Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиӆуп оӆ емӑңхӑтӆ пиӆа!
  • Югра мўвевн вәты тынӑң ёх!
  • Ищки Икет Ёмвошн вәсӑт
  • Вўща ясңӑт хӑншӑс
  • Ассамблеяйн мира нётты оӑңӑн путӑр мӑнӑс
  • Хутыса округевн мўв-йиңк авӑты о мӑнӑс
  • Муй щирн 2017-мит он мўвев сыстама тӑйсы
  • Оса тӑхетн рәпитты ёх мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пурмӑс вєр па няврємӑт щи вєра вәнтӑ
  • Рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑ
  • Сєма питум хӑтӑ пӑта вўща ясӑңӑн китэв
  • И о рәпата
  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи ёх вәйтантупсы
  • Вәнт шушийн вәты ики айкеӑт
  • Мўв вуй нух таты вєра вәнтый
  • Вєртут вєрты нє Сахалин эвӑт
  • Вўэта вәнтӑн вәты мос

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Емӑң юхан сащн вәӑт
  • «Салыкве» якты-юнтты хӑра ӑктӑщийсўв
  • Нижневартовской мўвн ариты-якты емӑңхӑт вәс

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вухсар па шовӑр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 14 (3650)
  • № 13 (3649)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 17 (3653)
  • № 18 (3654)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 23 (3659)
  • № 24 (3660)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 3 (3663)
  • № 4 (3664)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 9 (3669)
  • № 10 (3670)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 13 (3673)

Вы здесь

Главная » Вўэта вәнтӑн вәты мос
Антонина па Василий Никоновӊӑн Ёмвошн 2017-мит оӆн
Антонина па Василий Никоновӊӑн Ёмвошн 2017-мит оӆн
  • Хантыйский
  • Русский

Вўэта вәнтӑн вәты мос

Кашӑң тӑ «Югра-Экспо» нємуп тӑхийн «Товары земли Югорской» па «ЮграТур» нємуп вантупсэңӑн вәяңӑн. Ёмвош район Кышик кәрт эвӑт щив Никоновӑт семья юхтый. ыв юрн хотн мойң ёха шуши мир вәупсы оӑңӑн ай павӑтӑт.

Никоновӑт Кышик эвӑт 56-кєм километра вўшн вўт кәртӑн вәӑт. Ай тӑхет потты тыӑщн юханӑт хуна ямсыева ӑн потыйт па Кышик эвӑт тӑ ӛш ӑнтәм. Щит пӑты ыв Ёмвоша Сәрхан мухты тўтӑң әхӑн йиӑт. Антонина Николаевна Никонова лупӑс, юрн хотңӑн Ёмвош район омӑс, ыв семьяе вўэт па шуши мир єтутӑт, пурмӑсӑт щив тә. Юрн хотн рәпитты пӑты Никоновӑт вухн сухуптӑыйт па хў, воньщумут, пурмӑс е тыныман вух ёша павӑтӑт. «Вўєң вуй мира вантӑты тыв тәсўв, юхӑ па ант йиңк тӑйўв. Вўэт тыв тәсўв, ән няврємӑт щи войт ат вантӑт па ат вощхиӑӑт», — лупӑс А. Никонова.
Ар нўм мўв ёх вух саты вўэт пиа хӑнты әмӑтсухн хур вўӑт. И хә сот шойт сухуптӑты ӑн ӑңхас. Лўв лупӑс, Таиланд хущи тӑмӑщ вєр тыны. А. Никонова щи оӑңӑн тӑмиты лупӑс:
— Хӑт мӑр вет-хәт хуят щи вух сухуптӑты ӑн ӑңхаӑт. Луплӑт, вўэт воша тәты кєн, щит пӑты сот шойт вохты ӑн мос. Хән мўң нўм мўвн муй Таиланд хущи обезьянкайт пиа хур вўўв, ищи вух сухуптӑўв. Вўэта комбикорм әттыя ищи вух хоумты мос. Сот шойт хӑнты әмӑтсухн па вўэт пиа хур вўтыя – щит иса ӑн тынӑң. Хӑнты рнас па сӑх ёнтты вєр ищи тын тӑй. Щит пўяң хӑнты әмӑтсухӑт. Хута интум йис вәупсы хӑщӑс? Тәп вўт кәртӑтн па ай кәртӑтн, хута пирӑщ имет хуна вәӑт. Рәт ясӑң ищи тәп щӑта хӑщӑс.
— Тӑм вантупсэтн пурмӑс па хў әтты хуят вәйтӑтн?
— Нємасыя щимӑщ хуятӑт ӑн кӑншўв. Тыв йиўв хӑнты вәупсы, єтутӑт па вўэт мира вантӑты, ыве вўыйн тәтьяты. Щӑта мойң ёх шуши мир пурмӑсӑт вєрты вәнтӑты. Ма ванттємн, нўм мўв ёх щи вєра вәнтыйты иса кашы вәӑт. Ӑн хән, итәх хуятӑта арсыр вєр уша павӑтты әмӑщ, щӑта вўэт оӑңӑн иньщӑсӑт. Апа, ыв войт пєы сӑмӑң хӑннєхәйт.
— Антонина Николаевна, нӑң ар о няврємӑт вәнтӑсӑн па вєртут вєрӑн. Рўтьщӑтыя мӑнмен юпийн вўэт авӑты питсӑн па вўтн ай ёх щи вєра вәнтӑсӑн. Щи оӑңӑн лупа.
—Яртъяң о рўтьщӑум. Иатн мәшӑңа ювӑнтсум па юхи хӑщум пўш 2012-мит он няврємӑт кәртєма тәтьясум. Интум икєм пиа иса вўтн вәамн. Вантэ, вўэт пиа кашӑң хӑт вулкємӑты мос. Сўсн браконьерӑт юхтыйӑт па войт атэт хӑйты пӑтап. Е ки мӑнӑн, иса войы хӑщӑн.
— Василий Геннадьевич Никонов икен — рўщ. Ар о хӑнтэт кўтн вәман тәса хӑнты пурмӑс вєрты вәнӑс. Вўыйн яңхты хош?
— Рўщ хуята вўэт пиа рәпитты авӑрт. Ма щирємн, хуйтат вўэт кўтн сєма питсӑт, тәп щитӑт вўєң хуята йиӑт. Икєм вўэт кирты хош па вўыйн яңхӑ, тәп хӑнтэт иты щит тәса вєрты ӑн хош.
— Мин тәня вәйтантыйсамн. Щи вўш эвӑт муй ям вєр вәупсэнӑн вәс?
— Вәнтӑн вәўв — щит ям вєр. Хўвн Кышикӑн этноцентр пўншты ӑңхасўв, ӑн тывӑс.  Щӑта тӑ хот омӑссўв па арсыр вәйтантупсэт вєрӑнтўв, няврємӑта хӑнты вәупсы оӑңӑн ай павӑтўв. Ипўш щӑта Молданов па Лозямов рәтңӑн ӑктӑщийсӑт, ай ёха опраща оӑңӑн ай павӑтсум. Щи тумпи Тыӑщ пори вєрӑнтсум. Кўш сыры Мосум юханӑн щит ӑн вєрӑнтсы, ӑңкиўв-ащиўв ищи тыща пойкщӑсӑт. Нәмєм, ӑңкєм ким єтӑ па тыӑщ пуха лупӑл: «Вўща, вўща!» Няврємӑта щи емӑңхӑт шєңк сӑма рӑхӑс. Вурңа хӑт ищи пориӑсўв па пухӑта па эвета щи емӑңхӑт оӑңӑн ай павӑтсўв.
— Хуйтат Кышик хущи этноцентр вєрты нумӑс павӑтсӑт? Тӑм ванӑн, хән мўвев кәща нє Сочи воша яңхум айат ёх пиа вәйтантӑс, Руслан Богордаев лупӑс, щи ут 2018-мит он пўншы.
— Мєт оӑңӑн ма щи нумӑс вєрсум па ар о щит пўншты вўратсум. Ӑн єсӑсыюм. Ня о мӑр вўэт авӑтыя грант вух хоумты нєпекӑт мийясум. Щит унтасн вўт кәртємн ай ёх войт пиа вулкємӑты вәнтӑты ӑңхасум. Нємӑт ӑн тывӑс. Тӑм пўш, хән юханӑт потыйт, вўыйн Кышика йиўв па щӑта щи вєра няврємӑт вәнтӑты питум.
— Муй пӑты нух нётты вухн ӑн мийясыйн?
— Нємӑтыйн ӑн лупсыюм. ӑңхаум уша вєрты, муй пӑты йис щирн вәты ёх щи вухн ӑн мӑыйт? Иса мӑыйт щи ёх, хуйтат мўң вәупсэв ӑн вәӑт. ыв нух нётты вух ёша павӑтӑт, муты вєрӑт, щитн вєрэ щи сухнӑ. Мўң музей вєрсўв, щи тӑхи еы рәпитты пит. Щӑта итәхӑт мўң пурмӑсўв иса юврая вєрӑт.
— Йипа нётӑсты вух вохты питӑн?
— Ӑнтә. Мўң саттэва еы вәты питўв. Муй вєрты ӑңхасўв, щи ут нємхуята ӑн мос. Вўыўв ищи ӑн мосӑт. Тӑм йисн рўщ щирн вєрум шуши мир пурмӑсӑт мосӑт. Па хуятӑт мўң вәупсэв рўвн вух хоумӑт.
Хән ащєм мәшӑңа йис, лупӑс: «Хән па ёх мўң вәупсэв мира вантӑты питӑт, мўң ариўв ариты питӑт, хӑнты вәупсы, ясӑң па щирн мӑнты питӆ». Щиты щи тывӑс.
Путрємумємн пурайн юрн хота Нижневартовской район эвӑт нўм мўв хә ӑңӑс па лупӑс, 5-7-кєм о юхы «Сибирские увалы» нємуп тӑхийн ыв хәум вўы тӑйсӑт, ӑн мәстӑты єтутӑт эвӑт хуыева пӑрсӑт. Интум йипа вўэт әтты ӑңхаӑт, ән щитӑт унтасн аршӑк мир щив хўщты. Антонина Никонова ўвеа лупӑс:
— Вўэт юкана ошӑт па козайт әтатн, щи войт вантты мир ищи яңхты питӑт. Мўң войўв тӑта хәмит хӑт вәӑт, иса шумаля йисӑт. Иатн «Добрино» хущи хәум тыӑщ мӑр рәпитсўв, ощн вәман войўв мәшӑңа йисӑт па щи юпийн юхи мӑнсўв. Щирн, вўэта ӑкӑр ыпийн вәты авӑрт, ывеа вәнтӑн вәты мос.

За диковинкой стоит живое существо

Традиционно в конце года в КВЦ «Югра-Экспо» города Ханты-Мансийска проходят выставки-ярмарки «Товары земли Югорской» и «Югра Тур». Ежегодно в них принимает участие семья Никоновых из поселка Кышика Ханты-Мансийского района. Они – хозяева этнографического стойбища, которое во время мероприятий расположено возле здания культурно-выставочного комплекса.

Основную часть года Никоновы проживают на стойбище в 56-ти километрах от Кышика, на выставки в Ханты-Мансийск приезжают на своей машине через Сургут, поскольку в это время из посёлка зимника ещё нет. Как пояснила Антонина Николаевна Никонова, на этнографическом стойбище чумы устанавливает администрация Ханты-Мансийского района, а их семья предоставляет оленей и продукцию традиционных промыслов. На выставках-ярмарках Никоновы рассчитывают не только на заработок от приглашающей стороны, но и на выручку от продажи дикоросов и предметов рукоделия. «Олений жир привезли показать посетителям, есть ёхал (юкола) – источник кальция и фосфора, и лант йиңк (олений суп с ржаной мукой). Оленей привезли, чтобы дети хотя бы их потрогали, заглянули в глазки и погладили. Это благородное животное, в наши души вселяет доброту», – добавила Антонина Николаевна. 

Участники и гости выставок охотно фотографируются с оленями в хантыйской одежде. При мне мужчина не хотел платить 100 рублей. Мол, в Таиланде это дешевле. А. Никонова на это ответила так:

– Берем 100 рублей за фотосессию и прокат на оленях. За день пять-шесть человек встречается, кто говорит, что это слишком дорого. Мол, оленей легко сюда доставить, и не стоит столько денег за это платить. Когда мы на юг или в Таиланд приезжаем и с обезьянками фотографируемся, мы за это без разговоров платим. И олень тоже должен заработать себе на комбикорм. Я так считаю. Заработанные деньги мы вкладываем в них. Сто рублей – это немного для фотографий с национальным колоритом. Хантыйское платье и сах (шуба) надо сшить, это работа стоит денег. Это не стилизованные шубы, а традиционная культура, которая жива на стойбище. Где национальная культура держится? Только на стойбище и в деревнях, где остались бабушки, которые знают свою культуру. Родной язык тоже остается только на стойбищах и в маленьких деревнях. А в городе – стилизация.

– Участие в таких мероприятиях помогает расширить круг покупателей?

– Для нас это не играет роли. Мы приехали, оленей показали и покатали посетителей. Я преследую цель показать хантыйскую культуру и популяризировать нашу кухню, провести мастер-классы. Хотя у меня такое впечатление сложилось, что приезжим неинтересны наши мастер-классы. Конечно, встречаются люди, которым всё интересно и про оленей спрашивают. Наверно, это любители животных. У них глаза светятся, когда увидят оленей.

– Антонина Николаевна, вы – учитель и мастер декоративно-прикладного творчества. После ухода на пенсию занялись оленеводством, и на своем стойбище организовали детский лагерь для детей. Расскажите об этом.

– На пенсии девять лет. Детский лагерь на стойбище в последний раз проводили в 2012 году, потом заболела и перестала этим заниматься. Как ушла на пенсию, постоянно с мужем живём на стойбище, потому что олень требует ежедневного ухода. Осенью появляются браконьеры, и нельзя оленей ни на один день оставить одних. Потому что уедешь и лишишься всего. А как наши предки говорили, хоть один олень есть и то стадо.

– А волки в ваших краях появляются?

– Нет. У нас в основном браконьеры на «Буранах» и снегоходах-иномарках бывают.

– Ваш муж Василий Геннадьевич Никонов – русский. Много лет проживая среди ханты, он прекрасно научился изготавливать хантыйские изделия. А ухаживать за оленями умеет?

– Научиться ухаживать за оленями очень трудно. Мне кажется, чтобы быть оленеводом, надо родиться с оленями. Душа должна быть с оленем. Русскому человеку с оленем очень непросто. Человек ханты лучше управляет оленями. А русскому, который в детстве не видел их, мне кажется, невозможно научиться хорошо ими управлять.

– Хотя бы запрягать научился?

– Конечно, запрягает и ездит. Но мастерства нет. Если ханты на оленях, он только хорей взял в руки и пошёл вперед. Понимаете, у него это в крови. Меня посади на нарты, я сразу поеду. Наверно, у северных народов заложено в генах любовь к оленям и чувство оленя. Можно научиться управлять, а добиться такого мастерства, как ханты – нет.

– В последний раз мы встречались год назад. Что хорошего произошло в вашей жизни с тех пор?

– Хорошо то, что мы в лесу живем. В Кышике давно хотели открыть этноцентр. В посёлке мы построили зимнюю избушку, где проводили мероприятия и знакомили детей с хантыйской культурой. Встречались с семьями из рода Молдановых и Лозямовых, чтобы дети знали, откуда они, как их предков звали. Раньше же фамилий не было, были наклас нэм (прозвища). Всех называли наклас нэмн (по прозвищу). Я детям рассказывала, какими были их предки, потому что многих стариков застала живыми. В детстве, когда я на стойбище жила, многие ханты мимо нас проезжали, и всё время с отцом встречались.

Также проводили встречу молодого месяца. У нас на Назыме Тылащ пори раньше не проводился. В основном на Оби этот праздник проводят. Хотя в детстве наши родители тоже много внимания уделяли луне и месяцу, и им поклонялись. Помню, мама выйдет, когда новый месяц покажется: «Вуща, вуща! (Здравствуй, здравствуй!) и кланялась ему. Хоть у нас этот обряд не проводили, я захотела встретить луну и сделать праздник. Ребятишкам он очень понравился, больше всего им понравилось собирать угощения по домам. В Вороний праздник тоже детей знакомили с нашими традициями и обрядами. В основном у меня работа направлена на детей. Тем более что сейчас сокращаются уроки хантыйского языка и кружковой работы. Школьная программа вариативная, администрация школы как хочет, так и делает, все направленно на учебу и сдачу ЕГЭ.

– Чья была идея открытия этноцентра в Кышике? Не так давно на встрече губернатора с участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи Руслан Богордаев сообщил о его создании в 2018 году.

– Изначально это была моя идея. Я все время добивалась этого. Мы хотели открыть его с нашей семьей, нам отказали. Теперь мы не будем этим заниматься. Зачем? Нам не дают даже НКО открыть. Четыре года подавали заявку на грант по развитию оленеводства «Олень – душа народа». Хотели знакомить детей из бывших оленных семей с оленями. Привезти их в зимние месяцы на наше стойбище, чтобы они оленей узнали, научились их ловить и управлять упряжкой. Думаю, в этом году, когда реки застынут, в Кышик на оленях доберёмся, и попробую это дело довести до конца. Хотя эта программа никем не финансируется. Просто наша семья его реализует. А грант ни разу не выиграли.

– Чем обоснован отказ?

– Ничего не говорят. Хотела бы узнать, почему людям, ведущим традиционную жизнь, отказывают? Почему-то всё время выигрывают те, кто не знает нашу культуру. Им дают больший приоритет, чем нам, знающим хантыйскую культуру. Вот они выиграли гранты, хоть бы что-то после этого осталось, было бы продолжение программы. Например, мы музей построили, он будет дальше работать. А кто-то берёт грант, короткое время поработает, отчитается за деньги и всё, дальше нет ничего. Или проводят мастер-классы, которые искажают нашу культуру. Это меня (наверно, не только меня) и многих ханты беспокоит. Сейчас молодых, знающих хантыйскую культуру, и начинающих работать, тоже задвигают. Наоборот надо бы им помочь.

Во время разговора в чум заглянул мужчина из Нижневартовского района и рассказал, что  5-7 лет назад в природном парке «Сибирские увалы» держали трёх оленей. Кормили их, чем возможно, в том числе зерном и бананами. Все умерли. Сейчас решили снова их купить для привлечения в парк населения, поскольку для них, как он выразился, олени – диковина. Он спросил Антонину Никонову, рекомендует ли она брать их? Она ему ответила:

– За диковинкой стоит живое существо, которое должно жить в естественных условиях. Третий день наши олени здесь. Посмотрите, какие у них глазки помутневшие. Как-то в парке «Добрино» (Ханты-Мансийск) мы три месяца работали, олени начали болеть и увезли их обратно. Потому что в закрытых условиях невозможно их держать. Летом наши олени на воле. Держать их в загоне нельзя, они должны на зиму запастись от подножного корма витаминами, микроэлементами и ферментами. Мы оленям и сушеную рыбу заготавливаем. А комбикорм для них просто лакомство, могут его поесть, а могут и не съесть. Основным для них является естественный корм. Вы лучше овечек и коз возьмите, люди тоже потянутся на них посмотреть. Или вам надо иметь человека, который умеет ухаживать за оленями. Вот заглянул им в глазки и определил, что у него болит. 

Юрн хотӊӑн экспоцентр питӑрн, 2017-мит оӆ
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3493)
12.01.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика