- Хантыйский
- Русский
Няврєм такы хот та
Кашӑң хӑннєхә хотӑң ёха пиа вәты ӑңха, щит мосты па утӑң вєр. Кашӑң ӑңки-ащи пӑта мєт вуаң вєр, щит няврємӑт тўңщираңа єнмӑты, ән пушхӑт ям хуятӑта ат йисӑт.
Жить и воспитываться в семье
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Воспитание детей – очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании ребенка. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Все приёмные дети в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. А иметь родителей – одна из сильнейших потребностей ребенка, поэтому государство, в первую очередь, прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи.
В приёмной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приёмная семья даёт возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни.
Важнейшей характеристикой любого семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми. При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка – это стиль “Согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку – это стиль “Подавления”. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Говоря о воспитании приёмных детей, следует подчеркнуть, что зачастую замещающим родителям приходится иметь дело с перевоспитанием. В данном случае любой стиль воспитания может быть как подходящим, так и неподходящим в зависимости от состояния ребенка. Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен демократичный стиль с элементами контроля, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет «авторитарный», т.е. строгий контроль и чёткие правила. Поэтому приёмным родителям очень важно уметь при необходимости изменить стратегию семейного воспитания, подобрав методы и приёмы, подходящие именно к их ребёнку. В этом им может помочь педагог или психолог.
В БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие», в отделении психолого-педагогической помощи, мы готовим граждан в замещающие родители, сопровождаем замещающие семьи (помогаем наладить детско-родительские отношения, повысить уровень комфортности проживания ребёнка в замещающей семье), проводим Клуб замещающих семей «От сердца к сердцу», где семьи знакомятся, общаются, делятся своим опытом.
Воспитание приёмных детей – это большое, трудное, но благое дело. Как приёмным детям, так и родителям приходится пройти непростой путь, пока между ними не наладятся по-настоящему близкие, доверительные отношения. Но настоящей наградой замещающим родителям станут счастливые глаза и радостный смех их приёмных детей!
Существуют основные правила поведения с детьми в семье, которые помогут найти общий язык:
1.Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.
2.Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.
3.Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.
Жить в семье – это право есть у любого ребенка. Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. Именно семья закладывает систему отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Приходите, мы всегда рады видеть вас и помочь!
Наш адрес: г. Белоярский, ул. Центральная, д. 15а.
Контактный телефон: 2-37-88.
г. Белоярский БУ ХМАО-Югры КЦСОН «Милосердие»
психолог Я. А. Марфина
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах