Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Щмьят 600 стыра солквил мивет
  • Мирн приим хум Саранпвылн ялыс
  • Лххал тотнэ хтпат акван-атхатыгласыт
  • Ксыӈ мир мансвитыг ōлы
  • Прна хтал мхманув с вганыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Олн-нтмил йильпи щирыл ойтаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мнь нврамыт ёт св тл рӯпиты
  • Тинат пслуӈкве мщтырыг хсы
  • Ляля- мньщи мхум
  • Хльӯст лгыт ос вōрн акваг ялантгыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мирув вылтыт потырты
  • Йильпи нпак врвес
  • Алыщлапыт суссылтавет

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Яныгхōтпат янытлаӈкве мньтгыл ханищтавесӯв
  • Лӯим иӈ акв мир лупсатэ урыл потыр
  • Пс лупса номылматыгллгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Яныгхōтпат янытлаӈкве мньтгыл ханищтавесӯв
  • Мансийский
  • Русский

Яныгхōтпат янытлаӈкве мньтгыл ханищтавесӯв

Млты слы ӯрнэ мхум мирхал хнтха­тыгла­паныл лум порат Ханты-Мансийск ӯсн мир св мныл атхатыгллсыт. Тн халанылт слыӈ н Элида Спиридоновна Атласова лыс. Тав ётэ потрамасум, врнэ тлатэ урыл китыглахтасум. Н лвыс: 

– Ам Саха Якутия мныл ёхты­сум, Нижне­колым­ский районт Ан­дрюш­кино пвылт лгум. Тот «Кэйгур» нампа слы ӯрнэ община ньщв, ам кӯщаиг пат­ту­всум. Омагум-тягум, па­гум-щащквагум ос ащйка­гум-анк­ва­гум пуссын слы ӯрим лсыт, св рӯпитасыт. 

Ты пс мхманув ань йис сосса мхумн нома­вет. Рӯпата мт план тварттасыт, каснэ мт выл местат вуйласыт, янытлавсыт. Мн ань с тн хольтаныл лв, с­лыт янмалтв, пс йис тла­нув лаль тотыянӯв.

Слы ӯрнэ мхум – нас мхум хунь. Мн слыя­нув ӯрв, янмалтв, тн ляпанылт пс мхманув щирыл лв, мнти лт­ӈ­у­втыл потыртв, нвра­манув янмалтыянӯв, ха­нищтыянӯв. Слыянув хо­сыт мн колыӈ мхум, юн ргыӈ, тнут ос маснут ньщв, нмат сав ат тотв.

– Ннти халынт, улпыл, щнь лтӈыл потыртэгн?

– Омам юкагир н, тям ос эвен хум. Тн мн ётув туп юкагир лтӈыл потыртасг, ты лтӈыл мн яныгмасӯв, потыр­таӈ­кве хсв. Эвенский лтӈыл щащквав по­тыртас, таимгыс таве с вглув. 

– Наӈ ань ты пальтувсовыл лгын, тамле мас­нутанын ннти н­тыя­нн?

– Вим, мнти нсха­тв. Мн колтглувт ат нврам яныгмасӯв, омавн ос тявн мньтгыл рӯпи­таӈкве ханищтавесӯв. Тн лвса­сг, мк таи – враяӈкве, хӯл алыщ­лаӈкве, тынтлах­туӈкве ос нсха­туӈкве вос хсв. Юка­гир мирув маснут ос рнэ пормас в­руӈкве вос ханищтахтв. Мнь нтмилыл вос нсхатв, мӯсхал щирыл вос щакв­щв, лвг, тнт пор­маса­нув нтнг тлгыт. 

Мн щгтым ханищ­тах­тасӯв, нсхатасӯв. Ань нвраманувн ос мнь­лат хтпатын нтв, хӯлтыг­лы­янӯв, йис наканув ул вос сймгыт, вос вга­ныл, ханищтыяныл, лаль вос тотыяныл.

Пс порат лы мныл мн мвн хум хтпат н кинсуӈкве ёхтала­мыт. Яныг­хтпанув лвсасыт, тн таи хӯлыгласыт, юка­гир гит ос нквет сака мщ­тырыт, щаквщуӈ­кве мньтгыл хсгыт. Суп тӣвыр планыл с мӯсхал щирыл врия­ныл, нт­миланыл, стаплм­таныл ос мохлыланыл щар ат нӈкгыт. Таимгыс св юкагир гит мт мирныл хум врсыт.

– Ханты-Мансийск ӯсн хуньт ёхталасын?

– ти, ты мн выл щёс ёхтысум, татем ёмас, нтнэ мкве. Ты мирхал конгресс хнтхатыглапын Россияв янытыл лнэ мощщаг хультум мирыт слы ӯрнэ хтпа­ныл атхатасыт. Мн ань тыт т­ла­нув урыл халанувт потрамасӯв, хотьют хумус рӯпиты, маныр трвит ньщи. 

Ам номсгум, лӯим мирыт лупсаныл, пс наканыл щар акв хури­пат – Трум щув нупыл акв хольт сунсв, на­нув, Хталув ос Ткк­вув янытлыянӯв ос пйк­щиянӯв. Ос мк таи, мн пуссын мньтгыл ома­нувн-тянувн ха­нищтл­весӯв – щнь-щ лтыӈ, яныгхтпат лтыӈ хӯнт­луӈкве ри. Ам щмьямт ань яныг­хтпа­нув пуссын тимыт, яныг увщиюв ну­пыл сама­нув хартыя­нӯв, тав лтӈе хӯнтлв. Россиявт мир пуссын тох лсыт те, ксыӈ мир, ксыӈ колт­гыл стыӈыщ лнув.

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Нас с детства учили уважать старших

В Ханты-Мансийск на VII Всемирный конгресс оленеводов гости собирались со всей страны. Представители коренных малочисленных народов России говорили о проблемах оленеводства – подготовка кадров для отрасли, создание новых механизмов реализации продукции, передача традиционных знаний.

Элида Спиридоновна Атласова приезжала из республики Саха (Якутия). Она является председателем кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера – юкагиров «Кэйгур». Элида Спиридоновна поделилась впечатлениями о работе конгресса, рассказала о своей деятельности.

–  Очень приятно быть в Ханты-Мансийске. Мне нравится это мероприятие, здесь решаются вопросы, способствующие развитию сферы оленеводства. И такой прекрасный праздник проходит – гонки на оленьих упряжках. Это говорит о том, что мы, коренные народы, не просто люди, а мы люди с оленями, со своей культурой, со своим языком. И нас всех объединяет олень, который даёт нам пищу, дом, тепло, семью.

Я представляю Нижнеколымский район посёлок Андрюшкино, где и находится наша община. Родилась я в тундре пятым ребёнком. Нас воспитывали родители, которые были оленеводами. Все наши дедушки, бабушки были знатные оленеводы, передовые, всегда занимали первые места. И нас учили, чтобы мы были сильными, выносливыми. Папа говорил: «Мои дети должны уметь рыбачить, охотиться, стрелять, мять кожу и шить».

– Элида Спиридоновна, традиционную одежду сами шьёте? 

– Да, шью сама. Самое главное, мама нас научила шить национальную одежду. Я много общалась со своими бабушками, которые учили меня шить красиво. Они говорили, в прошлые времена, когда юкагиров было мало, все хотели взять в жёны юкагирок, потому что они с детства учились быть аккуратными, внимательными. И недаром бабушки говорили, если хотите посмотреть человека, посмотрите одежду с изнаночной стороны, она тоже должна быть аккуратно сшита. И если вы будете так мастерить, то выйдите замуж за хорошего человека. И мы всегда старались.

– Вы говорите на родном языке?

– У моей мамы родной язык юкагирский, у папы – эвенский. С нами они разговаривали только на юкагирском языке. А с отцовской стороны, его мама, наша бабушка, говорила на эвенском языке. Это разные языки.

Эвенский относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье, юкагирский – это язык до недавнего времени говорили, что он изолированный язык, не имеет никаких родственных связей с другими народами. Но исследования последних лет показали то, что юкагирский язык тяготеет к уральской языковой семье, есть общие корни с такими языками, как саамский и нганасанский.

А если говорить о культуре северных народов, то у нас одни Хранители Божества – мы поклоняемся Солнцу, Реке, Духу Огня. У нас единое и то, что с детства нас учили всегда уважать старших. Вот в нашей семье это очень строго соблюдается. У нас последнее слово за старшей сестрой, если даже нам что-то не нравится, мы должны промолчать, потому что мы должны слушаться старших, не перечить им. Если будет сохранён такой метод воспитания, то я думаю, во всей России будет всё хорошо.

Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 2 (1284)
25.01.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика