Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда РАГИМОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Касум мўвн шуши мир ӑктӑщсӑт
  • Сирия мўв верховной муфтий Югра мўвн вәс
  • Вәты хотӑт мӑты вєрӑт оӑңӑн
  • Няврємӑт ӑшколая мӑнсӑт
  • Машинайтн яңхты суртӑт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Няврємӑт ўңӑн щиты рўтьщӑсӑт
  • «Югра ыңуптӑты» тӑхи 20 оа йис
  • Киникайт ўңӑтты мос

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ям хӑннєхә вәтшӑсэв
  • Вәупсєм мӑр арсыр рәпатайт вєрсум
  • Шуши айат ёхўв хӑрщи нумсӑт
  • Хӑнты ясӑң Кышик вошн тәӆ
  • Аще иты эвет, пухӑт вәнтӑ
  • Хӑнты Кайнов рәт эвӑӆт ими
  • Хӑнты мир вәӆупсы мосман тӑй
  • Чукоткайн мўвев авӑман служитӑс

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Емӑңхӑтӑт па етнхотӑт вєрты ёх мирхот

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 8 (3668)

Вы здесь

Главная » Хӑнты мир вәӆупсы мосман тӑй
О.А. Хохонина
О.А. Хохонина
  • Хантыйский
  • Русский

Хӑнты мир вәӆупсы мосман тӑй

Нуви сӑңхум район Ваньщавӑт кәртӑн 2010-мит о вўш эвӑт ай няврємӑт вәнтӑты нєңа Ольга Александровна Хохонина рәпит. ўв рәт мўвӑ – Волгоградской область Фролово вош. Тӑм нє – рўщ, тәп шуши мир йис вєрӑт мосман тӑй.

Ольга Александровна 1989-мит он Михайловка вошн Н.К. Крупской нємпи педучилище етшуптӑс. Щи юпийн ай няврємӑт ӑшколайн вәнтӑс. Щӑта 2006-мит он заочной щирн Воронежской область хущи Борисоглебской государственной педагогической институтн историяя вәнтӑты нєңа йис. 
ўв мӑнєма путӑртӑс, муй щирн нумӑсн юхӑтсы Нуви сӑңхум района рәпитты мӑнты: «Хәнты ма телевизор хўват айкеӑт вантсум. Нуви сӑңхум район кәща С.П. Маненков лупӑс, хуты ывеа няврємӑт вәнтӑты хуятӑт па тохтурӑт мосӑт. Щирн ма нумӑсн юхӑтсыюм резюме нєпек хӑншты, щив китсум. Товийн ма карты ке хўват тыв рәпитты вохсыюм. Ма и о нәмӑссум, па он ӑшкола кәщайн Софья Романовна Бала-шовайн Ваньщавӑт кәрта рәпитты па щи вохсыюм. Сўсн 2010-
мит он тыв юхӑтсум».
Ольга Александровна Югра мўвев оӑңӑн щиты путӑртӑ: «Сыры ма нәмӑссум, Ёмвош Россия мўвев кимӑн вә. Хән Нуви сӑңхум воша юхӑтсум, уша вєрсєм, щит европейской хурасуп ай вошие. Тӑта хурамӑң мўв, сўсн Касум юхана ванттємн сӑмєм хошума йи, щи мурта вәнт хурамӑң. Щӑта ма уша павӑтты питсум, тӑта шуши ёх вәӑт — щит хӑнтэт. 
Нина Васильевна Шабаршина мӑнєма щи мир оӑңӑн ар ясӑң тәс, киникайт ўңӑтты мӑсэ. Әмӑщ, хуты хӑнты мир щимӑщ тащӑң культура, йис вєрӑт авӑман тӑйӑт».
Ваньщавӑт кәртӑң ӑшкола малокомплектной нєм тӑй, щирн ай няврємӑт тәп кӑт учитель вәнтӑ. И хуят – 1 па 3 классңӑнӑн, кимит хуят — 2 па 4 клас-сңӑнӑн. Ма иньщӑссум, апа, авӑрт имухты кӑт классңӑнӑн урок тәты. Ольга Александровна щиты ястӑс: «Тӑта шим няврєм, кашӑң пушхие пиа атэта рәпитум. Институтн мўңты вәнтӑӑт ар няврємӑӊ классӑн рәпитты. Щирн тӑта мўңева, вәнтӑты хуятӑта, мос нәмӑсты, хутыса ывӑт вәнтӑты. Ма щирємн, ар няврєм кєншӑк вәнтӑты. Ма рўщ ясӑң па математика урокңӑн ияха ӑн тәум, ән няврємӑт йиуп нумсӑт яма уша ат павӑтсӑт. Па урокӑт ияха кӑт классңӑнӑн вєрум».
Мос лупты, Ольга Александровна хӑнты мир культура мосман тӑй, ўв оӑңмит о вўш эвӑт няврємӑт пиа арсыр проектӑт эщӑтты питӑс. Оңӑн ыв шуши мир єтутӑт оӑңӑн нєпек эщӑтсӑт, няврємӑт ӑңкет-ащет эвӑт щи оӑңӑн иньщӑссӑт, щӑта щи єтутӑт вєрсӑт. Щи проект пиа «Я – гражданин России» кӑсупсыйн ыв Нуви сӑңхум район хўваттыйн ай няврємӑт кўтн кимит тӑхи хоумсӑт. Щи юпийн ыв рай-онной кӑсупсыйн «Вурңа хӑт» емӑңхӑт оӑңӑн хӑншмен пӑты оӑңмит тӑхи хоумсӑт. Ольга Александ-ровна луп, хуты ўвеа ӑңкет-ащет ищи нётӑт, щирн ывеа вән пәмащипа луп: «Мӑнєма әмӑщ вант-ты, хән ӑңкет-ащет хурамӑң хӑнты ернасӑт әмӑтюман ӑшколая емӑңхӑтӑта юхтыйӑт, ыв рәт мир йис вєрӑт яма авӑман тӑйӑт. Щимӑщ вәупсы сыры ма ӑн вантсум». 
Ольга Александровна лупӑс, хуты хӑнтэт Хутӑң морты мўва китты емӑңхӑт ищи тӑйӑт. Щи хӑт Ямал мўвн постӑы, щи оӑңӑн ўв киникаятн па интернет хўват уша павтӑс. Няврємӑт пиа щимӑщ проект ищи вєрсӑт па ӑшколайн Хутаң морты мўва китты емӑңхӑт вантӑсӑт, няврємӑт яксӑт, арисӑт, стихотворенияйт ўңӑтсӑт. 
О.А. Хохонина вўрат, ән няврємӑт арсыр кӑсупсэтн ӑт кӑссӑт. Кӑтхәум о юхы Егор Гришкин рўщ, хӑнты па английской ясңӑт оӑңӑн нєпек эщӑтӑс па Нуви сӑңхум вош кӑсупсыйн нух питӑс. 
Тӑм эви пух вәнтӑты нє пиа путӑртмємн ма уша вєрсєм, щит каркам па ивуап йиуп нумсӑт кӑншты нє. Әмӑщ, хуты Ваньщавӑт ай кәртыева ўв рәпитты юхтӑс. Няврємӑт оӑңӑн ўв щиты лупӑс: «ыв мӑнєм хәӑнтӑт. Муй вєрты вўратум, ыв щи вєрӑт. Ин няврємӑт па щирн нумсӑт уша пунӑт, вантэ, ыв интернет эвӑт сорашӑк нумсӑт уша пунӑт, киникайт эвӑт па ӑшколайн айташӑк». 
Щи тумпи Ольга Хохонина луп, хуты Ваньщавӑт кәрта юхӑтман ўв имухты вәты хотн мӑсы, щит пӑта вән пәмащипа кәщаята луп.
 

С большим интересом относится к хантыйской культуре

В посёлке Ванзевате Белоярского района с 2010 года учителем начальных классов работает Ольга Александровна Хохонина. Она родом с Волгоградской области (г. Фролово), по национальности – русская, но быстро приобщилась к культуре обских угров, её ученики участвуют в различных проектах по сохранению родного языка и литературы, занимают призовые места.
 

Ольга Александровна в 1989 году окончила педагогическое училище им. Н.К. Крупской в г. Михайловка Волгоградской области, в то время оно считалось лучшим в России. Работала учителем начальных классов. В 2006 году заочно окончила Борисоглебский государственный педагогический институт в Воронежской области по специальности «Учитель истории». До приезда в посёлок Ванзеват год преподавала историю и обществознание. 

Она рассказала, как дорога жизни завела её в Белоярский район: «Несколько лет назад по федеральным новостям видела выступление главы Белоярского района С.П. Маненкова, он сказал, что район испытывает нехватку в учителях и врачах. Я составила резюме, отправила в Белоярский район. Весной мне уже позвонили. Но я не сразу поехала. На следующий год директор Ванзеватской школы Софья Романовна Балашова опять мне позвонила, и я согласилась». Так, с сентября 2010 года она работает учителем начальных классов в Ванзевате.

Сегодня Ольга Александровна так красиво говорит о нашем богатом сибирском крае: «Раньше я предполагала, что Ханты-Мансийск находится на окраине страны. Когда я приехала в Белоярский, он мне очень понравился, похож на европейский городок. Природа этого края меня сразу очаровала, все в багрово-жёлтых тонах, над рекой Казым красочный лес, очень красивая природа. Здесь я стала узнавать, что есть такой народ ханты. Мы в хороших отношениях с библиотекарем Ниной Васильевной Шабаршиной, она очень много рассказывала мне о народе ханты, давала читать книги. Я стала больше узнавать об этом народе. И, честно говоря, не ожидала, что этот малочисленный народ имеет такой глубокий культурный пласт».

По приезду Ольга Хохонина стала преподавать уроки во 2 классе, в 4 классе – русский язык и математику, а также занималась с детьми в группе продлённого дня.

Школа является малокомплектной, поэтому в начальных классах работает только два преподавателя, один ведёт 1 и 3 классы, второй – 2 и 4 классы. Я поинтересовалась, какие трудности возникают в процессе такой работы. Ольга Александровна считает, что это тяжелее по сравнению с преподаванием в обычной школе со стандартным количеством учащихся: «Детей мало, с каждым работаю индивидуально. В институте нас учат работать с классом, а не индивидуально. Поэтому в этой форме работы нужно применять собственные методы. У меня два класса, разные программы. Я отдельно провожу математику и русский язык, остальные предметы провожу совместно на два класса. Я наблюдаю за детьми, им тоже сложно усваивать, особенно маленьким. Одним рассказываю, другие вместо того, чтоб выполнять задания, слушают тоже. Поэтому такие предметы, как математика и русский язык я провожу раздельно».

Ольга Александровна довольно быстро прониклась хантыйской культурой, с первого же года начала работать с детьми над проектами. Первый проект касался особенностей национальной кухни хантыйского народа. Дети совместно с учителем проводили опрос, собирали рецепты, готовили национальные блюда. На конкурсе «Я – гражданин России» среди начальных классов с этим проектом заняли второе место по Белоярскому району. Затем под руководством Ольги Хохониной дети начальных классов Ванзеватской школы заняли первое место по Белоярскому району с социальным проектом «Проведение традиционного праздника народа ханты «Вороний день». Как говорит Ольга Александровна, большую помощь в этой работе ей оказывают родители детей, за что она им очень благодарна: «Свои проекты мы показываем на праздниках в школе, приглашаем жителей посёлка. Приятно смотреть, как они приходят в национальной одежде. Я не ожидала, что есть такое бережное отношение у людей к своей культуре. У нас, в средней полосе России, такого нет, может быть, только музейные работники этим занимаются. А здесь население этим занимается, плетут украшения, шьют платья».

Ольга Александровна рассказала, что по разным источникам она узнала, что есть у народа ханты и праздник «Проводы лебедя». Традиционно он отмечается на Ямале, посвящён встрече и проводам священной птицы – лебедя. Праздник сопровождается особым ритуалом. Участники едут к священному месту. Одетые в национальную одежду, они разжигают костёр, кладут подарки, хвалят Лебедя, благодарят и желают ясного неба, совершают обряд жертвоприношения. Жители Ванзевата впервые узнали об этом национальном празднике. Ольга Александровна, подготовив проект на эту тему, провела праздник «Проводы лебедя» с учащимися, дети пели, танцевали, рассказывали стихи.

Кроме того, О.А. Хохонина организовывает детей на участие в различных дистанционных олимпиадах, таких как «Инфоурок», «Учи.ру», «Юный предприниматель» и другие. Она говорит: «Я стараюсь, чтобы все дети принимали участие. Недавно Егор Гришкин участвовал в Учебном проекте ученических работ по русскому языку с работой «Словарь». Мы составили словарь на тему «Времена года» на русском языке в сопоставлении с английским и хантыйским языками. Сделали презентацию. Он стал призёром по Белоярскому району».

Беседуя с Ольгой Александровной, я отметила в ней такие положительные черты педагога, как активность, желание создать что-то новое и реализовать это с детьми. Моя собеседница отметила, что с каждым годом стала замечать, что у детей меняется вид памяти и мышления. Это связано с постоянным использованием детьми компьютеров, гаджетов. Они быстрее схватывают информацию с информационных носителей, нежели с книги, им сложнее запоминать в школе информацию.

Ольга Хохонина также отметила большой плюс работы в Белоярском районе, это то, что по приезду её сразу обеспечили жильём. По её словам, в средней полосе России жилье учителям не предоставляют.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3511)
4.10.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика