- Хантыйский
- Русский
Муй щирн пушхиет онтупн єнмӑӆсыйт
Вәщ тыӆӑщ 20-мит хӑтӆӑн Ёмвошн «Торум Маа» тӑхийн «Няврємӑт юнтупсэт па онтупӑт» әмӑщ ванӆтупсы вәс. Щӑта 30 оӆ мӑр ӑктум, семинарӑт пурайн вєрум онтупӑт ванӆтӑсыйт.
Музейн рәпитты нє Ирина Ксенофонтова путӑртӑс, хуты ӆыв тӑм ванӆтупсыя иса округевн вәӆты увӑс па хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт, вухаӆят онтупӑт вантты пӑта пунсӑт. Ӆўв арсыр онтупӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс. Мєт оӆӑӊ онтуп, хуӆта веӆщи сєма питум пушӑх пунӆы, ӛхӑт вәнта тәӆы па ха эхӑтӆы.
Няврєма па кӑт онтуп ёнтӆа: хӑтӆ мӑр тӑйты па етн онтупӊӑн. Эвета юнтты пӑта ищи ай онтупӑт ёнтсыйт, ӆыв щиты арсыр мосты вєрӑта вәнӆтыйӆсӑт.
Увӑс тӑхийн па хӑтӆ єтты пєлӑкн вәӆты хӑнтэт онтупӆаӆ арсыр щирн ёнтсӑт. Хӑтӆ єтты пєлӑкн няврєм хӑтӆ мӑр тӑйты онтупӑт х эвӑӆт вєрсыйт, атӑӆн уӆты онтупӑт па тунты эвӑӆт вєрман вәсӑт. хӑӊ онтуп икийн вєрсы, тунтӑӊ ут — имийн. Увӑс пєлӑк хӑнтэт тунты эвӑӆт онтупӑт вєрсӑт. Онтупӑт нємасыя щирн хурамтсыйт, ӆәӆн няврєм тӑӆаӊа ат вәс па ма ат уӆӑс.
Ванӆтупсыйн хинт хурасуп онтуп вантсўв, тәп кўтӆупн вўс эвӑтман вәӆ. Щи вўса няврєм омсыйӆсы, мосты сухӆаӆ пуныйӆсыйт па ӑӊкеӆн шӑнш пєлка йирыйӆсы. Вәнт хўват шәшман щимӑщ онтупн няврєм аӆты кєн вәс. Иса онтупа сорум ванши муй па ваӆьщам, єӆты пўнӑӊ сух пуныйӆсы.
Ванӆтупсыйн Нуви сӑӊхум район Тўкъякӑӊ кәрт эвӑӆт Гришкинӑт хоттєӆ ёх тӑюм хәӆум онтуп вәс. Гришкинӑт рәт ёх эвӑӆт вәӆты вәнӆат ими Людмила Каллистратовна Зубакина щи онтупӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс. Ащеӆ 1928-мит оӆн сєма питӑс па ӆўв уӆум онтупӆ ищи ванӆтӑсы. Людмила Каллистратовна уӆум онтупӑӆн апщиӆаӆ єнумсӑт, няврємӆаӆ, хиӆыӆаӆ ищи щив уӆтыйӆсӑӆэ, ӛхӑт хиӆнєӆаӆн юнтман тӑйсы.
Ԯўв лупас:
- Тӑм онтупӑт аӊкаӊкємн ёнтсыйт. Ащєм уӆум онтуп ёнтӑс, мӑнєма ищи ёнтыӆӑс, апщиӆам онтупн єнумсӑт. Нәмӆєм, сорум турн ӑкӑтты па онтупа пунты пӑта мин ӆўв пиӆэӆа нӛрума ӊхсумн. Щӑӆта онтупа кеӆ йирийӆсы па ӑӊки щи кеӆ кўра йирӆӑӆэ па муӆты вєрӆ. Няврєм хән хоӆӆӑты питӆ, ӑӊкеӆн щи кеӆ хўват тәйӊӑӆӆы.
Ищиты ванӆтупсыйн арсыр ут эвӑӆт вєрум няврєм юнтутӑт ванӆтӑсыйт. Катра пурайн ӆапка юнтут ӑнтәм вәс, щи пӑта хӑнтэт арсыр ут эвӑӆт щит вєрсӑт.
Хурӑт оӆюпн хӑншты хӑнты хә Митрофан Алексеевич Тебетев хӑншум хурӆаӆн ищи хӑнты онтупӑт шиваӆӑты рӑхӆ.
Пурмӑсӑт шавиты па ванӆтӑты «Торум Маа» тӑхийн кашӑӊ оӆ вєрӑнтты ёх онтупӑт ёнтты пӑта ха ӑктыйӆӆыйт. Щит мосӆ, ӆәӆн тӑм вєр аӆ юрємӑсы па еӆӆы ат тәсы.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Ильина
Детские колыбели
В музее Торум Маа» 20 июля состоялось открытие тематической выставки «Игрушки и колыбель». На выставке были представлены колыбели, некоторые из которых находятся в коллекции музея уже 30 лет. Часть из них изготовлены на семинарах, которые проводил музей, они тоже представлены на этой выставке. Об этом рассказала сотрудник музея Ирина Ксенофонтова.
Сотрудники музея постарались представить по возможности все территории нашего округа. Отдельно есть колыбель, которая относится к восточной территории, есть и мансийские колыбели, есть и те, что относятся к северным территориям нашего округа. Также на выставке представлены игрушки для младенцев, которые изготовили мастера.
Самая первая колыбель – священная люлька, в которой самые первые мгновения своей жизни находится ребёнок, она относится в лес. И потом ребёнку готовятся две новые колыбели: дневная и ночная. В которых ребёнок проводит большую часть своей жизни во младенчестве. И именно с колыбели начинаются первые мгновения, первые годы жизни ребёнка. И до того как он сделает первые шаги, он находится в колыбели., Так же представлены в коллекции игрушки, которыми играет ребёнок. Они изготовлены из разных материалов. Для девочек изготавливали игрушечные детские колыбельки, это как репетиция к будущей жизни.
Если говорить о территориальном использовании колыбелей, то в таком сравнении можно хорошо отличить, как меняются этнические и эстетические требования к колыбелям, меняются технологии изготовления колыбелей. Если в восточной части округа дневная колыбель изготавливается из дерева. Дневную колыбель готовит мужчина. А ночная колыбель, где ребёнок находится в полный рост, уже изготавливается из бересты, её изготавливает женщина. Есть походная колыбель, она похожа по форме на короб с прорезью посередине, куда усаживается ребёнок. В эту ёмкость, складывается весь походный скарб, который необходим и носится с собой, ребёнок усаживается в неё и носится за спиной. Это очень удобно и хорошо.
Если говорить о всех принадлежностях к колыбели, которые использовались в быту. На дне колыбельки стружка, сверху лежит мох, пелёнки из оленьей шкуры и даже спальные принадлежности и крюк на который колыбелька подвешивается. Сверху накрывается тканью, которая не касается лица ребёнка, защищает от гнуса. К деревянной колыбели использовались берестяные вкладыши, куда засыпалась стружка и накладки-наколенники. Специальная ёмкость для стружек, в которую по времени использования собирается стружка, затем эту стружку относят в определённое детское место, складывают, не разбрасывают нигде и никогда.
Людмила Зубакина (Гришкина) представительница рода Гришкиных рассказала о люльках, которые принадлежали их семье. Показала люльку, в которой спала она сама и её братья и сёстры, люльку в которой спал её отец, он 1928 года рождения. Эту люльку сшила её бабушка. Подстилали стружку или сухую траву. Она помнит, как с бабушкой ходили на озеро, которое пересыхало, собирали сухую траву для подстилки. Позже стали шить перинки и подушечки. Женщины привязывали люльку длинной верёвкой за ногу и качали, чтобы не проснулся ребёнок, а сами занимались рукоделием или другими домашними делами.
В музее каждый год проводятся семинары по пошиву люлек, для того чтобы не забывалось мастерство изготовления люлек.
Надежда Вах