Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Олныт хӯрум тлытн лāкква-уртвсыт
  • Сосса мир трвитыӈ врмаляныл урыл кӯщаит потыртасыт
  • Мнь нврамыт пӯльница лов тл рӯпиты
  • Кимкъясӯй пвыл ищхӣпыӈ утыл вос враве
  • Āтят янытлан хтал
  • Сосса мир алфавитыт акв щирыл вравет

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Трпи врим тл яныг лпкатн ат тртавн

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Пӯрлахтын кан врыглавес
  • Слы тпыӈ м мощща хультыс
  • Нврамыт ханищтам мньщи н
  • Лӯсум мньщи нврамаквет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • «кв апге» ханты мйт суссылтавес
  • Мньщи лтӈув кӯстырыг тах ханищтаве
  • рыг тотнэ нврамыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Тк пвылт лнэ хум янытлавес

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Пӯрлахтын кан врыглавес
  • Мансийский
  • Русский

Пӯрлахтын кан врыглавес

тпос яныгман порат Ханты-Мансийск ӯс ляпат с ханты мхум ос с мньщи хтпат пӯрлахтасыт.  Любовь Кашлатова, Людмила Адферова ос Никита Партанов – тн ты пӯрлахтын кан вруӈкв номылматсыт. 

Тн ётаныл «Трум Маа» музейт рӯпи­тан хтпат, ӯсувт лнэ сосса мхум Востыхой нампа пвылн ялсыт. Ты пвыл мус яныгсттем врыста Ханты-Мансийск ӯсныл Нягань ӯс нупыл минуӈкв ри. Тот Слинкин щмья лы. 

Кол кӯщаиг Сергей Федорович Слинкин лы. Тав кватэ Галина Григорьевна – с н, такви парищ наме Тыманова. Тн община врмыт, Иван пыген тот пуӈктоты. М-лмтыл маимат. Тн тот лнэ колыт ӯнттысыт, пув­лынкол ос свсыр прт­колыт ньщгыт. Ляпат  овты, тот хӯл пувгыт, вс птлуптгыт. 

Тн лнэ мнаныл мус трасса лӈхыл нилахтем врыста лглыл муӈкв ри. Акв ёмас лӈх тим, св лёхъясыт лгыт. Лӈх ат внэ лмхолас тнаныл тра аты хн­тыянэ. 

Ань тн палтаныл хусахтем хтпа Ханты-Мансийск ӯсныл ёхтала­сыт. Тн тот Хотаӈ пӯрлы­сыт, товлын ӯй мртым мн миннтэ мгыс пасан врыгласыт. Насати, с  втанэ хосыт лнэ хантыт ос с мньщ­ит (тн лва­вет – обские манси), тамле ялпыӈ хтал ньщгыт. Тӯяг тн Хотаӈ лӯимн ёхтынтэ мгыс ос таквсы тав мртым мн миннтэ кастыл пасан вргыт, йирхатгыт, пӯр­лахтгыт.

Любовь Васильевна Кашлатова потыртас, тн мк яныг Нй-тыраныл – Калтащ Ими. Тав лнэ мтэ – ты Мулигорт пвыл (сосса мхумн павыл тох лваве – Калтыщаны), ты пвыл Октябрьский районт лы. Тот пс порат лум мхум потыртлсыт, Калтащ Хотаӈыг вра­пах­туӈкв врми. Таимгыс тн Хотаӈ сака яныт­лыяныл. Ты товлый ӯй кастыл пс йис тгыл йирхатсыт.

Тн ты пс пӯрлахтын врмаль ань лаль тотуӈ­кве патыяныл. Ты Хотаӈ янытлан врмаляныл Ханты-Мансийск ӯс ляпат выл щёс врыгласаныл. Ань Востыхой нампа пвылт хӯрум щищкурек йӣрыг тӯщтысаныл. 

Маньщи хум Никита Калли­стратович Партанов врт йӣвовыл хнтыс, тав ст тов нь­щис. Ксын товн пйтым щищкурек нвыль тага­тас. Ос хль ляпан тӯщ­тыстэ. Та юи-плт тн мт хум хтпат ёт пйкщасыт. 

Нквет ос мт­пал р нупыл минасыт. Тн тнти с пасан вр­сыт. Любовь Васильевна пйкщуме юи-плт тн пуӈк пинсыт, хӯрум щёс мувлахи хсыт.

Пӯрлахтын кан котильт Калтащ-Ими Нй-тыра­ныл мгыс тн акв яныг пасан врсыт. Тот пуссын аквъёт пйкщасыт, ксыӈ хтпа лаль лнэ посыӈ хтал ввыс.

Слинкин хумыт ущты пувим хӯлныл хӯл исмит пйтсыт, пӯрлахтуӈкв ёх­тум мхум тот тпъяла­сыт. 

Та хтал сака втыӈ хтал лыс. Втэ ащирма, мхум маттем тот та пльвсыт. Фаина Павло­вна Иштимирова мат халт нквет йӣквуӈкв ха­нищтасанэ. Ксыӈ нкве нас йӣквыс, такви йӣкве суссылтастэ. Хотьют ргуӈкв ксащас, ргыс.  

Ӯсн ювле пуссын ёмас номтыл минасыт, ксыӈ хтпа лвыс, матъёмас тн Калтащ-Ими мгыс пӯрлахтасыт. Ань лаль посыӈ номтыл луӈкв тах патгыт.

Людмила Гурьева потре мньщи лтӈыл Валентина УЗЕЛЬ хансыстэ

Обряд жертвоприношения провели в поселении Востыхой

12 октября с представителями среднеобских ханты и манси Любовью Кашлатовой, Людмилой Алфёровой и Никитой Партановым сотрудники окружного этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», солисты городского фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» («Люди Ханты-Мансийска») и общественность окружной столицы отправились на стойбище «Востыхой», где был проведён обряд среднеобских ханты и манси «Проводы лебедя».

На автобусе мы доехали до 98 километра автодороги в сторону города Нягани, а дальше около трёх километров шли до общины коренных малочисленных народов Севера «Востыхой» («Человек топкой земли»).

Нас встретила семья Слинкиных: глава семьи Сергей Фёдорович Слинкин, его сын Иван, который является председателем общины и дядя. Все они с матерью Галиной Григорьевной (в девичестве Тымановой) являются членами этой семейной общины.

По словам президента региональной общественной организации коренных народов «Спасение Югры», директора музея «Торум Маа» Людмилы Алфёровой, место для проведения обряда «Проводы лебедя» было выбрано неслучайно: «Во-первых, в исторических документах рассказывается, что некогда под деревней Ягуръях располагалось хантыйское поселение, где также проводился обряд «Проводы лебедя», я так думаю, что это и есть деревня Востыхой, а во-вторых, хозяйкой данной деревни является Галина Григорьевна, в девичестве Тыманова, чьи корни берут своё начало со Средней Оби, в поселениях Нижние Нарыкары и Мулигорт. Именно жители этих поселений в деревне Калтасьяны (Мулигорт) каждые семь лет проводят обряд поклонения Калтащ Ими, один из образов которой является лебедь. Эта птица для нас является священной. Сегодня мы проведём в Востыхое обряд «Проводы лебедя», и возможно он будет проходить здесь чаще».

Главным знатоком в проведении данного обряда была представительница сразу двух народов ханты и манси из рода Лысковых или рода Шишки – хранителей священных ларцов Богини Калтащ Ими – Любовь Васильевна Кашлатова (Ендырева), её помощниками – Людмила Александровна Алфёрова (Проскурякова, среднеобская ханты) и Никита Калистратович Партанов (обской манси).

Л.В. Кашлатова – кандидат культурологических наук, более 25 лет занимается исследованием культуры среднеобских ханты и манси. Вот и сегодня она постаралась рассказать об особенностях проведения обряда проводов и встречи священной птицы лебедя на территории проживания среднеобских ханты, а это Октябрьский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По мнению носителя культуры среднеобских ханты, «Проводы лебедя» – это ритуальное сакральное действо, которое проводят только хранители священного места Богини Калтащ Ими в деревне Калтасьяны Октябрьского района.

«Поскольку одним из орнитоморфных образов богини Калтащ Ими является лебедь, хозяева-хранители деревни Калтасьяны каждую весну проводили обряд, называемый «Встреча лебедя», а осенью устраивали ритуальное действие – «Проводы лебедя». Каждый обряд сопровождался жертвоприношением животного, которое устраивали мужчины. «Проводы лебедя» – это священный ритуальный обряд жителей деревни Калтасьяны, но сегодня мы его проведём здесь, т.к. по историческим источникам стало известно, что здесь он также проводился», – рассказала Любовь Васильевна Кашлатова.

В день проведения обряда мужчины принесли в жертву  трёх петухов, которых затем сварили, женщины подготовили рыбу для ухи, стол постепенно заполнился различными яствами. Перед вкушением еды Любовь Васильевна произнесла молитвы, обращаясь к богине Калтащ Ими, затем каждая из женщин попросила покровительницу о семейном благополучии, здоровье и удаче.

Никита Калистратович, помолившись, зацепил на семипалую веточку кусочки жертвенного мяса и преподнёс берёзе – дереву Калтащ Ими. Здесь также продолжились молитвы.

Ритуальный обряд был обращён к покровительнице Калтащ Ими, дарующей нам жизнь. Солистки фольклорного коллектива «Ёмвош ёх» исполнили песни, в которых также прозвучали молитвы о здравии и благополучии.

Хореограф Фаина Иштимирова (Костина) провела небольшой мастер-класс по исполнению традиционных танцев обских угров. После чего каждая женщина исполнила для Калтащ Ими свой танец. Завершился ритуал общей молитвой и поклоном главной покровительнице.

Благодарим хантыйскую семью Слинкиных за возможность проведения древнего обряда «Проводы лебедя» в их родовой деревеньке Востыхой.

Людмила Гурьева, перевод на мансийский язык Валентины УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1255)
29.10.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика