Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт ханищтан хōтпат потыртасыт
  • Мньщит яныг рӯпатан вуйхатасыт
  • Мк ёмас кина пслувес
  • Каснэ мхум

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хӯрум Думан приим хтпат сапрни врыгласыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • паныл-ащōйканыл хольт рӯпитгыт
  • Слы ӯрнэ колтгыл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Щнь лтӈыт нх-врмалтан хум
  • Такем ёмас мӯйлын хтал лыс
  • Оманув лтӈыт ханищтавет
  • Пвылныл яныг ӯсн ёхталасыт
  • Пс нпакыт рнэ потрыт хнтгыт
  • Ӯсыӈ мир Ӯринква хталт мӯйлысыт
  • «Лмвоит хотыл квлапасыт» та урыл мйт суссылтавес

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Хумыс ст хум хвтас ӈквалыг овумласыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Нврамыт ханищтан хōтпат потыртасыт
  • Мансийский
  • Русский

Нврамыт ханищтан хōтпат потыртасыт

Мньполь тпос оигпам лы-плт с-угорский институтт «Щнь лтӈыт ханищтан вылтыт ос нпак ловиньтан урыл» намаим потыртан нак врыглавес. 

Тот Ханты-Мансийскат акван-атхатыглам мхум коныпал ищхӣпыӈ ут хосыт св мныл мт хтпат с потыртасыт. Ямал мныл, финно-угорский республикат­ныл, Ленинградский областьныл, Тюменьныл ос Санкт-Петербургныл, пуссын аквъёт яныгст­кем хтпат рӯпитасыт. 

влт тн щнь лтыӈ ос литература ханищтан врмалит вылтыт пот­рыт хӯнтлысыт. Ань окру­гув янытыл ты св­сыр тлат ёт ханищтап депар­таментыт рӯпитан кӯщай н Оксана Рыжкова тох лвыс: «Югра янытыл  мнь нврамыт ӯрнэ 13 колытыт 223 гирищ­квет-пыгрищаквет щнь лтӈаныл ханищтгыт.  Округувт 2020 тлныл «Стойбищная школа-сад» нампа проект рӯпиты, тох 35 сосса щмьятн хӯрум тлныл ос ст тл яныт мус 50 нврамыт юил ханищтавет. Тувыл 24 школатыт нврамыт щнь лтӈыл ханищтавет кос, туп хӯрум школат тав урок щирыл ловиньтаве. Тыи Тк пвлыт 1 классныл 10 класс мус, Полноват пвлыт – выл классытт гирищит-пыгрищит ханты лтыӈ ханищтгыт, ос Кульпас пвлыт 5 классныл 9 класс мус – мньщи лтыӈ.  

Школа стлам гит-пыгыт сосса лтӈыт лаль ханищтан ос пс накыт внэ мгыс Санкт-Петербург ӯст лнэ А.И. Герцен нампа институтн минуӈкве врмгыт. Тот округув плыл ань 24 студентыт лгыт. Ты тлт выл щёс Сургут ӯст лнэ университетт йильпи институт враве. Тув ханты ос мньщи лтыӈ ханищтан мгыс лов хтпа бюджет мн ввавет. Ты коныпал тот матыр рӯпатан ос щнь лтыӈ ханищтан мгыс ат хтпат вивет тах». 

Млты тл оигпам лы-плт йильпи хӯлтнэ лтыӈ хасвес, ань мньщи, ханты, рн гит-пыгыт ёмащакв ханищ­тах­тын­ныл мгыс олн-нтмилыл врвсыт. Хотьют, манах олныл мивет, тамле лх­хал мн №4 газетавт хансыгласӯв.  

Ищхӣпыӈ ут хосыт Санкт-Петербург ӯсныл Светлана Чернышова, Лӯим ос Хтал нглын рт лнэ мощщаг хультум мирыт щнь лтӈаныл ханищтан тланыл палт пуӈктотнэ н, потыртас. Тав лӯим мирыт халт пуссын матыр врнэ тлат лвсанэ ос хурит суссылтас. 

Яныгпла хтпат ӈта пасан втат яныг кӯ­щаиӈ тгыл акван-хнт­хатнэ щсыт вргыт ос сыре-сыр тлат акван-нтхатым вруӈкве по­тыр­тахтгыт. Свсыр форумыт, ханищтапыт, диктантыт врнныл по­рат акваг мньлат хтпат тув ввиньтлыяныл. 

Тн ищхӣпыӈ врма­лит щар мкыг вганыл, молях матыр-ти тот хнтгыт, пӯмщалгыт, таимгыс ань щнь лтыӈ ханищтан накыт пуссын тув щпитаӈкве ргыт. 

Ханты потрыт хумус мт мхумн торгамтахтгыт, маныр псыл щирыл тра-патхатгыт, ты выл­тыт Александр Семёнов потыртас. Тав Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин, Р. Ругин, Ю. Накова ос мт хтпат хансум потранылт матыр лтӈыт хнтыс ос тна­ныл пӯмыщ номтыл хӯлт­санэ. 

Та юи-плт Александр Николаевич «Эффек­тивные педагогические технологии и практики» намаим щсн потрыт щпитан хтпат ввинь­тас. Тот Майя Макарова ос Валентина Соловар, Ханты-Мансийскат лнэ хтпаг, коныпал ищхӣпыӈ ут хосыт Нижневартовск, Сургут ос Марий Эл мныл мӯй хтпат потыртасыт. Саранпвылныл Елена Фризоргер «Мнь Ӯскве» мт ӯщлахтын нврамыт мгыс ёнгыт щпитан урыл лтыӈ врыс. 

Школат щнь лтыӈ ханищтан хтпаг Лариса Карпенко ос Лидия Ран­дымова тнки рӯпа­танн вылтыт с потыртасг. Тувыл институтт плыл рӯпитан нт свсыр ка­сылыт вылтыт лххал тотсыт, сосса щмьят нв­раманыл ёт касуӈкве ввавет. Ты касылыт урыл нас хансв тах.

Тамара МЕРОВА

Непрерывное формирование интереса к родному языку и литературе

В рамках мероприятий, посвящённых году Семьи, в конце марта Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок проведён Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера «Современная система образования в ХМАО-Югре: родной язык и литература». Мероприятие было организовано как в очном, так и в онлайн формате. К разговору присоединялись представители департамента образования и науки, преподаватели, ведущие эксперты из Ямала, финно-угорских республик, Ленинградской области, городов Тюмени и Санкт-Петербурга, в целом  участниками стали более 100 человек.  

На пленарном заседании «Родной язык и литература в современной образовательной системе» с докладом выступила начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Управления общего образования департамента образования и науки Югры Оксана Рыжкова. Она  отметила: «В 13 дошкольных учреждениях округа 223 ребёнка изучают родные языки коренных народов Югры. Созданы все условия, чтобы ребёнок дольше оставался в семье, так в нашем регионе с 2020 года реализуется проект «Стойбищная школа-сад». На сегодня таких 9 школ-садов обучается 50 детей из 35 семей в возрасте от 3 до 7 лет. 

Родной язык изучается в 24 общеобразовательных школах округа, из них в 3 школах – как учебный предмет. Это преподавание хантыйского языка в Тегинской школе с 1 по 10 класс, Полноватской школе на уровне начального школьного образования и мансийского языка в Сосьвинской школе с 5 по 9 классы.

Профессиональное образование с дополнительной специализацией по изучению родных языков можно получить и за пределами округа, например, в РГПУ им. А.И. Герцена по целевому обучению. Сейчас там обучаются 24  студента из числа коренных малочисленных народов Югры по направлениям подготовки в области родного языка, литературы и культуры. В этом году с 1 сентября при Сургутском государственном педагогическом университете откроется направление подготовки двухпрофильного бакалавриата «Русский язык и родной язык» (хантыйский, мансийский) на 10 бюджетных мест. Там же выделено пять пробных мест по педагогическому и технологическому образованию «Учитель технологии с родным языком». 

В конце прошлого года для большего привлечения молодёжи к изучению родных языков, литературы и культуры были внесены изменения в положение о поддержке студентов из числа коренных малочисленных народов Севера.

Из Санкт-Петербурга председатель Межрегионального общественного движения «Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Светлана Чернышова поделилась опытом работы, которая ведётся в разных регионах в плане сохранения и развития родных языков и литературы. Проведение ими разного уровня форумов, круглых столов, этнодиктантов являются показателем эффективности конструктивного сотрудничества с региональными и федеральными властями, научными образовательными и общественными организациями. Также она отметила, что международное десятилетие языков коренных народов мира позволяет  консолидировать и объединить усилия для достижения определённых положительных результатов, чтобы обеспечить жизнеспособность и устойчивость наших языков и традиционных знаний в современных условиях. Так проводится большая работа по цифровизации всего собранного наследия по родным языкам и литературе. 

Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела обско-угорских литератур Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, доктор педагогических наук Александр Семёнов выступил с докладом о знаковой структуре художественного текста хантыйской литературы как основа освоения смыслового ядра. По произведениям хантыйских писателей Е. Айпина, В. Волдина, В. Мазина, Р. Ругина, Ю. Наковой провёл анализ художественных текстов, проникновения в его образный мир.

Затем Александр Николаевич пригласил участников на экспертную сессию «Эффективные педагогические технологии и практики». О своих педагогических наработках, технологических приёмах рассказали Майя Макарова и Валентина Соловар из Ханты-Мансийска, преподаватели, учёные из Нижневартовска, Сургута и республики Марий Эл. Елена Фризоргер из Саранпауля  рассказала об использовании дидактических игр в изучении мансийского языка: опыт детского этнического стойбища «Мань Ускве». 

Опытом педагогического мастерства поделилась Лариса Карпенко, учитель мансийского языка и литературы Нижненарыкарской средней общеобразовательной школы. Она победитель окружного конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родных языков КМНС «Оберегаемое слово предков» в 2023 году в номинации «Педагогические инновации». А также Лидия Рандымова, победитель окружного конкурса на звание лучшего педагога в сфере сохранения родных языков  в номинации «Педагогический талант». Она работает воспитателем дошкольных групп в с. Казым Белоярского района.

Организаторами мероприятия был проведён также круглый стол «Педагогическая мастерская учителя родного языка и литературы»  и презентация «Образовательное путешествие». В завершении всем участникам Форума вручили сертификаты, и была принята резолюция. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 7 (1313)
11.04.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика