- Хантыйский
- Русский
Пўпи якты хот йиӆпа ӆэщӑтум вєр
Пўпи якты хот – щит пўпия пойкщӑты вєр. Йисн щимӑщ вєр арсыр вәнтӑӊ мўвӑтн вәс, мӑта тӑхийн пўпиет вәсӑт, щит Евразия па Увӑс Америка мўвӑтн. Хӑнтэт па вухаӆь ёх пўпи якты хот – щит ар хӑтӆ мӑр мӑнты пўпия пойкщӑты вєр. Йис щирн, хән пўпиен хот хӑннєхәйн вәйтӆа, щи хӑтӆ эвӑӆт сыр-сыр пойкщӑты вєрӑт нумӑсн тӑйты мосӆ па йис щира, ушӑӊ щира щи вой вухӑӆтӑты мосӆ.
Советской власть вәӆман тӑмӑщ йис вєрӑт вєрты ӑн рӑхӑс. Нәмӑӆта ӆәӊха-каӆта пойкщӑты ӑн рӑхӑс.
1980-мит оӆӑтн хӑнты йис вєрӑта нюр па щира вантты питсӑт, йис вєрӑт йиӆпа ӆэщӑтты пӑта йиӆпа тывум кәща ёх вух мӑты питсӑт.
1988-мит оӆн мєт оӆӑӊ пўш ар хӑнты мир ха ӑкумсӑт па пўпи хот вєрсӑт. Щи вєр Е.Д. Айпин Аган юхан вәнт кәртӑн ӆэщӑтӑс.
Щирн вән арӑт, пойкщӑты арӑт Д.Р. Айпин, И.С. Сопочин, П.К. Купландеев арисӑт. Щи пўпи хот вет хӑтӆ мӑр мӑнӑс, ӆўв ӆыӆӑӊ хура Эстония эвӑӆт юхтум ёхн хӑншса, щи ёх кўтн ӆӑӊкӑр хәя Леннарт Мери вәс. Ищи оӆн пўпи хот якты сӑщ тӑйты икет Ёмвошн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты тӑхи хуща ха ӑкӑтсайт.
Щи пўпи хот ӆыӆӑӊ хура хӑншса па ар хурӑт вєрсӑт. Щи пийн ариюм-якум ёх араӆ пєлӑк Москва воша мӑнсӑт, щӑта II-мит мир ӆуват фольклорной фестиваль вәс, щи хон вошн мєт оӆӑӊ пўш Россия ӆуваттыя йис пўпи хот арӑт-якӑт сащсӑт.
1991-мит оӆ – щит мєт оӆӑӊ оӆ, хән пўпи хот увӑс хӑнтэт мўвн вєрӑнтса. Щи вєр «Национальная культура хӑтӆӑт» нєм тӑйс. Щи хӑтӆӑтн пўпи хот Вўтвошн вєрса, вой вухӑӆтӑс П.И. Сенгепов. Щи пўпи хот Т.С. Гоголева нётты ёхӆаӆ пиӆа ӆэщӑтӑс, щирн ӆўв «Югра ӆыӆӊуптӑты» ассоциация хуща кәщая вәс. Тӑта пўпи арӑт, вән арӑт арисӑт П.И. Сенгепов, Д.Н. Тарлин, С.Е. Тарлин, Т.Н. Тарлин, Я.И. Сенгепов, П.И. Юхлымов па С.И. Юхлымов. Тӑмиты щи оӆӊитыйӆса хӑнты мир йис нумӑс йиӆпа нух павӑтты.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Возрождение Медвежьих игрищ
Медвежий праздник – существенная часть более широкого понятия «культ медведя», который в древности имел распространение у многих народов таёжной зоны Евразии и Северной Америки.
Медвежий праздник обских угров (ханты и манси) – достаточно сложный комплекс обрядовых действий, песнопений, проводимых по определённому сценарию в течение нескольких дней. Согласно традиции, ритуальные действия по отношению к медведю начинаются с момента нахождения берлоги или с факта добычи зверя.
В годы Советской власти Медвежьи игрища находились под идеологическим запретом. В конце 1980-х годов в корне меняется официальный статус традиционных культур, они стали получать поддержку официальных органов власти. В этот период, в 1988 году впервые были открыто проведены Медвежьи игрища, которые были организованы Е.Д. Айпиным на стойбище на реке Агане. Ведущими исполнителями являлись Д.Р. Айпин, И.С. Сопочин, П.К. Купландеев. Обрядовый праздник длился пять дней и записывался на видеопленку специалистами из Эстонии под руководством Леннарта Мери.
В том же 1988 году носители фольклора Медвежьих игрищ как восточных, так и северных хантов были собраны в Ханты-Мансийске в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа». Материалы засняты на фото и кинопленку. Почти весь состав исполнителей был вывезен в Москву на II Международный фольклорный фестиваль, где были показаны отдельные сценки из Медвежьего праздника. В данном случае можно говорить о том, что впервые на уровне России округ был представлен аутентичным фольклором, это произошло стихийно.
1991 год – следующий этап возрождения хантыйских Медвежьих игрищ. Ритуал был проведён в рамках Дней национальной культуры. Основную организационную роль взяла на себя Т.С. Гоголева, в то время президент ассоциации коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры». Ведущими исполнителями являлись: П.И. Сенгепов, Д.Н. Тарлин, С.Е. Тарлин, Т.Н. Тарлин, Я.И. Сенгепов, П.И. Юхлымов и С.И. Юхлымов. С этих двух ритуалов и началось возрождение Медвежьих игрищ.
Пётр Молданов