Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Колтглыт округ кӯщайн янытлавсыт
  • Мнти лтӈанув ханищтан нпак ат ньщв
  • Свнув мньлат хтпа ань нтавет
  • Пувласпи-гм урыл потыртасыт
  • М-витув сыстамыг вос ньщилӯв
  • Яныгпла хтпат нврамыт ёт хнтхатыгласыт
  • Излучинск пвылт касыл врыглавес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ӯщлахтын пора ты ляпамас
  • Кӯщаитн тланув уральтавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хнтыт порсум хтпат номавет
  • Хнт оигпам псныл 74 тл твлыс
  • Ст тырн, хт тырн ӯргалан колтглыт
  • Н пыгнтыл ргг ос йӣквг
  • Акиюв ёл-щпитым мтэ хнтыслӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тарыгсāв пāвыл мāщтыр н
  • Акв типлат мхум музейн ввыглавсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Эстония кинат сунсуӈкве ввиньтлвесӯв
  • Сосса мир янытлан хум
  • Нпак ловиньтан колт мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Мнти лтӈанув ханищтан нпак ат ньщв
  • Мансийский
  • Русский

Мнти лтӈанув ханищтан нпак ат ньщв

Мньщи ос ханты лтӈагув, культурав урыл миркол кӯщаянув ёт потыртаӈкве ксыӈ хӯрум тпос акван-атхатыглв, рущ щирыл тав Научно-координационный советыг лваве. Ты сапрнит ксыӈ порат округ кӯщай н вӈын хумитэ Алексей Шипилов пуӈктоты. Ты щёс тав пнтсылэ ханищтап департаментыт рӯпитан хум Геннадий Забайкин мхум атыгласанэ.

влт развитие образования институтт рӯпитан кӯщай вӈын н Виктория Клюсова лтыӈ лвыс, тав нврамыт ханищтан хтпат хумус рӯпатанылт нтавет, хумус тнти ханищтавет, та урыл потыртас. Ханты ос мньщи кӯщаит лвсыт, учителит ханищтан мгсыл институтт рӯпитан мхум тнти пвлыӈ школатын вос ялантгыт, тох ищхӣпыӈ ут тра тн ётаныл потыртым сака яныг онтас тнанылн хунь мты. Ос ювле тн тох потыртасыт, мтыт тлныл тн школат латыл яласаӈкве патгыт, учителит хт матырыл нтуӈкве ргыт, тра нтавет. 
Ань школат няврамыт ханты ос мньщи лтыӈ урокыл ат ханищтавет, туп уроканыл стын юи-плт ксащан нврамыт тнти лтӈыл потыртаӈкве ялгыт. Тох вим лтӈув сймуӈкве паты, щар мощща нврам ханты манос мньщи лтӈыг вӈкве ксащи. Урокыт порат ос таимгыс ат ханищтавет, учебникыт сака псыг мтсыт, та хосыт рӯпитаӈкве ат рви.
Туп акв школат Полноват пвылт ханты лтыӈ урокыт врыглавет, тот школа кӯщай такви тох номтэ патыс, мтаныт пуссын хурахлгыт, сккон коны-палн  ат  масгыт. 
Туи нврамыт ӯщлахтын урыл Геннадий Забайкин потыртас, тав лтӈе щирыл округувт ты тлн 13 млн 128 стыра солкви ӯщлахтын мгсыл тстувес. Ты олнытыл 985 сосса нврамак-ве ӯщлахтуӈкве паты. Ань ксыӈ мт олныл мивет ос тот тнти халанылт  лкква-уртыяныл. 
Ты коныпал хум лвыс, образование департаментаныл нврамыт ӯщлахтын мт рӯпитан колыт халт касыл вргыт, ты касыланыл тох лваве – «Лучшая организация отдыха детей и их оздоровления в ХМАО-Югре», тот акв номинация врим лы, мньщи, ханты лтӈыг, культура ёт рӯпитан этнолагерит касуӈкве  врмгыт. 

Хочется, чтобы родной язык звучал

Под председательством первого заместителя губернатора Югры Алексея Шипилова состоялось заседание научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. В режиме видеоконференцсвязи к участию в мероприятии присоединились представители муниципальных образований Югры.

 

Собравшиеся обсудили вопрос подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, рассмотрели результаты и методики мониторинга состояния и развития родных языков.

Было отмечено, что среди представителей коренных малочисленных народов, включая выпускников школ, проведен опрос с целью выявления у них потребности в занятии традиционными видами деятельности. Как отметила старший специалист центра сопровождения проектной и инновационной деятельности Института развития образования округа Майя Макарова, по его результатам 75% респондентов проявили желание заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности. При этом приоритетными видами такого занятия выделили сбор дикоросов, оленеводство и охоту.

Кроме того, 60% опрошенных респондентов отметили, что хотели бы пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование по профессиям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности.

По информации департамента труда и занятости Югры, в 2016 году за содействием в поиске работы обратились 1 283 представителя коренных народов, из них 80% не имеют профессионального образования.

По словам Майи Макаровой, проведенный опрос среди школьников показал, что в 6-8 классах дети желают изучать родной язык. Учащиеся старших классов начинают рассуждать, где они могут применить родной язык, где смогут найти работу со знанием родного языка, и не находят сферу применения, поэтому старшеклассники уже не желают знать мансийский или хантыйский языки. В связи с этим, процент людей, знающих или владеющих родным языком, снижается.

Так, по результатам мониторингов прошлого года доля владеющих языками коренных малочисленных народов нашего округа составила 46,88%. По сравнению с данными 2008 года их количество уменьшилось на 0,56%. При этом в Белоярском, Берёзовском, Нефтеюганском и Сургутском районах зафиксирован рост числа знающих родные языки. Снижение произошло в Кондинском, Октябрьском и Ханты-Мансийском районах.

По итогам совещания департаменту образования и молодёжной политики автономного округа совместно с муниципальными образованиями и общественными организациями рекомендовано разработать предложения по привлечению молодёжи и взрослого населения к изучению родных языков, в том числе по поощрению семей, в которых детям прививают интерес к языкам.

В ходе заседания также был рассмотрен вопрос изменения мер государственной поддержки малообеспеченных граждан из числа коренных народов Югры, обучающихся в колледжах и в вузах. В частности, речь шла об исключении компенсации расходов за проживание в общежитии обучающимся очной формы на договорной основе, так как эта помощь практически не востребована. Вместо выплачиваемых сейчас дополнительного ежемесячного пособия, пособия на питание, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, единовременного пособия на приобретение одежды и обуви на первом курсе ввести ежегодные пособия для очников по программам среднего профессионального и высшего образования.

Ещё несколько новшеств: 1)введение ежегодного пособия за обучение по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности и самобытной культуры; 

2) введение единовременного пособия за завершение уровня образования для обучающихся очной и заочной форм вместо единовременного пособия на приобретение одежды и обуви на выпускном курсе для обучающихся очной формы.

Алексей Шипилов предложил внести этот вопрос в повестку заседания совета представителей коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа при правительстве Югры, которое состоится в июне и там детально всё обсудить по данному вопросу.

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 10 (1196)
24.05.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика