Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана ПРАСИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн путӑртсы
  • Оса тӑхи вән мирхот питӆ
  • Шуши мир вәӆупсы вєрӑт артаӆӑты тӑхи
  • Хур хӑншты хӑнты ики Геннадий Райшев 85 оа йис
  • Тәса ёнтӑсты ёх мойӆуптӑӆыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ар оӆ няврємӑт вәнӆтуман вәӆ
  • Рyт ӆэрӑт вyйтты мосӆ
  • Айтєӆн путрӑт хӑншты вєр сӑмӑӆн тӑйӆӑӆэ
  • Корлики кәртӑӊ хоттєӆ ёх
  • «Мой вєр» ӆэщӑтсӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Пўпи якты хота – йиуп вәупсы» вәнтӑты хӑр вәс
  • Сўмӑтвошн ӑӊки мӑӊхӑтӆ постӑсы
  • Нях вошӑӊ «Мўӊ и мир» мӑӊхӑтӆ
  • Увӑс мир кӑсупсыйн кӑсты няврємӑт
  • «Ёмвош ёх» – ариты-якты тӑхи

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Йис амамӑтьщет

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Округев ишикты ар
  • Хӑнты мирєма

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » «Мой вєр» ӆэщӑтсӑт
Ай «вєӊ хә» рәтӆаӆ пиӆа
Ай «вєӊ хә» рәтӆаӆ пиӆа
  • Хантыйский
  • Русский

«Мой вєр» ӆэщӑтсӑт

Кашӑӊ мир хущи мєт вуӆаӊ вєр, щит айӆат ёх тўӊщирӑӊа нух єнмӑӆты, ӆәӆн м хӑннєхуятӑта ат йисӑт. Щит пӑта арсыр щирӑт вәӆӆӑт: муй щирн рӑхӆ оса тӑхетн па юӆн вәӆты, мӑта әмӑщ вєрӑт ӆэщӑтты хошӆӑт па па утӑт. Йис вєрӑт па шуши мир культура хўват ищи пушхӑт тәса єнмӑӆты рӑхӆ.

Няврєм сєма питты вўш эвӑӆт тумтӑка, мосты щирн єнмӑӆты мосӆ. Хән ӆўв кӑт ты­ӆӑщ ӆувата йиӆ, мухӑӆая вантыйӆты пиньщӑӆ, ху­ят шиваӆӑтаӆн вєншӑӆ нях-мулӑӊа вӑнтӑӆ. Щи вўш эвӑӆт «няврєм – вән хуят» нюр иха катӆӑсман вәӆӆӑӊӑн. Щит пушӑх пӑта мєт мос­ты щира вәӆ. Хӑнтэт няврємӆаӆ ищи м, тәс вєрӑта вәнӆтуман єн­мӑӆӆӑӆаӆ. 

И хӑтӆӑӊ сўс хӑтӑӆн Олег па Карина Криш­таль хоттєӆ ёх хуща пухие сєма питӑс. Ин ӆўв хәӆум тыӆӑща йис. Хӑнты щирн «мой» вєр ӆэщӑтты пура щи юх­тӑс. Тӑмӑщ «мой» вєр пушхӑт пӑта вуӆаӊ вєра тӑйӆы. Няврємӑт айкємн вәнӆӆӑт вәнӆата вум хуятӆаӆ пєӆы сӑмӑӊа вәӆты.

Аӆӑӊ саты «мой» тә­ты хуятӑт мень нє хота мӑнты ӑктӑщсӑт. Ӑӊ­кеӆ сўмӑт х шәпа йи­рум ухшам ёшн тӑйӆ. «Вєӊ хә» ащеӆн ёшн тәӆы. Вана юхӑтсӑт па нёхумман: «Тӑта «мень нєӊев» вәӆ?», юхи щи ӆуӊсӑт. «Мень нє» амтӑ­ӊа ещаӆт єтӑс: «Тӑта, тӑта, нӑӊен ӆавӑӆӆєм». Валерий Александро­вич Антонина Констан­тиновна иикеӆ «вєӊ хәйн» мойӆум ухшам имеӆ уха пунсӑӆэ па м, хошум ясӊӑт путӑртӑс. 

 «Вєӊ хә» ащеӆн «мень нє» ёша мӑсы. Антонина Константиновна няврєм ёша вўсӆэ па мӑӊ арн арисӑӆэ. Рәт ёхӆаӆ хи­ӆэӆ пӑта ариюм мєт м ар хәӆӑнтсӑт. Щӑӆта хуӆыева шай яньщты омӑссӑт. Щиты щи «мой» вєр сухнӑс. 

Хӑнты мир писатель хә Еремей Айпин хӑн­шум путӑр нумӑса юх­тӑс: «Рәт мўвн вәӆты па йис вєрӑт вәты хӑннєхә така йиӆ. Щимӑщ хӑн­нєхә пиӆа нємӑӆт вев­там вєр ӑн тывӆ».

Светлана Прасина 
Хӑнты ясӑӊ касум путрупсыя тулмащтӑс Надежда Вах  

Илновты сәхы вәллөх
(тӑм путӑр вах ёх хӑнтэт путрупсыйн хӑншсы)

Қәнтәх  ях илновтох йорнам ньӛӊиқыилал энӛмтӛтӓ онләт. Ӫкӫм ньӊиқыи ҷӧкин семя  питвӛӆ ӛӊкил отқӛлнӛ қәнамах энӛмтӛли. Кӓ  иконтәрәв ньӊиқыи   ӛӊкилотқәл кӓстӓлнә   лысәхвәл, линт  ләрхәл­тәвәл. Йәӊқатә отәллә кӓтӛлтӛ онлахән. Ти  лӓннӛ масвәл мәҷ ньӊи­қыи вӓӊсивнӛ вәлта. 

Ӛймӛтӓ  сӱӊӛӊ  пат­тӫйли   қотәл   ӓйӛмки­тӛм яққәннә Олег пӓни Карина Криштальхән­нә йимӛӊ қотәл вәл­хас. Линнӛ ӓйвӓрики иконтәрнә пәхали семӓ  питкӓл. Ит лӫхӓ қоләм   иконтәр. Қәнтәх яхнә ти  лӓннӛ ньӛӊиқыит  ӛӆӆӛ   яха ӓрӛхтӛли, майпары вервӛлт. Тиминт верь ӛйсӛх ях пилтӛхлилтӓ ньӛӊиқыит онәлтәвәл.

Ӓлӛӊ ӛсӓ – йӛхсӓ илӛн нюла төлөхмын том  қатпа мӛнсӛт. Пәхали  ӛӊкил сӫхмӛтли сөхюх китлӓхӛн сумынтәх төх менӛтӛнӓ йӫрхӛн. Пәхали лӫхтил ос әпыл­нә ӓлӛммин тулы. «Тим   тәхынә ӓйӛмкитӛм  тӓ­рӛм ниӊӓли вәлвәл» – тиминт кӧлнӓ ях   қатайеқ ләӊасәт. «Тәт, тәт мӓ вәлләм, нӫӊӛ лӓхӛллӛм» – тиминт   кӧлнӓ иминӛ ях йеқ вахсәллә. Ях тех мӛмӛ сумынтәх икинӛ имил оха пәнсы. Ти сәхыт  икинӛ имил пәхалия ӓрӛхтӛси. Иминӛ пәха­ли кӧтӓ вӛмин ӧхмилси пӓни лӫхӓ ӆысмарәӊқа лулпәныс. Пырнә ях әй­қа ҷӓйӛӊк литӛ ымәлсәт.

Еремей Айпин нипи­кӛӆнӛ қәӊҷихал: «Қә­намах йорнам мӛхӛӆнӛ вәлтә қәсы, мӛхӛӆнӛ серӓккӛ алвәл».

Светлана Прасина

Творим семейную историю

Во всякой культуре определяющим компонентом состояния развития общества является воспитание. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Обычаи и обряды наиболее стереотипные разновидности традиций. Традиционная культура воспитания – эта та сфера материальной и духовной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей.

 

В период новорожденности создаются предпосылки для становления личности. В возрасте два месяца ребенок начинает реагировать на физические предметы – сосредоточением, а на человека – улыбкой. Эту первую положительную эмоциональную реакцию ребенка на мир взрослого можно считать началом образования связи «ребенок – взрослый», которая в течение всего детства имеет огромное значение для развития. Именно в этом возрасте начинает свое становление сильная потребность в общении.  Ханты в этот период уделяют много внимания формированию у ребенка благополучной эмоциональной среды.

 

 

В один из солнечных осенних дней в молодой семье Олега и Карины Кришталей состоялся семейный праздник. В июле у них родился сын. Ему уже три месяца. По хантыйским традициям подошло время совершить обряд детского «сватовства, женитьбы». Этот замечательный старинный хантыйский обряд очень важен в жизни ребенка, потому как имеет огромную воспитательную роль. Воспитывает в ребенке уважение и заботу к старшему поколению людей.

 

 

Утром по сговору с будущей «невестой» свадебная группа направилась в соседний дом. В руках мамы березовый посох с привязанным к нему платком для невесты. «Жених» едет на руках папы. Со словами: «Тут ли живёт «молодая»?»  гости входят в дом. Она встречает их с огромной радостью. «Здесь, здесь, я очень жду тебя» – выходит навстречу. Валерий Александрович, супруг Антонины Константиновны, принимает подарок и повязывает ей платок, подаренный «женихом». Желает много совместных радостных дней, уважения и заботы друг о друге.

 

 

Папа передает ребенка «невесте». Антонина Константиновна, взяв ребенка на руки,  поёт для него похвальную песню-импровизацию, посвящённую теперь уже в какой-то степени и «её малышу». Родители, бабушки и дедушка услышали, пожалуй, самую лучшую песню в адрес их внука. В песне слышались нотки радости, доброты и ласки. Праздник закончился чаепитием за круглым столом. Вот и закончился обряд.

 

Хочется вспомнить строки из рассказа Еремея Айпина: «Человек, связанный с родной землей, с её традициями, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит. С человеком, у которого есть такие корни, ничего плохого не случится».

Поэтому исторические народные традиции и обычаи являются одной из важнейших движущих сил воспитания детей.

 

Светлана ПРАСИНА,

жительница с. Корлики Нижневартовского района

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 23 (3539)
5.12.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика