- Хантыйский
- Русский
Хӑнты мир вәӆупсы мосман тӑй
Нуви сӑңхум район Ваньщавӑт кәртӑн 2010-мит о вўш эвӑт ай няврємӑт вәнтӑты нєңа Ольга Александровна Хохонина рәпит. ўв рәт мўвӑ – Волгоградской область Фролово вош. Тӑм нє – рўщ, тәп шуши мир йис вєрӑт мосман тӑй.
Ольга Александровна 1989-мит он Михайловка вошн Н.К. Крупской нємпи педучилище етшуптӑс. Щи юпийн ай няврємӑт ӑшколайн вәнтӑс. Щӑта 2006-мит он заочной щирн Воронежской область хущи Борисоглебской государственной педагогической институтн историяя вәнтӑты нєңа йис.
ўв мӑнєма путӑртӑс, муй щирн нумӑсн юхӑтсы Нуви сӑңхум района рәпитты мӑнты: «Хәнты ма телевизор хўват айкеӑт вантсум. Нуви сӑңхум район кәща С.П. Маненков лупӑс, хуты ывеа няврємӑт вәнтӑты хуятӑт па тохтурӑт мосӑт. Щирн ма нумӑсн юхӑтсыюм резюме нєпек хӑншты, щив китсум. Товийн ма карты ке хўват тыв рәпитты вохсыюм. Ма и о нәмӑссум, па он ӑшкола кәщайн Софья Романовна Бала-шовайн Ваньщавӑт кәрта рәпитты па щи вохсыюм. Сўсн 2010-
мит он тыв юхӑтсум».
Ольга Александровна Югра мўвев оӑңӑн щиты путӑртӑ: «Сыры ма нәмӑссум, Ёмвош Россия мўвев кимӑн вә. Хән Нуви сӑңхум воша юхӑтсум, уша вєрсєм, щит европейской хурасуп ай вошие. Тӑта хурамӑң мўв, сўсн Касум юхана ванттємн сӑмєм хошума йи, щи мурта вәнт хурамӑң. Щӑта ма уша павӑтты питсум, тӑта шуши ёх вәӑт — щит хӑнтэт.
Нина Васильевна Шабаршина мӑнєма щи мир оӑңӑн ар ясӑң тәс, киникайт ўңӑтты мӑсэ. Әмӑщ, хуты хӑнты мир щимӑщ тащӑң культура, йис вєрӑт авӑман тӑйӑт».
Ваньщавӑт кәртӑң ӑшкола малокомплектной нєм тӑй, щирн ай няврємӑт тәп кӑт учитель вәнтӑ. И хуят – 1 па 3 классңӑнӑн, кимит хуят — 2 па 4 клас-сңӑнӑн. Ма иньщӑссум, апа, авӑрт имухты кӑт классңӑнӑн урок тәты. Ольга Александровна щиты ястӑс: «Тӑта шим няврєм, кашӑң пушхие пиа атэта рәпитум. Институтн мўңты вәнтӑӑт ар няврємӑӊ классӑн рәпитты. Щирн тӑта мўңева, вәнтӑты хуятӑта, мос нәмӑсты, хутыса ывӑт вәнтӑты. Ма щирємн, ар няврєм кєншӑк вәнтӑты. Ма рўщ ясӑң па математика урокңӑн ияха ӑн тәум, ән няврємӑт йиуп нумсӑт яма уша ат павӑтсӑт. Па урокӑт ияха кӑт классңӑнӑн вєрум».
Мос лупты, Ольга Александровна хӑнты мир культура мосман тӑй, ўв оӑңмит о вўш эвӑт няврємӑт пиа арсыр проектӑт эщӑтты питӑс. Оңӑн ыв шуши мир єтутӑт оӑңӑн нєпек эщӑтсӑт, няврємӑт ӑңкет-ащет эвӑт щи оӑңӑн иньщӑссӑт, щӑта щи єтутӑт вєрсӑт. Щи проект пиа «Я – гражданин России» кӑсупсыйн ыв Нуви сӑңхум район хўваттыйн ай няврємӑт кўтн кимит тӑхи хоумсӑт. Щи юпийн ыв рай-онной кӑсупсыйн «Вурңа хӑт» емӑңхӑт оӑңӑн хӑншмен пӑты оӑңмит тӑхи хоумсӑт. Ольга Александ-ровна луп, хуты ўвеа ӑңкет-ащет ищи нётӑт, щирн ывеа вән пәмащипа луп: «Мӑнєма әмӑщ вант-ты, хән ӑңкет-ащет хурамӑң хӑнты ернасӑт әмӑтюман ӑшколая емӑңхӑтӑта юхтыйӑт, ыв рәт мир йис вєрӑт яма авӑман тӑйӑт. Щимӑщ вәупсы сыры ма ӑн вантсум».
Ольга Александровна лупӑс, хуты хӑнтэт Хутӑң морты мўва китты емӑңхӑт ищи тӑйӑт. Щи хӑт Ямал мўвн постӑы, щи оӑңӑн ўв киникаятн па интернет хўват уша павтӑс. Няврємӑт пиа щимӑщ проект ищи вєрсӑт па ӑшколайн Хутаң морты мўва китты емӑңхӑт вантӑсӑт, няврємӑт яксӑт, арисӑт, стихотворенияйт ўңӑтсӑт.
О.А. Хохонина вўрат, ән няврємӑт арсыр кӑсупсэтн ӑт кӑссӑт. Кӑтхәум о юхы Егор Гришкин рўщ, хӑнты па английской ясңӑт оӑңӑн нєпек эщӑтӑс па Нуви сӑңхум вош кӑсупсыйн нух питӑс.
Тӑм эви пух вәнтӑты нє пиа путӑртмємн ма уша вєрсєм, щит каркам па ивуап йиуп нумсӑт кӑншты нє. Әмӑщ, хуты Ваньщавӑт ай кәртыева ўв рәпитты юхтӑс. Няврємӑт оӑңӑн ўв щиты лупӑс: «ыв мӑнєм хәӑнтӑт. Муй вєрты вўратум, ыв щи вєрӑт. Ин няврємӑт па щирн нумсӑт уша пунӑт, вантэ, ыв интернет эвӑт сорашӑк нумсӑт уша пунӑт, киникайт эвӑт па ӑшколайн айташӑк».
Щи тумпи Ольга Хохонина луп, хуты Ваньщавӑт кәрта юхӑтман ўв имухты вәты хотн мӑсы, щит пӑта вән пәмащипа кәщаята луп.
С большим интересом относится к хантыйской культуре
В посёлке Ванзевате Белоярского района с 2010 года учителем начальных классов работает Ольга Александровна Хохонина. Она родом с Волгоградской области (г. Фролово), по национальности – русская, но быстро приобщилась к культуре обских угров, её ученики участвуют в различных проектах по сохранению родного языка и литературы, занимают призовые места.
Ольга Александровна в 1989 году окончила педагогическое училище им. Н.К. Крупской в г. Михайловка Волгоградской области, в то время оно считалось лучшим в России. Работала учителем начальных классов. В 2006 году заочно окончила Борисоглебский государственный педагогический институт в Воронежской области по специальности «Учитель истории». До приезда в посёлок Ванзеват год преподавала историю и обществознание.
Она рассказала, как дорога жизни завела её в Белоярский район: «Несколько лет назад по федеральным новостям видела выступление главы Белоярского района С.П. Маненкова, он сказал, что район испытывает нехватку в учителях и врачах. Я составила резюме, отправила в Белоярский район. Весной мне уже позвонили. Но я не сразу поехала. На следующий год директор Ванзеватской школы Софья Романовна Балашова опять мне позвонила, и я согласилась». Так, с сентября 2010 года она работает учителем начальных классов в Ванзевате.
Сегодня Ольга Александровна так красиво говорит о нашем богатом сибирском крае: «Раньше я предполагала, что Ханты-Мансийск находится на окраине страны. Когда я приехала в Белоярский, он мне очень понравился, похож на европейский городок. Природа этого края меня сразу очаровала, все в багрово-жёлтых тонах, над рекой Казым красочный лес, очень красивая природа. Здесь я стала узнавать, что есть такой народ ханты. Мы в хороших отношениях с библиотекарем Ниной Васильевной Шабаршиной, она очень много рассказывала мне о народе ханты, давала читать книги. Я стала больше узнавать об этом народе. И, честно говоря, не ожидала, что этот малочисленный народ имеет такой глубокий культурный пласт».
По приезду Ольга Хохонина стала преподавать уроки во 2 классе, в 4 классе – русский язык и математику, а также занималась с детьми в группе продлённого дня.
Школа является малокомплектной, поэтому в начальных классах работает только два преподавателя, один ведёт 1 и 3 классы, второй – 2 и 4 классы. Я поинтересовалась, какие трудности возникают в процессе такой работы. Ольга Александровна считает, что это тяжелее по сравнению с преподаванием в обычной школе со стандартным количеством учащихся: «Детей мало, с каждым работаю индивидуально. В институте нас учат работать с классом, а не индивидуально. Поэтому в этой форме работы нужно применять собственные методы. У меня два класса, разные программы. Я отдельно провожу математику и русский язык, остальные предметы провожу совместно на два класса. Я наблюдаю за детьми, им тоже сложно усваивать, особенно маленьким. Одним рассказываю, другие вместо того, чтоб выполнять задания, слушают тоже. Поэтому такие предметы, как математика и русский язык я провожу раздельно».
Ольга Александровна довольно быстро прониклась хантыйской культурой, с первого же года начала работать с детьми над проектами. Первый проект касался особенностей национальной кухни хантыйского народа. Дети совместно с учителем проводили опрос, собирали рецепты, готовили национальные блюда. На конкурсе «Я – гражданин России» среди начальных классов с этим проектом заняли второе место по Белоярскому району. Затем под руководством Ольги Хохониной дети начальных классов Ванзеватской школы заняли первое место по Белоярскому району с социальным проектом «Проведение традиционного праздника народа ханты «Вороний день». Как говорит Ольга Александровна, большую помощь в этой работе ей оказывают родители детей, за что она им очень благодарна: «Свои проекты мы показываем на праздниках в школе, приглашаем жителей посёлка. Приятно смотреть, как они приходят в национальной одежде. Я не ожидала, что есть такое бережное отношение у людей к своей культуре. У нас, в средней полосе России, такого нет, может быть, только музейные работники этим занимаются. А здесь население этим занимается, плетут украшения, шьют платья».
Ольга Александровна рассказала, что по разным источникам она узнала, что есть у народа ханты и праздник «Проводы лебедя». Традиционно он отмечается на Ямале, посвящён встрече и проводам священной птицы – лебедя. Праздник сопровождается особым ритуалом. Участники едут к священному месту. Одетые в национальную одежду, они разжигают костёр, кладут подарки, хвалят Лебедя, благодарят и желают ясного неба, совершают обряд жертвоприношения. Жители Ванзевата впервые узнали об этом национальном празднике. Ольга Александровна, подготовив проект на эту тему, провела праздник «Проводы лебедя» с учащимися, дети пели, танцевали, рассказывали стихи.
Кроме того, О.А. Хохонина организовывает детей на участие в различных дистанционных олимпиадах, таких как «Инфоурок», «Учи.ру», «Юный предприниматель» и другие. Она говорит: «Я стараюсь, чтобы все дети принимали участие. Недавно Егор Гришкин участвовал в Учебном проекте ученических работ по русскому языку с работой «Словарь». Мы составили словарь на тему «Времена года» на русском языке в сопоставлении с английским и хантыйским языками. Сделали презентацию. Он стал призёром по Белоярскому району».
Беседуя с Ольгой Александровной, я отметила в ней такие положительные черты педагога, как активность, желание создать что-то новое и реализовать это с детьми. Моя собеседница отметила, что с каждым годом стала замечать, что у детей меняется вид памяти и мышления. Это связано с постоянным использованием детьми компьютеров, гаджетов. Они быстрее схватывают информацию с информационных носителей, нежели с книги, им сложнее запоминать в школе информацию.
Ольга Хохонина также отметила большой плюс работы в Белоярском районе, это то, что по приезду её сразу обеспечили жильём. По её словам, в средней полосе России жилье учителям не предоставляют.