Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Анна АЛГАДЬЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт ханищтан хтпат ёт хнтхатыглас
  • Мхум свнув олныл ойтуӈкв патавет
  • Мг, насати, свсырыг ōлы
  • Тнки рӯпатаныл урыл потыртасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Слыӈколт яныгмас ос лккарыг ēмтыс
  • Сосса мир ōлупса янытлаӈкве нврамыт ханищтыянэ
  • Св тл школат рӯпиты
  • Ялпыӈ-нёл-пвылт лнэ колтгыл
  • Оматэ с  втат самын патыс
  • Тэлинэ пилыт такви янмалты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мньщи лтӈыл хаснэ нквет
  • Касум пвыл н кркамыг рӯпиты
  • Нтнэ ханты ргыт лаль вос суйтгыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Толмащлан врмальн ханищтавсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Сосса мир ōлупса янытлаӈкве нврамыт ханищтыянэ
  • Мансийский
  • Русский

Сосса мир ōлупса янытлаӈкве нврамыт ханищтыянэ

Ты тл «Ханищтан хтпат ос матыр-ти хӯлтыглан врмаль суссылтан мхум» рущ лвнэ щирыл «Год педагога и наставника» тлыг намаим лы.

Ты йист ул кос маныр ри, пуссын интернет тра хнтуӈкв рви. Хумыс мн пвлыӈ нвраманув ханищтавет, ам номсгум, нмхотты школат тамле ханищтап тим. Таимгыс ам Хулюмсӯнт пвылт лнэ нврамыт ханищтан н урыл хансуӈкв таӈ­хгум. Тав наме Татьяна Андреевна Головина, ань мн потрумн ловинь­тэлн:

– Татьяна Андреевна, наӈки урынтыл мощ потыртн, хт самын патсын, яныгмасын?

– Ам Хльӯст самын патсум ос яныгмасум. Āщум Андрей Алексее­вич Головин лккарыг рӯ­пи­тас, тав Саранпвыл р­ныл лыс. Мнь порат ам акваг пльница кол пхыт ёнгим хйтыг­тасум, тот рӯпитам мхум пуссын всанум. Таимгыс ам с лккарыг ханищ­тахтуӈкв тахсум.

Анквам ханты н лыс, тав наме Марфа Семеновна Ользина, тав нум врт внтатластэ, м-вит урыл, ӯйхулыт урыл свсыр мйтыт потыртлас.

1980 тлт округ плыл Хабаровский государ­ственный педаго­гичес­кий институтн химия ос биология ханищтан хт­паг ханищтахтуӈкв кт­всум. Тот ханищтахта­мум сыс акваг матыр-ти хас­сум, свсыр конферен­ция­тын ялантасум, Примор­ский крайн экспе­дици­ян ялсум, тот яныг­ман лӯп­тат ханищтасанум.

Институт стламум юи-плт Ягрим пвылт кит тл вечерний школат рӯ­пи­тасум, тувыл тыг Хулюм­сӯнт пвылн внт­ласум, ос ань ты хтал мус тыт ты рӯпитгум, тыт лнэм налыман нупыл ст тлыг мтыс. Школат рӯпитгум, химия ос биология урокыт ханищтгум. Та коны-пал мн нврамыт ёт свсыр кисхатнэ рӯпата врв, тыт лнэ м, вит, вр, м­хум урыл свсыр рӯпата хансв. Āнумн ты рӯпата сака мӯсты. 

Хунь ам выл щёс тыг ёхтысум, 4 классыт ха­нищ­тахтын нврамыт нумн майвсыт, классный руко­водителиг тн палтаныл тӯщтувсум. выл классыт ханищтам нныл Альбина Ксенофонтовна Таратова лыс, тав тнаныл вр нупыл сунсуӈкв ос тнки лнэ мныл ӯргалым ньщуӈкв ханищтасанэ. 

Ӯщлахтын хталытт лпыл нврамыт ам палтум та ёх­тыгпгыт, нум нх-квлтапияныл: «Татьяна Андреевна, ӯй­рищит мгыс тнут щ­питаӈкв ри». Хт маныр атуӈкв, щпитаӈкв – ам ат вглум! Тн лвгыт: «Ялв, мн вглув, хт маныр лы, мн суссыл­ты­лӯв!» Та минв ӯйрищит тну­тыл паргалтаӈкв. 

Тӯяг мтыс - с нвра­мыт ёхтыгпасыт: «Тать­яна Андреевна, йӣв ӯнттуӈкв ри». Хт маныр йӣв хнтуӈкв: пащарйив ман лмйив? Тн лвēгыт: «Мн вглув», - с та внт­тавем, хт маныр лы, яныгми – суссылтавем. 

Пащарйӣв ман хль­пыгрищ  нупыл лнэ сып втат хилв, тувыл школа пхын ӯнттыянӯв. Ань ос хумыс та выл ха­нищтам нвраманумн ха­нищтавсум, ань ха­нищтахтын нврамыт ёт аквтох ӯйрищит тыттуӈкв ялантв, йӣв ӯнттв, св­сыр экскурсия врв.

выл научный проек­тыт ам Света Москвина, Света Куприянова, Антон Хидиров ёт врыгласум. Света Москвина лккарыг ханищтахтуӈкв минуӈкв таӈхыс, таимгыс мн тав тэ манхурип пум, лӯпта, нир, вр мн пвлувт яныгми - ханищтасмн. Хоты пум, нир манарыг хйхаты, манарыл пусум­лахтуӈкв рви. Антон ёт тыт лнэ тлы ӯйрищит ханищтасмн, ты урыл хансум потрумн научный конференциян ктыг­лас­лумн. 

Ань ты тл ам внеуроч­ный ханищтапыл майв­сум, «Культурное насле­дие народов Югры» рущ щи­рыл лваве. Тыт мн пв­лув урыл ос соссаӈ мхум лнэ врмаль урыл по­тыртв. Хумыс спта сагаве, хумыс хӯл сыс­лувыт сакквлгыг кв­ректаӈкв рōвгыт - сус­сыл­тгум. Йис потрыт, мйтыт с тыт ханищтв. Ань йис нврамыт пс лум врмалит ат вгыт, ты хосытыл мощ сакати матыр вӈкв патгыт. 

– Ам вглум, наӈ матыр ханищтахтын экспеди­ция врыглгын? Ты урыл мощ потыртн.

– Ты экспедиция ам мк рнэ врмалюм, ты мгыс ам номтум сака ёрыӈыщ лы. Нврамыт с сака ксащгыт тамле ханищтапыӈ экспеди­циян ялантаӈкв. Тыт нв­рамыт матыр ктыл в­руӈкв ханищтахтгыт. Мн пхувт маныр лы, тн пуссын вгыт. 

Тамле ханищтап вр­маль врыгллнв онто­лов тлыг мтыс. Щар выл щёс тамле экспеди­ция «Ам лнэ мм» 2015 тл порат 6 классыт ха­нищ­тахтын нврамыт ёт вры­гласлӯв: гит-пыгыт пуссын акван-атсанӯв, мньщи пвылн тотсанӯв, Адиныт дача колн акв тн хӯлуӈкв ввхатсӯв ос кит хтал тот нврамыт ёт рӯпитасӯв. 

Та порат нилахуйпулув нврам ёт китхуйпулув ханищтан хтпа, акв сту­дент, акв школа-искусств рӯпитан хтпа ос яныгп­лаг патум хӯрум пвлыӈ хтпа рӯпитасыт.

Ос акв экспедиция «Югра древняя, много­вековая» выл щёс 10 классыт ханищтахтын нврамыт ёт 2017 тл порат врыгласӯв. Тыт мн йис лупса ос пс лум врмалит ханищтв.  Тувыл пвлыӈ музей м­гыс атыглым пормасыт нх-вуйлыянӯв, нвра­мытн суссылтыянӯв.

Хумыс хӯлп сагаве, хумыс ркт хвтас враве, хумыс йӣв нлы враве, манхурип тнут соссаӈ мхум тсыт, манарыл ёнгысыт, хумыс лсыт, маныр всыт, манхурип мйт мйтсыт – пуссын ты урыл тыт суссылтавет, потыртавет, ханищтавет. 

Млты ханищтах­тын тл сыс 14 свсыр ханищ­тап врмаль мн школавт врыгласӯв. 

Потрум оигпан мгыс ам таӈхгум лвуӈкв – нврамыт ханищтан хт­паг рӯпитаӈкв трвитаӈ кос ос пӯмащ.

Татьяна Андреевнан потре мгыс, нврамыт ханищтантэ мгыс пӯ­мащипа лтыӈ лвгум. Ксыӈ ханищтан уроке нврамыт мгыс ос так­винатн с пӯмащиг вос лы!

Анна АЛГАДЬЕВА

Работать учителем трудно, но  очень интересно

Учитель - это носитель знаний. Конечно, сейчас любую информацию можно найти самостоятельно в компьютере или в телефоне. А какие знания дают преподаватели нашей школы? Я думаю, ни в одном учебном заведении нет такой практики.  

Поскольку этот год объявлен "Годом педагога и наставника", я решила написать о нашем педагоге из посёлка Хулимсунт Татьяне Андреевне Головиной. 

– Татьяна Андреевна, расскажите немного о себе:

– Я родилась и выросла в посёлке Берёзово. Росла в медицинской среде – у меня папа медик и в детстве я много времени проводила  в больничном дворе и знала всех работников больницы. Поэтому мне хотелось поступить в медицинский институт. 

А любовь к лесу, природе – это от бабушки.  Она мне хантыйские сказки рассказывала о происхождении животных, деревьев. Возила нас сестрой в лес на лодке.

В 1980 году  по направлению округа поступила в Хабаровский государственный педагогический институт на факультет химии и биологии. За время учёбы занималась исследовательской деятельностью, выступала на научных конференциях, ездила в экспедиции Приморского края, изучала растения. 

После института два года проработала в вечерней школе посёлке Игрим и до сегодняшнего дня работаю в Хулимсунтской школе. Уже 37-й год. Преподаю  химию и биологию, занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью со школьниками, а ещё – краеведением. Мне очень  нравится этим заниматься. 

Когда я только приехала в Хулимсунт и начала работать, мне дали классное руководство в 4 классе. Первым учителем ребят была Альбина Ксенофонтовна Таратова, и она привила  ребятам любовь к природе, к родному краю! В осенние выходные ученики будили меня рано утром: "Татьяна Андреевна, надо идти корм для птиц собирать". Где собирать, я не знаю! А они: "Ну, пойдёмте, мы Вам покажем!"  Зимой ребята вели меня на старицу, кормить птиц собранным кормом. Пришла весна – и опять: "Татьяна  Андреевна, надо деревья садить". А где деревья брать: рябину или черёмуху? Они мне говорят: "Мы покажем", –  и вели меня туда, где я сейчас живу, только вниз под берег. Там мы  выкапывали   рябину и берёзу и высаживали в школьном дворе. 

Всё, чему меня научил мой первый класс, я реализую до сих пор. Теперь я организую учеников школы на весеннюю высадку деревьев, руковожу акцией «Накорми  птиц», провожу экскурсии. 

Первые проекты у меня были со Светой Москвиной, Светой Куприяновой, Антоном Хидировым. Со Светой Москвиной мы изучали лекарственные растения нашего посёлка, составляли таблицу годовой витаминизации. Так, например, ранней весной можно жевать хвою кедра, ели для получения витамина С. С Антоном изучали зимующих птиц, пиявок, и даже приняли участие в окружном этапе научной конференции «Шаг в будущее».  

В этом году я веду курс по внеурочной деятельности «Культурное наследие народов Югры». На занятиях мы с ребятами знакомимся с историей посёлка и культурой коренных народов округа. Планирую познакомить ребят с народными промыслами: плетение циновок, изготовление бус из позвонков щуки, а также изучение мифов, сказок, легенд. Очень хочу, чтобы молодое поколение знало культуру своего народа. 

– А что Вы расскажете про образовательные экспедиции? 

– Экспедиции – это моё любимое детище, и я ими горжусь. И детям это интересно и запоминается. Экспедиция – это путешествие, в рамках которого ребята проводят исследования, ставят эксперименты, и в результате – собирают информацию об окружающем мире из жизни и реальных ситуаций. Экспедиции у нас проводятся девятый год. Первая образовательная экспедиция состоялась для учеников 6 класса в конце 2015 года – "Моя малая Родина". Её мы  провели на базе жилого дома в национальной деревне в течение двух дней с ночёвкой. На четырнадцать учеников тогда было задействовано двенадцать учителей, один студент-практикант, один преподаватель школы искусств и три носителя культуры,  пенсионеры деревни Хулимсунт. Эта экспедиция стала эмоционально яркой и очень содержательной. В процессе экспедиции произошло стирание граней между теоретическими занятиями и практикой. 

Образовательная экспедиция "Югра древняя, многовековая" в первый раз была проведена для учеников 10 класса в 2017 году в форме погружения в предмет «История ХМАО». В течение всего дня ребята "трогали руками" историю и проживали жизненные ситуации древней Югры. Дети изготавливали рыболовные сети, глиняные грузила, деревянные ложки, национальные блюда, играли на народном музыкальном инструменте, знакомились с мифами и обычаями народов манси. Завершается экспедиция небольшим отчётным концертом, где ученики демонстрируют, чему научились за день. Эта экспедиция проводится для 10 класса каждый год. 

В прошлом учебном году в нашей школе проведено 14 образовательных экспедиций разной тематики для учащихся с 1 по 11 класс.

И в завершение я хочу сказать, что работать учителем трудно, но  очень интересно.

– Татьяна Андреева, спасибо за ваши знания и ваше желание ими поделиться. Пусть каждый ваш урок либо занятие будет интересным и для Вас, и для Ваших учеников!

Беседовала Анна АЛГАДЬЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 20 (1302)
19.10.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика