Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хӑннєхә вәты-хоты тынӑт
  • Югра мўв депутатӑт рўтьщӑты мӑнсӑт
  • Хәтъяң вет щурӑсмит сертификат нєпек мӑсы
  • Грантӑт пӑта хәум кӑсупсы вєрсӑт
  • Йиуп киникайт ўңӑтты питӑт
  • Вух хоумтты вєритӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Мєт мосты нўшайт тўңматыйт
  • Дума хотн мирхот вәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сўмӑтвошн рәпата вәйтсум
  • Увӑс мўв рәт мўв юкана тӑйэв
  • Хоңса таты атум вєр оӑңӑн
  • Хурамӑң, ӑщкам хотн вәнтыйӑт
  • Рәт ясӑңа вәнтӑ
  • Шуши мир юханӑн єнмӑс
  • Шуши мир йис вєрӑт, ясңӑт авӑты оӑңӑн путӑртсӑт
  • Няврємӑт пиа рәпитты питӑт
  • Кашӑң ўңӑн тӑмиты кӑсўв
  • Хӑнтэт вәупсы вантаӑт
  • Кўтэн әхсӑңа вәты мос
  • Хурамӑң әмӑтсухн єтсӑт
  • «Нумсӑң ёх» хущи рўтьщӑты ям

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты моньщӑт єтсӑт
  • 300 оа йис
  • Юван Шесталов нємпи мойупсы
  • Ма ай хопн еы па кӑсты питум
  • Тӑмӑщ хӑтӑтн ияха вәйтантыйлўв

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Няврємӑт пиа рәпитты питӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Няврємӑт пиа рәпитты питӑт

Тӑм ванӑң ар тӑхетн рәпитты хӑнтэт, вухаят мирхота ӑктӑщийсӑт. Щӑта Ёмвош педколледжӑн вәнтыйты шуши эвет, пухӑт оӑңӑн путӑр мӑнӑс. Мирхот пўншты епийн «Мойтэт» нємуп тӑхийн вәты рўщ эвет, пухӑт хӑнты арӑт арисӑт па шуши мир нарӑсъюхӑтн нарӑссӑт. Щи юпийн щи хот кәща нє Ольга Бывалина ясӑң вўс па ай павтӑс, тӑм он педколледж хущи 297 хӑнты па вухаь вәнтый, 222 хуят общежитияйн вәӑт. Ярхәс айат ёх – ар няврємӑң семьяйт эвӑт, хәумъяң мутас хуят – шәкащты эвет, пухӑт, 69 хуят – нўша семьяйтӑн єнумсӑт.

Мос лупты, ӑшколайн рә-питтыя интум хәс хуят вәнтый, хәумъяң а-пӑт эви садикн рәпитты нєңата вәнтыйӑт. Ар­сыр вєрӑт тухӑпи ыв хӑнты па вухаь ясӑңңӑн, шуши мирӑт литерату­ра, история па пурмӑс вєрты вєр уша павӑтӑт. Нарӑсты хӑннєхәя па каш вєрты хуята йиты тӑхийн айат ёх шуши мир нарӑсъюхӑтн юнт­ты, щӑта хӑнты па вухаь якӑт якты вәнтыйӑт. Щи тумпи ыв урокӑтн уша вєрӑт, муйсӑр арӑт, моньщӑт па емӑңхӑтӑт шуши мир тӑйӑт. Щи вєрӑт тухӑпи эвет, пу-хӑт тўтӑң әхӑн яңхты рәпатнека, вух ўңӑтты хуята па стропальщи­ка йиты щир тӑйӑт. Ешайн мосты нєпекӑт эщӑтыйт па вой-хў вепӑсӑты, вўы авӑты хуята ищи вәнтыйты рӑхты пит. Мос лупты, тӑмӑщ вєрӑта айат ёх нємасыя вәнтӑыйт. Вантэ, ыв ӑшколайн муй садикн рәпата ки ӑн вәйтӑт, щи пурайн вой-хў веты ёха, вух ўңӑтты муй тўтӑң әхӑн яңхты ху­ята ән ат рәпитӑт. Тӑм пўш щимӑщ хуятата йиты пӑты хәтхущъяң хӑнты па вухаь вәнтый.

Тӑм он педколледж хущи рәт ясӑңңӑн 44 хуят вәнтӑӑт, щитӑт эвӑт тәп ня хуят рәт ясӑң вәӑт. Тәня айат ёх иньщӑссыйт, хӑнты па вухаь ясӑңңӑн уша павӑтты ӑңхаӑт муй ӑнтә? апӑтъяң апӑт хуят лупсӑт, хуты каш тӑйӑт. О. Бывалина нәмӑс, урокӑтн ясӑң вәнтӑты тумпи курсӑт вєрты мос. Тӑм пўяң хӑнты ясӑңа эвет па пухӑт Ирина Мол­данова вәнтӑ, вухаь ясӑңа – Альбина Станис­лавец. ынана урокӑт юпийн айат ёх вәнтӑты авӑрт. Щит пӑты па тӑ-хет эвӑт хӑнтэт па ву-хаят педколледжа вох­ты нумӑс вә, ән айат ёх ат вәнтӑсӑт. Щи вєр пӑты ыв вухн сухуптӑты питыйт.

Вәнтыйты нєпекӑт оӑңӑн ищи путӑр вәс. Интум колледж хущи веткєм щурӑс арӑт учебникӑт, няврємӑт пӑты єсум киникайт, га­зетайт па арсыр програм­майт вәӑт. Щи оӑңӑн О. Бывалина лупӑс: «Мосӑң, мўңева ямсыева єрамтты мос, муйсӑр нєпекӑт тӑта тӑйўв? Юхи хӑщум пўш педучили­щайн вәнтыйты хуятӑт пӑты 1989-мит он учеб­ник єсыйсы. Муй пӑты интум вәнты щимӑщ йиуп киника ӑн вєрсы? Кӑт ясңуп словарь ищи ӑнтәм. Щитӑт әттыя мўң вух тӑйўв. Тәп хута щи нєпекӑт вәӑт? Ма щирємн, ән айат ёха рәт ясӑң, шуши мир ли­тература па история уша павӑтты әмӑщ вәс, йиуп учебникӑт, слова­рят єсӑты мос па ком­пьютерн щитӑт ўңӑтты щир ат вәс. Щӑта мўңева така нәмӑсты мос, муй пӑты ар хӑнты па вухаь рәт ясӑң вәнтӑты ӑн ӑңхаӑт?».

Тәня 81 шуши эви-пух педколледж етшуптӑсӑт, щи ёх эвӑт тәп ня хуят ӑшколайн рәпитӑт. Тӑм йисн нєпекӑңа ювум юпийн нємхуят сєма питум кәртаа рәпитты ӑн мӑнӑт. Хуыева вошн вәты ӑңхаӑт. Щи оӑңӑн мирхотӑң ёх ищи путӑртсӑт. Е. Айпин лупӑс, мосӑң, советской пура йиты нєпекӑң айат ёх хәум оа ӛрн кәртӑта рәпитты китты. Вәнтӑты вєрӑт єрамтты нє Вале­рия Безуевская ай павтӑс, образование закон хущи хӑншман вә, хуйтат це­левой па договор нєпек щирн вәнтыйсӑт, щи-тӑт ӛхӑт кәрта рәпитты китыйт. Хуйтӑт щив ӑн мӑнӑт, ывеа вән-тыум вуха, стипендия па ӛш вухӑт кәща хотӑта юхы мӑты мос.

Ай кєр тыӑщн щи щирн вәнтыйты вєр эщӑтты питы. О. Бывалина ясӑң щирн, хуты интум вәнты ӑшкола етшуптӑты няврємӑт эвӑт нємхуят нєпек ӑн китӑс, хуты ўв педколледжӑн вән-тыйты нумӑс вєрӑс. ўв нәмӑс, мосӑң, тӑм пўш тәня иты тыв, хән шуши ёх юкана нўм мўв эвет па пухӑт вўсыйт. Вантэ, 2012-мит он шим айат хӑнты па вухаь педколлед­жа вәнтыйты юхӑтсӑт. ән йипа щиты а тывӑс, Ольга Афанасьев­на мирхотӑң ёх иньщӑсӑс, муй вєрты, ән аршӑк шуши ёх целевой щирн вәнтыйты хўщты? ўв лупӑс, хуты педколлед­жан рәпитты мир щи вєр тўңмӑтты ӛр ӑн тӑйӑт, ывеа шуши ёх па муни­ципальной кәщайт эвӑт нётупсы мос. В. Безуев­ская ай павтӑс, хуты ин­тум Т. Гоголева пиа щи вєр эщӑтты вўянтсаңӑн па тӑм артӑн хәскєм эвет-пухӑт хӑншсӑт, хуты округ вух унтасн вәнтыйты кашащсӑт. Щит шєңк шим хуят. Муй пӑты аршӑк ёх щит унтасн нєпекӑңа йиты ӑн ӑңхаӑт, В. Безуевская лупӑс: «Хуыева льго­тайт рўвн вәнтыйты ӑңхаӑт, тәп нємхуят кәртӑн рәпитты каш ӑн тӑй . Щит пӑты айат ёх кәща хотӑт пиа нётуп­сы нєпек ӑн хӑншӑт». Диана Герасимова па па ёх лупсӑт, хуты кәртӑтн рәпата па вәты хот ӑнтәм, щит пӑты нєпекӑң хӑннєхәйт щив мӑнты кашы вәӑт. Вәнтыйты нєпекӑт оӑңӑн ўв тӑмиты лупӑс: «XXI-мит йисн вәўв, интум вәнты мосты арат УМК нєпекӑт ӑн тӑйўв, кўш кашӑң мирхотн щи оӑңӑн путӑртўв. Щи­тат єсӑты программа ищи ӑнтәм. Ма щирємн, айат ёх вәнтӑты па киникайт єсӑты пӑты нємасыя нєпек хӑншты мос. Щӑта хӑнтэт па ву-хаят вәнтӑты оӑңӑн поступсы ат вєры па щӑта ат хӑншы, муй­сар рәпӑтнекӑта ыве вәнтӑты мос па хута ыве рәпатайн мӑты».

Ольга Кравченко нәмӑс, педкол-ледж па ЮГУ хущи айат ёх компьютерн тәса рәпитты вәнтӑты мос, ән щит унтасн ыв няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты программайт вєрты ат вәнсӑт. Щӑта ўв нумсӑн, ар хуят рәпата вәйтты щир тӑйӑт хӑнты па вухаь ясӑңңӑн учебникӑт тулмӑщтӑты тӑхетн. Щӑта кәща хотӑтн хӑншийты нєпекӑт рәт ясӑңа тулмӑщтӑты ки вўянтӑт. Айат ёх эвӑт хуятат щимӑщ нумӑс ки вєрӑт, ўв щи ёха нёт.

Будут работать с детьми

В этом году состоялся круглый стол на тему «Формирование этнонациональной компетентности учащихся в образовательном процессе Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа» с участием работников колледжа и представителей хантов и манси, работающих в разных сферах. Собравшиеся обсудили наиболее актуальные вопросы, такие как проблемы при подготовке национальных кадров, учебно-методическое обеспечение и трудоустройство выпускников.

Директор колледжа Ольга Бывалина сообщила, что в этом году у них обучается 297 учащихся из числа малочисленных народов Севера, из них тридцать семь человек получают дошкольное образование, двадцать хотят стать преподавателями начальных классов. Из общего числа 222 студента проживают в общежитии, 19 ребят из многодетных семей, 69 из малообеспеченных и 36 сирот. 
Отметим, в программе обучения на национальном отделении колледжа есть такие дисциплины, как «Родной язык с методикой преподавания», «История и культура родного народа», «Декоративно-прикладное искусство» и «Родная детская литература». По специальности «Музыкальное образование» ведется обучение игре на национальных инструментах и преподается обско-угорский фольклор. Специальность «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» включает танцы народов Сибири и фольклорно-обрядовые праздники. Хантыйский и мансийский языки в этом году изучали 44 человека, из них лишь четверо владеют родным языком. Работники колледжа считают, что для более углубленного изучения этих языков необходимо организовать еще и курсы, пригласить дополнительно специалистов, которым колледж готов оплачивать работу. В рамках проекта «Организация комплексной системы занятости и самозанятости выпускников колледжа» ведется подготовка и к профессиям, востребованным на рынке труда, чтобы ребята могли трудоустроиться не только по основной профессии, но и при необходимости стропальщиками, водителями, бухгалтерами. Планируется и внедрение новых программ по освоению оленеводства и рыболовства, что позволит обучать студентов из числа малочисленных народов Севера традиционным формам хозяйствования. 
Второй год педколледж практикует заключение соглашений с муниципальными образованиями округа на подготовку педагогических кадров. Существует и целевой прием, воспользовавшиеся льготами при поступлении, по окончании учебы обязаны отработать в сельской местности период времени, который прописан в договоре. Если выпускник не исполняет свои обязательства, то возвращает заказчику выплаченную стипендию, средства проезд к месту обучения и т.д. 
Ольга Бывалина обратила внимание на то, что ежегодно существуют проблемы с целевым набором на национальное отделение, поскольку поступает незначительное число хантов и манси. Поэтому для формирования групп на бюджетные места приходится брать представителей других национальностей. Директор учебного заведения отметила, что у большинства ребят и их родителей отсутствует желание заключать договор на целевое обучение – все готовы пользоваться льготами, но возвращаться на малую родину не хотят. Диана Герасимова пояснила, отчего так происходит: «Почему молодежь не хочет ехать в деревню? Сначала нужно создать условия, чтобы наши выпускники могли быть трудоустроены. Ребята заканчивают национальное отделение со специальностью «Родной язык», а где будут работать? Уменьшается количество школ с преподаванием родного языка, родные языки не востребованы». 
Эту мысль продолжила Ольга Кравченко: «Если не развивается территория и конкретное поселение, бессмысленно упрекать детей в том, что они не хотят туда возвращаться. Здесь есть ребята из деревень, с ними можно обсуждать развитие конкретной территории и сделать проекты по организации рабочих мест, чтобы во время обучения они могли готовить для себя там рабочее место. Когда говорим о востребованности  специалистов в области языка, возникает вопрос: где им работать? Можно было бы их обеспечить работой при переводе учебников на языки ханты, манси и при организации делопроизводства на обско-угорских языках во всех муниципальных структурах. Это для них была бы мотивация изучать языки».  Она также считает, что в процессе обучения молодых людей нужно научить компьютерным технологиям, чтобы они могли создавать компьютерные программы обучения родному языку дошкольников и школьников. «Если ребятам нужна помощь при написании компьютерных программам для обучения детей, я готова помочь», – сказала Ольга Александровна. 
Говоря об учебно-методическом обеспечении, Ольга Бывалина сказала, что в технолого-педагогическом колледже около пяти тысяч экземпляров литературы с этнокультурным компонентом: учебные пособия, художественная литература, детская литература, периодические издания, рабочие программы. По ее мнению, это недостаточно помогает овладеть учащимся обско-угорскими языками: «Колледж готов приобрести необходимые современные пособия. Есть ли они вообще? Где их взять? Например, учебник по мансийскому языку для педучилищ был переиздан в 1989 году. Нет двуязычных словарей. Для обеспечения условий овладения языками необходима разработка современных учебных пособий и словарей. Нужны информационно-коммуникационные технологии по языкам, литературе, культуре, истории обских угров». Д. Герасимова об этом сказала: «XXI век, все топчемся на одном месте, у нас до сих пор нет учебно-методического комплекта. Нужен план переиздания учебников, нужна орфографическая комиссия по обсуждению УМК. Об этом на каждом совещании говорим. Учебники и пособия, которые сегодня пишутся, непонятно для чего и для кого. Нет системы. А должна быть система подготовки кадров и издания учебно-методических пособий. Нужен и закон о подготовке кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, где необходимо прописать, как их готовить и где трудоустроить». 
В ходе круглого стола участники договорились совместно решать вопрос организации целевого набора абитуриентов из числа хантов, манси, поскольку коллеж не может самостоятельно решить эту проблему. Необходимо также активизировать работу студенческого национального актива по организации и проведению мероприятий по пропаганде родного языка, культуры, формированию групп по подготовке языковых занятий. Татьяна Гоголева предложила провести коллективное обсуждение по  вопросу составления издательского плана по обско-угорским языкам.
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 14 (3386)
31.07.2013

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика