Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир НОСКИН

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Мойң хуятӑт вўт кәртўва яңхсӑт
  • Кӑсупсы оӑңӑн ай павӑтсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пенсияя питты оӑт нух єӑтты оӑңӑн
  • Шуши мир вәупсы артаӑты щирӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ваньщавӑт кәртӑн хў вепӑсӑты ёх хӑт постӑсы
  • Тэк куртэв 65 тӑа йис
  • Мотышевӑт рәт оӑңӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ
  • Иис вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ
  • Тромаган кәртӑн ай хопӑң кӑсупсэт мӑнсӑт
  • Ай пурай оӑңӑн нәмӑмӑс
  • Хурамӑң пурмӑсӑт вєрты хә

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Мари мўва мойңа яңхсумн

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Учёной хә хӑнты мир эвӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ
В.М. Волковец
В.М. Волковец
  • Хантыйский
  • Русский

Хурамӑң путрӑтн хӑншум пӑнтӑ

Имутыйн ай кєр тыӑщ 27-мит хӑтӑн Советской вош арсыр ай кәртӑт ияха кӑртум киникайтн ўңӑтты хот йитн рўщ мир поэт хә Владимир Волковец пиа вәйтантыйсум па путрємӑсум.

— Владимир Михайлович, нӑң вәупсы щирєн оӑңӑн еша айке тўва?
— Ма иса ай пура оам вўш эвӑт и тӑхийн вәты-хоты щир иса ӑн па тӑйсум. Удмуртия мўв пєлӑкн сєма питсум па ай пураем оӑт щи тӑхийн мӑнсӑт. Ӑңкєм-ащєм, вантэ, китумтак арсыр вәнтъюхӑт эвӑтты тӑхетн рәпитсӑңӑн па щит пӑта ма ищиты ыв пиэа Россия  хон пєлӑк уваттыйн арңӑтыйман ар пўш яңхсум. И муты ай кәртыенӑн тәп-тәп ямсыева вәты пиньщӑўв па па щи па мўва муй па кәрта вәупсы щирўв еы тўңматты вўянтўв. Ӑңкєм-ащєм иса, вантэ, вәнтъюх эвӑтты тӑхетн рәпитсӑңӑн па ма ищиты, вәна ювмємн, па щимӑщ тӑхи хущи рәпата мущатсум па ищиты тывет-тухет мўв кєрӑтты пиньщӑсум. И тӑхийн иса вәты щир ӑн па тӑйсум. Щит пӑта Пензенской, Кировской, Костромской областят, Коми АССР па Приморье мўвӑтн па вәсум па вәнт эвӑтты тӑхетн рәпатайт эщӑтсум.
Мурта щи яңхсум па сыр-сыр мўвӑт кєрӑтсум. Имутыйн Тюменской область мўвн иса и щи вуысум, вәупсы щирєм тӑм Советской вош леспромхос хущи эщӑтсєм. Тӑта хуятӑңа йисум, няврємам єнўмсӑт па ин хиэт па тӑйум.
— Мосӑң, щи тывет-тухет яңхум вєрӑн оӑңӑн мӑтты стих хӑншсӑн?
— Щи яңхум щирєм оӑңӑн ма сырыя тӑмиты щи стихӑтн путӑртсум:

Отпечаток пальца — срез,
Годовых колец древесных.
Подхватил меня экспресс и —
Поредел отцовский лес.
В толкотне вагонных верст,
На изломах дней усталых
Не припомню полустанок,
Где мальчишкою пророс.
Позабыл, откуда я,
Где товарищи по детству?
Помню — рос, а по соседству — 
Сосны, вербы, тополя...

— Муйсӑр вєрӑт оӑңӑн нӑң стихӑт хӑншӑн?
— Ма нәмӑстємн, хӑншум стихам хущи ма тӑм нуви тәрум ипийн вәты-хоты хӑннєхә щирӑт оӑңӑн лупум. Кашӑң хуят, вантэ, иса атэт хән мўв хущи вә. ўв ищипа вәнтӑт-йиңкӑт унтасн вәупсы хураса еы тә. Йиңкӑтн хӑннєхә хў вепӑса, вәнтӑтн воя яңхӑ. Щит пӑта ма шєңк сӑмӑңа тӑйум щимӑщ ёх, хуйтат ай кәртӑт муй па айшӑк вошӑтн вәнтӑт муй йиңкӑт пўңӑн вәӑт. Щимӑщ хӑннєхәйт, вантэ, хў вепӑс, воньщумутӑт па тулхӑт ӑкӑтты вєрӑта кашӑң о мӑр иса катӑсыйӑт па, ма нәмӑсты щирємн, арсыр хуятӑт кўтн вещкатӑт. Щи ёх ма ищиты вєра сӑмӑңа тӑйум. Сырыя Москва хон вошн вәсум па вантсум, хуты хуятӑт тәп иєм пўш ыв кўтєн вәйтантыйты щир тӑйӑт па иса кашӑң хӑт мӑр мӑтты ки нємасыя тӑмиты вәӑт: тәп ияха вәйтантӑт, вўща вєрӑт па ыв щирєн ямсыева путрємӑты муй нух амӑтты кәм ӑн хоумӑт па ищиты, хутпєы тєрмауман сора-сора лакка мӑнӑт. Щӑта лакка мӑнты кємн ыв иса ӑн па нәмӑсӑт, хуты хӑэвтӑн муй па хӑтӑтн ищиты хән тӑмиты ияха вәйтантыйты вєритӑт. Ма щирємн, вән вошӑтн вәты ёх ыв вәйтты хуята пєы иса кашы вәӑт. Мўң увӑс мўвев хӑннєхуятӑт ыве вәйтты ёха пиа сырыя вўща вєрӑт па щӑта ям хўв кўт ияха путрємӑӑт па иса ыв вәты-хоты щира-муйа ямсыева уша павӑтӑт-иньщӑсӑт.
Ин ма вәйтты хӑннєхәем хущи уңты ки вўтщӑум, щит ўвеа щи оӑңӑн лупум па айн-айн ищипа муты щосн нємасыя уңємӑум.
Щӑта ўв ки мӑнєм хў вепӑсӑты муй па тулхӑт ӑкӑтты вєра хущты вўянтӑ, ма ищипа айтыева хў вепӑс няшиам-муйам эщӑтум. Вантэ, щи хәем ищипа ма хущєма юхӑт па мин вепӑса мӑнумн.
Муй пӑта ма щиты вән вошӑң ёх оӑңӑн лупум? Ма Москва хон вош Литературной институтн стихӑт тўңщирӑңа па тәса хӑншты сыры оӑт пурайн вәнтыйсум па щит пӑта тӑмиты яма ыв вәупсы хураса уша павӑтсум. Имуты хӑтӑн мўң московской хӑншты нєӊӑн, мӑта нє иса арсыр детективӑт хӑншӑ, ўв хущеа нємасыя мойӑты вохсыюв.
Ма щимӑщ киникайт пєы иса кашы вәум па щит пӑта муйсӑр утӑт щи нєңев хӑншӑс, ин тӑмхӑт вәнта ӑн па ўңтыйсум. Мўңев ўв хотӑа мойӑты вохма пурайн писатель нєңев кашӑң поэта муй писателя тӑмиты лупӑс: «Нӑң аршӑк картәпка әта, нӑң — мис нюхи муй пәрӑщ нюхи, нӑң — хў әтты вєритӑн, нӑң па сыр-сыр мӑвӑт мўңева тўва!» Ӛхӑт мўң апкайн әтум єтутўв пиа мойӑты щи нєңев хущи яңхсўв! Вантэ, щит ыв вәты-хоты хурасэ.
Ма нәмӑстємн, ма хущєма юхи мӑтты хӑннєхә мойӑты ки вохум, щит щи мойң хуят хән парты питум тӑмӑщ муй тумӑщ єтутӑт пӑнӑн тәты. Щи пурайн мойӑты ёх яма апӑтты пӑта ма аршӑк муй ямшӑк сыр-сыр єтут нємасыя сопасӑум па эщӑтум, ән мойң хуятӑт ма хотєм эвӑт е питты кємен хуыева тәп вещкат нумсӑт ма оңємӑн муй хоттє ёхам пӑта еы ат тӑйсӑт. Сырыя щи хӑншты нєңев хущи яңхмев пурайн ма пиєма вәум писателят щиты мӑнєма щи лупсӑт: «Нӑң щи имев оӑңӑн вевтама а нәмӑса, Москва хон вошевн кашӑң хӑннєхә ищиты щи вә!» Щӑта па и вєр уша павӑтсум, хән ӑңхаӑн ыв пиэа вәйтантыйты, щит картке хўват сырыя айке тўва, хуты вәйтантыйты вєр тӑйӑн. Мўң хущева, увӑс мўвевн, кўш атӑн муй па хӑтӑн мойӑты яңхты вєритӑн, тәп иса вещката хоттє кәщайт пиа  вәа, омса па путӑрта! Щи оӑңӑн ма ин вєритум тәп тӑмиты лупты, хуты мўң увӑс мўвевн вәты хӑннєхуятӑт ищипа ыв кўтєн сӑмӑңа хӑннєхә пєы вәӑт. Ма щирємн, сыстам ыпи па сӑм тӑйӑт.
— Муйсӑр мєт оӑң стихӑң киника нӑң хӑншсӑн па муй хурасуп вєрӑт оӑңӑн щӑта әмӑщ путрӑт хӑннєхуятӑта эщӑтсӑн?
— Ма мєт оӑң стихӑң киникаем «Вәншӑң хот» нємн мӑсєм. Предисловие хущи шєңк тәс ясңӑт щи путӑрам оӑңӑн Литературной институтн Москва хон вошн стихотворенияйт тўңщирӑңа эщӑтты вәнтум кәщаем Лев Иванович Ошанин хӑншӑс. Щи нєпекєм 1982-мит он єсӑсєм, хән ма тәп хәмит курсєм хущи вәнтыйсум. Щӑта «Современник» издательствайн Москвайн нємасыя «Первая книга столицы» рубрикайң нєм хўваттыйн 10 щурӑс арат щимӑщ киника єтӑс. «Вәншӑң хот» киникая ма хәя-воя йиты кємн хӑншум стихӑт уңсӑт. Щи утӑт хущи ма лупум, муй щирн ӑ рәпатаитн вәты айат ёх кашӑң ывеа мосты вєрӑт тўңщирӑңа па тәса вєрсӑт, хуты хӑннєхуятӑта әмӑщ вантты:

Заблестела земля в гараже
Повидавшею виды фуфайкой.
Из чумазых сугробов уже
Появляются первые гайки.
По-иному стальные ключи
Зазвенели в карманах спецовки.
И пошли по дорогам ручьи, 
И на крышах сосульки отсохли. 

— Муй арат стихӑң нєпек нӑң єсӑсӑн?
— Араттєн, ияха ки ўңӑтты, вәупсы хўватємн ма 10 нєпек єсӑсум. Щи кинща мєт оӑң утєм Москва вошн 1982-мит он єтӑс, щӑта 1986-мит он Свердловск вошн кимит «Ащєм вәнт» нємуп киникаем щи етшуптӑсєм. Ӛхӑт щи-тєм арсыр кәртӑта па вошӑта лакка мӑнум оӑтн па мирн ямсыева стихам ўңтум па уша павтум кємн ма оңємн ар тӑхетн хӑннєхуятӑт путӑртты питсӑт. Еша вәс, 1988-мит он, ма Тюмень воша Тюменской область мўв киникайт хӑншты ёхўв хота вохсыюм па писателят тӑхия ищи кўрўмн павӑтсыюм. Щи щосн писатель нємн закон щирн ма стихӑт па путрӑт хӑншты хӑннєхуятӑтн юкантсыюм. Россия мўв писателят Союз тӑхия питты пӑта ма щимӑщ вуаң поэтӑтн нєпекӑтн мӑсыюм, щит Лев Ошанин, Николай Денисов па Игорь Ляпин.
Поэзия, проза — щит хӑннєхә ы! Щит такы вәты-хоты щирєв иса юврая мӑнты пит. Нӑң щи стихӑт яма хӑншты па әмща ўңӑтты ки вєритӑн, мирн сӑмӑңа ки тӑйыйн, щит мєт мосты па шєңк вуаң вєр вєрӑн!

Стихотворная тропа Владимира Волковца

Нынешней весной 27 марта в Межпоселенческой библиотеке города Советского мне посчастливилось встретиться с известным поэтом Югры Владимиром Волковцом, побеседовать с ним о его литературном творчестве.

 

– Владимир Михайлович, расскажите о своей жизни?

– Я родился в республике Удмуртия и практически колесил по всей лесной части России. Вся моя жизнь связана с лесом, а в лесу, как всем известно, прямых дорог нет. Судьба бросала меня то туда, то сюда, в разные стороны. Мне удалось пожить и в Удмуртии, а также в Пензенской, Кировской, Костромской областях, в Коми АССР и Приморье. Жил в Москве, где учился в Литературном институте. Приехал в Тюменскую область, и наконец-то пустил свои корни и остался навсегда! Здесь у меня появилась семья, дети, а сейчас уже – внуки.

– Может быть, у Вас в связи с этим есть какие-то стихи, которые написали ранее?

– Я давным-давно как-то уже писал об этом в своих стихах именно вот так:

Отпечаток пальца – срез,

Годовых колец древесных

Подхватил меня экспресс и –

Поредел отцовский лес.

 

В толкотне вагонных верст,

На изломах дней усталых

Не припомню полустанок,

Где мальчишкою пророс.

 

И забыл, откуда я,

Где товарищи по детству?

Помню: рос, а по соседству –

Сосны, вербы, тополя...

– Владимир Михайлович, о чём Вы пишите стихи, какие темы в них затрагиваете?

– Я считаю, что основная тема моей поэзии – это родство всего сущего на этой земле. Человек, который связан с природой, духовно чище. Поэтому мне дороже всего человек, живущий в небольшом селении или городе. Человек, который проживает недалеко от реки, озера, леса, тайги и занимается рыбной ловлей, собирает грибы, ягоды. Все эти люди для меня как-то дороже, потому что в своё время я пожил в таком большом городе, как Москва. Люди живут там как-то вскользь: они встретились, поздоровались, разошлись и могут вообще никогда не встретиться. У них нет как такого обязательства друг перед другом. Например, если я сказал другу, что зайду, то я обязательно к нему схожу. Или он скажет мне: поехали сегодня на рыбалку, и я обязательно приготовлю всё, чтобы поехать на рыбалку или пойти по грибы. Те же люди вообще какие-то необязательные. Как-то нас пригласила к себе в гости одна писательница, которая пишет детективы. Я вообще сам не люблю детективы, поэтому и не читал её рассказы. Вот она и говорит всем нам: «Давайте встретимся у меня на квартире, вы принесите с собой картошки, морковки, свеклы, рыбы, мяса, колбасы и т.д.». То есть каждый должен идти в гости со своими продуктами. Но я привык так, что, если я приглашаю в гости кого-то, то у меня всегда продукты. И считаю, что это как-то даже некрасиво, если я кого-то приглашаю к себе в гости и ещё вдобавок прошу, чтобы эти люди принесли с собой свои продукты. И тогда, когда я с другими поэтами ехал в гости к этой писательнице, то они сказали мне: «Ты не удивляйся, здесь так принято и так было всегда. Если хочешь прийти в гости, заранее предупреди хозяев, иначе тебя просто не поймут!» А у нас в Сибири можно и среди ночи приехать или прийти в гости. Как-то у нас отношения между людьми всё-таки проще, я бы сказал, что даже чище.

– Расскажите о своей самой первой книге, о чём она, и какие темы Вы в ней хотели донести своему читателю?

– Моя самая первая художественная книга «Сосновый дом» с предисловием моего руководителя семинара по Литературному институту Льва Ивановича Ошанина. Она вышла ещё в 1982 году в издательстве «Современник» города Москвы тиражом в 10 тысяч экземпляров под рубрикой «Первая книга столицы». В эту поэтическую книгу вошли мои самые первые задорные юношеские стихи о рабочих-романтиках, например:

Заблестела земля в гараже

Повидавшею виды фуфайкой,

Из чумазых сугробов уже

Появляются первые гайки.

 

По-иному стальные ключи

Зазвенели в кармане спецовки.

И пошли по дорогам ручьи,

И на крышах сосульки отсохли.

– Владимир Михайлович, сколько всего у Вас вышло художественных книг?

– Всего у меня написано и опубликовано 10 художественных книг. Первая, как я уже говорил, вышла в Москве в 1982 году, а в 1986 году в Свердловске была издана моя вторая книга под названием «Отцовский лес». После выпуска моей второй художественной книги в городе Тюмени в 1988 году меня сразу приняли в Союз писателей России. В то время очень хорошие рекомендации для вступления в Союз писателей дали мне широко известные поэты Николай Денисов, Лев Ошанин и Игорь Ляпин. Но так или иначе всё равно в Тюменской областной писательской организации три человека по какой-то причине были против. Но в Москве меня быстро утвердили, а через две недели пришло удостоверение члена Союза писателей России. Это здесь, сейчас, чуть ли не месяцами тянут с оформлением документов и выдачей удостоверений. А тогда такая процедура проходила быстро и очень чётко.

– Как Вы считаете, наверное, в советское время более серьёзно относились к приёму в члены Союза писателей, нежели в настоящее время?

– Да, раньше всё это было очень серьёзно. В то время я ещё работал слесарем в обычном лесовозном гараже, поэтому назвать себя поэтом как-то было стыдно. Я просто писал стихи, и рабочие, которые вместе со мной слесарили, знали, что я пишу. Все они временами просто так подшучивали надо мной, считая, что они более серьёзным делом занимаются и говорили всегда так: «Ну, что тебе эта поэзия вообще даёт-то?» Они-то раньше шутили, а сейчас встречают меня и говорят, что с твоими стихами нам всё равно работалось легче. Ведь я раньше на праздниках выступал перед своими же рабочими и читал им свои стихи. Поэтому, и им работалось легче, и мне  приятно было.

– Владимир Михайлович, а что значит для Вас художественная литература?

– Вот эта перестройка, которая произошла у нас в Советском Союзе в конце 1980-х годов, всю нашу художественную литературу отлучила от народа. Получилось так: народ – одно, а литература – совсем другое. Произошёл такой разброд. Но вот в настоящее время, кажется, всё устанавливается на свои места. Читатели снова начали посещать библиотеки, литературные встречи с поэтами и писателями, интересоваться поэзией и прозой как в автономном округе, так и по России в целом. Вот сейчас ещё бы наладить нормальное издательство художественных книг и их распродажу в книжных магазинах, чтобы литератор сумел что-то заработать и получить деньги за свой непростой писательский труд. Или же сумел вернуть хотя бы ту самую определённую сумму, которую он сам до этого из своих материальных средств потратил на издание той или иной художественной книги. Это, на мой взгляд, было бы очень здорово, так как очень хорошо написать стихи или прозу – это тоже немалый труд! Уже сегодня очень хорошо чувствуется, что люди начали понимать самое главное: без поэзии, без прозы, а также и без художественной литературы вообще нельзя жить! Это ведь не только поэзия или проза – это душа народная.

– Каким Вы представляете себе сегодняшнего поэта и писателя, который занимается литературным творчеством хотя бы в пределах нашего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

– На мой взгляд, это тот самый обычный человек, который эмоционально и красиво рассказывает нам о прекрасном, от души делится с окружающими его людьми своим литературным творчеством. И, конечно, самое главное здесь в том: воспринимают его слушатели или нет. Конечно, и сами простые люди могли бы поделиться с ним какими-то своими особенными мыслями о его художественных произведениях, но просто они этого не могут и совсем не умеют делать. А вот вы сегодня в этой небольшой Межпоселенческой библиотеке смогли рассказать читателям города Советского о своих главных персонажах хантыйских мифологических сказаний. Думаю, что всем нашим людям было достаточно интересно не только просто прослушать и узнать миропонимание вашего народа, но и целиком погрузиться в таинственный и удивительный мир сказок народа ханты.

– Владимир Михайлович, над каким поэтическим произведением в настоящее время Вы трудитесь, и что хотите представить вниманию Ваших читателей в самое ближайшее время?

– Я сейчас хочу выпустить следующую художественную книгу стихов, которая называется «Переводы с разнотравного», в которой пишу о людях нашего автономного округа, о своих болях и переживаниях за всё то, что творится в мире. В этой книге есть некоторые чисто бытовые и пейзажные зарисовки, и всё то, что трогает и бесконечно волнует душу человека.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 14 (3506)
18.07.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика