Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Пєӊк кӑши-мәш мӑӆты вєр
  • Хутыса округевн мир лекщитты вєр тәӆы
  • Ӑшкола няврємӑт рәт ясӑӊ щирн кӑссӑт
  • Вуӆаӊ мойӆупсыйн катӆуптӑсыйт
  • «Няврємăт вәнӆтӑты па вантман тăйты хăннєхә оӆ» пўншсы
  • Ӑӊки ясӑӊ тәты вєр оӆӑӊӑн мирхот вәс
  • Хӑнты ясӊев оӆӑӊӑн киникайт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кӑсупсэт оӆӑӊӑн айкеӆ тәс
  • Тәс ёшуп-кўруп хӑнты нєӊие
  • Хăнты ясӊев ӆєрамтман вәӆ
  • Няврємӑт пєӆы сӑмӑӊ нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Тыӆӑщ поры» постăсы
  • Порєсты хӑтӆа ӆэщӑтыйӆсӑт
  • Вўӆэт наврӑӆты хӑтӆ
  • Опращев йис ясӑӊ ӆавӆум хә

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Ма мирєм ясӑӊ
  • Мосӆ муй ӑнтә рәт путăр

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Имета

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Хăнты ясӊев ӆєрамтман вәӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Хăнты ясӊев ӆєрамтман вәӆ

Вотас тыӆăщ 8-мит хăтăӆн Россия мўв наукайн рәпитты ёх мӑңхӑт постăӆăт. Арсыр вєрăтн учёной ёх иса мирева вән унтас тәӆăт. 1991-мит оӆн Югра мўвевн Ас-угорской институт пўншсы, ӆәӆн йис ясӊăт, йис путрăт,  моньщӑт, арӑт, амамăтщет ӆєрамтты па нух хӑншты. Тăмхăтӆ научной тăхийн рәпитты нєӊăт па хәйт: хăнтэт, вухаӆят, рўщăт па па мир вән рәпата вєрӆăт, ӆәӆн рәт ясӊев ӆєрамтты  па нєпека вєккеша пунты. 2019-мит оӆ тови пура оӆӊитумн Ас-угорской института хăнты Касум айӆат нєӊие Ирина Молданова рәпитты юхтăс. Ма тăм апрăӊ, нумсăӊ па каркам нєӊие пиӆа путăртсум.

Тӑм айӆат хӑнты нє­ӊие Касум мўвн Вўт­вошн єнмӑс. Ащеӆ – Максим Тимофеевич нӆъяӊ муӆтас о мӑр Ну­ви сӑңхум районӑн Вўт­вош ӑшколайн оӑңмит па ветмит класс няврє­мӑт вәнтуман вәс. Ăӊкеӆ – Евдокия Максимовна (эви опращ нємӆ Каксина) тәс юӆ ёнтты ими вәӆ. Пи­ӆыеӊăн ртъяӊ няврєм єн­мӑӆсӑӊӑн, Ира эвие вән хот­тєӆ ёхн мєт ай няврєм.   

- Мă­та пурайн хăнты ясăӊ вәнӆтăты вєр еӆӆы тәты нумăсн питсыйн? 

- Ма рәт ясăӊ па лите­ратура вєрăт тәты инсти­тут тăхи етшуптăсум. Дип­ломной рәпатам әх­тыйн Валентина Со­ловар кәщая вәс. Нєпекєм хăншум пу­райн нумса щи юхăтсум еӆӆы рәт ясӊєм вәнӆтăты. Щи пийн ас­пирантурая мăнсум, ӆәӆн еӆӆы хăнты ясӊєм ӆєрамтты, йиӆуп щирăт ши­ваӆăты па щи әхтыйн еӆӆы рәпитты. 

 

- 2021-мит оӆн нăӊ учёной нєӊа йисăн. Муй пӑта наука щирн хӑнты ясӊен вәнӆтӑты оӆӊитсэн? Ԯа­вăрт вәс щи ӆуват вән нєпек ӆэщăтты?

- Айтєӆн ащєм ипўша лу­пиӆăс: «Ай эвие, вәнӆ­ты­ӆа!» Ин ма нәмӑсӆум, ащєм тӑмхӑтӆ вәнта вәс ки, вєра амтăс, хуты ма наука щирн рәпата пирисум. Нӆ оӆ мӑр Югорской университетн аспирантура хуща вәнӆ­тыйӆсум. Рәпатам хӑнш­ты ӆавӑрт вәс. Щи пурайн ма Ёмвош технолого-пе­дагогической колледж хуща айӆат ёх хӑнты ясӑңа вәнтăсум, щи пă­та научной нєпек сора хӑншты щир ăн тăйсум. Ин наука щирн хӑншум нє­пекємн нух вантсєм, муй иты хӑнты ясӑӊӑн глаго­лӑт тывӆӑт. 
И ясăӊăн лупты ки, щит вєра нумсăӊ, шопăт па ушăӊ-сащăӊ рәпата, ар щос мосӆ, ӆәӆн тўӊщирăӊа нумсăт хăншты. Тәп рәпа­та пєӆа сăмăӊ па вўр х хурăсуп хăннєхә щи ӆа­вăрт рәпата тәса вєрӆ. Сы­ры оӆӑтн тӑмӑщ рәпата нємӑӆт хуятн ӑн хӑншсы.

- Шуши мир ясӊăт ӆєрамтты вєр, нăӊ щиренăн, щит хот йит рәпата муй па ай кәртăт хўват ӊхты па ясӊăт, путрăт нух хăншты рәпата?

- Нәмăсӆум, хуты шуши мир ясӊăт ӆєрамтты вєр – щит ӑнтә тәп кабинетн рәпитты, арсыр щирн рә­пата ӆэщăтты мосӆ. Тәп щи пурайн муӆты нумсăӊ вєр тывӆ. Щи пăта ай кәртăт хўват ӊхум пийн хот йитн м арат рәпитты мосӆ, ӆәӆн мущатум яс­ӊăт, путрăт тәса ӆэщăтты па нух хăншты.

- Ин йиӆуп вәӆупсыйн иса муй мосӆ мўӊ интернет хуща вәты вєритӆўв, нăӊ щиренăн, щи йиӆуп вєр рәт ясӊева еӆӆы вәӆты нётӆ муй ăнтә? 

- Ма щирємн, IT-вєрн шуши мирӆўва кєншăк вәӆты па рәт ясӊев ӆє­рамтты йис. Вантэ, интăм интернет хуща мўӊ арсыр тăхет пўншты вєритӆўв па щăта рәт ясăӊăн путăртты, ăӊки ясăӊ вәнӆтăты, арсыр вєрăт кўтэвн ӆэщăтты па па щирăт еӆӆы тәты щир тăйӆўв.

- Тăмхăтӆ нăӊ учёной нєӊа йисăн, щит вуӆаӊ нєм, ăӆ хуята щит мущатты иса ăн рăхӆ, вәӆупсыйн нăӊ хуятн нётсыйн?

- Мєт вуӆаӊ хуятӊăн ма вәӆупсємн – щит ма ăӊкєм па ащєм. Тәп ӆын ӛрӆăн унтасн, тәп ӆын так ясăӊӊăн унтасн тăмхăтӆ ма тăмăщ хăннєхәя щи йисум.

Путӑр хӑншӑс: 
Ирина Самсонова

Быть целеустремленным и не забывать радоваться жизни

Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки, учреждённый Указом Президента Российской Федерации Б.С. Ельциным в 1999 году. Он был создан с целью привлечения внимания общества к научному прогрессу.

В далёком 1991 году в столице Югры был создан Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (ОУИПИиР). Для открытия научного института искали учёных из народов ханты и манси по всей стране.

Сегодня ОУИПИиР является единственным специализированным научным учреждением по сбору, исследованию и сохранению материалов по обско-угорским и самодийским языкам, фольклору и традиционной культуре.

В мае 2019 года в научный институт была приглашена уроженка села Казыма Белоярского района, молодая исследовательница хантыйского языка Ирина Молданова. О выборе своей профессии и научной деятельности молодой учёной читайте в нашем интервью.

– Ирина Максимовна, почему вы решили изучать хантыйский язык?

– Выросла я в семье сельского учителя Максима Тимофеевича Молданова, педагогический стаж которого составляет более 40 лет. Папа всегда мне говорил, чтобы я училась, и это пожелание всегда со мной. Затем были учителя, преподаватели, годы учёбы в университете. В 2009 году я окончила Югорский государственный университет по специальности «Родной язык и литература». В этот же период становлюсь преподавателем хантыйского языка в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже.

 

В университете и в аспирантуре наставником для меня стала доктор филологических наук, доцент В.Н. Соловар. Под её руководством в Вузе я писала дипломную работу и я поняла, что мне интересно исследовать родной хантыйский язык.

– В 2021 году вы успешно защитили диссертацию, какие трудности возникали при написании научного труда?

– Во время обучения в Югорском государственном университете я писала дипломную работу по теме «Парные слова хантыйского языка», которую защитила на «отлично». На защите мне рекомендовали поступить в аспирантуру. После года преподавания в педколледже В.Н. Соловар предложила мне поступать в аспирантуру и начать работать над исследованием и написанием кандидатской диссертации на тему «Глагольное словообразование в хантыйском языке». Я согласилась и сдала вступительные экзамены.

Четыре года проучилась в аспирантуре, сдала все экзамены, но работа была ещё не завершена. Трудности написания научной диссертации были связаны с тем, что больше времени приходилось тратить на преподавательскую деятельность в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. Но кандидатский минимум я выполнила, оставалось доработать диссертацию. Во время обучения в аспирантуре я собирала материал и писала статьи, читала теоретические источники по своей теме. Диссертация является первым специальным исследованием глагольного словообразования казымского диалекта хантыйского языка. В работе даётся полное структурно-семантическое описание производных глаголов казымского диалекта хантыйского языка. На основе построенных словообразовательных моделей были выявлены их основные значения, проводилось сопоставление инвентарей словообразовательных суффиксов казымского и других диалектов хантыйского языка.

Подготовка диссертации требует очень много времени. Необходимо много читать, чтобы овладеть навыками научного познания. Это кропотливая работа по сбору и анализу языкового материала. Здесь очень важны такие качества, как самодисциплина, ответственность и трудолюбие. 

– Изучение языков коренных народов, по вашему мнению, это в большей степени экспедиционная или «кабинетная» работа?

– На языках малочисленных народов зачастую нет обширного корпуса текстов, чтобы заниматься только «кабинетной» работой. Поэтому необходимо использовать все методы, которые существуют, в том числе, методы полевой лингвистики.

– Как появление Интернета повлияло на родной язык?

– С появлением IT-технологий появилось больше возможностей для сохранения родных языков. Люди могут создавать сообщества и группы, где могут общаться на родном языке или заниматься популяризацией и продвижением своего родного языка.

– Каким вы представляете себе будущее языков коренных малочисленных народов: это будет оптимистичная картина или есть определенные опасения?

– Я реально смотрю на мир и считаю, что у языков малых народов не очень много шансов на выживание. Сегодня большинство детей из числа коренных малочисленных народов уже не знают родной язык.

– Расскажите немного о себе, вашей семье и родителях.

– Главные люди в моей жизни – это родители. Только благодаря их воспитанию и родительской любви я состоялась как личность. Папа всегда мне говорил, что нужно учиться, поэтому всю жизнь я следую его наказу.

– Что бы вы пожелали нам, жителям Югры, ритм жизни которых тоже со временем ускорился, порой, кажется, мы торопимся успеть сделать всё и не успеваем сделать самое главное.

– Быть целеустремленными, добиваться поставленных целей, но при этом не забывать радоваться жизни.

Беседовала Ирина Самсонова

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3617)
9.03.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика