- Мансийский
- Русский
Кина пс пора урыл
Ты тпост Ханты-Мансийск ӯст округ Творчество колт рӯпитан н Светлана Нестерова мхум акван-атыгласанэ. Тāн та урыл потыртасыт, хумус пс порат Белоярский район Касум пвылт ханты мхум тнки мнаныл вуянтасаныл.
Та порат Советский власть тув ёхтыс, св лумхлас порславес. Тнт Остяко-Вогульский национальный округ ущты врвес.
Мхум тнки янмалтам слыяныл хот-виӈкве патвсыт, тн аквъёт рӯпитаӈкве кащилтавсыт. Ты коныпал ялпыӈ мт пулиг-хтыртавсыт. Ханты мхум Нй-тыранылн пйкщуӈкве щар ат тртвсыт. Та порат Касум пвылт культбаза врвес. Тот рӯпитан рущ хтпат сосса мхум сака лкамтасаныл.
Мхум ойтнэ нāлок-олнаныл нх-лмувсыт, ханищтахтуӈкве рыл кащилтавсыт. Китхуйпловкем слы ньщум колтглыт нусаг лсыт. Хоты щмья св слы ньщас, щуниӈыг ловиньтавсыт, тн св олн ойтсыт. Тыи ос мт св трвит мгыс ханты мхум лльт лльсыт. Тнки лупсаныл ос йис мнаныл вуянтаӈкве патсаныл. Ты трвит порат пуссын аквъёт хтпан нупыл ат лумхлас порславес.
Ётылнув ты врмаль урыл документальный кина пслувес. Ань ты кина мхумн суссылтавес. Кина сунсуӈкве пс йис тла ханищтан хтпат ос нас мхум ёхталасыт. Тот нг-хумыг Тимофей ос Татьяна Молдановыг лсг. Тн сас Касум пвылныл лг. Татьяна Александровна мньлатыг лме порат та кинат с пслувес. Тнт тав округ Творчество колт рӯпитас. Та порат с тн ётаныл пвлн ялыс, ханты лтӈыл потрыт рущ лтӈыг толмащласанэ.
Суссылтап оигпам юи-плт н ты трвит урыл мощ потыртас. Тав лвыс: «Ты врмаль ювле хультум нот порат 1930 тлт мталас. Сртын ханты мхум ты урыл щар ат потыртасыт. Мн мниг лмув порат акваг свсыр щирыл намталавесӯв. Ётылнув лщал-лщал пвлыӈ мхум ты урыл потыртаӈкве патсыт, архивыт пӯсвсыт. Пс порат ты врмаль хумус лыс, тот хансым лы.
Тувыл 1986 тлт Ленинград ӯсныл кина пслын хтпат ёхтысыт. Ты хтпат ёт ам мāнь пвлытын ялсум. Тот тн яныгпла хтпат ты восстание урыл китыгласаныл. Тувыл архив-нпакытыт ты урыл потыр киссыт. Та ляпат ӯнлын мнь пвлыт пуссын яласасаныл.
Св потыр ты пилыщмаӈ нак урыл Кузьма Семёнович Молданов потыртас, хум воритотым порат с тув ликмыглас. Кина пслым порат та мхмытныл тав таккт пвылт хультсас. Мт хтпат пуссын тимыг мтсыт».
влт Татьяна Александровна Тюмень ӯст инженерыг рӯпитас. тятэ ты трвит урыл тавн св потыртлыс. Тав хотталь щалтме юи-плт Татьяна Александровна номтн акваг юв хартвес, таимгыс ювле пвлн луӈкве ёхтыс. Школат нврамыт ханищтым рӯпитас. Та трвит порат тва хтпат щнь тл, тват щ тл хультсыт. Пвылт рӯпата тим лыс, свыӈплэ мхум вина айсыт, лльсаӈ лсыт. лупса сака трвитыӈ лыс.
Ань пвылт мхум ёмщакв луӈкве патсыт. Слы ньщгыт, врагыт ос хӯл алыщлгыт. Пвылт рӯпата лы. Ос та пилыщмаӈ пора пвлыӈ мир нмхуньт ат ёрувлыяныл. Та пилыщма ксыӈ щмья колн ёхталас. Тн ты урыл акваг номуӈкве патгыт.
Документальный фильм о людях иных времён
В окружном Доме народного творчества состоялось просветительское мероприятие «Люди иных времён», в рамках которого был представлен фильм из фонда учреждения. Фильм был снят Ленинградской студией документальных фильмов по заказу Гостелерадио СССР, о событиях тридцатых годов XX века, а именно об истории Казымского восстания.
Казымский мятеж 1933-1934 годов в значительной степени являлся белым пятном в истории Сибири. В годы советской власти все материалы, касающиеся восстания, были засекречены и недоступны исследователям. Только в 90-е годы прошлого столетия пришло глубокое переосмысление многих этапов советской истории. И только спустя многие годы исследователи установили истинные причины Казымского восстания.
Недовольство коренного населения в связи проводимыми реформами советской властью начинало проявляться при строительстве Казымской культбазы в 1931 году. Нарастало недовольство коренных жителей с лишением избирательных прав шаманов и так называемых кулаков – лиц использовавших наёмный труд. Усугубило ситуацию изменение размеров налогообложения и принудительных мер по комплектованию Казымской школы-интерната учащимися.
Советская власть объявила коллективизацию и индустриализацию, началось массовое раскулачивание, у зажиточных коренных жителей отбирали оленей и отдавали в колхозы. А их святые места разорялись и сжигались. Провозглашённая национальная государственность, на деле полностью лишила аборигенные народы самоуправления. В населённых пунктах были созданы тузсоветы. Эти и многие другие причины привели к Казымскому восстанию. Во время этих трагических событий погибло много людей, другие участники были расстреляны после подавления мятежа.
Посмотреть документальный фильм пришли пятнадцать человек. Среди них были супруги Татьяна и Тимофей Молдановы. Татьяна Александровна является автором повести «В гнездышке одиноком», в которой рассказывает о судьбе женщины, пережившей репрессии, последовавшие за событиями Казымского восстания. Рассказы и песни о трагедии, разыгравшейся в тех местах, она слышала от своей бабушки. Беда не обошла стороной и родных Татьяны Молдановой.
Работая в окружном Доме творчества, Татьяна Александровна вместе со съёмочной группой ездила по хантыйским деревням и встречалась с участниками тех событий. Она рассказала: «Мы ездили на съёмку фильма в 1986 году, в те годы у нас в стране началась перестройка, была объявлена гласность. Были рассекречены архивные документы. Об этом трагическом событии узнали этнографы, исследователи, поэтому было решено снять фильм о трагической странице нашей истории. В годы советской власти к жителям казымской земли относились негативно, и мы это застали. Отрицательное отношение почувствовали на себе. Вместе со съёмочной группой мы проехали по всем маленьким деревням и стойбищам, встречались с теми, кто мог хоть что-то рассказать о тех событиях. Участником мятежа был Кузьма Семёнович Молданов, нам удалось с ним встретиться и поговорить. После подавления восстания он переехал в деревню Кышик и поэтому остался жив. Всех, кто оставался на Казымской земле после этих событий расстреляли. Забрали тогда и моего деда».
Сегодня о Казымском восстании написано много книг и научных работ и даже снят художественный фильм «Сага о ханты» по роману хантыйского писателя Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». И благодаря этому, трагические события, происходившие на Казымской земле, перестают быть белым пятном в истории Сибири.