Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

  • Башкир лтӈыл тратан нпак

Лххалыт - Новости

  • Россия Президент та приявес
  • Тав лӈхе хосыт мньлат хтпат ань мингыт
  • Спса р мхманув
  • М-вит янытлан ёмас сымпа нкве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • «Пōлям сōюм» нампа община
  • Слыт пусмалтам мньщи н
  • Такви пвлэн ялыс
  • Нила ги янмалтасг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Слыӈ хтпат ёт вйхатасыт
  • Щнь лтӈыл потрыт хассӯв
  • Мирыт рганыл атнэ хум
  • «тпос пӯри» врыглавес
  • тпос яныгман кастыл мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Мирыт рганыл атнэ хум
  • Мансийский
  • Русский

Мирыт рганыл атнэ хум

Москва ӯст ВДНХ мт мощщаг хультум мирыт щнь лтӈаныл урыл потыртан мгыс св хтпа акван-атыглавес. Та хталт яныг ялпыӈ хтал лыс, тав тох лваве – Щнь лтӈыт ӯргалан Мирхал хтал. 

«Ханты ясаӈ» газета­ныл Петр Молданов тот лыс, «Лӯим срипос» мньщи газетавныл ам тув ялсум. Мн ётув р­гыт ргын хум потыртас.

Тав наме Руслан Ива­кин, тав хакас хум, св­сыр мирыт мгыс р­гыт ври ос такви ргиянэ. Свсыр мт ргим яласы, такви стихыт хансы. ргынтэ порат тав мот намыл лваве – Гурудэ. Ты тав щащкватэ (манос анкватэ) парищ наме. 

Хум Сахалин мт самын патыс, тот яныгмас. Та мныл тн Хакассия мн внтлысыт, тув лмыгта­сыт. Тот омаге-тяге л­сг. Тув лмыгтаманыл порат Руслан свсыр мирыт рганыл, урыл пӯмщалах­туӈкв патыс ос ты тла лаль тотнэ мгыс нас кол пунсуӈкв номылматас. 

лупсатэ урыл тав тох потыртас:

– Сахалин мт ам мнь мирыг халт лсум, ты м­хум тох лвавет – нивхыт ос ульта. Тн рганыл ам хӯнтлысанум, хунь рӯпитаӈкв вылтахтасум, ам влт нивхи мхум ёт ргыт атнэ кол врсум. Мн нивхи лтӈыл тит рыг врсӯв. Ань мхум ты ргыг сака хӯнтлгыт, хт-ти акваг та ргияныл.

Нивхи нампа мир с мощщаг мтыс. Тн палтаныл лмум порат «тынрын» нампа сӈк­выл­тан прт урыл потыр­тавсум. Насати «тынры­лыл» сака мощща хтпа ёнгуӈкв хсы. Ос ты ут туп акв тн ньщи, туп тав­тыл суй вруӈкв рви. 

Ань Россия янытыл ргыт акван-атнэ колыт та пӯнсавет. Чувашия мт тамле кол с лы. Тув мхум ёхталгыт, сӈк­выл­таӈкв ханищтахтгыт, щнь лтӈыл рггыт. Ань тра ты патыс, ксыӈ мир такви рганэ р­гуӈкв, такви маснутанэ мт мирн суссылтаӈкв сака ксащи. 

Тл сыс акв щёс ам аквъёт рӯпитан мхманув ёт тув ёхталгум, хӯрум хтал тот рӯпитв, рга­ныл хӯнтлыянӯв. Мк нтнэ ос ёмас эргыт мощ мт щирыл хансыя­нӯв, тувыл та ргыт м яны­тыл та суйтгыт.

Ос акв тамле ёмас врмаль акваг врв, концерт суссылтан порат мхум ввиянӯв -  тн тнти маснутыл масха­тым тув вос ёхтгыт. Хунь акван-атхатгыт, мн та мир акв рге аквъёт ргилӯв. 

Мнь нврамытн ргын ргыт аквмат порат ам атуӈкв патсанум, тн «колыбельный» ргыг лвавет. Щнь такви нвраматтэ мгсыл в­рум рге ргынтэ порат таве рыл пинытэ, тыраныл урыл тавн рги. Тувыл ам ты урыл тина пслыслум. 

Ты йист яныгман нврамыт, гит-пыгыт мт щирыл номсахтым яныгмгыт. Тн ётаныл рӯпитаӈкв ри, тн ёта­ныл потыртаӈкв ри. Ань тва хтпат тох лвгыт, мн пуссын рущ лтӈыл потыртв, ргыт ос вос рущ лтӈыл ргавет. 

Ам ты лтӈыт ёт щар ат ксащгум. Мн халувт св хтпа хотьют мт лтӈыл ргын ргыт хӯнтлуӈкв ксащи, тн ты тлал пӯмщалахтгыт, мт лтӈыл врим ргыт тнанылн вӈкв пӯмыщ. 

Амти ргынэм порат тит лтӈыл рггум, акв рыг-охсам рущ лтӈыл ргилум, мт охсатэ мт лтӈыл ргилум. Мн Россия янытыл концер­тыт суссылтым яласв. 

Ам вепс, саам лтӈыл хан­сым ргыт ньщгум. Тн лнэ мнылн хунь ёхтгум, ты ргыт ргия­нум, тн татем щгтгыт. Ам ётум рггыт, аквъёт йӣквв. 

Руслан Ивукин, Гурудэ-хум, урыл мн тох потыр­тавесӯв, тав ань намыӈ-суиӈ хтпаг лы, м янытыл яласы, свсыр мирыт рганыл рги. ООН ос ЮНЕСКО мт вве. Россия Президент плыл тит щёс яныг олн-мӯйлупсал майвес. Тина суссылтан ттап щирыл с акваг суссылтаве. 

Ксыӈ мир мгыс ты ёмас хум сыме щрги, ос мощщаг хультум мирыт мгыс тав св ёмас рӯпата ври, рганыл ёл-хансыянэ, ёмащакв ос пӯмщиг вриянэ, тн вос ввет. 

Валентина УЗЕЛЬ

Важно сохранять песни всех народов

Руслан Ивакин – этнический певец, писатель, поэт, режиссер, автор этнической музыкальной лаборатории  на языках народов России, дважды лауреат премии Президента РФ, автор книги и постоянный участник концертов на площадках ООН, ЮНЕСКО и на российских площадках.

Его псевдоним ГУРУДЭ – это фамилия его бабушки. Родился Руслан на Сахалине, вырос среди малочисленных народов нивхи и ульта, позже он переехал в Хакасию на родину родителей. Гурудэ рассказал о своем творческом пути на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ: 

– Когда мы переехали в Хакасию, мне стала интересна культура разных народов РФ. Организовал там первую творческую лабораторию. Понял, что есть большая проблема в регионах – отсутствие музыкального материала для хореографических ансамблей и театров. Начали мы как раз с моей малой Родины, где я родился, с острова Сахалин, организовали лабораторию для народа нивхи. Я написал две песни, музыку и вместе с авторами, которые пишут на нивхском языке, создали две песни на их языке, которые очень хорошо живут сегодня, и теперь ни один праздник не обходится без них. Сейчас эта лаборатория живет, там работают участники из разных сфер, вдохновляются песнями малых народов. Через год мы приезжает туда, там я работаю в качестве жюри, отслушиваем современную этническую музыку, выбираем лучшее.

Такая же лаборатория есть в Чувашии. Подобные лаборатории подходят не только для малочисленных народов, но и для всех народов России. Я на три дня привожу с собой команду, пишу музыку, пишу тексты вместе с поэтами на их языках. И эти песни дальше живут. Помимо того, что в этих песнях звучат языки коренных народов, мы записывает аутентичные инструменты, на которых играют представители этих народов. Бывало так, что на некоторых из них играют только несколько человек в мире. Например, есть такой инструмент тынрын, это нивхский инструмент, там есть только одна струна. И даже его мы используем в музыкальных композициях.

На своих концертах знакомлю зрителей с культурой разных народов, и они построены как некое путешествие от Сахалина до Калининграда, где я рассказываю о традициях, о языках –  как важно их сохранять. Как важно помогать друг другу и поддерживать, вдохновлять, повышать престиж этих языков, чтобы люди не стеснялись говорить на своем родном языке и не стеснялись своих орнаментов, чтобы  орнаменты интегрировались в современную моду и одежду. Люди должны обмениваться этой информацией, этим культурным кодом. Это одно из главных направлений моей деятельности.

Второе направление, которое меня тоже заинтересовало, это традиция сказительства. Сказка – это концентрация мудрости народа. И я понял, что основной фокус внимания должен быть на том материале, который уже был создан. Я написал сказку-легенду в стихах. В Хакассии есть древнейший петроглиф, наскальный рисунок, которому 16 тысяч лет.  Очень много людей ездит, чтобы увидеть этот рисунок в образе белой лошади. Но никто не знает, почему он изображен. Я написал сказку в стихах об этом, но не остановился и выпустил книгу. Дальше написал музыку и поставил спектакль. 

Понял, что просто спектаклем очень сложно заинтересовать молодое поколение. Нужно было сделать какую-то интереснейшую форму, и я создал спектакль в планетарии.  Там на глазах у зрителей оживают герои сказки, и этот мультимедийный музыкальный этнический спектакль длится два часа. Люди на этом спектакле знакомятся с культурой хакасского народа. Мы очень деликатно подходим к этой теме. И они уходят с наших спектаклей с каким-то багажом лексики, так мы очень тактично  и аккуратно интегрируем хакасский язык в эту сказку.

Третье направление – это киноиндустрия. У меня  в планах расширить лабораторию, чтобы она была не только музыкальной, но и мультипликационной. Есть очень  много талантливой молодежи, которую надо собирать в команды и создавать что-то очень мощное и красивое для нашей страны.

Я ездил на Ямал, потом на Таймыр. Снял фильм о ненецком народе и их колыбельных, которые, к сожалению, исчезают не только у малочисленных, но и у других народов. Колыбельные – это очень важные песни для народа, в них передается вся любовь и мудрость от родителей к ребенку, это тот базис, который как раз заложен в этой песне. Наше внимание направлено, прежде всего, на создание колыбельных на языках народов России. А потом  уже на этой основе создавать мультипликации, создавать фильмы. 

Помимо музыкальной деятельности, Гурудэ пишет музыку для различных показов мод. Сегодня в России их проводится много, где в центре внимания орнаменты народов России, молодые дизайнеры создают очень много коллекций с орнаментами разных народов, и люди с удовольствием покупают и носят эту одежду. 

Также он работает в шести спектаклях Ильи Авербуха с олимпийскими чемпионами. Певец рассказал:

 – «Ледовое шоу» очень популярно в России, и с помощью ледовых спектаклей  есть возможность познакомить людей с традициями разных народов, мы видим - народ интересуется. Если есть запрос, надо просто дать качественный материал, который будет в том темпе ритма, который сейчас  задан молодым поколением. Понятно, что мы должны сохранить ту золотую середину и не испортить  то, что было создано, трансформируя и перерабатывая ее, создавать что-то новое, не менее достойное. 

Часть аудитории считает, что не надо смешивать. Я считаю, необходимо петь хотя бы на двух языках. Запрос, конечно, идет на русский язык, чтобы люди понимали. Но некоторые слушают с удовольствием песни на других языках и для них это экзотика, они любят этническую музыку, мистическую, любят знакомиться с обрядами разных народов. 

Своих зрителей я призываю приходить на концерты в национальных костюмах, мы вместе кружим хороводы. Это напоминание всем о том, как важно беречь свои традиции и свой язык. Языки – это наши инструменты, и мы как можно больше должны их использовать и показывать в действии. Для нас большое счастье, когда зрители приходят в четвертый или пятый раз к нам на концерт. 

У меня есть песни на вепсском и на саамском языках, живущая там молодежь учит текст песни. Когда наши концерты проходят на их родине, они поют их вместе со мной, таким образом, в них просыпается интерес, любовь к своей культуре и языку. В том числе начинает развиваться и туризм. Люди открывают для себя другие народы, их традиции, они интересуются этим, и им потом уже самим интересно посетить место, где живут эти народы, просветиться и вдохновить других.

Валентина УЗЕЛЬ
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1312)
28.03.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика