- Мансийский
- Русский
Нврамыт ханищтан хтпат кассыт
Нврамыт ханищтан хтпат халт ксыӈ тл касыл врыглаве. Ты тл округ янытыл мхум Сургут ӯст атхатыгласыт. Тн касыланыл рущ лтӈыл тох лввес – «Педагог года Югры – 2019».
Мньщи, ханты нврамыт ханищтан хтпат свсыр районытныл тув ёхталасыт. Тн наманыл ты — Светлана Савельевна Мерова (Саранпвылныл), Ольга Мартыновна Норова (Ханты-Мансийск ӯсныл), Любовь Викторовна Захарова (Касум пвылныл), Светлана Федоровна Прасина (Корлик пвылныл), Вера Васильевна Яркина ( Лӯи Нярихумит пвылныл), Полина Иудовна Нюгломкина (Угут пвылныл).
Тн св хтал халанылт кассыт. выл хталт ксыӈ хтпа такви врнэ рӯпататэ урыл мощ потыртас, тувыл уроке суссылтастэ. Светлана Савельевна Мерова уроке слы урыл щпитлыстэ. Нврамытн слы ӯрнэ мхум урыл потыртас, мнь потыр-охса тн ётаныл мньщи лтӈыл хансыс.
Ольга Мартыновна Норова ос свсыр ӯит урыл урок врыс. М-витув хумус ӯргалаӈкве ри, маныр ял-пыӈ хталыт сосса мирыт янытлгыт, хунь тн врыглавет.
с нквет халт Любовь Викторовна Захарова уроке щар ёмасыг ос пӯмщиг лввес, тав суссылтам урокт стихыт хаснэ ханты хтпа Мария Волдина урыл потыртас. Мария Волдина «Ннь» урыл хансум мйтэ урокт ловиньтасаныл.
Жюри-хтпат ты касум нквет халт хӯрум хтпа приясыт – ты Л.В. Захарова, О.М. Норова ос П.И. Нюгломкина. Юи-выл касылт тн потыртасыт, щнь лтӈаныл лаль хумус тотуӈкв ри, нврамыт ёмащакв хумус ханищтаӈкв ри.
Любовь Захарова лвыс, школат ань ёмас ханищтахтын нпакыт тимыт. Нврамыт щнь лтӈын ханищтан мгыс нас урок вос лы. Манрыг урок хот-вуйвес, нврамытн тыи мгыс сака лль врмаль врвес.
Ольга Норова ос потыртас, тн Ханты-Мансийск ӯст нврамыт мньщи лāтӈын хумус ханищтыяныл. Ань «Лылыӈ сюм» колн свсыр мт мир нврамыт ёхталгыт. Хотьют ксащи, тав мньщи лтӈыл потыртаӈкв ханищтаве.
Полина Нюгломкина лвыс, ань нврам такви лтӈе вос вгтэ, юн оматэ-тятэ тав ётэ щнь лтӈыл вос потыртг. Юн потыртаӈкв ат те патгыт, тнт нврам щнь лтӈе вāӈкв ат паты.
Н такви колтглэ урыл тох лвыс, тāн юн щнь лтӈыл потыртгыт, таимгыс ляпа рӯтанэ нвраманыл пуссын тнти лтӈаныл вганыл.
Ты касум нквет халт Л.В. Захарова нх-патыс, тав 110 стыра солквил майвес. Тав юи-плт — О.М. Норова, н 80 стыра солквил мӯйлуптавес. Хӯрмит местат П.И. Нюгломкина лввес, тав ос 60 стыра солкви вис.
Елена Акбаш ттум потре мньщи лтӈыг Валентина Васильева толмащластэ.
Конкурс «Учитель родного языка и литературы – 2019»
С 11 по 15 марта 2019 года в городе Сургуте состоялся региональный этап конкурса профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Педагог года Югры – 2019».
В номинации «Учитель родного языка и литературы – 2019» приняли участие педагоги из 6 муниципальных образований автономного округа: города Ханты-Мансийска, Белоярского, Березовского, Нижневартовского, Октябрьского и Сургутского районов. Участники конкурса традиционно представляли образовательные организации с этнокультурной составляющей содержания образования, детского этнокультурно-образовательного центра города Ханты-Мансийска.
Состав участников: Захарова Любовь Викторовна, учитель начальных классов и родного языка и литературы МАОУ Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»; Мерова Светлана Савельевна, учитель родного (мансийского) языка и литературы МБОУ "Саранпаульская средняя общеобразовательная школа" Березовского района; Прасина Светлана Федоровна, учитель родного языка и литературы МБОУ "Корликовская общеобразовательная средняя школа" Нижневартовского района; Яркина Вера Васильевна, педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея "Няврамыт" МКОУ "Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа" Октябрьского района; Нюгломкина Полина Иудовна, учитель родного языка и литературы МБОУ "Угутская средняя общеобразовательная школа" Сургутского района; Норова Ольга Мартыновна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" г. Ханты-Мансийск
Состав жюри Конкурса представлен: председатель – Шиянова Анастасия Антоновна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела хантыйской филологии БУ «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», кандидат филологических наук; члены жюри – Акбаш Елена Устиновна, эксперт методического отдела учебно-методического центра АУ «Институт развития образования»; Лимарев Сергей Николаевич – председатель Сургутской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации; Сопочина Аграфена Семёновна, консультант центра по изучению языка и культуры коренных малочисленных народов Севера Сургутского государственного университета.
Конкурс успешно прошел в два тура.
Конкурсные мероприятия первого тура традиционно открылись с «Визитной карточки» педагога. В течение 30 минут конкурсанты раскрывали профессиональное кредо, ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, ценностные ориентации, связанные с профессиональным самоутверждением. Информация достаточно полно отражала муниципальные особенности округа, деятельность образовательных организаций в части реализации этнокультурной составляющей содержания образования, профессиональной деятельности конкурсантов. Способы подачи информации в основном были убедительны, педагоги выразительны, артистичны и обаятельны. Участники данной конкурсной номинации запомнились членам жюри и зрителям своими яркими выступлениями, этнокультурной самобытностью, проявили фантазию и оригинальность.
Решающими конкурсным заданием был «Урок родного языка», на котором участники демонстрировали практическую реализацию своего педагогического опыта, методические приёмы взаимосвязанного изучения родного и русского языков на основе диалога культур.
Захарова Л.В. провела урок-путешествие по творчеству М.К. Вагатовой. Ученики послушали запись сказки «Хлебушко» в исполнении Марии Вагатовой, после сами прочитали, провели вместе с учителем анализ текста. Учитель продемонстрировала высокий уровень владения хантыйским языком, умение использовать современные инновационные технологии, диалог культур. В своей работе использовала интерактивную доску, что даёт большие преимущества для наиболее полного раскрытия темы урока. Занятие становится интересным, творческим, развивающим, при использовании интерактивной доски дети более внимательны и заинтересованы, быстрее запоминают хантыйские слова.
Мерова С.С. провела урок «Салы», вводя в активную лексику слова по теме «Животные», «Оленеводство». Ученики узнали о том, что значит олень для манси. Ребята изучили мансийские слова, которые обозначают атрибуты оленеводов. В конце урока ученики составили небольшой текст на языке манси. Своей педагогической находкой считает метод "интеллект – карт" – это один из методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Норова О.М. провела комбинированный урок по теме «Суффиксы множественного числа». На своем уроке рассказала о народных приметах манси, научила детей, как определить погоду по солнцу, звездам и луне, как узнать растущий или убывающий месяц. Ученики узнали о мансийском празднике Тылащ Пори, сравнив его со славянским праздником Коляда. Во время занятия ребят научили как при помощи суффиксов образуется множественное число имен существительных.
Нюгломкина П.И. провела урок хантыйского языка по теме «Эти важные насекомые», где разговор шел о бережном отношении к природе, ко всему живому. Ученики узнали, как произносятся на хантыйском языке названия насекомых, составили предложения по темам. В конце занятия пришли к выводу, что все в мире взаимосвязано, если исчезнет какой-нибудь язык, то исчезнет и сам народ. В обучении родному языку использует игры.
Прасина С.Ф. Изучение хантыйского языка и приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа проводит через занятия-путешествия, занятия-игры. Свой урок представила в форме заочной экскурсии на стойбище. Ребята познакомились с именами существительными, которые обозначают людей и предметы, связанные с жизнью в стойбище (одушевлённые – неодушевлённые). Вспомнили, что такое орнамент, познакомились с основными орнаментами народа ханты. Далее им было предложено украсить орнаментом платье. Для развития родной речи и творческих способностей учащихся использует фольклор: загадки, приметы, поговорки, сказки.
Яркина В.В. провела занятие по теме «Маньси мойтыт». На уроке ребята познакомились не только со сказками народа манси, но и со собирателями и сказителями. Учащиеся работали в группах, составляли синквейн, обсуждали главные темы, познакомились с лексикой мансийского языка, узнали, как называются и произносятся названия животных. В конце урока прочитали сказку «Мышонок-путешественник» по ролям.
Конкурсное испытание «Образовательный проект по сохранению родного языка» проходило в форме проектной группы. Конкурсанты в течение 15 минут провели обсуждение по выбору темы образовательного проекта, распределили зоны ответственности каждого члена команды. Команда в течение 7 часов разработала и представила совместный образовательный проект по теме «Живой язык» с целью создания предметно-пространственной среды, способствующий овладению родным языком и приобщению детей к культуре и традициям коренных малочисленных народов Югры, раскрыли методическую и практическую значимость заявленной темы.
В четвертый день конкурсных испытаний участницы презентовали конкурсное задание «Мастер-класс», который подводил итоги выступления и был решающим для отдельных конкурсантов.
Норова Ольга Мартыновна представила проект «Одежда», присутствующие узнали, из какого материала шьется национальная одежда манси, вспомнили виды традиционных орнаментов, повторили лексику по темам «Одежда» и «Животные».
Проект Меровой Светланы Савельевны «Интеллект-карта» направлен на решение таких задач, как запоминание информации на языке манси, собственное обучение, развитие. Участники составили свои интеллект-карты, используя мансийские глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Нюгломкина Полина Иудовна представила проект «В каждой избушке – свои погремушки». Игры детей ханты направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов, на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Игры детей ханты практически всегда повторяют промысловую и бытовую деятельность взрослых. Полина Иудовна предложила сделать погремушку – первую игрушку ребенка. При выполнении работы участники проговорили название игрушек и всего того, из чего они сделаны на хантыйском языке.
Яркина Вера Васильевна напомнила, что 2019 год в Российской Федерации – это год театра и языков коренных малочисленных народов. Поэтому свой мастер-класс Вера Васильевна начала со спектакля. Кукла помогает ребенку раскрепоститься, а значит он лучше запоминает слова и фразы на родном языке. Мастер-класс закончился постановкой мансийской сказки «Мышонок-путешественник» на мансийском языке.
Захарова Любовь Викторовна представила проект «Использование интерактивной доски на уроках родного языка», который повышает мотивацию учащихся при изучении языка. Для того чтобы процесс образования имел успешный результат, очень важно, чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека. Любовь Викторовна продемонстрировала элемент урока с использованием интерактивной доски, а все участницы попробовали себя в роли учеников.
Прасина Светлана Федоровна представила проект «Игрушки ваховских ханты». В настоящее время цивилизация поглощает язык и культуру малых народов, но необходимо, чтобы живой язык звучал среди народа, поэтому проект направлен на то, чтобы приобщить ребенка через игрушку к культуре своего народа. Хантыйские дети – дети природы, все игрушки делаются из подручного материала. В семьях народов ханты девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. По тому, насколько аккуратно и правильно девочка могла смастерить куклу, судили о ее умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались с большой охотой в свободное от домашних работ время. Светлана Федоровна показала несколько приемов изготовления кукол. В конце занятия куклы сделали не только участницы, но и члены жюри.
По результатам первого тура определились 3 финалиста, которые приняли участие во втором туре, это – Захарова Л.В., Норова О.М., Нюгломкина П.И.
Второй тур включал одно конкурсное испытание «Круглый стол».
На круглом столе собрались финалисты всех номинаций конкурса «Педагог года Югры – 2019». Участники выступили со своими проблемами и педагогическими инициативами, которые будут положены в основу Проекта национального образования ХМАО – Югры. Это самый серьезный этап, на котором нужно было не только высказать свои мысли, но и показать понимание своей роли, места в реализации нацпроекта.
Все финалистки номинации выдели важную проблему: сохранение родного языка и культуры коренных малочисленных народов Севера.
Норова Ольга Мартыновна (МБУ ДО "ДЭКОЦ" г. Ханты-Мансийск) рассказала о реализации программ по знакомству детей с традиционной культурой обско-угорских народов. В городских условиях сильнейшая конкуренция в учреждениях дополнительного образования. Вторая проблема –в городе отсутствует компактное проживание обско-угорских народов, поэтому привлекают к изучению языка и культуры детей не только ханты и манси, но других национальностей.
Захарова Любовь Викторовна (МБОУ Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым») отметила, что качественное образование должно быть доступно для каждой семьи. Основной проблемой является отсутствие учебников на хантыйском и мансийском языках, а это значит, что предмет из обязательных перешел во внеурочную деятельность, но для изучения языка одного часа в неделю мало.
Нюгломкина Полина Иудовна (МБОУ "Угутская средняя общеобразовательная школа" Сургутского района) отметила, что основной проблемой является то, что дети не слышат язык дома, в семье. А для изучения языка и культуры главное – сохранение традиций в семье. Полина Иудовна на примере своей семьи продемонстрировала, как в своей семье они хранят традиции и язык ханты.
Победителем конкурса, занявшим первое место и получившим звание «Учитель родного языка и литературы – 2019», стала Захарова Любовь Викторовна, учитель начальных классов и родного языка и литературы МАОУ Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»; на втором месте – Норова Ольга Мартыновна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" г. Ханты-Мансийск; на третьем месте – Нюгломкина Полина Иудовна, учитель родного языка и литературы МБОУ "Угутская средняя общеобразовательная школа" Сургутского района.
Победители и призёры конкурса награждены Дипломами с выплатой денежного поощрения (1 место – 110 000 рублей, 2 место – 80 000 рублей, 3 место – 60 000 рублей).
Акбаш Е.У., эксперт методического отдела учебно-методического центра
АУ «Институт развития образования», перевод на мансийский язык Валентины Узель.