Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Финно-угор мхум акван-атхатыгласыт
  • Мощщаг хультум мирыт янытлан хталт мӯйлысыт
  • «лнэ мāв пēс потранэ»
  • Нрытын акваг ялантв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи н намхталт янытлылӯв!
  • Шайтанка пвылт мхум юртыӈыщ лгыт
  • Тасьманов слыӈ колтгыл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Каснэ мн св мхум атхатыглас
  • Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Мщтыр гирищ
  • Тув палыт нпакыт ловиньтгум
  • Тксарыг ōлуӈкве таӈхēгыт
  • Щēрынка тл нй пēламтв

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт
  • Мансийский
  • Русский

Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт

Млалнув Париж ӯст лнэ рӯманув тамле лххал потыртасыт. Акв научный центр-коланылт пӯмыщ суссылтап щпитлвес. Та ӯст лнэ ос мӯйлын мхум яныгпль тпос 14 хталныл ӈк натнэ т­пос 26 хталэ мус свсыр ху­рит, вти кинат сунсуӈ­кве ввиньталвсыт. 

Ань пуссын ты тлат урыл Доминик Самсон Норманд де Шамбург, Сорбоннский универси­тетт гит-пыгыт ханищ­тан хум, потыртас. 

Тав хансыс: «Та колт свсыр университетытт ос институтытт рӯпитан хтпат мирыт ханищтан наукат матыр пӯмщалан тлат акван-нтхатым врияныл. Ань тн лӯи мт ōлнэ ми­рыт палт хт-ти яласым пслум ху­рияныл сус­сылтасыт.

Ты ёмас тла кит мнь­лат антрополог-хтпаг вруӈкве номылматсг, тн намагн – Анне Дал­лес Марешал ос Клеман Жакму, акватэ Монголия мт лнэ мхум ёт рӯпи­тас ос мтанэ Алтай мн ялыс. 

Та суссылтапт свсыр лы мн ялум мхум рӯпатаныл урыл потыр­тасыт. Тох Виржини Ватэ чукча мхум палт пслум хури­янэ суссылтас, Жан-Люк Ламбер – нганасаны мир вылтыт, Анне Дал­лес Марешал – нанайцыт вылтыт, Клеман Жакму – алтай мир вылтыт, Давид Кестер–ительмен вылтыт, Дмитрий Опарин – юпика мир вылтыт ос мн Эстель Пармантье ёт хантыт ос мньщит лупсаныл урыл потыр­тасмн». 

Доминик Самсон Нор­манд де Шамбург хан­сум потре мньщи нк­вет ос ханты хум хтпат мщ­тыр­лан наканыл урыл лы. влт тав н хтпат маснут нтнэ мщтыр тла­ныл урыл хансыс, тувыл слы ӯрнэ хум хтпат лупсаныл урыл потыртас. 

Эстель Пармантье сӈквылтап, мт ёнгын утыт ос рыгсов тныт урыл потрыт ос хурит тув щпитлыс. 

Ань ты тлат лаль пӯмщалан мгыс нн ищхӣпыӈ ут хосыт тамле лпсыт https://sfsiberie.hypotheses.org/khanty-et-mansi кисхатн. 

влт лххал мт хн лтӈыл ксалэгн, ннан рущ лтӈыл толмащлан кнопка пащирматуӈкве тах ри. 

Тувыл лпс мōт палт «Populations» свсыр мирыт хнтэгн, тот тн вылтыт потрыт ловиньтаӈкве ос хурит сунсуӈкве врмегн. Ты суссылтап щпитам хт­пат таве выл щёс п­лыг-пуснныл порат вти кина пслысыт. 

Хн мхум мгыс суссылтап щпитан порат тамле лххал с хассыт.

«Сибирь мт лнэ мирыт сака свсырыт. Тн йис пораныл враян ос ӯйхул янмалтан хтпаг лгыт. Тн лнэ мнаныл акван-ловиньтаӈкве ке, Франция мв 26 щёс акван-слтыгллуӈкве тах рви.   

Лӯим мирыт советс­кий тлыт порат м-вит сыстамыг щсаныл, м-витн тыттувсыт, рнэ пормасыт врсыт. 

Тн вганыл, хт, маныр тлы ос яныгми, тувыл хуньт ктыл в­рум пормасаныл хумус йильпииг щпи­таӈ­кве рвгыт, та тлат пӯм­щалгыт. 

Ань пс наканыл тра-паттым мт мхум сун­сыг­лахтгыт, хащтл вр­малит ханищтыяныл. Ос пӯмщалахтгыт, кӯпни­тыг манос трвитыг тамле пс накыт лӯим мхум лаль тотыяныл. 

Тн ань тыг мус тнки Трумн пйк­щгыт ос м-вит нупыл аквтох ём­щакв сунсгыт, пс щирыл лгыт».

Ты тлат тра-паттын мгыс ты суссылтап та щпитавес. Ань хурит хосыт лупсаныл ханищ­тавет, матыр пӯмщалан лумхлас свсыр тлат самагтыл такви ксалы. Тот «CEMS» антропологыт акван-атнэ рӯпатаныл суссылтавет.

лы мт хн мныл ктым потыр мньщи лтӈыл Тамара МЕРОВА хансыстэ

Неподдельный интерес к искусствам малых народов Севера

Новости из Парижа приходят к нам не так часто, одна из них хоть и запоздалая, но мы поделимся ею с нашими читателями. Всё-таки неподдельный интерес иностранцев к искусству малых народов Севера есть, это больше сближает людей и способствует взаимопониманию, восстанавливает забытые духовные ценности. 

В Париже с четырнадцатого апреля по двадцать шестое мая в научном центре «Campus Condorcet» состоялась фотовыставка «Повседневные навыки: уменья народов Сибири». Об этом нам стало известно от французского исследователя, профессора Сорбоннского университета Доминика Самсон Норманд де Шамбург. Он пишет: «В этом научном центре принимают участие одиннадцать институтов и университетов, сам центр предназначен для изучения гуманитарных и социальных наук. Скорее всего, это не выставка по традиционному ремеслу коренных народов Сибири, а по умению, по мастерству/искусству в какой-либо традиционной техники коренных народов Сибири. Фотовыставка была организована Анн Далл Марешал и Клеман Жакму. Это два молодых антрополога нашего центра монголоведения и сибиреведения,  первая работала у нанайцев, второй на Алтае.

На этой фотовыставке были представлены фотографии наших полевых работ с комментариями. Так Виржини Ватэ подготовила материал о чукчах, о нганасанах  – Жан-Люк Ламбэр, о нанайцах – Анн Далл Марешал, об алтайцax  – Клеман Жакму, об ительменах  – Давид Кестер, о юпиках – Дмитри Опарин, о хантах и манси рассказали Эстель Парментье, и мои. 

Моя статья в переводе называется: «Игла и олень: когда женское и мужское начало влияет на жизнь и смерть на Сибирском Севере». В первой части тема – шитьë (женские умения) и во второй части, оленеводство (мужские умения). А Эстель написала о музыкальных инструментах. Вы можете сами всё посмотреть и почитать, если пройдёте по ссылке моей страницы: https://sfsiberie.hypotheses.org/khanty-et-mansi.

Сайт на английском языке, но при необходимости, можете также перевести его на русский язык. В левой колонке имеется список народов (Populations) и связанный с ними материал, выбор просмотра за вами. И вот ещё ссылка ролика вернисажа: https://www.youtube.com/watch?v=CGcdjWYkNWs&t=6s

В рамках выставки найдёте Введение, в котором сообщается:

«Сибирские общества очень разнообразны. Они состоят из древних групп охотников-собирателей и/или кочевых скотоводов, расселённых на территории, в 26 раз превышающей площадь Франции. До советского периода жизнедеятельность этих сообществ в значительной степени зависела от окружающей среды. Детальное знание этой среды позволяло не только эксплуатировать сырьевые ресурсы и превращать их в промышленные товары (ремесла), но и обусловливало социальную организацию и представления. С точки зрения идентичности, современные коренные сибирские общества обновляют некоторые навыки, которые они считают "традиционными".

Исследование этих навыков означает постановку вопроса не только о знаниях, действиях и технике, используемых в материальном производстве, но и об их передаче, а также об образе жизни, отношениях между человеком и окружающей средой, между человеком и материей, социальных отношениях и представлениях о мире. Очень важен также вопрос о том, почему в постсоветском контексте возрождаются именно эти навыки, а не другие. Другими словами, что ноу-хау может рассказать нам об использующих его обществах?

Для ответа на этот вопрос на выставке представлены фотографии, демонстрирующие некоторые навыки коренных сибирских обществ. Цель этой выставки – дать посетителям возможность увидеть и понять коренные сибирские общества, их знания и техники работы с телом как ноу-хау, дискурс, сопровождающий их и позволяющий их передавать, а также работа по сбору данных, проведённую антропологами CEMS».

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 16 (1298)
24.08.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика