- Хантыйский
- Русский
Вухаӆь имет вәӆупсы
Вухаӆь ими – щит тәс вєртутӑӊ, хотӆ ма тӑйты нє, сӑмӑӊ ӑӊки па ими. Ими вәӆупсыйн арсыр щирӑт вәӆӆяӆӑт, муй рӑхӆ вєрты, муй ӑн рӑхӆ, муй щирн вәӆты мосӆ, щи вєрӑта ӆўв эвиӆаӆ, хиӆнєӆаӆ вәнӆтӑсӆэ па щиты ӆыв вәсӑт. Тӑмхӑтӆ айӆат эвет ӑн ӆӑӊхаӆӑт шєӊк вән хуятӑт хәӆӑнтты, ӆыв щирӆаӆн вәӆӆӑт. Па, ӆәӆн эвет м нєӊӑта па имета ат йисӑт, ёнтӑсты па вєрӑнтты вєр щирн ӆывеӆ єнмӑӆты мосӆ.
Тӑм оӆ вәщ тыӆӑщ 9-12-мит хӑтӆӑтн Сўмӑтвош районӑн Ясунт кәртӑн няврємӑт рўтьщӑты «Мань Ускве» тӑхийн ӆапӑтмит пўш «Кочующая школа» вєр ӆэщӑтыйӆсы. Хута ӑктӑщум имет па айӆат эвет шўкщӑсӑт, вўӆы сух эвӑӆт арсыр әмӑщ пурмӑсӑт вєрсӑт па ёнтсӑт. Па тӑм йис атум мәш пурайн шўкщӑты вєр кӑт щира ӆэщӑтсы. Щит оӆӑӊ пўш вәнӆат имет ӑктӑщийӆсӑт, кимит пурайн – айӆат эвет.
Тӑм оӆ шәп мӑр Саранпауль, Ӆэв, Хулимсунт кәртӑӊ нєӊӑт вухаӆь тўтщаӊ хирӑт ёнтсӑт. Вєр етшуптум артӑн уша вєрсӑт, хуты ӆыв ёнтум утӆаӆн па кӑт хир ӑн тӑрумӆ.
Щит «тучаӈ сӯнт хӯрыг», хӑнты ясӑӊӑн ки лупты тўтщӑӊ хир ов хущи вәӆты ай хирие па хә акань, мӑта ут пеши сух эвӑӆт ёнтӆы. Тӑм ай хирие тўтщаӊ хирн тӑйсы, щӑта арсыр ёнтӑсты щўӊкӑт, щӑшкан, нәй, вой сух шәпиет, сӑкӑт тӑйсыйт. Муй ёнтӑсты вєр эвӑӆт хӑщӆ, иса щив пунсы.
Иса вәйтантупсыя 18-кєм хуят юхтыӆӑс. Кашӑӊ нє ӆувеӆа тўтщаӊ хир ёнтӑс. Оӆӊӑӆн имет вет хӑтӆ мӑр вўӆы сухӑт йиӊкӑн ӆустӑсӆаӆ па хӑтӆ мӑр сорӑӆсӑӆаӆ. Щӑӆта ётлупщийн мсыева пўнӆаӆ нух вўсӆаӆ, щӑӆта тӑнӆсӑӆаӆ.
Кашӑӊ нє ӆўвеӆа мосты хурамн ёнтум хирӆ хурамтсӑӆэ.
Щи пийн акань вєрты пӑта нёпӆўв сух ӆэщӑтсӑт па хӑтӆ мӑр хә аканят ёнтсӑт. Тӑмӑщ акань ищи тўтщаӊ хир ӆыпийн тӑйты мосӆ.
Ас-угорской институтн рәпитты исторической наукайт кандидат нє Светлана Попова «Духовный мир мансийской женщины» хӑншум путӑр па па нумсӑӊ нєпекӑт ӆўӊӑтсыйт.
Ӛхӑт тӑм ӑшкола пурайн тывум вєрӑт няврємӑт пиӆа ӆэщӑтсыйт. Ӆыв «Мань Ускве» тӑхийн вәщ тыӆӑщ 12-19-мит хӑтӆӑтн рўтьщӑсӑт. Айӆат ёх пиӆа вухаӆь мой оӆӑӊӑн путӑртсы па итәх мой вєрӑт ӆэщӑтыйӆсыйт.
Эвет ухшамӑт ёнтсӑт, картӑӊ сэвӑт вєрсӑт, вәнӆтыйӆсӑт, муй щирн щитӑт тӑйты рӑхӆ. Ӆыв арсыр лыптӑт па ваншет пиӆа шай кавӑртсӑт, ай кәрн нянь вєрсӑт, ёнтӑссӑт, арӑт вәнӆтӑсӑт. Ӆыв иса вәнӆат ёхн вәнӆтӑсыйт, хутыса тўӊщирӑӊа па мосты щирн кашӑӊ вєр вєрты. Муй айӆат эвия рӑхӆ вєрты, муй ӑн рӑхӆ.
Вән пәмащипа ясӑӊ Елена па Геннадий Тимченко фонд хуятӑта Тюмень вош эвӑӆт ӆӑӊхаӆўв лупты. Ӆыв мўӊева м нётупсы вєрсӑт.
Евгения Вьюткина хӑншум путӑр
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Надежда Вах
Духовный мир мансийской женщины
Мансийская женщина – искусная мастерица, хорошая хозяйка, добрая мама и любящая жена с нежной и светлой душой. Духовный мир мансийской женщины, состоящий из цикла предписаний и запретов, которые передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке воспитывался и поддерживался на протяжении всей жизни. В сегодняшнее время, к большому сожалению, связующая нить духовной культуры манси практически утеряна. Одним из эффективных способов понимания и воспитания женской души, безусловно, является традиционное рукоделие, через которое еще возможно воспитать молодых девушек.
С 9 по 12 июля 2021 года на стойбище Мань Ускве в деревне Ясунт Березовского района прошла седьмая Кочующая Школа по изготовлению мансийских изделий из меха и ровдуги. Пандемия короновируса внесла изменения в программу мероприятия, поэтому пришлось разделить деятельность Школы на два блока: первый - участие принимали мастерицы среднего и пожилого возраста, второй - молодые девушки.
Тема работы данной школы была выбрана неслучайно - на протяжении полугода мастерицы из Саранпауля, Сосьвы и Хулимсунта изготавливали для себя рукодельную мансийскую сумочку тучан. По завершению работы уже стало понятно, что в тучане не хватает еще двух изделий: мешочка из меха и кожи «тучаӈсӯнтхӯрыг» (с манс. мешочек, находящийся в горловине тучана) и кукла Акань-мужчина из меха псыг сов (с манс. шкура олененка). Мешочек находился в тучане и мастерицы хранили в нем мелкие швейные принадлежности, лоскутки ткани, сукна, меха, кожи, крупные бусины, которые могли бы еще пригодиться. Мешочек, как бы, держал содержимое тучана в порядке, позволял хранить в нем грамотно и удобно остатки материала.
Участники семинара в количестве восемнадцати человек изготовили каждый для себя мешочек. Работу начинали с изготовления кожи «ровдуги» из оленьей шкуры, которую в течение пяти дней вымачивали в воде и выжаривали на солнце, затем при помощи мансийских инструментов новтуп, ётлапщи и рук снимали ворс и получившуюся кожу выделывали до мягкости. Для орнамента использовали кусочки оленьего камуса, которые остались от шитья тучаӈа. Приступая к раскрою, каждая мастерица выбрала свой орнамент, не желая повторять за другими. Сшивали детали мешочки оленьими жилами. В результате получились очень разные и неповторимые мешочки. Как сказала одна из участниц «в этом мешочке хранилось сердце мастерицы»!
После изготовления мешочка приступили к выделке и обработке нёплув (шкура олененка) для изготовления куклы. За несколько часов в руках участников уже были сшитые куклы-мужчины, которые тоже должны храниться в тучане, как символ счастливой семейной жизни женщины.
Теоретическую часть мероприятия наполнили лекции Светланы Алексеевны Поповой, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок по теме «Духовный мир мансийской женщины». Светлана Алексеевна присутствовать не смогла, но отправила материал, который был прочитан участникам школы, среди них «Женский обрядовый праздник Вороний день», «Жизненный цикл и статусы женщины», «Традиционная свадебная обрядность северных манси: знаки и символы», «Понятие «мать» в мировоззрении и фольклоре северных манси» и др. После прослушивания лекций начинались бурные обсуждения, каким образом данную информацию преподносить молодому поколению и как воспитать в них духовное начало мансийской женщины.
Обсуждения и решения, которые были приняты во время проведения Школы, нашли свое продолжение и воплощение на детском стойбище Мань Ускве на исторической смене «Время поющих стрел», которая проходила с 12 по 19 июля 2021 года. По сценарию ролевой игры девочки и молодые девушки с самого первого дня готовились стать женами воинов. С самого начала шили традиционные мансийские платки, подбирали ложные косы и учились их правильно носить. После разделения участников на племена состоялся выбор жен, и началась жизнь участников по племенам.
В обязанности жен воинов входило создание уютной традиционно-мансийской обстановки в чуме, сбор и заготовка трав (иван - чай, таволга), приготовление чая на костре, изготовление хлеба в мансийской печке, мелкий ремонт одежды, изучение и исполнение мансийской колыбельной песни. Каждая жена изготовила своему воину-мужу традиционный мансийский накомарник из ткани «лмвойтр» (с манс. платок от комаров). Все женские мероприятия сопровождались пояснениями со стороны старших девушек и преподавателей. Разбирались разные ситуации о том, как бы в тот или иной момент поступила мансийская женщина в традиционной среде; что значит замужество для традиционного сообщества манси; как женщина готовилась стать матерью и какие запреты и предписания соблюдала.
Данный материал, рассказанный девушкам, как раз был разработан на кочующей школе из лекций Светланы Алексеевны Поповой и рассказов участников, адаптированных под их возраст. Дети и подростки не просто прослушали лекции, а полностью погрузились в атмосферу традиционной мансийской семьи, где всё упорядоченно правилами, проверенными веками. Сценарный ход проведения исторической смены на стойбище Мань Ускве дополняется и развивается ежегодно, и мы очень надеемся, что в результате узнавания и освоения этих уникальных знаний, светлые души наших девочек и девушек впитают в себя духовные ценности своих предков!
И в завершение не перестаем благодарить Фонд Елены и Геннадия Тимченко и Благотворительный фонд развития города Тюмень за информационную и финансовую помощь в организации и проведения мероприятий. Яныг, яныг пумащипа!!!
Евгения Вьюткина
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах