- Хантыйский
- Русский
«Хутӑӊ хурас» мӑӊ поры вєрсы
Ин йиӆуп вәӆупсыйн апрӑӊ па вєрӑӊ шуши ёхӆўв унтасн вән рәпата вєрӆы, ӆәӆн хӑнты, вухаӆь па юрн мир йис вәӆупсы оӆӑӊӑн тәса айкеӆ тәты па тўӊщираӊа щитӆ ванӆтӑты. Хутыса йистєӆн вән ёхӆўв вәсӑт, мӑӊхӑтӆӑт, якты хотӑт, йис мӑӊ вєрӑт, рәт ясӊӑт па культура ӆєрамтты щирӑт оӆӑӊӑн уша щи вєрӆўв.
Вән рәпата увӑс мирӆўв йис вәӆупсы ӆєрамтты щира «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хот рәпатнекӑтн ӆэщӑтӆа. Әмӑщ ванӆтупсэт тумпийн тӑта рәпитты апрӑӊ па нумсӑӊ нєӊӑт-хәйт сыр-сыр мосты вәнӆтӑты хӑрӑт, мирхотӑт, ӆўӊтупсэт, йис мӑӊхӑтӆӑт ма па тәса ӆэщӑтӆӑт.
Шуши мирӆўв йис пурмӑсӑт йиӆпатты, йис ёх пойкщӑты вєрӑт, мӑӊхӑтӆӑт па юнтӑӊ хӑрӑт тўӊщираӊа ванӆтӑты щира ӆыв Ёмвош округев, пиӆ Ямал мўв вошӑт па кәртӑт эвӑӆт йис вєрӑт ма вәты хӑннєхуятӑт вохӆӑт, ӆәӆн нумса пунты, хутыса йис щирн сыр-сыр вєрӑт ӆэщӑтсыйт.
Щиты юхи хӑщум оӆӑт «Торум Маа» тӑхи ёх унтасн «Хутӑӊ хурас» мӑӊ поры вєрты питса.
Йистєӆн щиты вәӆ, увӑс мирев иса пўш мӑӊ вєрӑт вєрман вәсӑт. Кашӑӊ мўвн кашӑӊ рәт ёх ӆыв кан мӑӊ тӑхи тӑйӆӑт, хута йир-поры вєрӆӑт, ӆәӊха пойкщӑӆӑт.
Кӑӆтащ Аӊки кәртэвн, Ас хӑнтэт ясӑӊӑн, «Хутӑӊ хурас» мӑӊ тӑхи щи вәс. Щи мӑӊ хӑр тӑмхӑтӆ Лысковӑт па Проскуряковӑт опращ нємӊӑн тӑйты ёх ӆавӑӆман тӑйӆӑт. Ӆыв йисн Кӑӆтащ кәртӑн щи вәсӑт, ӛхӑт па кәртэӆ шўкатум пийн Мўӆикәрта касӑӆсӑт. Кӑӆтащ Аӊкев мӑӊ хур – щит хутӑӊ. Щи пӑта тӑм мўвн хутӑӊ вєра мӑӊа тӑйса, веӆты ӑн рӑхӑс, хутӑӊ сух эвӑӆт нємӑӆт ёнтты ӑн рӑхӑс. Тӑм Ас мўвн ван кўтн сыр-сыр йир-поры хутӑӊ хурӑӆа вєрӑнтса.
Йис вєрӑт нєпека хӑншты ими, Кӑӆтащ имен шавиман тӑюм ёх хиӆнє Любовь Кашлатова кашӑӊ пўш Кӑӆтащ Аӊкия йирєсты-порєсты тӑхия юхтыйӆ. Тӑм пўш ищиты «Торум Маа» рәпатнекӑт «Хутӑӊ хурас» мӑӊ поры ӆэщӑтты щира Сўмӑтвош эвӑӆт Любовь Васильевна Кашлатова вохсы.
Щиты васы мӑнты тыӆӑщ нивӑӆмит хӑтӆӑн Ёмвошн иха ӑктӑщум шуши ёхӆўв Байбалаковская пусӆ хонӑӊӑн «Хутӑӊ хурас» мӑӊ поры вєрсӑт.
Ма Любовь Васильевна пиӆа щи мӑӊ вєр оӆӑӊӑн путрємӑсум. Ӆўв щиты лупӑс:
Тӑм оӆӑтн вєрты мӑӊ вєрев – щит Манстӑр район Кӑӆтащ кәрт эвӑӆт, Мўӆикәрт эвӑӆт еӆӆы мӑнум вєр. Тәрум Ащевн вана тӑйты эвие, ин па Кӑӆтащ Аӊкия тӑйты ӆәӊхев, щи мўвие нәмӑӆта шиваӆӑсӆэ па иӆӆы вўратты питӑс. Ӆўв хӑнты па вухаӆь ёх кўтн вәӆты нумӑс вєрӑс па ащеӆн иӆӆы щи єсӑӆса. Йис ёх щимӑщ мӑӊ путӑр тӑйӆӑт. Ащеӆн карты онтупн, кев онтупн иӆӆы щи єсӑӆса. Па муӆытса имет, няврємӑт вана тӑйты, сєма питум няврємӑт хӑннєхә вәӆты нәпӑтн кантты, няврєм ӑн тӑйты таӆ хотӑт няврємӑн кантты…
Хутӑӊ мӑӊ хурн мўӊ кўтэвн Кӑӆтащ имев щи вәӆ. Щи пӑта щи хутӑӊ мўӊ мўвевн вєра вана тӑйӆа. Щиты юхи хӑщум оӆӑтн кашӑӊ товийн мўӊ ар мир ха пиӆтӑщман Кӑӆтащ Аӊкев хутӑӊ хурн Мўӆикәртӑн щи пойкщӑӆўв. Щи тумпийн сўса йитыйн Ӆаӊаӆа питты ай юханӑт хонӑӊӑн йир-поры пӑсан вєрӆўв.
Ма нәмӑсӆум, мєт тәса щи йис мӑӊ вєрӑт «Торум Маа» хуща рәпитты хуятӑт ӆэщӑтӆӑт. Щи пӑта интӑм щи вєр кашӑӊ оӆ вєрты питсўв. Ма, вантэ, эви опращнємєм Лыскова, ма Ас хӑнты па вухаӆь мирӊӑн эвӑӆт, Муликәртӑӊ ими. Ма рәтєм Кӑӆтащ Аӊки мӑӊ ӆупас па ӆаращ ӆавӑӆман тӑйӆ. Щи пӑта тӑмхӑтӆ «Хутӑӊ хурас» мӑӊ поры вєрты ма тыв, Ёмвоша, щи вохсаюм.
Вантэ, «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи кәща нє Людмила Алфёрова, эви опращ нємӆ Проскурякова, ӆўв ищи Ас хӑнты нє. Рәт ӆєрӆаӆ Муликәрт эвӑӆт мӑнӆӑт. Интӑм мўӊ щӑта кашӑӊ оӆ вәйтантыйӆӆўв, ӆәӆн мӑӊ поры ӆэщӑтты.
Мўӊ Кӑӆтащ Ими Аӊкев хутӑӊ хурасупн ӊхӑӆ па мӑӊ тӑхи тӑйӆ. Щи мӑӊ тӑхи Кӑӆтащ кәртӑн вәӆ, хута сырыя мўӊ опращ ёхӆўв, аӊкаӊкиӆўв, ащиӆўв вәсӑт. Ӆыв кашӑӊ товийн, хән хутӊӑт морты мўв эвӑӆт юхӑтсӑт, щӑта ӊта пӑсан вєрӑнтсӑт. Сўсн па хән хутӊӑта юхӆы кєрӑтты пурая йиӆ, мӑнты пӑсан вєрӑнтсӑт. Щи мӑнты-ӊхты пӑсанӑн йир вєрӑнтсӑт. Щӑӆта щӑртты ёх ясӑӊ вўйӆясӑт па лупийӆсӑт: «Сорни Аӊкиев щи юхтӑс. Мўӊ пиӆэва тӑта омӑсты питӆ». Щи пийн Кӑӆтащ Ими Аӊкев хутӑӊ хурасупн мӑнтаӆ еӆпийн рәт ёхӆўва лупӆ: «Нын тӑта ма хӑщатн, ма па еӆӆы мӑнӆум. Тӑта вәӆты ёх ма ат вәӆӆӑт».
Интӑм Кӑӆтащ кәртэӆн нємхуят ӑнтәм, пурмӑсӑт па муй иса нух хирсайт. Щи пӑта Лысковӑт, Проскуряковӑт рәтӊӑн Муликәртӑн мӑӊ ӆупас омӑссӑт. Щирн ӆыв рәтӆаӆ кашӑӊ оӆ щив поры вєрты ӊхӆӑт. Муликәртӑн щикўш ёхӆаӆ вәӆӆӑт, ӆыв ищи поры вєрӑнтӆӑт, тәп йир такӆы. Щирн Л.В. Кашлатова ӆӑӊхӑӆ, ӆәӆн кашӑӊ хӑннєхә ӆыпия ат питӑс, хуты «Хутӑӊ хурас» нємпи щир – Кӑԯтащ ёх пӑта мєт мӑӊ вєр.
Щиты тӑм сўсн «Торум Маа» хуща рәпитты ёх унтасн йир-поры щи вєрсы. Йис ёх иты ӆыв йир-поры ӆэщӑтсӑт. Вантэ, хән Кӑӆтащ Аӊки хутӑӊ мӑӊ хурӑӆн па мўва пәрӆӑӆ па щи хурӑӆн и юхи кєрӆӑӆ. Щиты Байбалаковская пусӆ хонӑӊӑн ӑктӑщум ёхӆўв мўӊ мўвев хуща вәӆты ӆәӊхӆўва пойкщӑсӑт, ӆәӆн еӆӆы шәшты ӛшев пайӆы ат вәс, хотӑӊ мирев, хотӑӊ ёхӆўв тӑӆаӊа-ма ат вәсӑт!
Кӑӆтащ Аӊкев хутӑӊ хурн хошум мўвӑт пєӆа пәрӆӑӆ, мўӊ вәйтман тӑйӆэв, Вән Аӊкев сўс тәрумн, тӑӆ тәрумн ищимурт мўӊты ӆавӑӆман тӑйты питӆа. Мўӊ ищи па тови вәнта ӆавӆӑсман нумӑсн вәӆӆўв, тӑӆаӊа, ма вәӆты питӆўв, – путӑртӆӑт йир пӑсан, поры пӑсан вєрум ёх.
Тӑм лопӑс ӆэщӑтӑс: Ирина Самсонова
Провели обряд «Проводы лебедя»
Сегодня ведётся большая работа по сохранению и популяризации историко-культурного наследия коренных жителей Югры. В этом немалая заслуга активистов-общественников и музейных работников. Это проведение научно-практических конференций, презентаций, семинаров, мастер классов, детских этнолагерей, написание исследовательских работ и многое-многое другое. Особое внимание уделяется обрядам и обычаям, которые должны проводиться очень аккуратно и достоверно. Именно такая работа ведётся сотрудниками этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».
Так, в первой декаде октября на территории береговой зоны протоки Байбалакской состоялся хантыйский обряд «Проводы лебедя». Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» взял на себя миссию по проведению данного обряда. Вот уже четыре года сотрудники музея весной выезжают в деревню Мулигорт Октябрьского района для проведения обряда «Встреча лебедя», который проводится совместно со старожилами и знатоками.
«Проводы лебедя» – старинный хантыйский обряд, который проводился родом Лысковых, Проскуряковых, постольку именно они являются хозяевами-хранителями священного места богини Калтащ-Ими. Один из священных обликов богини – это лебедь, который весной прилетает, а осенью улетает в тёплые края. В связи с этим возникли обряды «Встреча» и «Проводы» лебедя. Данные обряды относятся к семейно-родовым, и раньше он проводился на территории проживания рода – это бывшая деревня Калтасъяны, в настоящее время в деревне Мулигорте Октябрьского района.
Одной из хранительниц данного обряда является Любовь Васильевна Кашлатова, которая более двадцати лет руководит Берёзовским филиалом Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, является представительницей двух народов: ханты и манси. «Проводы лебедя» – ритуальное действие, которое проводят только хранители священного места богини Калтащ Ими в деревне Калтасьянах.
Для большей уверенности и подтверждения воспоминаний из детства я обратилась к архивным документам и полевым материалам, рассказывающим о данном ритуале.
Поскольку одним из орнитоморфных образов богини Калтащ Ими является лебедь, хозяева-хранители деревни Калтасьяны каждую весну проводили обряд, называемый «Встречей лебедя», а осенью устраивали ритуальное действие под названием «Проводы лебедя». Каждый обряд сопровождался жертвоприношением животного, который проводили мужчины, женщины в этот момент находились дома.
– Сегодня в деревне Калтасьяны никто не проживает, поэтому мы – продолжатели рода – установили священный лабаз в деревне Мулигорте, это тоже святое место наших предков. Мы ежегодно проводим там обряд поклонения духам-покровителям нашего рода», – рассказывает Любовь Васильевна.
С разрешения хозяев-хранителей осенью «Проводы лебедя» проводят на территории города Ханты-Мансийска. Это связано с тем, что осенью не всегда есть возможность добраться до деревни Мулигорт, реки мелеют. На данный обряд обязательно приглашают знатоков обряда из рода Лысковых. Вот и сейчас для консультации и проведения сакрального действа пригласили Любовь Васильевну Кашлатову.
Данный обряд знакомит жителей города с обычаями и традициями, укладом жизни среднеобских ханты, рассказывает об особенностях проведения данного обряда. А благодарные жители с удовольствием принимают участие в обряде, желающих всегда много, в основном, это коренные жители Югры – ханты, манси. С добрыми чувствами обращаются к богине, чтоб она охраняла наших детей, отводила беду от семьи, защищала под своим крылом наших воинов на СВО.
По материалам Л. В. Кашлатовой статью подготовила: Ирина Самсонова