Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила СПИРЯКОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кев хурас
  • Хот нўша вєрӑт
  • Мўң мўвевн хотӑт йипатыйт
  • Россия мўвтє мир кӑсупсы
  • Айат вәнтыйты ёх пӑта вўхӑт
  • Вәната ювум хуятӑт хущи яңхсўв

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Айат ёх армияя тәыйт
  • Кашӑң хәмит пирӑщ хӑннєхә рәпит

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Пурмӑсӑт ӑкӑтты хот вєрӑс
  • Ма хӑнты мир эвӑт
  • Хӑннєхуятӑт яма ат вәӑт
  • Хӑнты няврємӑт яма рўщ ясӑң тӑйӑт
  • Ванзетур кәрт ӑшкола оӑңӑн
  • ащкам сӑмуп имие

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Айат ёх кўтэн кӑссӑт
  • Арсыр якты-ариты тӑхет вєрўв
  • Этнотуризм – щит мосты вєр
  • Увӑс мирӑт Ассоциация тӑхи мирхот вәс
  • Писателят пиа вәйтантупсэт
  • Йиуп хӑншэт тывсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 14 (3650)
  • № 13 (3649)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 17 (3653)
  • № 18 (3654)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 23 (3659)
  • № 24 (3660)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 3 (3663)
  • № 4 (3664)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 9 (3669)
  • № 10 (3670)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 13 (3673)

Вы здесь

Главная » Хӑнты няврємӑт яма рўщ ясӑң тӑйӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Хӑнты няврємӑт яма рўщ ясӑң тӑйӑт

Сытомино кәрта яңхмємн ма рўщ ясӑңа па литературая вәнтӑты нє Марина Митрофанова пиа вәйтантыйсум па путӑртсум.
– Марина Ивановна, сыры нӑң оңенӑн путӑрта.
– Ма 1968-мит он Угут кәртӑн хӑнты-рўщ хоттє ёхн сєма питсум. Ащєм хӑнты хә, нєм Иван Николаевич Лянтин, ӑңкєм рўщ ими, нєм Галина Ефимовна Кондакова. Ӑңкєм хӑн-тэт кўтн єнмӑс, щирн ищи ясңе яма тӑйсӑэ, иса пурайн ащєм пиа тәп хӑнты щирн путӑртӑс. Мўң хӑнты Лянтин рәтэв Ачимовӑт вўт кәрт эвӑт йи, щӑта ма хӑнты рәтєм вә. Мўң семьяевн нивӑ няврєм єнмӑс. 
Ӑшколая мӑнмємн итәх пурайн интернӑтн хӑнты няврємӑт кўтн вәсум. Ма уша вєрум, муй оӑңӑн кўтэн хӑнтэт лупӑт, тәп путӑртты ӑн хошум. Хӑнты ясӑң эвӑт рўщ ясӑңа тулмащтӑты хошум. 
Ӑшкола юпийн Ленинград вошн А.И. Герцен нємпи государ-ственной пединститутн яма вәнтыйсум. Щи юпийн рўщ ясӑңа, литературая, хӑнты ясӑңа па Увӑс мир литературая вәнтӑты нєңа йисум. Щи юпийн 1990-мит он Ёмвошӑң педучилищая рәпитты китсыюм, тәп ма Сытомино кәрта вәты па рәпитты юхӑтсум. Ин 25 о вәнтӑты нєңа рәпитум. Мӑнєма шєңк әмӑщ няврємӑт пиа рәпитты. Тәп и нўша, юхи хӑщум оӑтн арсыр йиуп вєрӑт тывсӑт, учителята арсыр нєпекӑт хӑншты мос.
– Ясӑң єрамтты учёный ёх лупӑт, хуты хӑнты ясңев сыяң согласной пуквайт ӑн тӑй, щирн рәт ясӑң яма тӑйты няврємӑта итәх пурайн авӑрт рўщ ясӑңа вәнтыйты, щит яна муй ӑнтә?
– Мўң Сытомино кәртэв хәнты нартамы нум мўвӑт эвӑт китум арсыр мирӑт ёх омӑссӑт, тӑта тәп 240 хӑнты хуят вә. Хӑнты няврємӑт тәп шайкєм рәт ясӑң тӑйӑт, щи киньщи рўщ ясӑң яма тӑйӑт. Щит ищи нўша, юн ӑңкет-ащет ыв пиэа хӑнты щирн ӑн путӑртӑт. Мўң хущева нємут пурайн хӑнты ясӑң па Увӑс мир литература урокңӑн ӑн тәсыйңӑн. Итәх нумсӑң хӑнты эвет-пухӑт арсыр нумсӑң кӑсупсэта яңхӑт па нух питӑт. Мўң хущева няврємӑт яма экзаменӑт мӑӑт па еы колледжӑтн па университетӑтн вәнтыйӑт. 
Угут кәртӑң ӑшколайн вўт кәртӑт эвӑт мєт ар хӑнты няврєм вәнтый, ывеа еша авӑртшӑк рўщ ясӑң вәнтӑты. Сәрхӑн хӑн-ты няврємӑт ар пєлӑк ӑшкола юпийн юхы вўт кәртӑта вәты кєрӆӑӑт, щит пӑты хуна учёный ёх ӑн тӑйўв. Сәрхӑн па Томск вошңӑнӑн унивеситетӑт рўщ па венгерской учёный ёх сәрхӑн хӑнты ясӑң єрамтӑт.
– Рәпатайн нўшайт вәӑт?
– Ям арат о юхы мўң ӑшколаев йиуп кирмащ хота касӑс, щи пурайн иса мосты пурмӑсӑт, щўңкӑт әтсыйт. Нўшайт оӆӑңӑн ки путӑртты, тӑм йисн няврємӑт шєңк ар компьютерной юнтупсэта юнтӑт, киникайт ӑн ўңӑтӑт. Мўңева, рўщ ясӑң па литература урокңӑн тәты ёха, авӑрт щимӑщ няврємӑт пиа рәпитты йис. Тӑмхӑт Михаил Шолохов хӑншум «Они сражались за Родину» путӑр оӑңӑн урок тәсум, тәп кӑтңӑн щит ўңӑтсӑт, муй оӑңӑн путӑртты рӑх? Ма щирємн, ин профессор ёха мос ямсыева уша вєрты, муйсӑр йиуп киникайт ин няврємӑта ӑшколайн ўңӑтты мос. Вантэ, муйсӑр киникайт мўң ӑшколайн ўңӑтсўв, тӑм йис няврємӑта ӑн мәстӑӑт.
Щи тумпийн ма нәмӑсум, хуты еы ӑн мӑнты вәнтыйты няврємӑта мос ЕГЭ киньщи ӑ экзаменӑт мӑты. ЕГЭ – шєңк авӑрт мӑты. Вантэ, итәх няврємӑт еы ӑ рәпата тәты ӑңхаӑт. Кәртӑң няврємӑта рўщ ясӑң па алгебра ЕГЭ авӑрт мӑты.
11 класс етшуптӑты няврємӑт эвӑт тәп и-кӑт хуят еы филологической фа-культетӑн вәнтыйты ӑңхӑ. Ин Алиса Чарухина Сәрхан во-шӑң государственной педагогической уни-верситетн филфак хуща вәнтый. 
– Рўтьщуман муй вєрӑн?
– Ма хӑнты нє иты вәнтӑн воньщўмутӑт, тулхӑт, нохӑр ӑкӑтум, рўщ икєм – вой-хў вепӑсӑ. Ӑктум утӑт эвӑт єпӑң єтут кавӑртум. Ванкўты рәтам хуща Ачимовӑт рәт вўт кәрта моиңа яңхўв.
Ешӑк Марина Ивановна, няврємӑт вәнтӑты ёх емӑңхӑт пиа! ӑңхаум, ән тӑм йис няврємӑт аршӑк ат ўңӑтсӑт, ән нынана, вәнтӑты ёха, яма па әмща рәпитты ат йис. Уяңа-пищӑңа хоттє ёхӆӑн пиа вәа!
 
М.И. Митрофанова пиа путӑртӑс 
Людмила ШУЛЬГИНА
 

 

Сытоминские дети ханты не испытывают сложностей в изучении русского языка

Так ответила на один из моих вопросов учитель русского языка и литературы Митрофанова Марина Ивановна, встреча с которой состоялась в селе Сытомино Сургутского района.

- Марина Ивановна, расскажите немного о себе.

- Родилась в хантыйско-русской семье в 1968 году. Отца зовут Лянтин Иван Николаевич, он является представителем юганских ханты. Мать по происхождению русская, зовут Кондакова Галина Ефимовна. Росла она среди ханты, поэтому прекрасно знает юганский говор сургутского диалекта хантыйского языка, с отцом дома они разговаривали исключительно по-хантыйски. Род Лянтиных берёт своё начало из юрт Ачимовых, там и сейчас живут мои родственники. В семье нас было 8 детей.

Учась в школе, я некоторое время жила в интернате, среди детей ханты. Благодаря этому я прекрасно понимаю хантыйскую речь, но, к сожалению, не умею говорить. Могу переводить с хантыйского на русский.

В 1985 году после окончания школы поступила в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена на филологический факультет. В 1990 году после защиты дипломной была направлена в Ханты-Мансийское педагогическое училище, но мне хотелось вернуться на свою малую родину, поэтому приехала в село Сытомино. Здесь вот уже в течение 25 лет преподаю русский язык и литературу. Мне очень нравится моя работа с детьми. Одно расстраивает, в последнее время нам, учителям, приходиться заполнять много документации.

- Учёные языковеды говорят о том, что детям ханты, в родном языке которых отсутствуют звонкие согласные, порой сложно осваивать русский язык, в котором наоборот есть эти самые звонкие согласные, что вы можете сказать по этому поводу как учитель русского языка.

- Видите ли, Сытомино – не национальный посёлок, он был основан переселенцами, здесь проживает всего 240 ханты. Хантыйские дети растут в окружении русскоязычного населения, поэтому для них не проблема освоить русский язык, у них нет никаких речевых барьеров для этого. С другой стороны, поселковые дети забывают свой родной язык – это уже проблема. Я часто напоминаю родителям-ханты, чтобы в быту они использовали исключительно родной язык. В нашей школе никогда не велось преподавания хантыйского языка и литературы народов Севера.

Наши учащиеся с успехом соревнуются в различных олимпиадах, хорошо сдают экзамены и поступают в колледжи и университеты.

А ситуация, о которой вы говорите, типична для моего родного посёлка Угут и города Лянтора. В эти населённые пункты съезжаются дети со стойбищ, без знания русского языка, вот для них характерно оглушение русских звонких согласных в речи. Они стараются после окончания школы вернуться к себе на стойбище, мало кто из них получает высшее образование, поэтому мы на сегодня не имеем учёных из представителей сургутских ханты. Этот диалект хантыйского языка исследуют учёные Сургутского, Томского университетов, а также венгерские учёные-языковеды.

- О каких проблемах вы хотели бы сказать?

-  Если говорить о школе, то особых проблем нет. Несколько лет наша школа переехала в новое здание, тогда же и приобрели всё необходимое оборудование, школа оснащена по последнему слову техники. Если говорить о проблемах, то хочется сказать, что поколение современных детей много времени проводит у компьютера, это бич нашего времени, они не читают. У нас, учителей-словесников, порой опускаются руки. Сегодня, например, проходим произведение Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», прочло всего два ученика и те не вдумчиво, о чём можно говорить на уроке? По-моему, настало время пересмотреть список программных произведений, детям сегодня не интересно читать то, что мы когда-то читали. Также хочется сказать о том, что, наверное, не всем учащимся есть необходимость сдавать ЕГЭ. Видите ли, многие дети в дальнейшем не думают о поступлении в вузы, им можно разрешить сдавать экзамены в традиционной форме, тем более что результаты ЕГЭ действительны всего год. Ведь сколько нервов отнимает подготовка к ЕГЭ у детей и у педагогов. Например, нашим учащимся не всегда легко сдавать ЕГЭ. Из выпускников 11 классов только 1-2 человека поступают в вуз. А если говорить о наших преемниках, будущих учителях русского языка и литературы,  то сейчас в Сургутском государственном педагогическом университете на филологическом факультете обучается наша выпускница Чарухина Алиса.

- А чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

- Я – как истинная ханты – человек природы, поэтому очень люблю собирать ягоды, грибы, кедровые шишки, а мой муж – русский по национальности, но очень любит рыбачить. Просто душой отдыхаю в лесу. Люблю заниматься приготовлением заготовок на зиму, очень вкусное получается у меня варенье. Люблю с семьей ездить на своё родовое стойбище в юрты Ачимовых.

Дорогая Марина Ивановна, поздравляем Вас с Днём учителя. Желаем Вам, чтобы ваши ученики всё-таки осознали необходимость и пользу от чтения книг, чтобы Вам, учителям-словесникам, было легче и приятнее работать. Желаю Вам успехов в Вашем нелегком учительском труде, семейного благополучия.

С М.И. Митрофановой беседовала Людмила Спирякова

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3439)
7.10.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика