- Хантыйский
- Русский
Нумӑсӆаӆ па вєрӆаӆ айӆат ёх мухты еӆӆы мӑнӆӑт
Вәйт ӆор тыӆӑщн 23-мит хӑтӆӑн ӆапӑтъяӊ оӆа йиӆ, хән сєма питӑс Ольга Александровна Кравченко (Молданова). Ин ӆўв хўв пӑнта питман вәӆ. Тәп нумӑсӆаӆ па вєрӆаӆ айӆат ёхн тӑка катӑӆман тӑйӆайт.
Ольга Александровна нєм ки нёхумӆўв, имухты мўӊева нумӑса питӆ Казымской культур-антропологической ӑшкола (Касум КАШ) па Детской этнической стойбища «Нумсӑӊ ёх», щит ӆўв ӛрӑӆн, ӆўв нумсӑӆн вєрум тӑхеӊӑн. Щи ӑшкола 1990-1991-мит оӆӑтн вєрӑнтыйӆса. 1996-мит оӆн «КАШ» кәща ёхн па щира кєртыйӆса па кӑт оӆ пийн иса пўш лӑп тәхӑрса, щит эксперимент вєрӑт хуӆасӑт. Щикўш лупӆӑт, эксперимент ма тывӑс, тәп еӆӆы ӑн тәсы. Щи ӑшкола вєрӑнтыйӆса няврємӑт йис вәӆупсыя хущты пӑта, рәт ӆєрӆаӆ эвӑӆт йира ӑн рӑкӑнты пӑта. Ӛхӑт па щи ӆєрӆаӆ мухты сыр-сыр ёх пиӆа ма вәӆты пӑта. Ӑшкола тәхрум пийн нумсӑт па вєрӑт «Нумсӑӊ ёх» детской этнической стойбища мухты еӆӆы мӑнты питсӑт.
Ма щи ӑшколайн няврєм вәнӆтум кӑтӊӑн па щӑта вәнӆтыӆум няврємӑт пиӆа вәйтантыйӆсум. Ӆыв эвӑӆтэӆа ма Ольга Александровна шәӊӑт оӆӑӊӑн иньщӑссум. Елена Терентьевна Федотова па Марина Викторовна Кабакова щи ӑшколайн няврємӑт вәнӆтуман вәсӊӑн па «Нумсӑӊ ёх» няврємӑт кәрт вєрман ищи вәсӊӑн. Ма ӆынты еша иньщӑссум.
- Хән нын Ольга Александровна пиӆа ха рәпитсӑтн?
- Е.Т. Федотова: Ольга Александровна Кравченко ма ӆўӊӑтӆєм мӑнєма нётты хӑннєхәя, мӑнты вәнӆтӑты имия. Ӆўв партум щирӑӆн ма Тобольской педагогический институт вән нєпек ёша павӑтсум. Ӛхӑтшӑк па и пўш ӆўв мӑнты иньщӑсӑс: «Муйсӑр ёх йис вєрӑт нӑӊ ванашӑк тӑйӆӑн». Щирн ма лупсум, и пєлкєм ма хӑнты, кимӑт пєлкєм па рўщ. Єнумсум ма рўщӑт кўтн, ӑӊкаӊкєм хонӑӊӑн, хӑнты ясӑӊ па хӑнты мир йис вєрӑт ма иса ӑн вәӆӆӑм. Щирн ӆўв лупӑс, рўщ ясӑӊа па рўщ йис вәӆупсыя няврємӑт вәнӆтӑты питӆӑн. Ма щи кашащсум.
- М.В. Кабакова: Ма Ольга Александровна Кравченко вәӆєм сєма питум хӑтӆєм эвӑӆт, ӆўв ма щащупєм. Ӑшколайн ӆўв история мўӊева вәнӆтӑс, вєра ма щи вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс, интерактивной урокӑт вєрӑнтыӆӑс. Ӆўв хуты иса пўш сыры пӑнт вєрман шәшты пищ тӑйс, интерактивӑт тәп ӛхӑт ӑшкола вўша юхӑтты питсӑт. Щи оӆӑтн ма вәнӆтыйӆты мӑнсум, ищи оӆн Ольга Александровна культурно-антропологической ӑшкола пўншӑс. Щи пийн па ма щи тӑхийн рәпитты питсум.
- Нын щиренӑн, муйсӑр йиӆуп пищӑтн щи Касум «КАШ» ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑсыйт?
- Е.Т. Федотова: Мӑнєма вєра әмӑщ Ольга Александровна нумсӑтн вєрум пищӑт, щит инновационной йиӆуп вєрӑт. «КАШ» оӆӑӊӑн концепция мўӊ хуӆыева ха ӑкумман путӑртсўв. Нумсэв щимӑщ вәс. Мєт оӆӑӊӑн ай няврєм ӆўв рәтнаӆаӆ хуща, ӑӊкеӆ-ащеӆ пиӆа ат вәӆ, рәт ясӑӊӑн ат путӑртӑӆ, щит садик пурайн муй па оӆӑӊ ӑшкола классӑт пурайн. Ӛхӑтшӑк па па мир пиӆа, па ёх пиӆа путрӑӆ ха ат хойӆ. Ат иньщӑсӆ, муй пӑта ӆўв хущӑӆа тӑмиты, па хӑннєхә хуща па щира, щит муй пӑта. Тӑмиты па ёх пєӆа вантты ки питӆ, иса мир пиӆа ӆәхсӑӊӑн вәӆты питӆ. Еӆӆы па ӆўв нәмӑсты ат питӆ, муй пӑта ма тӑмӑщ, ма тӑм тәрумн муйсӑр вєрӑт вєрты питӆум, рәт ёхӆам пиӆа хатьӆум муй па кев воша, карты воша мӑнӆум. Ищимурт рәт кӑӆы ӆєр тӑйты хӑннєхә ӆавӑрта вәӆты ӑн питӆ, ӆўв еӆӆы м нумӑсн шәшты питӆ. Тӑмӑщ нумӑсн щи «КАШ» вєрман вәс. Щи пурайн хуты, щит 1990-мит оӆӑтн, мирев нәмӑсӑс, хӑнты йис вєрӑт – щит ӆыюм вєрӑт, нємӑӆт хуятӑта ӑн мосты вєрӑт, па щи оӆӑӊӑн нәмӑсты ӑн па мосӆ. Щиты араӆ пєлӑк хӑнты мирев нәмӑсӑс. Ольга Александровна щирн ар щира ёх йис вєрӑта хущты питӑс, па мўв мирӑт хуща мўӊ ӊхты питсўв, индейцӑт навахо хуща мирев ӊхӑс, щӑта кӑӆ, муй вўрн ӆыв рәт вєрӑт вана тӑйӆӑт. Щӑӆта па финно-угорской мир пиӆа вана вәӆты питсўв. Вєра ар м нумӑс па хон пєлӑк немащ айӆат ёх пєӆа вантман юхтӑс. Па нумӑсн, па сємн ки вантты, щирн тәп кӑӆты питӆ, муйкєм м ясӑӊ мўӊ тӑйӆўв, муйкєм м вєрӑт мўӊ тӑйӆўв. Ольга Александровна ма пӑкӑс тӑмӑщ арсыр ёх ха хущты па и нумӑса павӑтты. м проектӑт хӑншты ӆўв хошӑс, щирн щи проект вєрӑт оӆӑӊӑн путрӑт тәп путӑртты оӆӊитсайт.
- М.В. Кабакова: Ӑшколаев экспериментальность ясӑӊ — щит, ма щирємн, аӆпа, йис вєрӑт ма тӑйты, йис вєрӑт ма вәты вєрӑт. Вєра ма и мир вәӆупсы ки вәты питӆўв, щит и вєр, арсыр мир йис вәӆупсы уша ки вєрӆўв, щит нюр па щир вєр. Касумн хуты йистєӆн хӑнтэт, нюхсӑӊ юрнӑт вәӆӆӑт. Мӑтта оӆӑтн тыв вўӆєӊ сӑранӑт юхӑтсӑт, вўӆыӆаӆ тӑм мўва кӑсӆуптӑсӑт. Мўӊ па рўщ йис вәӆупсы ищи ма ат вәӆэв. Кашӑӊ мир йис вәӆупсы ма вәты пӑта щи вәӆупсыйн вәӆты мосӆ, щит пӑта вәнт кәртӑт мосӆӑт.
- Щи оӆӑт эвӑӆт муйсӑр вєрӑт мєт ма нумӑсн хӑщсӑт?
- Е.Т. Федотова: Ольга Александровна иса пўш сырышӑк шәшӑс, ӆўв мўӊты вєр нумӑсн вәӆты вәнӆтӑсӆэ. Щирн ма ӑн па вәсєм, муй пӑта щимӑщ вєрӑт мосӆӑт. Мўӊ хӑншӆўв щимӑщ проектӑт, мӑта утӑт нємӑсыя вәӆупсы вәнта тәты пищев ӑнтәм. Ма щирн нәмӑссум, нӑртама мўӊ тӑмӑщ вєрӑт вєрӆўв, ӆўв па хӆы лупиӆӑс, мўӊ нумӑсӆўв па щира кєрӑтты мосӆ, мўӊ няврємӆўв партӆӑӆўв ӆавӑрт сўртӑт шиваӆӑты па нәмӑсты, муй вўрн щи вєрӑт ма ӆэщӑтты.
- М.В. Кабакова: Мӑнєма щи ӑшкола хуща рәпитты вєра әмӑщ вәс. Мўӊ щӑта арсыр мир хӑтӆӑт вєрӑнтсўв (ДНК), муӆтсӑр юнтты вєрӑт вєрӑнтсўв. Әмӑщ вәс, хән няврємӑт пиӆа каникулая ха ӊхсўв. Щӑӆта па Москва эвӑӆт юхтыӆум метадологӑт пиӆа рәпитты әмӑщ вәс, ӆыв щи мўӊева мӑнты пӑнтӑт ванӆтӑсӑт. Щӑӆта па вәна вум имет пиӆа шай яньщман вәйтантыйӆты. Па вєра ар әмӑщ вєр тӑйсўв.
- «КАШ» хуща рәпитум оӆӑт еӆӆы па муӆты нумӑс нынана хӑщуптӑсӑт?
- Е.Т. Федотова: Щи проектной мышления вєрӑт мӑнєма тӑмхӑтӆ вєра нётӆӑт. Мўӊ тӑмхӑтӆ вєра ӆӑӊхаӆўв ёха нётты, ӆыв нумӑсӆаӆ нєпека хӑншты па еӆӆы вәӆупсы вўша тәты. Еӆӆы мӑнты пӑнт ӆыв ат вєрӆӑт, муй щира ӆывеӆа мосӆ, тәп ӆыв рәт ӆєрӆаӆ аӆ юрємӑӆӑт, щимӑщ нумӑс вәӆмаӆн Ольга Александровна тӑйс.
Мўӊ тӑта ӑкмум ар мир – хуӆыева ӆўв вәнӆтум ёх. Ма ӆўв пиӆаӆа ки ин вәйтантӆум, мєт оӆӑӊӑн иньщӑсӆум, тўӊ пӑнт хўват мўӊ мӑнӆўв муй па ювра пӑнта кєрӆӑсўв. Мӑта пӑнт хўват мєт сыры шәшумты. Па әмӑщ ясӑӊ ӆўвеӆа лупӆум, мўӊ вєрӆўв ма мӑнты питсӑт.
- М.В. Кабакова: Нумсӑт па вєрӑт, мӑта утӑт «КАШ» хуща вєрӑнтсўв, тӑм хӑтӆ вәнта па щи вәӆӆӑт. Ӆыв «КАШ» ӑшкола тәхрум пийн няврємӑт вәнт кәрта касӑӆсӑт, щи пийн па музей хуща касӑӆсӑт, ин па ресурсный центра юхӑтсӑт. Щи нумсӑт хуты хӑннєхә ӆыпийн вәӆӆӑт, муй тӑхия хӑннєхә мӑнӆ, нумсӑт ӆўв пиӆаӆа щи мӑнӆӑт. Ӆыв ӆыпаща хән ӊхӆӑт, тәп хӑннєхә пиӆа. Ма Ольга Александровна ин ки шиваӆӑсум, м вўща ясӑӊ ӆўвеӆа лупсум ма ӛшєм тўӊматум пӑта, ма пӑнтєм тўӊматум пӑта.
2023-мит оӆн Касум вош музей хуща выставка вєрӑнтса, щит Ольга Александровна пӑта. Щӑта арӑӆ пєлӑк ёх, щит вәна вум няврємӑт, ӆўвеӆа м вўща ясӑӊ лупсӑт па путӑртсӑт, муй щи оӆӑт оӆӑӊӑн ӆыв нәмӑсӆӑт. Тәх путӑртум ясӊӑт тӑта хӑншӆўв.
- Екатерина Спиридонова: Ӆўв вән хӑннєхә, нумсӑӊ, каркам, иса пўш вәӆупсы пиӆа и мевӑӆн, и шӑншӑн шәшӑс. Ӆўв хәӊхӑӆн ар мир ӑктас па щи мир пиӆа ар м вєрӑт, ар проекӑт вєрӑс.
- Олег Потпот: Вєра ар проект мўӊ вєрӑнтсўв, арсыр мир пиӆа вәйтантыйӆсўв. Ма ӆўв эвӑӆтаса вєра ар нумӑс вўсум. Ин па щи нумӑсӆам еӆӆы ма вәнӆтӑты няврємӆама кантӆум.
- Анна Ларионова: Ма вәӆупсєма Ольга Александровна вєра ар нётупсы вєрӑс. Ӆўв мӑнты эви юкана тӑйсӑӆӆэ. Ӆўв ясӑӊӆаӆ эвӑӆт ма вәӆупсы оӆӑӊ сәхум вєрсум ин рәпитты пӑнтєм хўват, щит айкеӆат ӑкӑтты па хӑншты тӑхи. Ӆўв мєт оӆӑӊ шиваӆӑс па лупӑс ма ма хӑншты вєрєм оӆӑӊӑн.
Ольга Александровна сыр-сыр вєрӑт ма вєрты хошӑс па пӑкӑс. Щит пӑта ӆўв вєра ар ишӑк нєпекӑт тӑйс, щи нєпекӑт эвӑӆт кӑӆ, муйсӑр вєрӑтн ӆўв сащ тӑйс. И нєпекӑтн йис вәӆупсы ма ӆэщӑтты пӑта мӑсы, кимӑт нєпекӑтн няврємӑт ӆўӊӑн ма рўтьщуптӑты пӑта. Щӑӆта па мўвтєӆ мир па Россия мир ӆәхсӑӊа ма вәӆты пӑта ишӑк нєпекӑт тӑйӆ па арсыр мультипликационной ӆыӆӑӊ хурӑт вєрум пӑта, щит хӑнты мирев йис моньщӑт ӆыӆӊӑӆтӑс, щӑӆта па ар ишӑк нєпек вәӆ турист вєрӑт па па арсыр вєрӑт пӑта.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Идеи и мысли живут в учениках
Ольге Александровне Кравченко (Молдановой) 23 августа исполнилось бы 70 лет, но сегодня её нет с нами. Однако с нами её ученики, её идеи, проложенные ею тропы. С именем Ольги Александровны, прежде всего, связаны Казымская культурно-антропологическая школа (Касум КАШ) и Детское этническое стойбище «Нумсанг ёх».
Экспериментальная Казымская культурно-антропологическая школа, инициатором создания и директором которой являлась О.А. Кравченко, была образована в 1990-1991 учебном году. В 1996 году «КАШ» была реорганизована, а по окончанию эксперимента, который был признан положительным, школа была закрыта. Основной идеей создания данного типа школы являлось погружение детей дошкольного и младшего школьного возраста в свою этническую культуру, выработка у них этнической идентичности, а в последующем, предусматривался переход на «диалог культур». После закрытия школы наработанный опыт продолжал воплощаться на базе детского этнического стойбища «Нумсанг ёх».
Мы встретились с первыми педагогами и учащимися этой школы и попросили поделиться своими воспоминаниями об Ольге Александровне Кравченко.
Елена Терентьевна Федотова и Марина Викторовна Кабакова были первыми преподавателями «Касум КАШ» и являлись активными организаторами стойбища «Нумсанг ёх». Им было задано несколько вопросов.
– В какой период жизни Вы работали рядом с Ольгой Александровной?
Е.Т. Федотова: Ольгу Александровну Кравченко считаю своим наставником, своим учителем, своим проводником в этой жизни. С её легкого напутствия я поступила учиться в институт. Позже, поговорив с нами, Ольга Александровна спросила, кем мы себя ощущаем, к какой культуре принадлежим, и я ответила, что хотя я наполовину ханты наполовину русская, но воспитывалась в русской культуре у бабушки, не знаю ни хантыйского языка, ни культуры. Тогда она предложила мне вести уроки родной культуры, поэтому я изучала русскую культуру, как родную.
М.В. Кабакова: Ну, с Ольгой Александровной Кравченко знакомы с рождения, потому что это моя тётя. В школе она преподавала у нас историю, достаточно интересные были уроки, потому что они тогда уже были интерактивными. Она вообще в этом плане передовиком была, интерактивные уроки стали использоваться гораздо позже. Потом я поступила учиться, Ольга Александровна, открыла культурно-антропологическую школу и дальше моя деятельность начинается в этой школе.
– На Ваш взгляд, в чём проявлялась новизна экспериментального проекта «Касум КАШ»?
Е.Т. Федотова: Мне нравится подход Ольги Александровны, он инновационный, например, концепцию «КАШ» мы обсуждали, разрабатывали всё вместе. Идея такова, на первом этапе своей жизни ребёнок должен быть укоренен в родной культуре, это примерно детский сад, начальная школа. А позже, на втором этапе, проявляется уже диалог культур, когда ребёнок начинает изучать, сравнивать. Почему у меня так, в другой культуре по-другому. Здесь рождается уважение к другим культурам, если есть знание своей. И вот третий этап. Это уже самоопределение, кто ты по жизни, будешь ли ты в своей культуре или пойдёшь дальше, но уже с богатым ценным опытом, с корнями. Такой человек будет крепче стоять на ногах, с уверенностью смотреть в будущее. Такова была концепция «КАШ». В то время, это были девяностые годы, трудно было объяснить людям, что хантыйская культура – это кладезь мудрости, что это не какая-то никому ненужная, забытая культура или пережиток прошлого. В понимании этого, наверное, была самая большая сложность для местных жителей. Ольга Александровна смогла организовать, например, экспедиции к другим народам и наглядно показать, как тот же народ индейцы навахо относятся к своей культуре. Позже было общение с финно-угорским миром, на наших ребят влияние оказала дружба с немецкими молодыми людьми. Взгляд со стороны всегда помогает оценить себя, оценить свою культуру. Ольга Александровна всегда могла организовать такую творческую среду полноценного общения, взаимообогащения. Она могла создавать интересные проекты, тогда это только начиналось.
М.В. Кабакова: Экспериментальность, на мой взгляд, наверное, была в том, что культурная антропология пыталась дать какие-то систематизированные знания, может быть знания о культуре в целом, о культуре ни одного народа, а о культуре народов, проживающих на территории сельского поселения Казым, в первую очередь это коренное население ханты, лесные ненцы. У нас были коми-зыряне, которые пришли со своей оленеводческой культурой когда-то в Казым. Мы ещё затронули русскую культуру, изучали культуры, погружаясь в среду, средствами полевых работ, создавали какие-то свои традиционные стойбища.
– Что из этого периода работы Вам более всего запомнилось?
Е.Т. Федотова: Ольга Александровна всегда немножко опережала время, она нас учила мыслить проектами. Тогда я не понимала зачем, если мы их написали, то должны их реализовать, а так получается, много интересных проектов, но мы их не реализовываем. Тогда я думала, что эта работа впустую, а она всегда говорила, мы формируем проектное мышление, мы учим их видеть проблемы, мы учим их решать проблемы, это очень важный опыт.
М.В. Кабакова: Я была в восторге от этой школы! Мне запомнилось, когда мы проводили Дни национальных культур (ДНК), какие-то исторические игры проживали, каникулы, которые мы проводили вместе с детьми. Запомнились московские методологи, которые дали нам старт, «бабушники» и многое другое.
– Оказала ли работа в «КАШ» влияние на Вашу дальнейшую деятельность?
Е.Т. Федотова: Этот опыт проектного мышления помог мне сейчас в жизни. Мы очень рады помочь людям воплощать идеи в жизнь, помочь увидеть будущее. Делать будущее самим, опираясь, на свои корни в этом была идея всей жизни Ольги Александровны. Она нас учила этому, что мы сейчас делаем, это продолжаем дело Ольги Александровны. Вся наша большая команда, все мы являемся её учениками. Если бы я встретила её сейчас, то хотела бы спросить, правильно ли мы делаем, в каком направлении нам нужно поработать в первую очередь, и поделиться радостью, что у нас тут получается.
М.В. Кабакова: Идеи и практические дела, отработанные в «КАШ», конечно живут. Они в своё время пришли в стойбище, затем вместе с нами перешли в музей, а сейчас в ресурсный центр, то есть это идеи, которые живут в человеке, а не то, чтобы какой-то конкретный метод. Если бы я её встретила, то поблагодарила бы за становление меня на профессиональном попроще.
В 2023 году Казымский музей организовывал выставку, посвящённую Ольге Александровне на котором многие её воспитанники поделились своими воспоминаниями. Вот некоторые из этих высказываний.
Екатерина Спиридонова: «Она человек с большой буквы, идейная, инициативная, шедшая в ногу со временем, сумевшая сплотить вокруг себя людей, которые вместе с ней воплощали в жизнь различные проекты».
Олег Потпот: «Было множество различных проектов, обменов с другими странами. Много различных знаний я почерпнул у неё. Теперь эти знания стараюсь передать своим ученикам».
Анна Ларионова: «Не могу не упомянуть значительный вклад Ольги Александровны в моё становление. Именно с неё начался мой жизненный путь как журналиста. Она первая заметила, что я могу писать и могу писать хорошо».
Многогранность Ольги Александровны проявляется и в том, что за свою жизнь она получала благодарности за самые разнообразные направления своей деятельности: за пропаганду культурного наследия, за организацию детского отдыха, за укрепления связей между народами, за создание серии мультипликационных фильмов по мотивам хантыйских сказок, за развитие въездного и внутреннего туризма и многое другое.
Пётр Молданов