Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мирн хумус нтмил враве
  • М-вит ӯргалан врмаль янытлаве
  • Туи ӯщлахтуӈкве патгыт
  • Хнтлум мхманув номавет
  • Мт хн мныл ёхталам нквег
  • Н хтпат хнтлуӈкве с ялсыт
  • гмыӈ-мосыӈ хтпат нтавет
  • Нврамыт ханищтан мхум кассыт
  • Мтв урыл нтнэ потрыт
  • Наме нмхуньт ат ёрувлаве
  • Нврамыт потрыт вос хансгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тав 65 тлэ твлыс
  • Кульпаст ялпыӈ хтал лыс
  • Мньщи мхманув лум мн ялсум
  • Хулюмсӯнт пвылт искусства школа 20 тлэ твлыс
  • Намхталт янытлылӯв!
  • рыг-мйт внэ ханты хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Югорск ӯс урыл потыр
  • Ялпыӈ мт пслувсыт ос нпакн хасвсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Мньщи мхманув лум мн ялсум
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи мхманув лум мн ялсум

Ювле хультум тпост ам мньщи мхманув киснэ ртыл Свердловский область Тавда ӯсн ялсум. Та мт пс порат мньщиянув лсыт. Тув миннэм лы-плт тн вылтытаныл ищхӣпыӈ ут хосыт ловиньтасум – хоты мт, хоты пвлытыт лсыт, парищ наманыл манхурипат, та маныр. Тот ёмас яныт потыр хансым лы, Светлана Ефимова хансыглам, тох намаястэ: «Манси – коренное население Тавдинского края».

Ты н Тавда ӯст лнэ «Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности» колт рӯпитан мхум ёт хнтхатыглам, тн потраныл ёлхасманэ. Мньщиянув вылтыт татем рпыӈыщ хансыс, тот лнэ мир насати мнав сака янытлыяныл, та мт лум пс мхум ёмас лтӈыл ксталыяныл.
Лххал потыр ловиньтамум юи-плт ам тув та минмыгтасум. Тавда ӯст та музей-кол тра хнтыслум, тот рӯпитан мхум ёт вйхатасум. Музей кӯщаиг Ирина Владимировна Евдокимова рӯпиты. Тав тув св хтпа ввыс — нпак хаснэ хум Валерий Ермолаев, Светлана Ефимова, лххал тотнэ хтпат ос мньщи мхум — Сергей Матыков, Татьяна Павловна Макарова ос тав гитэ Мария. Мн пуссын аквъёт ӯнлахлсув, потрамасув.
Валерий Николаевич Ермолаев нпак хаснэ намыӈ-суиӈ хтпа, тав тох лвыс: «Ам ты м урыл св потыр хансыгласум. Мньщи хтпат ёт хнтхатыгллсум. Городище пвылт Антонина Николаевна Исакова лы, тав мньщи лтыӈ мощ вг. Номилум, ква такви лтӈтыл лов щисла мус ловиньтас. Тыт ань лтыӈ внэ хтпа воссыг улпыл тим. Хотьют вос вуйхатанув, тыт лум мньщит вылтыт вос ханищтанув — хотьютаныл ань иӈ лгыт, манах хтпа, та маныр, тра-паттынув те, тай ёмас лнув. Ань мньщи пвыл аты хультыс. Кошуки пвылт лнаӈ пуссын мньщит лсыт, ты щар мк яныг пвыл лыс. Мт ос т тыт янгыщ мньщи намыт ньщгыт.
Акв  лававе Конья, ань тыт лнэ мхманув лвгыт, ты рущ нам. ти, ты  мньщи щирыл намаим лы: Коны  (рущ щирыл лвуӈкв те — Наружная речка). Тав сль мощ пхал манос конылнув овты. Хосат ам Свердловск ӯст лнэ архивт мньщи лтыӈ словарь ктын-патталасум, мощ ловиньтаслум, тва лтӈыт нпакын хансыгласанум. Та нпак хосыт св мт ос т наманыл тра-паттысанум».
Тох мощ потрамасув, тувыл мн нила хтпа — музейт научный сотрудникыг рӯпитан н Ольга Александровна Ефремова, Сергей Матыков ос Мария Макарова мньщи ква палт Городище пвылн ялсув. Тав ётэ хнт-хатыгласув, потре ёлхансыслӯв.
Мтыт хтал Виталий Фёдорович Мясников ёт хнтхатыглан мгыс мн Таборы пвылн ялсув. Ты йка с нпакыт хансы, лнэ мтэ сака ӯлылытэ, стихыт хансы. Тав мньщи мхум номиянэ, тн та пвылт лсыт, школат мньщи гирищит, пыгрищит ёт ханищтахтас. йка сака пӯмщиг потыртас.
Таборы пвылныл ювле миннв порат Шайтанка пвылн хигласув. Та пвыл ляпат тӯр лы —Шайтанское тӯрыг лваве. Ам хунь Тавда м нупыл минуӈкв щпитахтасум, тыт Ханты-Мансийск ӯст, венгр хум Норберт Силадьи нумн ты тӯр вылтыт тох лвыс: «Тот Шайтанское нампа тӯр лы — ты сака ялпыӈ тӯр. Ты урыл ам финский учёный Каннисто нпакант ловиньтлсум. Тавн ты тӯр вылтыт 1889 тлт мньщи хум Филимон Харитоныч Матуков потыртлум. Та хум лвме щирыл, ялпыӈ тӯр ляпан н хтпан минуӈкве ат рвыс, та мт щар акв нирвыл сгумтаӈкве ат таи».
Мн, н хтпат, та тӯр нупыл ат минасӯв, хум хтпат тувле ляпаннув ялсыт. Мн ос пвылт мощ мыгтасув. Пс порат тот мньщи мхманув лсыт, ань туп пс колыт ос колъёрыт хультсыт. Пвыл оссувлыма.
Юи-выл хтал О.А. Ефремова музей капай вылтыт нум татем пӯмыщ потыр потыртас — пс порат ӯс мхум хумус лсыт, маныр рӯпата врсыт, ӯсаныл хумус ӯнттысаныл, та маныр. Кол янытт мысламн, тот лнэ пормасыт пслысанум.
Ты музей урыл, тот рӯпитан тил нквет, нпак хаснэ йкаг ос мньщи мхманув вылтыт ам тах лаль мт газетатт хансгум. Тн нумн сака нтсыт, хт-ти тотыглавсум. Пуссын акван-нтхатым мньщи хтпат киссӯв, лнэ мнаныл тра-паттым пвлыт халт мшинал маттем та яласасӯв. Ты мӯтраӈ, сымыӈ хтпатн ам пӯмащипа лтыӈ лвгум. Пуссын пустгыл вос лгыт, стыӈыщ, щуниӈыщ вос лгыт!

Встреча с сородичами

В прошлом месяце в надежде встретиться с тавдинскими манси, я ездила в город Тавда Свердловской области. В тех местах некоторые реки и поселения имеют мансийские названия. Перед поездкой я в интернете прочитала статью Светланы Ефимовой «Манси – коренное население Тавдинского края». Благодаря этому я узнала, что в Тавде есть «Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности», где расположился небольшой отдел, посвящённый культуре народа манси.

Прочитав статью, я решила съездить к нашим сородичам. В Тавде нашла здание этого музея, познакомилась с её сотрудниками. Директор Ирина Владимировна Евдокимова туда пригласила Светлану Ефимову, краеведа Валерия Ермолаева и, конечно, коренных жителей Тавдинского края – Сергея Матыкова, Татьяну Павловну и Марию Макаровых. Мы пообщались, поговорили, друг к другу у нас было много вопросов.

Почётный гражданин Тавды, член Союза писателей Москвы Валерий Николаевич Ермолаев сказал: «В Городище живёт чистокровная манси – Антонина Николаевна Исакова. На своём языке она уже не говорит, только может, например, посчитать до десяти или сказать несколько слов. На этой земле носители мансийского языка ассимилировались быстрее, чем пришла наука. Поэтому всё утеряно, и язык, и культура, лишь следы остались. И деревни мансийской ни одной не осталось. Надо чтоб были энтузиасты, чтоб кто-то изучал. С каждым годом все тяжелее заниматься этой темой. В Кошуках раньше одни манси жили – это был центр волости, поэтому там они быстрее всех смешались с другими народами – русскими, татарами. Здесь некоторые реки имеют мансийские называния. Одна из них Конья. Я слышал, что это русское название. Нет, название этой речки мансийское, а по-русски перевести: будет – Наружная речка, т.е. протекающая снаружи. В эту речушку до сих пор рыба заходит, она очень богата кислородом. Я когда-то в Свердловском архиве находил мансийский словарь, работал с ним».

Валерий Николаевич помог нам встретиться хоть с кем-то из потомков манси. Он позвонил дочери А.Н. Исаковой, сказал, что мы очень хотим пообщаться с её мамой, договорился о встрече. Мы четверо – научный сотрудник музея Ольга Александровна Ефремова, Сергей Матыков и Мария Макарова на машине съездили к ней в Городище, поговорили, вместе с ней сфотографировались.

На следующий день директор музея Ирина Владимировна устроила нам встречу с писателем, краеведом – Виталием Фёдоровичем Мясниковым, проживающим в селе Таборы. О своей малой родине он написал несколько книг. Виталий Фёдорович также пишет стихи. Он рассказал нам, что помнит манси, которые жили на Тавдинской земле, дружил с ними, общался.

По дороге обратно мы остановились в деревне Шайтанка, там когда-то жили манси. Недалеко от деревни есть озеро. Я знаю про эту деревню и озеро, перед отъездом мне о них рассказал венгр, аспирант Сегедского университета – Норберт Силадьи. Он сказал: «На Тавдинской земле есть озеро Шайтанское, это очень священное озеро. Про это я прочитал в дневниках финского учёного А.Каннисто. А ему в 1889 году об этом рассказал манси Филимон Харитоныч Матуков. По словам того манси, на это озеро нельзя ходить женщинам, там даже маленькой веточки нельзя сломать».

Мы, женщины, не ходили к озеру, только мужчины пошли туда. Мы же погуляли по деревне, сфотографировали старые, покосившиеся дома. Уже давно там никто не живёт, деревня заброшена.

Перед отъездом О.А. Ефремова для нас провела экскурсию по музею. Она очень увлекательно, с любовью рассказала о каждом отделе. И я тогда поняла, что «Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности» является центром, связующим звеном, как для жителей Тавды, так и для нас, манси. Там каждому посетителю

 расскажут об истории Тавдинского края – как начинали строить город, в каких условиях люди жили и работали. Есть там отдельная витрина, посвящённая культуре народа манси.

А какие прекрасные люди там работают, доброжелательные, отзывчивые! Во главе с директором Ириной Владимировной все они нам помогали, и машину нашли для нас, звонили везде, спрашивали, живут ли где ещё манси, вместе ездили к ним. О музее и о нашем путешествии по Тавдинской земле я напишу в следующих номерах нашей газеты. Я их всех благодарю, говорю спасибо. Желаю всем здоровья, добра, счастья!

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1148)
24.05.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика