Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Тўңщирӑңа хӑншты мос
  • Мўв пӑты сухуптум вух
  • Правайт вәнььты вєрӑт оӑңӑн
  • Пенсия оӑңӑн нәмӑсаты
  • Японияйн яңмит опостӑты питы
  • Мўвтє мирӑт акция пўншсы
  • Няврємӑт авӑты мос
  • Шимӑшӑк мўв хәытты питсы
  • Округ дума кәща ветеранӑт пиа вәйтантыӑс
  • Геннадий Райшев пиа вәйтантупсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Дума мирхот
  • Кәртӑң ӑшколайт оӑңӑн путӑртсӑт
  • Округ губернатор Наталья Комарова Кондинской район Дальний кәрта яңхман мир пиа вәйтантыӑс.
  • ЛДПР партия депутатӑт йипа округ думая закон нєпек китӑт, хута хӑншман «Хотӑтн 25 о юкана 35 о мӑр вәты рӑх пит».

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Саранпауль вош мєт вән ими
  • Хӑнты аясум хә Афанасий Гришкин
  • Увӑс мирӑта нёт
  • Ясңев нух аумты мос
  • Хӑнты пухие Костя Айваседа Аган кәрт пўңӑн вәнт шушийн ӑңке-аще пиа вә.
  • Ӑшколайн кӑт ясӑңӑн газета єтты пит

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Русскинская кәртӑн емӑңхӑт мӑнӑс
  • Хӑнты ими пўншум тӑхеңӑн
  • Пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавитытӑхет мўвтє емӑңхӑт
  • «Хӑт» нємпи Ас-угорской мирңӑн театр 10 оа йис
  • «Вурщик хӑт» постӑсы

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Ма семьяем

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Увӑс мирӑта нёт
  • Хантыйский
  • Русский

Увӑс мирӑта нёт

Алексей А. Бурыкин филологической па исторической наукайңӑн доктор. ўв рўщ ясӑң тухӑпи Увӑс мўвӑтн вәты мир ясңӑт па вәупсы єрамтӑ па щи вєрӑт оӑңӑн щурӑс мутас нєпек хӑншӑс. Щи хә Санкт-Петербургӑн Институт лингвистических исследований хотн рәпит. Ас нопӑтты тыӑщн обско-угорской институтн мирхот вәс, Алексей Бурыкин щӑта ищи вәс. Щи пурайн ўв пиаа вәйтантыйсум па путӑртсум.

– Алексей Алексеевич, нӑң тӑм институт пиа рәпитӑн?

– Па муй. «Вестник угроведения» хущи єтыйты нєпекӑт тәса лэщӑтты питум. Ма сӑттєма тәх пурайн лупум, сӑ-ма ӑн мәстӑты ясңӑт вән-тӑсум. Вантэ, ма тунгусо-маньчжурской ясңӑт лєрамтты хәя вәум. Мӑнєма тюрской, монгольской муй корейской ясңӑт вәнтӑты мосӑс, ищипа интум щитӑт пиа рәпитум. Мосӑң, финно-угорской ясңӑт ямӑшӑка уша павӑтты мосӑс, щитӑт наукайн мостӑңа вәӑт. Тунгусо-маньчжурской ясңӑтн интум шим хӑннєхә путӑртӑ, наука хущи щитӑт ищи шим хуят вәнтӑ.
– Хӑнтэт па вухаят ыв вәупсэ єрамтты институт пўншсӑт. Па увӑс мирӑт щимӑщ хот тӑйӑт?
– Нємхута щимӑщ ут ӑнтәм. Ма нәмӑсум, хәс о юхы ям вєр вєрсы, хән обско-угорской институт пўншты нумӑс павӑтсы. Па мўвӑтн академической институтӑт вәӑт. Якутск вошн вәты гуманитарной исследованияйт институт Сибирской отделения РАН тӑхия ӑңман вә.
– Нӑң щирєнӑн, арсыр мўвӑтн вәты Увӑс мир рәт ясӑңӑ вәтшӑӑт муй ӑнтә?
– Россия хущи сот о мӑр и ясӑң вәш, XX-мит йисн тәп камасинской ясӑң мирн юрємӑсы. Кўш лупийсы, юкагирской, кетской па нивхской ясңӑт вәшӑт. Мосӑң, интум сот о мӑн, хән щитӑтн нємхуят путӑртты ӑн пит. Рәт ясӑң, рәт мир культура па шуши мирӑт хӑншум киникайт – щитӑт кашӑң Увӑс мўв хущи тащ юкана вәӑт. Ма нәмӑсум, ӑн мос пӑлты, ыв ӑн вәшӑт.
– Нӑң нәмӑстэнӑн, государстваев яма нёт, ән арсыр шуши мирӑт рәт ясӑңа а вәтшӑсӑт?
– Па муй, тәп итәх пурайн нётупсы вухӑт ӑ вәты каша тӑруптаыйт. Вантэ, педагогика вєрӑт оӑңан нӑртама киникайт єсӑыйт, ванкўты щитӑт хущи нємӑт ушӑң ут ӑн хӑншман вә. Фольклорной киникайт єсӑлтыя щи нётупсы эвӑт шим вух мӑнӑ. Щи вєра вух шалитты ӑн мос.
Россия уваттыйн арсыр мирӑт па арсыр ясңӑт вәӑт. Ма мирхотӑтн лупум, «Языки народов России» нємуп киникайт єсӑты мос, ән щӑта арсыр мир грамматикайт хӑншман ат вәсӑт. Увӑс мирӑта нёт
Алексей А. Бурыкин филологической па исторической наукайңӑн доктор. ўв рўщ ясӑң тухӑпи Увӑс мўвӑтн вәты мир ясңӑт па вәупсы єрамтӑ па щи вєрӑт оӑңӑн щурӑс мутас нєпек хӑншӑс. Щи хә Санкт-Петербургӑн Институт лингвистических исследований хотн рәпит. Ас нопӑтты тыӑщн обско-угорской институтн мирхот вәс, Алексей Бурыкин щӑта ищи вәс. Щи пурайн ўв пиаа вәйтантыйсум па путӑртсум.
Ма хән нєпека хӑншум, мӑта оӑтн шуши мир рўщ словарят па грамматикайт єтсӑт, щи пурайн уша йис, нєш щи вєр нємхәнтты тўңщирӑңа ӑн эщӑтыйсы. Кӑт пўш шуши мирӑт ясңӑтн ар нєпекӑт эсӑсыйт, щит 1957-1963-мит оӑтн па перестройка пурайн 1984-1994-мит оӑт кўтн. Вуаң Отечественной аь епийн, щит юпийн па авӑрт оӑт пурайн
щи арат ар нєпек ӑн єтыӑс. Вантэ, щи вєр оӑңӑн нємасыя программа ӑнтәм вәс. Тӑм йисн хӑннєхәйт щит вєрты оӑңӑн ищи ӑн нәмӑсӑт.

Потери языков парадоксально малы – Россия теряет по одному языку за сто лет

Так считает доктор филологических и исторических наук, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин. Встреча с ним состоялась в Ханты-Мансийске на конференции «Этнокультурное и социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера», которая была организована Обско-угорским институтом прикладных исследований и разработок. 

– Бытует распространенное мнение, что большинство языков северных народов находятся на грани исчезновения. Вы смотрите на будущее северных языков с оптимизмом, со сдержанным оптимизмом или пессимизмом?
– Я смотрю скорее со сдержанным оптимизмом, потому что можно проследить, что происходит с языками малочисленных народов в России. Темпы потери этих языков парадоксальны для того, что говорится об этих языках, народах и культуре. Они парадоксально малы – Россия теряет по одному языку за сто лет. Что потеряли в XX веке? Камасинский язык. Хотя предрекали кончину юкагирскому, кетскому и нивхскому языкам. Видимо, это отложено, по крайней мере, на сто лет. 
Сейчас отмечено, что к языкам малочисленных народов начинает возвращаться старшее поколение. На Чукотке, думаю, и в Западной Сибири, люди, прожившие там десятки лет, понимали и говорили на языках коренных жителей. В воспоминаниях рядовых жителей старшего поколения учитель в школе говорил на родном языке. Когда-то это было требованием, потом требование о знании языков было отменено. А знание языков коренных народов  – это очень мощный  фактор региональной идентичности. Судьбы языков и традиционной культуры, судьбы региональной литературы, творчество хантыйских, мансийских, чукотских писателей, это то, что формирует региональную идентичность. В этом отношении беспокоится за ее утрату, в общем, не приходится.
Вместе с тем, некоторые явления, связанные с традиционной культурой малочисленных народов практически во всех регионах, не могут не вызывать тревогу, когда мы оцениваем культуру не по ее современному состоянию или которое было характерно для периода столетней давности. А по состоянию людей, которые родились 70-80 лет назад и получили вполне советское воспитание, когда представителей малочисленных народов Севера фильтровали, отбирали из них не лучших, а наиболее конформных. И специалисты по этим языкам, не владея ими, как следует, сплошь и рядом зависели  от своих помощников. У меня есть любимые примеры, у В.А. Аврорина был нанаец С. Н. Оненко, у П.Я. Скорика был постоянный и вечный информант П.И. Нагликей.  Когда я пришел в науку о языках Сибири, понял, так нельзя жить. Если ты занимаешься языком, должен его освоить. Сейчас вспоминаю свои поездки в экспедиции, пожилые люди очень радовались, когда слышали, что человек, приехавший неизвестно откуда, говорит на их языке. 
– Как Вы думаете, наше государство заинтересовано в том, чтобы языки малочисленных народов России сохранились. Считаете ли Вы, что оно оказывает достаточную для этого помощь?
– Скорее всего, да. Государство заинтересовано в этом. Хотя средства, которые отпускаются на соответствующие программы, часто тратятся не совсем по назначению. Издание фольклорных материалов и сборников – здесь, сколько бы ни потратили, не ошибешься. В то же время всякие монографии по педагогике, методике преподавания – это часто выброшенные на ветер средства. Потому что сплошь и рядом за авторской работой не скрывается ни новизны, ни значимости. Ни того, что отвечает современности. 
Россия замечательное, полиэтничное государство. Многоязычное. Так отройте серию «Языки народов России», переиздайте под одной обложкой все грамматики языков народов России. Пусть грамматика одного языка вышла в 2000 году, а грамматика другого в 1940 году. Сделайте их репринтное издание в одинаковом оформлении. Мне уже приходилось говорить, когда я составляю список из дат выхода национально-русского словаря, русско-национального словаря, академической грамматики языка, то становится видно, что внятной политики в этой области не было никогда. Были два периода подъема активности описания языков и преподнесения их языков в виде словарей и грамматик. Это оттепель 1957-1963 годов и перестройка, с 1984 и по 1994 годы. До Второй мировой войны, ни сразу после, ни в застойное время ничего подобного не наблюдалось. Да, в каких-то регионах в порядке плановой работы выпускались словари и грамматики. На всем этом лежит печать собственных сил. Комплексной программы не было никогда. Жаль, что об этом не задумываются и сейчас. 
– У обских угров есть Институт прикладных исследований и разработок. Думаю, не у всех народов Севера есть аналогичное научное учреждение, где занимаются исследованиями культуры и языков коренных народов в местах их компактного проживания.
– Собственно говоря, практически нигде нет, потому что в других регионах существуют академические структуры. Институт гуманитарных исследований малочисленных народов Севера в Якутске вошел в состав Сибирского отделения РАН. Здесь есть свои плюсы и свои минусы. Такая наука теряет связь с практикой. Что касается Обско-угорского института, пожалуй, это хорошее решение для полиэтничной территории. И, конечно, решение об его организации, которое было найдено два десятилетия назад, оказалось оптимальным. Знал по публикациям, что научная работа в области угроведения в округе идет очень интенсивно и с хорошими результатами. Причем, количество публикаций явно уравновешивает региональный уровень некоторых работ. Объемы публикуемых материалов – это неоценимый вклад в науку. И форма организации научной работы, в том числе, конференции, семинары – это тоже перспективно. Это дает возможность людям, живущим в районах и в столице округа встретиться, и обменяться опытом. Это очень и очень полезно. 
Сейчас меня включили в состав редколлегии «Вестник угроведения». Порой про себя говорю, мне в жизни достались не те языки, которые надо было изучать. Следовало лучше знать восточные языки: тюркские, монгольские или корейские, с которыми сейчас приходится работать. Может быть, следовало лучше знать финно-угорские языки, которые в большей степени востребованы, потому что специалисты по тунгусо-маньчжурским языкам, как я, не слишком востребованы в науке. Степень востребованности этих языков в практике стремительно падает, а ситуация внутри науки деградирует. Падает уровень практического владения языками и падает научный уровень.
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3383)
6.06.2013

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика