- Мансийский
- Русский
лаль лнэ посыӈ хтал мгыс пӯрлахтасыт
Пс мхманув акваг тпос яныгман порат ӯйхул алыгласыт манос пӯрлахтасыт. Ос нас тпос пӯрлын врмаль ам ат вщиньтасум. тям титыгласлум, тав ос лви, мн Сакв мхум, тох ат врыгласӯв. Ань Ханты-Мансийск ӯст 2011 тл псыл «Трум Маа» музейт «Тылащ пори» тпос пӯри врыглгыт. Тув св мӯй мхум ввгыт.
Обряд приношения Луне
Первый традиционный календарный праздник народов ханты и манси - обряд приношения Луне «Тылащ пори» открыл Год детства в окружном музее «Торум Маа». Обские угры проводили обряд на растущую Луну, начиная с января три месяца подряд. В это время Солнце возвращается после темного пика зимы. Постепенно начинает просыпаться замерзшая природа. Птицы в теплых краях «слышат» дующий со свистом февральский ветер, чувствуют поворот природы к весне, начинают думать о прилете в северные края.
Обряд приношения Луне «Тылащ пори» - традиционный семейный праздник обских угров, в котором, в основном, участвовала молодежь, но организаторами и учителями были старшие. Считается, что он способствует возрождению, размножению всего живого в природе. Поэтому к божествам обращались с просьбой, чтобы рыба и звери размножались, для детей просили здоровья и благополучия.
Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» впервые реконструировал этот обряд в 2011 году, с тех пор проводит его ежегодно. Праздник начался со спортивных и игровых программ, дети и студенты пробовали себя в меткости при стрельбе из сложного лука и в метании копья. В зимнем мансийском доме пожилые женщины рассказывали сказки и легенды гостям, а любители острых ощущений катались на собачьих упряжках и фотографировались в национальной одежде с собаками породы хаски, маломуты, самоеды. Далее праздник продолжил театрализованный пролог в исполнении артистов Обско-угорского театра «Солнце». Шагая лунным вечером, девочка спрашивает своих родителей о месяце, при этом пальцем показывает вверх. В ответ ей мама говорит, что нельзя показывать пальцем на Месяц, он этого не любит. Но на первый раз он простит её, потому что сделала она это по незнанию и не хотела оскорбить его. Родители рассказали девочке некоторые приметы, связанные с Луной. Так они дошли до своей тётушки. Она пригласила их в дом, сказав, что как раз скоро придут за угощением для Луны.
Ребята, одетые в суконные одежды с посохами в руках, приходят к тётушке и трут посохом по двери внизу вверх, имитируют нерест рыбы, при этом произносят слова на хантыйском языке. Забирают приготовленные угощения в длинных деревянных чашах и уносят.
Затем у священного лабаза начался сам обряд угощения Луны, который провели представители народов ханты и манси. Тимофей Молданов, носитель культуры, произнёс слова обращенные Луне и духам-покровителям Обского края, при этом деревянной лопатой вверх подбрасывал снег. Все угощения были разложены на столе, сделанном из снега. Самым главным угощением считаются фигурки оленей и зверей, испеченные из теста. Их приготовила Народный мастер России Зоя Лозямова. Она традиционным охотничьим ножом разрезала фигурки и угостила всех присутствовавших.
Во время проведения обряда был ясный лунный вечер. Будто на самом деле Луна принимала это угощение. В этот вечер обские угры просили, чтобы в реках было много рыбы, в лесу много зверя, дичи и ягод, а также просили благополучия и здоровья.
После обряда был концерт, на сцене выступил коллектив любительского объединения «Окружной центр культуры обско-угорских народов». Поздравить гостей и участников праздника пришла советник первого заместителя губернатора Людмила Алфёрова. Она вручила Шульгину Валерию Михайловичу и Мерову Рудольфу Васильевичу именные памятные знаки – хранитель традиций. Мужчины являются носителями культуры народов ханты и манси, свои знания и умения передают молодому поколению. Во время семинаров обучают детей мастерить предметы быта. После семинаров мастера все изделия передают в фонды музея для экспозиций. По завершению концерта всех гостей пригласили к столу и угощали вкусным бульоном из оленины, заправленной манной крупой, свежим хлебом и травяным чаем.
Галина Кондина