- Мансийский
- Русский
Халпвылт лыглам врмаль
Хльӯс район Нёрахи пвылт лнэ мньщи н Татьяна Семёновна Тасманова потыртам пс потрыт ань лаль хансыянув. Халпвылт Ӯй йӣквим порат лыглам врмаль урыл потре паты.
– Пс порат мхманув ёмащакв лсыт. Хоты враян хтпа пуппщикв ктын ке паты, мхум Ӯй йӣквуӈкве тув атхатгыт. Хӯрум хтал ке хӯрум хтал йӣквгыт, нила хтал ке нила хтал йӣквгыт. Мхум свсыр пвылныл Ӯй йӣквнэ мн ювыт.
Акв тамле врмаль пс порат Халпвылт лыс. Пс порат тот св мир лыс. Акв йка пуппщикēв ктын-паттыс. Лильпи колт Ӯй йӣкваве, мхум пуссын тув атхатасыт. Мнь нврамыӈ нт, хотьют кон лгыт, тамле колн щалтуӈкве щар ат рви. Тн мньколт лгыт, мнь нврамыӈ тгыл. Ӯй йӣквнэ порат сс вильтыт тӯлыглахтгыт, та манаргыт.
Акв йка ос та колн ялуӈкве щпитахтас, н нврамыӈ тгыл мньколт лы. Минаме лы-плт тавн лвыс: «Ам сар Ӯй йӣквнэ колн ялгум, ӣтаплаг ннан уральтаӈкве ёхталгум». Ср т йӣквсыт, китыт т мощ турманлас, ӣтиплаг йкатэ ёхтыплас, матыре мгсыл юв щалтаплыс ос та Ӯй йӣквнэ мн та минас. Та порат мхум лампа посыл лсыт. Н мощ лыс, я-а кӯтьвыт та хортгыт. Н номсы, мхум мӯйлгыт, тыгле-тувле яласгыт, рггыт, йӣквгыт, таимгсыл кӯтьвыт та хортгыт.
Аквматрт ви та лохалтавес. Нвраме пат ханы. ви плыг-пӯнсыгтастэ, я-а ссвильтыӈ йка та нглапас. Лвыс: «Наӈ сар нврамын тыг малн, йкан та колн вввес. Таве тув тотыглаӈкве рви, акв щскем тот ньщитэ, наӈ палтын такви ювле тах тотытэ». Н молямтахтым патэ хот-псматастэ, нвраме ви халныл та маяпастэ. Ань нвраме миме порат йка ктаге нупыл ӈкватас, лумхлас ктаге хурипаг ти. Тувыл номсы, тасвит мир лнэ пвылн ёхты. Нвраме та мистэ. Лампатэ та посты, кӯре плтытэ, кр кӯрн ульюв вущкаслы.
Ат хуи, такос ӯрхаты, хоты порат нвраме ювле тотаве. Акв щс лыс, кит щс лыс, хӯрум щс лыс. Нвраме щаквтуӈкве ри, йкатн юв ат тотаве. Та колн минуӈкве тавн ат рви, тох лпыл мус та ӯрхатас.
лпыл йкатэ юв ёхтыс. Н китыглахтас: «Нврамамн ос хоталь тотыслын?» йкатэ ювле китыглахты: «Хоты нврам наӈ кинсгын?» Н ювле потыртас: «Млхтал ӣтиплаг ссвильтыӈ лумхлас ёхталас, лвыс, наӈ нврамумн Ӯй йӣквнэ колн ввыслын. Ам тавн нврамумн паӈ тгыл та маяпаслум». йкатэ та рӈхалтахтас: «Нмхотьют ат ёхталас, нмхотьют нврам ат тотыглас. Наӈ ман китхал патсын, хотьютын нврамумн маяпаслын?» Н та лньщалтахтас.
Мхум хӯлсыт, нврам хотталь та тотвес, сунсгыт тӯйт тармыл таяныт Мӈкв лӈх. Ёхталам, нврам лапламтэ, вимтэ, такви нуплэ та лумтастэ. Ӯй йӣквнэ м та пилттавес. Враян мхум пуссын акван-атхатасыт, аргин нлыт щпитасыт, псыл пинсаныл. Пс порат лвыгласыт, аргин нлыт псыл пинвес. Аргин нлыл ханыпаттал ке патамтгын, ущ Мӈкв алуӈкве рви. Тох тай алуӈкве ат врмаве.
Враян мхум ёмащакв щпитахтасыт, Мӈкв коюӈкве та минасыт. Ёсал лльсыт, писалиӈ тгыл св хтпа коюӈкве та минасыт. Хтал сыс койсыт-койсыт ӣтиплаг сатапаӈкве та патыс. Мӈкве тай хӯлыс, кояве, вт та ввыс, втуӈкве ос тӯюӈкве та патыс. Лӈхе лап та втаставес. Ань враян мхум, лӈханыл хот та ӯстысаныл, такос киссаныл, такос манарасаныл, Мӈкв лӈхе аты хнтсыт. Тох Мӈкв хотталь та минас, нврам воссыг аты хнтыглавес. Тамле врмаль Ӯй йӣквнэ порат Халпвылт лыс.
Т.С. Тасманова потре нпакн Людмила ТЕТКИНА хансыстэ
Как Менгкв ребёнка украл
Мы продолжаем публиковать сказки, рассказы и старинные предания знатока и носителя традиционной культуры народа манси Татьяны Семёновны Тасмановой, жительницы деревни Нёрахи Берёзовского района.
Она рассказала:
– В старину манси хорошо жили, дружно жили. Если охотники добывали медведя, то организовывали большой праздник – «Медвежьи игрища», на который съезжались со всех поселений. Если три дня отмечали, то три ночи плясали, если четыре дня отмечали, то четыре ночи плясали.
Этот случай произошёл в деревне Халпавыл, тогда охотник из этой деревни добыл медведя. Начались Медвежьи игрища. Народ съехался с разных деревень. Тогда в старину манси строго соблюдали все обычаи. По мансийским поверьям, женщинам в период менструации, в этот дом, где проводят Медвежьи игрища, заходить категорически запрещалось. Считалось, что в это время женщина нечистая, поэтому существовал такой запрет. В такие дни женщина поселялась в другом маленьком доме, по-мансийски он назывался – «манькол».
Вот один мужчина собрался идти на Медвежьи игрища. Жена его вместе с маленьким ребёнком жила в «маньколе».
Уходя на игрища, он сказал жене:
– Я схожу на праздник, вечером приду вас проверить.
Один день шёл праздник, одну ночь шёл праздник. На второй день мужчина приходил в дом проверить свою жену и ребёнка, а потом снова ушёл.
Начало темнеть, когда на улице залаяли собаки. Молодая женщина подумала, что приехало много гостей, все гуляют и веселятся, поэтому так сильно лают собаки. И тут кто-то постучался в дверь. Ребёнок спал в берестяной люльке. Она открыла дверь, на пороге, стоял мужчина в берестяной маске. Мужчина сказал:
– Собери ребёнка, твой муж попросил принести его на праздник.
Молодая мама быстро отвязала берестяную люльку, собрала ребёнка и, не раздумывая, отдала незнакомцу.
В доме горела лампа, топилась печь. Прошёл час, потом два, потом три часа. Ребёнка нужно было кормить, а муж всё не возвращался. В дом, где идут Медвежьи игрища, идти было нельзя, так она прождала всю ночь. Настало утро, и пришёл муж. Женщина сразу бросилась к нему и спросила:
– Где наш рёбенок?
Муж в недоумении поинтересовался:
– Какого ты ребёнка ищешь?
Тут жена ему и рассказала:
– Вчера вечером, когда стемнело, приходил мужчина, на лице у него была берестяная маска. Он сказал, что ты попросил принести нашего ребёнка на праздник.
Мужчина, выслушав жену, сказал:
– Я никого, ни о чём не просил.
И тут он понял, что случилось что-то непоправимое.
Новость о том, что пропал ребёнок, сразу разлетелась по деревне. Бывалые охотники увидели у дома большие следы Менгква и сразу поняли, кто забрал ребёнка. После такого известия, Медвежий праздник прекратили. Все охотники стали собираться, чтобы пойти по следу Менгква. Стали точить медные стрелы, чтобы убить Менгква и забрать ребёнка. Считалось, что Менгква можно было убить только медными стрелами. Охотники долго шли по его следу, Менгкв, почувствовал, что его вот-вот догонят. Тут он вызвал вьюгу и сильный ветер, так охотники сбились с пути. Они долго искали, искали, но уже сбились со следа. Так ушёл Менгкв от охотников, после этого ребёнка больше никто и не видел.
Рассказ Т.С. Тасмановой записала Людмила ТЕТКИНА