Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Вўӆы ӆавӑӆты ёх Ёмвоша юхӑтӆӑт
  • Няврємӑӊ ёх вухӑт оӆӑӊӑн йиӆуп поступсы
  • 80 оӆ юхӆы Сталинградской вуӆаӊ ӆаӆь хӑр сухнӑс
  • 100 оӆ постăсы
  • Вән нєпекӑӊа йиты йиӆуп вєрӑт оӆӑӊӑн
  • Хӑнты мир учёной ими пӑта ӊта пӑсан ӆэщӑтсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәща нє Сўмӑтвош района ӊхӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сєма питум хӑтӆăӆ постăс
  • Хосум кәрт – Неттинӑт рәт кәрт
  • мӑӊ воша мӑнӆӑн, щирн ма вәӆа!

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты Чебурашка
  • Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн ванӆтупсы вәс
  • Мўвим ӆыӆ рўв
  • Муй пӑта «Истоминские пятницы» тӑхи вєрсы
  • Ас па Ӆаӊаӆ хўват ӊхман рўтьщӑты рӑхӆ
  • Хӑнты щира якты вәнӆтӑсыйт
  • Тыӆӑщ поры

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн ванӆтупсы вәс
  • Хантыйский
  • Русский

Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн ванӆтупсы вәс

Тӑта мосванӑн, Ас хӑӆты тыӆӑщ 20-мит хӑтӑӆн йиӆпа юхтум оӆэвн,  Ёмвошн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты хотн мєт оӆӑӊ «Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн» нємуп ванӆтупсы вәс. 

Россия хон пєлӑк  мў­вевн, вантэ, иса йис пурайт вўш эвӑӆт вой па хўӆ арсыр хӑннєхуятӑт веӆпӑсӆӑсӑт. Щимӑщ вєр оӆӑӊӑн катрая вум XI-мит йисн «Повесть временных лет» па «Русская Правда» нєпекӑтн сыр-сыр айкеӆӑт тәса нух хӑншман тӑйӆыйт. Мӑтты ки катра пураитн хӑннєхәйт мкєм арат вәнт вой веӆпӑсӆӑсӑт. Арсыр войт кўтн иса щи­мӑщ утӑт ӆыв па ёша  пав­тыйӆсӑт, щит ӆаӊки, ню­хӑс, вухсар, йиӊк вой па па войт. Итәх вой сухӑт шєӊк тынӑӊӑт вәсӑт па щи пӑта катра пурайн рўщӑтн «ӆєпӑт сорния» аӆьщӑсыйт па мосман тӑйсыйт. Мєт тынӑӊ вәнт вой сухӑт тәп щи оӆӑтн єтты питсӑт, хән арсыр увӑс мўвӑт рўщ хонэв ӆыпия кӑрӑтты питсыйт. Щи йисн, вантэ, шуши мирӑт эвӑӆт мўӊ хущева иса ар пєлӑк хӑнтэт, ву­хаӆят па юрнӑт вой па хўӆ вәӆупсы хўваттэӆн веӆпӑсӆӑсӑт.  
Тӑм кўтн йиӆпа пўн­шум «Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн» нє­муп ванӆтупсыйн сыр-сыр тәс айкеӆӑт мўӊева «Торум Маа» йис пурмӑ­сӑт ӑкӑтты хотн научной рәпатнека вәӆты нє Ирина Ксенофонтова вєрӑс.
Мєт оӆӑӊӑн иха ӑктӑ­щум хӑннєхуятӑт еӆпийн ӆўв тӑмиты щи нёхмӑс, хуты тӑмхӑтӆ нємасыя хә ёхӆўва кантум ванӆтуп­сы ӆэщӑтсӑт. Вантэ, йис пурайт вўш эвӑӆт тәп хӑнты па вухаӆь мирӊӑн веӆпӑс вєрӑт унтасн вәӆ­ты-хоӆты щирӆаӆ мсы­ева ӆэщӑтсӑт. И пєлӑк эвӑӆт веӆпӑсӆӑты ёх ӆєтут пӑта вәнт войт па тухӆӑӊ войт мущатыйӆсӑт, кимит пєлӑк эвӑӆт – итәх утӑт тынӑӊ сухӑт тӑйсӑт. Щитӑт еӆӆы пєӆӑтты па тыныты рӑхӑс. 

Катра пурайн «Ипатьевс­кой летопись» нєпек хуща рўщӑт мўӊ мўвӆўв оӆӑӊӑн мӑтты ки щиты хӑншмеӆ: «Мўӊ ёхӆўв Югра мўвн вәсӑт па ӆыв сємӊӑӆаӆн вантсӑт, хуты арсыр хура­мӑӊ вәнт войт тәрум эвӑӆт иӆӆы пєӆы питсӑт па лакка вән пєлкӑта сора-сора хәхӑӆсӑт …» Щимӑщ вєр  пӑта рўщ хон пєлӑк мўв ёх шєӊк мўӊ хущева вўрат­сӑт. Вантэ, кашӑӊ хӑннєхә машӑк па тащӑӊашӑк вәӆты ӆӑӊхӑс.

Мосӆ лупты, хуты XVI-мит нәпӑтн рўщ хон ясак щирн хӑнты ёх эвӑӆт арсыр тынӑӊ вәнт вой сухӑт вўты пиньщӑс. Ӛхӑт, XVII-мит нәпӑт йис пурайн щимӑщ вєр нємасыя вантман, м­сыева артаӆуман Тәпӑӆ вош губернатора вәӆты кӑнащ хәйн М.П. Гагаринӑн тәса сибирской приказ щирн тӑйсыйт. Вантэ, щи оӆӑтн Россия хон икия Пётр I вәс. м арат тынӑӊ вәнт вой сухӑт унтасн щи пурайн Россия мўвев хуща иса йиӆуп экономика вєр ӆэщӑтсы. Щӑӆта 1900-мит оӆӑтн Тәпӑӆ вош гу­бернияйн вәӆты шуши мирӆўв унтасн шєӊк ар тынӑӊ вәнт вой сух иха ӑкӑтсы. Щи пурайн Россия ӆуватн мєт ар вой сух тәп Якутия ёх мийӆясӑт па Югра мўв веӆпӑсӆӑты хӑннєхуятӑт кимит тӑхи хуща ӆыв пеӆн вәсӑт.
Кашӑӊ оӆ мӑр мўӊ мў­вев хуятӑт государствая 200 щурӑс нюхӑс, ӊкєм щурӑс вухсар па 500 щу­рӑс ӆаӊки вәнт вой сухӑт ясак щирн тәса мӑсӑт.
Щӑӆта щимӑщ тынӑӊ вой сух тумпийн ӆыв ху­ӆыева 27-кєм нємуп сыр-сыр вәнт вой сухӑт па мий­ӆясӑт. Кашӑӊ хӑн­нє­хә па ӆўв щирӑӆн ищи­ты вєритӑс веӆпӑс щирн мущатум вой сух еӆ тыныты. Щи пӑта Ас хӑӆты тыӆӑщ оӆӑӊ хӑтӆ вўш эвӑӆт Обдорск па Ирбит вән вошӊӑнӑн нємасыя вәнт вой сухӑт тынєсты-ӆәтӑсты хӑрӊӑн вәсӊӑн. 

Хән па Советской лащ мўӊ увӑс мўвӆўва юхтӑс, щи пурайн веӆпӑсӆӑты ёх вәнт вой сухӑт госу­дар­ства эвӑӆт вєрум вой вўты арсыр тӑхета мӑты питсӑт. Щи киньща щи оӆӑтн тынӑӊ вой сухӑт тӑйты войт звероферма тӑхетн нємасыя єнмӑӆ­сыйт. 

Щиты єтăр хăри ӆєпкӑт муй питы вухсарӑт па норка нємуп вәнт войт нємасыя ӆыв тынӑӊ сухӆ­аӆ унтасн па сыр-сыр тӑхи хуща вәна йитєӆ вўш вәнты тӑй­сыйт. Щӑӆ­та хўӆ веӆ­пӑс­ӆӑты тӑхетн рәпитты хә ёх ищиты пура-пурайн вәнт вой план щирн веӆсӑт.
Еӆӆы «Вәнт вой сухӑт па веӆпӑс вєр оӆӑӊӑн» ванӆ­тупсыйн вәӆум хәйт па нєӊӑт еӆпийн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт хотн ар­сыр проектӑт вєрты тӑхи кәща хә Вячеслав Кондин айкеӆ вєрӑс. Ӆўв путӑртӑс, хуты катра пурайт эвӑӆт мўӊ мўвева рўщӑт юхӑтсӑт. Итәх ёх ӆыв кўтэӆн вәнт вой сухӑт шуши хӑн­нє­хуятӑт эвӑӆт ӆәтсӑт. Ки­мит ёхӆаӆ тӑта вәӆты-хоӆты щирӆаӆ ӆэщӑтсӑт. Ӆыв тӑта ушӑӊа-сащӑӊа вєрсӑт, муй щирн хӑнтэт па  вухаӆят щимӑщ вәнт войт веӆпӑсӆӑӆӑт, муй хурасуп сєсэт, вой веӆпӑс пурмӑсӑт тӑйӆӑт па мӑта тӑхетн аршӑк вой мущатты рӑхӆ.
Сыр-сыр сєсэт па веӆ­пӑсӆӑты щирӑт хӑнты ёхӆўвн йис пурайт вўшӑт эвӑӆт па ин тӑмхӑтӆ вўш вәнты тўӊщирӑӊа йиӆ­патсыйт муй мсыева ӆэ­щӑтсыйт, ӆәӆн щиты сыр-сыр вәнт войт катӑӆ­ты рӑхӑс. Щи пӑта тӑта Вячеслав Кондин мўӊева щоркан омӑсты вєр аӆяс па ӛхӑт лупӑс, муй щирн щимӑщ веӆпӑс вєрӆа. Щи тумпийн ванӆтӑс нымӆӑт па сўв, мӑта утӑт унтасн воя ӊхсӑт. Арсыр веӆпӑсӑӊ пурмӑсӑт кўтн ӆўв айкеӆ тәс, хуты катра ар пєлӑк хә ёх хӑнтэт па вухаӆят эвӑӆт ӛхӑӆн сыр-сыр вәнт вой мущатыйӆсӑт. Щи пӑта ӆыв нәмасыя вєрум патӑӊ муй щӑӊ  нёӆӑт ӆэщӑтсӑт. Кашӑӊ вәнт вой пӑта атэӆт щирн ӆэщӑтум нёӆ вєрсӑт.

Ӛхӑӆ вєрты хӑннєхуятӑт шєӊк сӑмӑӊа па мосман йис пурайн тӑйсыйт. Итәх хӑннєхә, вантэ, хошӑс па тўӊщирӑӊа, тәса щимӑщ веӆпӑс пурмӑс вєрты щирӆ вәйтсӑӆӆэ. Кимит хәйӆ ищипа ӛхӑӆ ӆэщӑт­ты ӑн вєритӑс па щи пӑта вәйтты ёхӆаӆ эвӑӆт нётупсы вєрӑт кӑншӑс. Мосӑӊ, щи пӑта ин хӑнты мирев ӛхӆӑт итәх пурайн карты пушканӑт тынӑт пиӆа иха щи ӆў­ӊӑтсыйт. 

Щӑӆта йис пурайн ясак мӑты хӑтӑӆн нємуӆты вәнт вой сух хӑннєхә ӑн ки тӑйс, щит ӆўв вой сух­ӆаӆ кана, артнайӆ щирн ӆўв ӛхӆăӆ щив мӑс. Щи утӑӆ ӛхӑтшӑк па аршӑк вой сухӑт хоӆум­тум хӑннє­хуятн нух ӆәтты вєритса. Итәх ёх тӑм йисн, Вячеслав Кондин ясӊӑт щирӑӆн, лупӆӑт, хуты ӆа­вӑрт хән ӛхӑӆ эвӑӆт нёӆӑт поса єсӑӆты. Мєт оӆӑӊӑн щи нёвӑщ ӛхӆӑӊ йинтӑӆ мсыева таӆты мосӆ. Щи пӑта вєра ар ӛр пунты па щомӑӊ хӑннєхә тәп вє­ритӆ щит сәхтӑты. Щӑӆта ӛхӆӑӊ нёӆ шєӊк тәса катӑӆты па веӆщи єсӑӆты рӑхӆ. Муй пӑта катра пурайн хӑнтэт муй па вухаӆят ма ӛхӆӑт эвӑӆт нёӆӑт єсӑӆты хош­сӑт? Ӆыв, вантэ, иса ай­тєӆн ӛх­ӆӑт-нёӆӑт пиӆа вәсӑт па єнумсӑт, кашӑӊ хӑтӆ нємасыя вәнӆтыйӆсӑт.
Вячеслав Кондин ясӑӊ­ӆаӆ щирн, йис пурайн сў­мӑт па вәнши х эвӑӆт хӑнты ёхӆўв ӛхӆӑт вєрсӑт. Щӑӆта итәх щосӑтн иха аюмтум кӑт арсыр х кў­тупн нємасыя нёвӑщ кў­рӑӊ вой ӆонӑт щив ӆэ­щӑтыйӆсӑт. Щимӑщ вєр пӑта тўӊщирӑӊа па тәса вєрум ӛхӑӆ хӑннєхәйн хўв тӑйты вєритса.
Юхи хӑщум кўтн тӑмӑщ хурасӑӊ ванӆтупсы оӆӑӊӑн айкеӆ тўвум хәев путӑртӑс, хуты ӆыв «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хотн, мӑта ут Ёмвош рєп ӆаӊӑӆн камн вәӆ, сырыя 2006-мит оӆэӆ вўш эвӑӆт рәпитты ёхӆаӆ пиӆа нє­масыя «Вой веӆпӑсӆӑты ёх ӛшеӆ» щирн арсыр аӆисупсэт ванӆтӑты тӑхи пўншсӑт. Щи вєрэӆ еӆпийн ӆыв округев сыр-сыр айшӑк па вәншӑк хӑнты кәртӑт эвӑӆт вәнт вой веӆпӑсӆӑты хӑннєхуятӑт эвӑӆт сєсэт, щорканӑт па веӆпӑс пурмӑсӑт иха ӑкӑтсӑт. Кашӑӊ хӑннєхә щив ӊхты щир тӑйӆ па тўӊщирӑӊа вантты, уша вєрты, муй щирн па хуты  катра пураитн мўӊ опращ ёхӆўв вәнт вой веӆпӑсӆӑ­ты тӑхетн рәпитсӑт.
Тӑм ванӆ­тупсы вєрум хотн мўӊ ар­сыр вой ху­расӑт вантты вєритсўв, муйсӑр нымӆӑт муй ӆухӑт, х сӑрӑт, ӑнт­пӑт, ӆәмӑт­сухӑт муй па веӆпӑс пур­мӑсӑт йис пураитн мўӊ шуши мир хуятӆўв тӑйсӑт. 

Путӑр хӑншӑс: Владимир Енов

Первая выставка нового года «Пушной промысел и охота»

20 января в музее «Торум Маа» Ханты-Мансийска. Упоминания о пушном промысле, традиционном для России, содержатся ещё в некоторых древнерусских источниках XI века, например, в «Повести временных лет» и «Русской Правде». Тогда охотники добывали белку, соболя, куницу, лису и бобра. Мех этих пушных зверей ценился очень высоко и на древнерусском языке назывался «мягкой рухлядью» или «мягким золотом». Но серьёзный толчок для дальнейшего развития пушного промысла произошёл тогда, когда началось присоединение Сибири к России. Здесь, на Тюменском Севере, охотой на диких животных и зверей с древних времён постоянно занимались коренные народы – ханты, манси и ненцы.

О выставке «Пушной промысел и охота» нам рассказала научный сотрудник музея «Торум Маа» Ирина Ксенофонтова. В своём вступительном слове она отметила, что сегодняшнее мероприятие посвящено традиционному мужскому занятию – охотничьему промыслу. Для обских угров, ханты и  манси, охота всегда являлась одним из важнейших видов хозяйствования. Охотничий промысел направлен на заготовку и производство мяса, а также для заготовки пушнины.

Вообще же о сибирских богатствах всюду ходили разные сказочные представления. В «Ипатьевской летописи» было написано: «Мужи старые, побывав в Югре, видели там целые тучи всякого рода пушного зверя, в молодом возрасте падавшего с неба и разбегавшегося затем по земле …»

В XVI веке уже началось введение ясака, а с XVII века оно контролировалось сибирским приказом под «начальным правлением» губернатора Тобольской губернии князя М.П. Гагарина во времена царствования Петра I. И тогда же   именно пушной промысел дал совершенно новое направление для развития государственной экономики России. Уже в 1900 году Тобольская губерния становится вторым важнейшим регионом по поставке меха (на первом тогда  была Якутия). Она ежегодно доставляла в царскую казну около 200 тысяч соболей, 10 тысяч чернобурых лисиц и 500 тысяч лучших белок. Предметом пушного промысла являлось 27 наименований разных зверей. Безмерность их добычи вызвала превышение естественного прироста, и соболь почти исчез. Кроме ясака, в царское время существовала частная меховая торговля. Она облагалась налогом, который поступал в сибирский приказ. Крупнейшими центрами частной пушной торговли были Обдорская и Ирбитская ярмарки. Первая из них начинала ежегодно работать в январе, а вторая – в феврале.

С приходом Советской власти к пушному промыслу были подключены все зверофермы, в которых начали разводить голубых песцов, чернобурых лисиц и норок. Также скрещивали чернобурых с рыжими лисицами. В результате этого искусственного скрещивания получался замечательный ярко-рыжий мех с чёрной проседью. В советское время заготовкой пушнины занимались многие коопзверопромхозы, разные охотничьи кооперативы и предприятия рыбной промышленности.

Дальше о выставке «Пушной промысел и охота» беседу с экскурсантами продолжил заведующий сектором музейных программ и проектов «Торум Маа» Вячеслав Кондин. Он подчеркнул, что территория Югры была всегда привлекательна для пришлых людей именно из-за пушного промысла. Русские купцы и крестьяне старались селиться поближе к местным жителям. Одни из них вели торговлю с ханты, манси и ненцами, а другие пытались выведать у них различные способы добычи пушных зверей и узнать, где находятся лучшие охотничьи участки. Все ловушки, которыми пользовались наши охотники, постоянно совершенствовались, становились лучше в течение нескольких тысячелетий. И до нас в настоящее время дошли уже достаточно хорошо усовершенствованные орудия ловли. Кроме разных  ловушек, охотники ханты или манси долгое время добывали пушных зверей при помощи своих охотничьих луков.

В старину, если у тебя не было пушнины, то лук тоже можно было сдать в государственную казну в качестве уплаты ясака. К тому же он ценился не меньше огнестрельного оружия. Традиционные хантыйские охотничьи луки – это серьёзная вещь. Практика проведения на территории Югры этностартов показала, что сегодня многие люди просто не умеют им пользоваться. Из лука надо учиться стрелять – необходимо каждый день тренироваться. Лук охотника состоит из нескольких составных частей ели, берёзы и лосиных сухожилий. Зачастую между двумя длинными деревянными пластинами вклеивали для большей упругости прочные жилы и, таким образом, каждый охотник получал прочное и качественное оружие.

Заканчивая экскурсию, Вячеслав Кондин рассказал, что в парке-музее «Торум Маа» под открытым небом ещё с 2006 года была широко представлена охота, для этого сотрудники соорудили «охотничью тропу». И, конечно, на открытой экспозиции хорошо представлена охота и разнообразные ловушки, собранные почти со всей территории Югры.

Многие экскурсанты, побывавшие на «охотничьей тропе», оставляют прекрасные отзывы. Сегодня на выставке были представлены фотографии пушных зверей, которые были предметом охоты. Помимо этого, здесь находится полное снаряжение охотника, все необходимые вещи и орудия, с которыми раньше мужчины выходили на промысел.

Владимир Енов 

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№3 (3615)
9.02.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика