Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Ханищтахтын тл та вылтахтас
  • Мн мв касым нх-патыс
  • Рӯпитан мт акваг уральтавет
  • Нврамыт ёмщакв ӯщлахтын кастыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Йильпи скконыт урыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Йӣквыт ос ргыт пӯмщалгыт
  • Н нсхатуӈкве ос щаквщуӈкве хāсы
  • Мнь пвылквет лнэ мньщи хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Сс нтуӈкве ос тр толтуӈкве атхатыгласыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ханты мхум мӯйлуӈкве акван-атхатыгласыт
  • Тāн аквъёт ханищтахтасыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Лянтор ӯст лнэ пыгрищаквег
  • Мт туи мус ӯрхатгыт
  • Ягримт щнь лтыӈ ханищтаве
  • Ам лнэ мкем

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Йӣквыт ос ргыт пӯмщалгыт
  • Мансийский
  • Русский

Йӣквыт ос ргыт пӯмщалгыт

Ксыӈ пвылт акв-кит хтпа лы, тн мхум лупсаныл пӯмыщнувег врияныл, кс тотгыт ос лнэ мнаныл лаль вос ялты, нврамыт свсыр тлатн ханищтыяныл. Акв тамле н урыл ам ннан хансгум. Тыи Инна Сергеевна Бринстер, тав Кондинский район Шугур пвылт самын патыс. Ань хт рӯпиты, маныр ври, ты урыл н такви мнавн потыртас.

— Ам Шугур пвылт школа кӯщай вӈын нг рӯпитгум, тот нврамыт ханищтан ос янмалтан врмаляныл уральтыянум. Хус тл арыгкем ювле хультум порат «Шугуряночка»  нампа йӣквнэ кол врсум. Та сыс св нврам йӣквуӈкве ханищтасанум, выл гит-пыгыт хосат школа стласыт ос мт ӯсытын лмыгтасыт.  Вим, сль, тват пвлувн ювле ат ёхтгыт, хт-ти мт мт рӯпитгыт. Ос мн школав стлам гит-пыгыт мн палтув ке щалтсгыт, пуссын хотщгтым лв.
Нврамыт йӣквнэ колн 1995 тлт атуӈкве патсанум, тнт округ департаментныл мн школавт сосса мхум пс наканыл ялтуптаӈкве лввесӯв. Районувт янгыщ хнтаӈ мньщит лгыт, ос тн щнь лтӈаныл ёрувлаӈкве патсаныл. Тнт пвлувт хӯрмахкем матум хтпа лтыӈ всыт ос воссыг нмхотьют ат потыртас. Мн таимгыс йӣквыт ос ргыт ханищтаӈкве патсӯв. Ты рӯпатам вылтамум порат ам Руслан Бринстер йкамн св нтвсум. Тав тнт школат рӯпитас, нврамыт тксарыг мтнэ хтпаг луӈкве ханищтас. Мн аквъёт матумпла хнтаӈ мньщи рӯтанэ палт ялантасмн. йкам тнаныл сыресыр касылыт урыл китыгласанэ, ам ос йӣквыт, ргыт пӯмщаласум.
Школавт нврамыт мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтавет кос, тыи Сакв мньщи мхум потыртанныл щирыл. Таи ёмас, тнт мн палтув кит нг рӯпитаӈкве ёхтысг, тыи Валентина Ильинична Вахрушева (Яптина) ос Ирина Семёновна Шив-торова (Хатанзеева). Тн сас Саранпвылныл лнэ нг ос Ханты-Ман-сийскат педучилище стламн юи-плт Шугурн ктвесг. Вален-тина Ильинична нврамыт мньщи лтӈыл потыртан мгыс сака св рӯпиты. Ирина Семёновна гирищит-пыгрищит сосса мхум щнэ свсыр пормасыт вруӈкве ханищты. Тувыл такви ргуӈкве ос сӈквылтапыл сӈквыл-таӈкве ханищтахтас. Ты нг нвраманув ёт свсыр касылыт касгыт ос нх-патыглгыт.
Ам амки рӯпатам врнэм порат хт маныр ат торгамтасум, ханищтан свсыр хащтл врмалит Саранпвыл искусства школаныл тра-паттысанум. Ту-выл видеокассетат сун-сыглым нврамыт ёт мньщи йӣквыт йӣквуӈкве, ргыт ргуӈкве ханищтахтасӯв. Ос ётыл та школаныл ёхталам нврамыт мнав сӈквылтаӈкве ханищтасаныл ос Герман Хатанзеевын сӈквылтапыл врвесӯв. Мн Дмитрий Георгиевич Агеевын яныг пӯмащипа лтыӈ лвв, тав рӯпататэ руптан хтпа. Нвраманув таве хӯнтлым пс накыт лаль пӯмщаласаныл. Мн пуссын аквъёт сыресыр касылытын ялсӯв. Округ янытыл манос мт хн мн нвраманув ӯщлахтуӈкве аквъёт тотыгллсанӯв, та сыс мнки халувт с ханищтахтасӯв. Тнт хотальти св мн ялантаӈкве врмысӯв, тыи округ плыл сосса мирн нтмил врнэ комитетн акваг нтвесӯв. Ханты мхум йӣквыт ос ргыт вӈкве мнав Мария Кузьминична Волдина ханищтас. Мн пс мйтыт, потрыт тӯлыглапыг щпитыянӯв, мнки тув ргыт, йӣквыт врв ос ялпыӈ хта-лыт мӯйлынв порат суссылтыянӯв. Ӯринква ос Ворщик хталыг с врыглв.
Нврамыт ханты ос мньщи маснутыл нтвсыт. Мн, вим, мас-нутанув ос йӣкванув янытт сосса мхум хурип ат лсыт, тн мощ мт щирыл сусхатасыт. Ань пвлыӈ мхум тнки щнь лтӈанылт, йӣкванылт, маснутанылт лаль пӯмщалахтуӈкве патсыт, воссыг ат ссамтгыт. Хнтаӈ мньщит пс лум наканыл ул та сймысыт, ос мн Тгт, Лӯсум, Сакв мньщит нупыл сунсым с нх-врмалтаӈкве патсанӯв.
 

Возрождение танцев и песен обских угров

В каждом населённом пункте найдётся человек с активной жизненной позицией, способный сделать жизнь сельчан насыщенной и яркой, повести за собой молодёжь, обучить детей. Об одной из таких инициативных людей Инне Сергеевне Бринстер мне бы хотелось вам рассказать. Она уроженка  деревни Шугур Кондинского района. О себе и своей работе моя собеседница рассказала:
 

- Я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Шугурской школе. Также являюсь педагогом дополнительного образования и на протяжении более 20 лет руковожу танцевальным  коллективом  «Шугуряночка». За эти годы его состав неоднократно менялся, первые участники коллектива уже взрослые и разъехались кто куда. К сожалению, не все выпускники возвращаются домой, но, тем не менее, мы гордимся ими и всегда рады всем нашим выпускникам.

В 1995 году наша школа стала окружной экспериментальной площадкой, на которой мы стали знакомить школьников с  культурой народа манси. Поскольку язык и культура кондинских манси утрачены, мы стали рассказывать детям об обычаях и традициях северных манси. В то время в нашу школу пришла работать учитель сосьвинского диалекта мансийского языка Валентина Ильинична Вахрушева (Яптина), с ней дети стали учить северный диалект.

Другую учительницу, которая обучает детей традиционному искусству, зовут Ирина Семёновна Шивторова (Хатанзеева). Валентина Ильинична и Ирина Семёновна  обе родом из села Саранпауль. Окончив Ханты-Мансийское педагогическое училище, они по направлению приехали к нам работать. Ирина Семёновна - большой мастер по декоративно-прикладному искусству и обучает этому ремеслу девчонок и мальчишек. Она самостоятельно научилась играть на музыкальном инструменте «сангквылтап» и выучила мансийские песни. Благодаря мастерству и профессионализму преподавателей, наши дети не раз участвовали в различных конкурсах и были призёрами. Ученики и учителя имеют не только районные и окружные, но и награды и дипломы всероссийского уровня.

Занимаясь изучением традиционных песен и танцев народа манси, я многому научилась у преподавателей и учеников Саранпаульской школы искусств. И за этот опыт я им бесконечно признательна. Сначала мы изучали мансийские танцы и песни по их видеоматериалам, когда на базе нашей школы была организована фольклорная школа, к нам приезжал Дмитрий Георгиевич Агеев со своим театральным коллективом. Ученики Дмитрия Георгиевича обучали наших ребят игре на сангквылтапе, учили мансийским танцам. Герман Хатанзеев изготовил для нас музыкальные инструменты. Для нас живое общение также принесло большую пользу. Все эти знания для нас бесценны.

В те годы была огромная поддержка со стороны окружного комитета по делам коренных малочисленных народов Севера. С фольклорными коллективами мы выезжали на различные фестивали национальных культур, побывали в Краснодарском крае, в  Болгарии. Выезжая на такие мероприятия, мы также обменивались опытом с другими творческими коллективами, которые представляли традиционную культуру северных народов. Каждый коллектив приезжал со своим руководителем, с учителями, у которых тоже можно было многому поучиться. Много хантыйских танцев и песен знает Мария Кузьминична Волдина и замечательно, что свои знания она передает подрастающему поколению. С ней мы неоднократно встречались на различных фестивалях. Сейчас, к сожалению, мы редко выезжаем, больше выступаем на школьных мероприятиях, на Вороньем празднике, празднике Трясогуски.

Наш коллектив выступает, в основном, с традиционными мансийскими танцами. В нашем репертуаре есть и современные танцы, но предпочтение всё-таки отдаем танцам северных народов. Сейчас наши танцы более стилизованные, более современные. Наши концертные костюмы тоже стали стилизованными. Я считаю, что изучая культуру и родной язык в школе и выступая на различных площадках, мы добились того, что дети перестали стесняться своей национальности. Ведь не секрет, что лет пятнадцать назад как родители, так и дети стеснялись быть манси или ханты. Сегодня у  ребят поднялось самосознание и появилось желание изучать родной язык и культуру своих предков, и во многом эта заслуга педагогического коллектива нашей школы.   

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 17 (1179)
5.09.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика