԯэн. Ай вәншие хоԯԯаԯ. Вантэ, кӑԯы сємие». Вантԯєм, ина, сэврум тӑхєм эвӑԯт вурты кӑԯы сємие хуԯийԯ. Хоԯԯӑты па сый хәԯсум. Ӑңкєм еԯԯы путӑртты питӑс: «Хәнты юхӑт хӑнты щирн вәсӑт. Сєма питсӑт, єнумсӑт па пирща йисӑт, сурма йисӑт. Мўв хўват яңхсӑт. Ԯєсӑт муй мўвн єнмӑс. Щӑта ар вәншет єнумсӑт. Мўва-вәнта  ԯєпты ӑн питсӑт. Муй ԯєтут вәс – иса ԯєсӑт. Тәрум ащев нәмӑсты питӑс – муй вєрты? Мўв Ӑңкие щиты лупӑс: «Ԯыв ԯоньщи юх-еңка питԯӑт. Ԯєрԯаԯн мўв эвӑԯт ӛр таԯԯӑт. Хән хӑнты вәԯупсы тывԯ, юх-еңк нётты питԯӑт. Ԯыв ищиты сєма питԯӑт, єнумԯӑт па пирща йиԯӑт». Тәрум Ащи щиты щи юхӑт и тӑхийн ԯоньщи мойԯӑс. Мўв Аңкие эвӑԯт вәԯты ӛр таԯԯӑт. Тәп и тӑхийн ԯоԯьты мӑрєм вәс. Ԯыв мир вантты ԯӑңхасӑт пӑԯӑң иты. Щи вўшмащсӑт: «Пӑԯӑң Икиԯўв мир вантман яңхԯӑт, мўң па и тӑхийн щи ԯоԯьԯўв». Пӑԯӑң Икет хәԯсӑт, муй оԯӑңӑн вәншет вўшмащсӑт па щи лупсӑт: «Нынӑна мўң хурԯўв мойԯӑԯўв. Нәмты питԯӑты, хәнты мўң ләхсӑңа вәсўв». Тәп пӑԯӑңԯаԯ щит лупсӑт, юхӑт карӑңа йисӑт. Карԯаԯн пӑԯӑң хурӑт. 
Тӑм йисн юх-еңкԯы муй вўрн вәԯты? Хот омӑсԯўв юх эвӑԯт. Тўт Имие сорум юхн ԯапӑтԯэв. Тӑм ай вәншие ӑңкеԯа щи лупԯ – ԯўвеԯа кӑши, хоԯԯаԯ. Ай вәнши вәна єнмӑԯ – ар нохӑр єнмӑԯ, муй арат войт ԯєтут вәйтԯӑт. Тӑԯн вәншет ар хошум мӑԯӑт. Юхӑт сурма иты артӑн тўтьюха питԯӑт. Па еԯԯы вәԯԯэн – нәмԯы тӑм путрєм. Юх-еңк йит тӑйԯ». Ӑңкєм путӑр хўвн сухнӑс, ма па хўв хәԯӑнтсум вәнши оԯӑңӑн путрӑт.
Ясӑң
Муй арат тухԯӑң вой арсыр турсый тӑйԯ, щи арат па мирн арсыр ясңӑт вәԯԯӑт. Хәнты йисн миртєԯ  хӑнтэт и ясӑң тӑйсӑт. 
Щӑԯта иса миртєԯ ёх ӑкӑтсайт па вән Тәрум хот омӑсты питсӑт.  Яма омӑссэԯ.  Хӑщӑс вән ләңханьщуп хот ԯаңӑԯа тәты. Ар щир нәмӑссӑт щи ләңханьщуп хот ԯаңӑԯа омӑсты па щом-ԯаԯ иса хуԯасӑт. Еша нух тәԯэԯ ин ләңханьщуп па иԯԯы рӑкӑнӑԯ. Хўв кӑпӑрсӑт миртєԯ ёх, еша па хӑщӑс хот ԯаңӑԯ вәнта. Ин ләңханьщуп иса иԯԯы хӑтумӑс. Миртєԯ ёх ар тӑхи пєԯа навӑрсӑт, вўшмащман. Еша рўтьщӑсӑт па еԯԯы рәпитты нарумсӑт.  Питсӑт путӑртты, ин ясӑңԯаԯ иса вәтща ӑнт юхӑтԯӑт. Путӑртсӑт, путӑртсӑт, рәпатаеԯ еԯԯы иса ӑн мӑнԯ. Кӑпӑрсӑт, кӑпӑрсӑт, тәп ясӑңԯы нємӑԯт ӑн тывӑԯ. Ин ёх ар тӑхи пєԯа щи шәшумсӑт. Щиты щи  рўщ хә – рўщ ясӑңӑн путӑртты питӑс, хӑнты хә – хӑнты ясӑңӑн, ву-хаԯь хә – вухаԯь ясӑңӑн, хӑтань – хӑтань ясӑңӑн.
Хәнты па тывӑԯ щимӑщ йис-нәпӑт, хән и ясӑң миртєԯ хӑнтэт тӑйты питԯӑт. Тәп ар тухԯӑң па кўрӑң войт и ясӑңа хәнты па  ӑн питԯӑт. Кәккәк имен вурңа иты ўвты ӑн питԯ.
 
Емӑң йиңк
Хәнты мир вәсӑт. Яма вәсӑт. Ияха вәнтыты яңхсӑт. Ияха тўвум ԯєтутӑт ԯєсӑт. Ияха рәпитсӑт. Щӑԯта  мӑтты ёхԯаԯ тащӑңа йиты питсӑт. Нўша ёхԯаԯ ԯывеԯа рәпитты питсӑт. Тащӑң ёх па тащӑңа ԯӑңхасӑт йиты.  Хӑнтэт иса ԯыкӑңа йиты питсӑт, ԯявӑтсӑт. Кўтэԯн ԯаԯясты питсӑт. Тәрум Ащев хўв муй ван мирӑԯ пєԯа вантӑс. Щӑта ԯыкӑԯ юхтӑс. Емӑң йиңкӑԯ щи єсӑԯсӑԯэ. Ԯапӑт хӑтԯ па ат мӑр емӑң йиңк вәс. Вотум ухуп вән Икет щи вєр вәс. Хән кәккәк ԯўңӑн ԯәйты ӑн  питԯ, ԯыв вәсэԯ, ԯапӑт оԯ хӑщӑс емӑң йиңк вәнта. Ԯапӑт павӑрт пўш пур вєрты щи питсӑт. Хән емӑң йиңк юхӑтԯ, щи пур тәп ям хӑннєхә нух аԯмӑԯ. Питы ԯыкӑң ёх эвӑԯт пур иԯԯы щәйԯаԯ.  Пурн хӑтьщи ёх ԯапӑт ат па хӑтԯ щи тәтьԯяԯыйт. Щиты хӑнты мир пурӑԯ ищи емӑң йиңкӑн тәтьԯясыйт, щӑта па кӑрӑщ сӑңхум пӑтыйн щи сорсӑт. Щиты Мущӑң ёх, ԯыв пурэԯ Мущӑң сӑңхумн сорса. Ай хӑр сӑңхум ёх – ԯыв ай сӑңхум пӑтыйн сорса. Мевԯащ ёх – Мевԯащ сӑңхумн. Щиты щи хӑнтэт рәт пурԯаԯ арсыр  сӑңхумӑтн щи сорсыйт. Щӑта щи тӑхет эвӑԯт ар рәт ара щи шәшумсӑт.
 
Муй щирн 
пєԮңа єтӑс
Хән Тәрум Ащев акань ԯуват хӑнты мир вєрӑс, вәнтӑн вәԯты ёх иса кўрн яңхсӑт. Тӑԯн, хән ԯоньщ кўԯа йиԯ, хўва иса ӑн яңхсӑт. Щиты щи вәсӑт. Хўв муй  ван нәмӑсӑс Тәрум Ащев, нумӑсн щи юхӑтса. «Кай, оңтӑң войт тӑйԯум. Мирєма єсӑԯԯєм-ки, мосӑң, нух кирты пит-ԯэԯ», – щиты нёхмӑс.
Ин войеԯаԯ иԯԯы щи єсԯӑс. Хӑнтыет нух щи амӑтсӑт. Имет щи войт ԯєтутн ԯапӑтты питсӑт, икет па нух кирты. Ин икет вўԯєң әхӑԯн пән вӑнтты, вой кӑншты питсӑт.  Тәрум Ащев  вантӑԯ, хотӑт эвӑԯт ар тӑхи пєԯа ӛш хӑриет таԯӑсԯӑт. Нәмӑсԯ: «Тәса щи войԯам мӑсԯам». Тӑԯ мӑр щи яңхсӑт вўԯєң әхӑԯн мир, ԯўңа йис – кўра щи питсӑт. Ин вой-ԯаԯ вәнта щи мӑнсӑт.
Ин миреԯ вўԯыԯы щи хӑщсӑт. Тӑԯа йис. Муй вєрты? Па щи кўрн вәнтыты. Нумӑс вєрсӑт, Тәрум Ащеԯ эвӑԯт па вохты оңԯӑң воиет. Па мосԯ муԯтсар каԯңатты вой, ԯәԯн ԯўң вәнта аԯ мӑнсӑт, кәщайт хонӑ-ңӑн вәсӑт.
Тәрум Ащеԯ па щи әмӑщ воиеԯ єсԯӑс. Хӑнтэт амӑтсӑт. Тӑԯ мӑр щи вўԯєң әхԯӑтн яңхԯӑт. Тәрум Ащеԯ нумӑс каԯңатты войт оԯӑңӑн. Ԯўңа йис – вўԯэт вәнта щи мӑнсӑт. Хӑнты мирев Тәрум Ащел щи пойкщӑԯӑт. Ԯўв мўва пєԯңа щи єсԯӑс. Пєԯңайԯаԯ лук ԯуваттат. Ин вўԯы тащеԯ юхи нёхӑԯсӑт.
Ин па щи хӑнтэт вўԯыԯы хӑщсӑт. Тӑԯа йис. Тәрум Ащеԯ па щи вўԯы хӑнтэта єсԯӑс. Тӑԯ мӑр ёх щи вўԯєң әхӑԯн яңхԯӑт. Ԯўңа йис – вўԯэт па щи вәнта мӑнсӑт. Тәрум Ащеԯ пӑстэк ԯуват пєԯңа єсԯӑс. Па щи ин вўԯы тащ ԯєвємӑсы.
Па щи хӑнтэт пойкщӑԯӑт, Тәрум Ащи вўԯы єсӑԯты вохԯӑт. Па каԯңатты вой иса ая  вєрты. Тәрум Ащи хәԯ-мит пўш вўԯы єсԯӑс. Тӑԯн мир вўԯы әхӑԯн щи яңхԯӑт. Ԯўңа йис па Тәрум Ащи вўԯы каԯңатты вой єсԯӑс – ай пєԯңайт. Ай пєԯңайт вўԯы тащ юхи щи вошӑтсӑт. Кәщайԯаԯ пәсӑң пунԯӑт пєԯңа вошитты.  Щиты щи вўԯы па хӑнты ёх пиԯа вәԯԯӑт. Вўԯы тӑԯн кәщая рәпитԯ, па ԯўңӑн кәщайԯ вўԯыя рәпитԯ.
 
Әмӑщ воиет
Катра йисн и хӑнты хә мойңа юхтӑс увӑс юрн кәрта. Нюки хота ԯуңӑс, шай яньщӑс. Хотӑң ёх ԯўв пиԯаԯа иса кәм ӑн тӑйԯӑт путӑртты. Иса муй щи кӑншԯӑт әпӑт кўтн. Муԯты вой кӑншԯӑт па сєңкємаԯӑт. Ԯўвеԯа әмӑщ вантты. 
Щӑта ԯўв хотӑң ёхԯаԯ пєԯа лупийԯ: «Муйсӑр воиет әмща кӑншԯӑты? Шаԯь ки ӑнтә мўңева ищи мосԯ щимӑщ әмӑщ воие». Хотӑң ёх лупԯӑт: «Муй шаԯь, мўң ар тӑйԯўв». Ин Икия тєԯӑң юрн мил әмӑщ воиетн щи мӑсы. Щи эвӑԯт әмӑщ воие – тєвтум, па хӑн-ты мўва щи юхтӑс.
 
Антонина Никонова,
Кышик кәрт

Рассказы женщины с реки Назым

Меня зовут Антонина Николаевна Никонова. Живу я в деревне Кышик Ханты-Мансийского района. Выйдя на заслуженный отдых, я переехала на своё родовое стойбище, которое располагается на протоке, названной в честь рыбы Чебак и впадающей в реку Назым.

Истории, которые я сегодня вам поведаю, я когда-то услышала от своей матери Татьяны Терентьевны Волдиной.

Родилась я на берегу речки, названой в народе речкой Ондатры. Когда я впервые осознанно посмотрела на мир, то увидела вокруг себя белый снег, почувствовала его хруст и даже холодок. Именно зимний холод загнал меня, девчушку, домой, Богиня Огня Тут Ими тут же согрела меня своим теплом. Дома – хорошо, тепло, уютно.

Однажды застала такую картину, отец делает загон для оленей, а мама ему помогает. Олени в это время собрались вокруг костра. Быки носятся. Это было осенней порой.

Так я и росла вокруг красивейшего бора, оленей и охотничьих собак. Я всегда думала, что мы одни живём на этом белом свете. Потом мама объяснила, что у меня есть брат, старшие сёстры. Это было для меня открытием. Летом мы жили в деревне, которую называли Рябиновым бором. Дом располагался на высокой горе, с которой зимой я очень любила кататься на саночках. Мама всегда предупреждала: «Доченька, не катайся долго, вечером Канкар Ими детей ищет». Приходит время сна, мама начинает рассказывать сказку о Пука шопие. Он тоже очень любил кататься с горки, однажды забыл счёт времени, и его украла Канкар Ими. Но Пука шопие был очень смышленым малым, поэтому я подумала, что и мне тоже надо быть такой же, всегда думать о последствиях.

Зимой мы жили в бору, который назывался в народе сладким Сахарным бором. Отец рассказал, почему этот бор так назвали. В старинные времена через этот бор проходила купеческая дорога. Однажды у одного купца по дороге выпал мешок с сахаром. Долго он так лежал и привлекал внимание всех проезжающих. Все думали, что торговец, наверное, потерял и ищет этот самый мешок. Много ли мало времени он пролежал, кто знает. Но весной с таянием снегов в мешок попала вода, так сахар весь и растаял. С тех пор этот бор и назвали Сахарным.

Живя в этом бору, у нас часто останавливались проезжающие гости. Путешественники рассказывали много интересных историй. Я всегда перед ними выступала с песнями. Через наше стойбище часто проезжал Кузьма Антонович Лозямов. Он всегда говорил мне: «К следующему приезду сочини сказку!» Я сразу обращаюсь к маме, говорю: «Мама, расскажи сказку!» Мама начнёт рассказывать, а сказочный герой, как всегда, попадает в какие-то переделки. Это сейчас я понимаю, что это были поучительные для нас, детей, сказки.

Дети, живущие на стойбище, с малолетства начинают пользоваться ножом и топором. Много я в детстве сосенок порубила. Об этом у мамы тоже была поучительная история. Только от непонимания жизни деревьев человек может бездумно рубить их. Мама обращается ко мне: «Доченька, слышишь, сосенка плачет? Видишь её слёзки?» И правда, на срубленном месте появляется красноватая жидкость, действительно, как будто слёзы сосенки. Мама продолжает говорить: «Когда-то деревья жили, как люди. Рождались, росли, старели и умирали. Питались от земли и росли ввысь. Однажды их выросло так много, что даже тесно стало. Всё, что было вокруг, было съедено. Создатель Торум стал думать, что же делать? Мать-Земля говорит: «Они станут снежными ледяными деревьями. Дарами-соками земли питаются. Когда здесь появятся ханты, то они будут первыми их помощниками. Они ведь тоже рождаются, растут, стареют». Торум поколдовал над деревьями. Эти деревья с земли-матушки питаются. Но им было скучно стоять на одном месте. Они хотели, как тучи, возвыситься и увидеть весь божий свет. Возмущаются: «Отец грозовых туч по всему миру перемещается, всё знает, а мы на одном месте стоим». На что он ответил сосенкам: «Я вам подарю картину, на которой будет запечатлено, как мы всегда жили дружно». Только так сказал, как тут же деревья покрылись корой, на которой, словно на картине, нарисованы облака.

Как сейчас живут сосенки? Мы, люди, строим из них дома, кормим Тут Ими, разжигая огонь в чувале. Вот маленькая сосенка жалуется матери на боль, плачет. Малышка растёт и когда-то превратится в большую благородную сосну. А сколько шишек на ней будут, которые будут настоящим лакомством для жителей леса. Зимой сосна обогреет человека. Ведь когда дерево погибает, из него получаются отличные дрова.

Так, всю жизнь я помню эти поучительные легенды, связанные с деревьями. Уже давно нет мамы, но её рассказы о соснах до сих пор со мной.

 

Язык

Сколько птичьих голосов на свете, столько и языков. Когда-то в далёкой древности среди прочих языков зазвучал и хантыйский.

Однажды собрались народы и построили церковь. Хорошо, основательно поставили божий дом. Осталось только большой колокол установить. Уже всё передумали, каким образом его установить под купол церкви, силы иссякли. Только чуть ввысь потянули – упал. Долго мучились, вот-вот немного осталось, как вдруг колокол снова свалился навзничь. Народ забегал вокруг него, охают и ахают. Немного передохнув, снова принялись за работу. Стали дружно устанавливать колокол, приговаривая каждый на своём языке, но работа не спорилась. Разошлись народы на все четыре стороны. С тех пор так и повелось – русский человек говорит на русском языке, ханты – на хантыйском, манси – на мансийском, татары – на татарском.

Когда-то вернутся былые времена, воссоединятся народы и будут говорить на одном языке. Только птицы и звери уже никогда не придут к единому голосу. Кукушка не будет каркать по-вороньи.

 

Святая вода

Когда-то люди жили хорошо. Вместе охотились, делили между собой добычу, вместе работали. Затем кто-то разбогател. Бедняки стали на них батрачить. Богачам хотелось ещё больше разбогатеть, но простому люду это не понравилось, стали постоянно браниться. Начались войны. Долго ли коротко ли смотрел на всё это безобразие Бог. Не понравилось ему это. Полил землю бранную святой водой, в которой земля простояла семь дней и ночей. И сказали тогда седовласые мудрецы, что если летом кукушка не будет куковать, знать, семь лет осталось до наводнения. Соорудив плот высотой в семь брёвен, поплыли по земле-матушке и собирали из воды только хороших и достойных людей. С плохими помыслами людей тут же смывало в воду. Так возил плот людей семь дней и ночей по земле. Каждый род находил себе возвышенность, где можно было бы обсушиться и обосноваться. Так, люди рода Мозямовых нашли свою гору Мозямы, а люди рода Ай хар сангхум ёх – поселились на свой одноимённой горе, Мевлащ род на своей горе. Так, ханты разных родов обосновались каждый на своей горе, и возникли многочисленные хантыйские рода.

 

Как появились комары

Когда Бог создал людей размером с куклу, стал человек по земле ходить пешком. Зимой из-за рыхлого и глубокого снега человек старался меньше ходить. Так и жил человек. Долго ли коротко смотрел с земли на всё это Создатель и подумал: «Так, у меня есть животные с рогами. Ну-ка, подарю я их человеку, авось, запрягать будет».

Опустил на землю животных с рогами. Люди обрадовались. Женщины принялись их кормить, рыбаки и охотники стали запрягать оленей, чтобы ездить проверять гимги, слопцы и капканы. Смотрит Создатель, столько дорожек от дома пошло в разные стороны. Думает: «Хорошо сделал». Зиму люди перемещались на оленях, летом они уходили в лес, а людям приходилось ходить пешком.

Вдруг народ стал безоленным. Пришла зима, что делать? Опять лесовать пешком? Подумал Создатель и спустил на землю рогатых животных, которые бы не уходили летом в лес, а жили бы всегда при хозяевах. Человек обрадовался. Зиму опять запрягают оленей. А летом олени опять уходят в лес. Стали ханты просить у Создателя помощи. Наслал он комаров размером с глухаря, которые и съели оленей.  

Вдруг опять ханты остались без оленей. Пришла зима. Создатель послал хантам оленей. Зиму запрягали и ездили на оленях. Летом они опять ушли в лес. На сей раз наслал Создатель комаров размером с рябчика, которые и съели всех оленей.

Опять ханты молятся Создателю, чтобы тот одарил их оленями. В шестой раз уже Создатель посылает хантам оленей. Зиму запрягают, ездят, а летом насылает комаров, которые и приводят оленей ближе к дому. Хозяева разводят для них дымокур. Так и стали олени домашними, которые и зимой и летом служат хозяину.

 

Интересные животные

В старые времена был такой случай. Ханты пришёл на одно ненецкое стойбище. Зашёл в чум, а там люди чай пьют. Дела им нет до гостя. Всё что-то ищут в волосах. Какую-то живность поймают и щёлкают. Смешно было на них смотреть.

Решился гость спросить: «А кого вы ловите и убиваете? Может, и жалко такую живность-то убивать». А ему в ответ: «Чего жалеть-то, этого добра у нас много». Подарили гостю ненецкую шапку с этим богатством. Так у хантов и появилась вошь.

Антонина Никонова

Перевод на русский язык Людмилы Спиряковой

Рубрика: 
Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
Номер Ханты Ясанг: 
№ 15 (3459)
10.08.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика