- Мансийский
- Русский
Св тл нврамыт ханищтым рӯпиты
Млты тлт «влт мйт лыс» нампа касылн Октябрьский район Лӯи Нрихумит пвылныл акв вти кина ктвес. Тот китыт классыт ханищтахтын нврамыг Милана Вострикова ос Борис Бартошкин «Катюпа» мйт мньщи лтӈыл мйтсг.
Тн ань 7 тл ос 12 тл мус яныт нврамыт халт нх-патсг. Млал мӯйлупсатн мгыс тн Ханты-Мансийск ӯсн ёхталаӈкве ат врмысг. Тувыл диплом-нпакыл ос «наушники» мӯйлупсал ты гирищиг-пыгрищиг школатнт мӯйлуптавесг.
Ты вылтыт мнавн Лариса Николаевна Карпенко лтыӈ ктыс, Милана ос Борис хот-щгтым лсг. Лариса Карпенко тнатн ханищтыяге, касылт каснныл мгыс мн ань тнанылн пӯмащипа лтыӈ ктв. Тувыл ты нврамыг урыл Лариса Николаевна потыртас:
– Милана такви щиртыл номтыӈ гирищиг лы, мньтгыл хурит пслуӈкве тавн мӯсты, пслум хуриянэ ёмщакв тлгыт. Тав мультикыт сунсы ос тот ксалым сыре-сыр утыт пслыянэ. Борис лӯим мхум каснэ накыт пӯмщалыянэ, тлы ёсал хйтуӈкве таӈхи, туи мт сыре-сыр ёнгилыт ёнги.
«Катюпа» мйт китыт классыт мньщи литература ханищтан урокыт нврамыт ёт ловиньтылӯв. Свсыр мйтыт манос потрыт нврамыт мгыс тн торгамтанныл хольт нпакн хансавет.
«Катюпа» мйт кит нврамыгн пнтхатым щирыл ловиньтаве. Тот акватэ матаре китыглы, мтанэ ювле лви ос ктагт матыр-ти суссылты. Ты лы-плт мн мйт ловиньтым тув хансум лтӈанэ тра-паттысанӯв ос тувыл нврамыт ёнгасым тнки ловиньтаӈкве врмияныл.
Ань щнь лтыӈ нмхотьютаныл ат вг, ат потырты. Школавт нилыт тл рнэ урокыт пуссын миннныл юи-плт мн гирищит-пыгрищит мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтыянӯв. Тыи ти факультатив, рущ щирыл тамле тла «внеурочная деятельность» лваве.
влт мньщи лтыӈ ос литература урокыт хольт врыглавсыт, тн образование программан хансым лсг. Ань тнатн мт щирыл тотыянӯв, выл классныл нила класс мус мнь нврамыт ялантгыт, тн ст хтал сыс кит щс ханищтавет.
Ос атыт классныл онтолов класс мус яныгнув нврамыт мньщи лтыӈ ст хтал сыс акв щс сыс ханищтахтгыт. Классанувт тав кос мньщи, тав кос рущ манос мт мирныл лнэ нврам, тн пуссын мньщи лтыӈ хӯнтлуӈкве ёхталгыт. Школавт нврамыт «Этнокультурное развитие детей» нампа программа щирыл ханищтыянӯв.
Лариса Николаевна 1993 тлт Ханты-Мансийский педагогический училище стламе юи-плт Лӯи Нрихумит пвыл школан рӯпитаӈкве ктвес. Тав та псыл гирищит-пыгрищит мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтыянэ. Ты тл тав школат рӯпитантэ сӯкыр тпост вт тлыг тах ты твлы.
Та сыс школа стлам тасвит гирищит-пыгрищит св мн хотталь лаль ханищтахтуӈкве ос ётыл рӯпитаӈкве лкква-миныгласыт. Тн щнь лтӈыл пуссын потыртаӈкве ат ке патсыт, сакати, мньщи мхум пс наканыл пӯмщаласыт, лупсаныл мощ вгыт ос тувыл свсыр касылыт касгыт.
Лариса Карпенко щнь лтыӈ ханищтан хтпат халт такви с Ханты-Мансийск, Белоярский, Нефтеюганск ӯсытн касуӈкве ялантас. Тот мт мхумн уроканэ суссылтас, ёмас рӯпататэ мгыс хӯрмит места вуйлас ос китыт местан нх-патыглас.
Тав свсыр тланэ аквтох ёмщакв лаль вос тотыянэ, нврамыт хт-ти касуӈкве вос врмысыт. Ань тн нупыланыл сунсым, мт хтпат с матыр-ти вруӈкве ксащгыт. Щнь лтӈув, пс наканув хотты пора мус иӈ лаль тах тотавет.
Тамара МЕРОВА
Хороший педагог и опытный наставник
Возвращаясь к прошедшему конкурсу видеороликов «Сначала была сказка» на языках коренных жителей Югры, расскажем о юных победителях. В возрастной категории среди участников от 7 до 12 лет победителями признаны Милана Вострикова и Борис Бартошкин из села Нижние Нарыкары Октябрьского района. Второклассники прочли по ролям мансийскую сказку «Катюпа». Недавно на школьной линейке им вручили дипломы победителей и ценный подарок «беспроводные наушники» с новогодними сладостями.
Об этом нам рассказала руководитель внеурочной деятельности Лариса Николаевна Карпенко. Дети были очень рады подаркам, и они вместе с руководителем благодарят организаторов за проведение такого конкурса. Лариса Николаевна нисколько не сомневалась в своих учениках, о них она рассказала:
– Милана Вострикова талантлива с раннего детства. Любит рисовать, хотя в художественную школу не ходит, но смотрит мультфильмы и рисует мультяшных героев. Борис – подвижный ребёнок, заинтересован спортом, по внеурочной деятельности ходит на «Игры народов Севера», зимой катается на лыжах.
Сказку, которую мы выбрали для участия в видеоконкурсе, входит в образовательную программу по мансийской литературе для детей 2 класса, не владеющим родным языком. Мансийский язык изучается в школе 4-й год во внеурочное время, после уроков. До этого дети изучали мансийский язык и литературу в урочное время, предмет входил в обязательную образовательную программу.
Эту сказку дети изучали на внеурочной деятельности «Мансийская литература». Произведения для изучения мансийской литературы подобраны с учётом возрастных особенностей. Форма проведения занятия: нетрадиционная сценка. Текст читается по ролям, где каждый ученик может предстать и в роли кошечки, и в роли мальчика или девочки. Лексика детям знакома, так как изучается на занятиях по мансийскому языку. Внеурочная деятельность в школе обязательна, уроки по мансийскому языку и литературе преподаю я. Ко мне ходят все начальные классы с 1 по 4 классы, а также старшие дети с 5 по 9 классы. Дети занимаются всем классом, независимо от национальности. Обучение идёт 1 урок в старших классах и 2 урока в начальных классах.
Стоит отметить, Нижне-Нарыкарская школа является стажировочной площадкой по внедрению программы «Этнокультурное развитие детей», поэтому я ещё веду уроки технологии с элементами декоративно-прикладного искусства обских угров.
Лариса Николаевна в 1993 году окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище и по направлению была приглашена работать в Нижне-Нарыкарскую школу. С того времени, благодаря её труду, в сельской школе снова зазвучала мансийская речь и стали возобновляться забытые временем народные традиции. Сейчас педагогический стаж Ларисы Карпенко 29 лет, а в сентябре уже будет 30 лет.
Как хороший педагог и опытный наставник, Лариса Николаевна не раз подтверждала своё мастерство в профессиональных конкурсах. Участвовала на ежегодных конкурсах учителей родного языка в городах Ханты-Мансийске, Белоярском, Нефтеюганске и была призёром третьего и второго мест. Не так-то просто бывает увлечь школьников языком и культурой коренных народов округа, но всё же благодаря мастерству и творчеству педагогов, интерес они проявляют. И в этом колоссальная ответственность и опыт учителя.
В этом месяце мы отмечаем Международный день родного языка, поэтому хотелось бы пожелать всем учителям родного языка неугасаемого творческого потенциала, терпения и любви к детям, и достойных учеников. Мы надеемся на таких учеников, которые начав с малого, как участие в видеоконкурсе на родном языке, в дальнейшем могли бы изучать и сохранять языки малочисленных народов Севера.
Тамара МЕРОВА