- Хантыйский
- Русский
«Тыӆӑщ поры» постăсы
Ай кєр тыӆӑщн 4-мит хӑтӆӑн «Торум Маа» музей хуща рєп ух пӑтыйн етн оӆӑӊӑн тыӆща пойкщӑты хӑр вєрӑнтса. Йиӆуп Най-пуха, йиӆуп Вәрт-пуха щи пойкщӑсӑт. Йисн щит хӑнты мирев пойкщӑты хӑтӆ вәс, тӑм йисн вош тєӆ мира пӑта вєрӑнтыйӆӆа.
Йис пурайн тӑм мӑӊхӑтӆӑн айӆат ёх сыр-сыр ущхуӆь вєрӑт вєрӑнтыйӆсӑт. Эвиет, пухиет вош хўват юнтман, нхман ӊхсӑт па тыӆӑщ поры пӑсана лєтут ӑкӑтсӑт. Хота юхӑтӆӑт, карсӑрн хот павӑртӑт кўншӆӑт па лупӆӑт: «Хулы, хулы, тєӆ вохӑс. Йиӆуп Най-пух, йиӆуп Вәрт-пух єтӑс». Щи карсӑра хотӑӊ ёх муӆты ӆєтут пўл щи пунӆӑт, айӆат ёх ай павӑтӆӑт, муй тӑхийн па хән ха ӑктӑщийӆты мосӆ. Мӑнтэӆн хотӑӊ ёха еӆӆы ма вәӆты пӑта сыр-сыр м ясӑӊ хӑйӆӑт: «Шимӆ ӆєтут ки тӑйӆӑн, ӆєтут ара ат йиӆ! Мәш ки тӑйӆӑн, мәшен ма ат йиӆ!». Ӑкмум тӑхийн соӆамӑт кавӑртсӑт, щи мӑр айӆат ёх нхман, юнтман «ӆоньщ пӑсан, вәрт пӑсан» вєрӑнтсӑт. Поры анӑт щив омсыйӆсайт па Вәрт-пуха пойкщӑсӑт.
Тӑм йисн «Тыӆӑщ поры» пойкщӑты хӑтӆ па щирашӑк вєрӆа. Вән вошн хотӑт хўват ӑн ӊхӆӑт. Ин мирев ӆєтут «Торум Маа» хуща тәтьӆяӆӑт па щӑта сӑӊхуп ух пӑтыйн ӆоньщ пӑсана вєрӆӑт. Щӑӆта па сыры хӑтӆӑн мир ха ӑктӑщийӆӆӑт па нянь вой вєрӑнтӆӑт. Тӑм оӆ вєрум «Тыӆӑщ поры» вєра ар мир, сыр-сыр мўвӑт, вошӑт эвӑӆт юхтыйӆсӑт, ӆывеӆа хӑнты вєрӑт вантты әмӑщ. Щи пӑта тӑм пойкты хӑтӆӑн ариты-якты па питсӑт. Тӑм пўш тыв «Салы Лёӊх» нємуп ансамбль юхтыйӆсӑт, щит Саранпауль эвӑӆт юхтыӆум айӆат ёх. Тӑм вошевн вәӆты вәна вум имет арисӑт, ӆыв «Ёмвош ёх» нємуп ансамбль тӑйӆӑт, па ӆуӊӑӆтуп кан ванӆтупсы ванӆтӑсӑт па Ёмвошн вәӆты увӑс театр «Хӑтӆ» ёх яксӑт, арисӑт. Щи пийн вәна вум икиӆўв Вәрт-пуха пойкщӑсӑт, хўӆ уй, вәнт вой уй пойкщӑсӑт, эви шәшты пайӆы ёш, пух шәшты пайӆы ёш пойкщӑсӑт. Щӑӆта па поры пӑсан вєрӑнтсӑт, щи поры пӑсанӑн нянь войт пуныйӆсайт. Щи нянь войт ух пәшӑхӆаӆ кешийн нух сэвартсайт па карсӑра пунман ӆоньщ пиӆа ӆыӆӑтсыйт. Йис щирн ар ӆоньщ тємты мосӆ – щит ӆоньщӑӊ хӑтӆӑт, вотасӑӊ хӑтӆӑт тыв хўщты пӑта, мєлка йиты пӑта. Щӑӆта ўвман щи «ух пәшхӑт» тыӆӑщ пєӆа вущкӑсыйт. Хӑщум нянь вой пўлыет нх ясӑӊ, ущхуӆь ясӑӊ путӑртман ӑкмум мира ортсайт.
Тӑм мӑӊхӑтӆ пийн ӑкмум мир хуӆыева м нумӑсн ара щи мӑнсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Обрядовый праздник «Тылащ поры»
В музее «Торум Маа», в экспозиции под открытым небом, 4 февраля прошёл обрядовый праздник поклонения месяцу, «вновь рождённому сыну богини, вновь рождённому сыну бога». Раньше это был обрядовый праздник, в настоящее время это мероприятие, проводимое для всех желающих. В традиции этот обряд был посвящён молодёжи. Девушки, юноши собирались вместе и с весёлыми шутками обходили дома односельчан, собирали еду для общего стола. Подойдя к дому, лопатой, которую носили с собой, они скребли стенки дома и приговаривали: «Хулы, хулы, полноту просит.
Новорождённый сын богини, новорождённый сын бога появился». На эту лопату люди клали еду, а молодёжь сообщала, где и когда будут собираться для поклонения месяцу. Уходя, они оставляли хозяевам благопожелания: «Если у тебя еды мало, пусть еда появится! Если у тебя болезнь, то пусть выздоровеешь!». На месте сбора варили ритуальную кашу саламат, а молодёжь, шутя, смеясь, сооружала «снежный стол, божественный стол». Ставили на этот стол жертвенные чаши и молились молодому месяцу.
В настоящее время «Тылащ поры» проводится несколько иначе. В городе по домам не ходят. Люди сами приносят еду на место поклонения в «Торум Маа». Перед этим праздником люди собираются и изготавливают из пресного теста вотивные фигурки животных. В этом году на празднике «Тылащ поры» было особенно много людей с разных мест, разных национальностей, это те люди, которым интересна культура народов Севера. По этой причине на обрядовом празднике стали исполняться фольклорные номера. В этом году участниками концерта были: молодые ребята из Саранпауля, это ансамбль «Салы Лёнгх» («Оленьими тропами»), хантымансийский фольклорный коллектив «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска»), а также активное участие приняли артисты театра обско-угорских народов «Солнце».
После их выступлений мужчины произнесли слова молитвы «сыну бога», т.е. молодому месяцу, они молили об удаче на промысле на рыбу-зверя, просили для молодого поколения «прямой дороги без рытвин и ухабов». Затем на ритуальном снежном столе разложили вотивных животных «для жертвоприношения». Разламывали их на части, головы клали на лопату, смешивали со снегом и бросали в сторону месяца. Считалось, что чем больше «снежной бури» смогут поднять присутствующие, тем быстрее наступят метели, отступят холода и придёт долгожданное тепло. «Остатки» жертвенных животных, т.е. кусочки хлеба с шутками-прибаутками, с пожеланиями удачи, здоровья раздавали участникам.
Присутствующие уходили с обрядового праздника «Тылащ поры» с положительными эмоциями и с уверенностью в том, что в этом году всё в их жизни будет благополучно.
Пётр Молданов