- Хантыйский
- Русский
Поступсы тўңщирӑңа хӑншсы
Проект закона устраняет социальное неравенство
13 апреля Общественная палата Югры провела обсуждение проекта закона «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2011 года № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». На заседании присутствовали представители общественных советов профильных департаментов правительства округа, бюджетных учреждений, Ханты-Мансийского Негосударственного Пенсионного Фонда, отделения ПФ РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, депутаты окружной думы и члены общественных организаций. С докладом о проекте закона выступил директор департамента экономического развития - заместитель губернатора Югры Павел Сидоров. Он доложил об изменениях, которые планируется ввести в этот закон, и направлены на улучшение материального положения пенсионеров.
По слова П. Сидорова, в Югре создана единственная в РФ система дополнительного пенсионного обеспечения, которая была вызвана необходимостью повышения уровня жизни пенсионеров. В 1999 году средняя пенсия в автономном округе составляла 48 процентов от величины прожиточного минимума, а доход пенсионера состоял только из государственной пенсии. Поэтому было принято решение об оказании социальной поддержки из бюджета в виде ежемесячной социальной выплаты. В 2003 году эта выплата была трансформирована в систему дополнительного пенсионного обеспечения. Данная социальная поддержка регулировалась тремя законами: № 45-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (2003), № 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" (2004) и № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (2011). Назначение и выплату дополнительной пенсии осуществляет Ханты-Мансийский НПФ. На 1 января 2016 на учете в фонде состояло свыше 213 тысяч человек, базовую часть дополнительной пенсии в прошлом году получали более 21 тысячи работников бюджетной сферы. В 2015 году из бюджета автономного округа в НПФ перечислено пенсионных взносов на сумму 2 миллиарда 793 миллиона рублей. Из них сумма выплат пенсионерам составила 2 миллиарда 492 миллиона рублей, а средний размер дополнительной пенсии был в 1125 рублей.
Закон № 64-оз, кроме базовой части дополнительной пенсии, предусматривает формирование и выплату накопительной части пенсии. За 2015 число граждан, принявших участие в программе софинансирования накопительной части, увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим годом, и составило 26229 человек. Средний размер накопительной части пенсии был равен 1366 рублям. В этом году на дополнительное пенсионное обеспечение граждан в бюджете округа предусмотрен 1 миллиард 431 миллион рублей.
Благодаря развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения на начало 2016 года от общего числа пенсионеров 52% охвачены этой системой. В том числе 28 % пенсионеров бюджетной сферы. Средний размер дохода пенсионера в 2015 году был свыше 18 тысяч рублей, что в 1,7 раза больше прожиточного минимума пенсионера в округе и полтора раза выше среднего уровня пенсии по РФ. «Мы начинали с 48% от размера прожиточного минимума, сегодня средняя пенсия составляет 170% от размера прожиточного минимума. Можно констатировать, что основная цель, на который направлен закон о дополнительном пенсионном обеспечении – это увеличение дохода пенсионера, достигнута», – подчеркнул директор департамента экономического развития.
На общественном обсуждении проекта закона № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» было предложено уточнить понятие «бюджетная сфера» из-за возникновения неоднозначных ситуаций при определении статуса бюджетных учреждений. Данным проектом предлагается включить в стаж работы сотрудника период его работы в учреждениях образования, науки, а также созданных федеральными органами организаций, до момента их передачи в собственность автономного округа или муниципального образования. Следовательно, устранится социальная несправедливость в отношении граждан, много лет проработавших в этих учреждениях.
Проектом также предлагается исключить возможность повторного формирования накопительной части дополнительной пенсии. Ранее
граждане ее формировали по закону № 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан". Проект закона № 64-оз устанавливает, что право на формирование накопительной части дополнительной пенсии предоставляется гражданам, которые трудятся в бюджетной сфере. Такое положение позволит исключить из числа формирующих накопительную часть пенсии граждан, которые прекратили работу в бюджетной сфере или трудятся там по совместительству.
Участники заседания Общественной палаты обсудили еще предложение о включении в стаж работы, который учитывается при назначении дополнительной пенсии, период нахождения сотрудников в статусе освобожденных работников первичных профсоюзных организаций бюджетной сферы. В настоящее время закон № 64-оз этот период не учитывает при назначении дополнительной пенсии, хотя по статье 375 Трудового кодекса РФ время работы освобожденного профсоюзного работника засчитывается в его общий стаж. Так что данная поправка, как и предыдущая, устранит социальную несправедливость в отношении этой категории работников.
Реональда Ользина