Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пвлытныл ёхталам мхум аквъёт ханищтахтасыт
  • лнэ мāнылт пусмалтавет
  • Лккар хольт нврамыт пусмалтаӈкве хсы
  • Мхум пӯмыщ накыт суссыт
  • Нх-патум нврамыт
  • Пс пормасыт акван-атнэ хтпат рӯпатаныл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хӯл янмалтан тла

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Сакыл хартуӈкв хснэ н
  • рныт тнти лупсаныл суссылтыяныл
  • Таквсы пора урыл потыр

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пс щирыл щаквщв
  • Сыре-сыр суссылтапыт лсыт
  • М-витув рганэ суйтсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ищхӣпыӈ мт тнки лпсыт врсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Пс щирыл щаквщв
  • Мансийский
  • Русский

Пс щирыл щаквщв

Мньщи н Светлана Николаевна Немкова Хльӯс район Кульпас пвылт лы, «Нйтыр Маа» музейт св тл рӯпиты. Мнь таквс тпос 12 хталт 50 тлэ твлыс. Тынакт Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музейт семинар лыс, Светлана Николаевна тув ввиньтлвес, сосса нт ёт тн врсыт, пля пунныл стап ос мт пормасыт щпитаӈкве ханищтахтасыт.

Светлана Николаевна китыгласлум, хотыл лы, хт рӯпиты. Нн ань лаль тав потре ловиньтэлн.

– Ам Хльӯс район Кульпас пвылныл ёхты­сум, тот «Нйтыр Маа» музейт рӯпитгум. Музей колувт суссылтапыт щ­пи­танв коныпал свсыр ханищтапыт врыглв, мн палтув мт мныл мхум ёхталгыт, аквъёт щаквщв. 

Тванакт хотты ӯсын ман пвлын ввиньтла­вв, врмв те, ялантлв, халанувт ханищтахтв. Тынакт «Трум Маа» му­зейн ёхтысум, ань тыт сосса нт ёт тн врв, щаквщв.

– Светлана Николаевна, наӈ хт самын патсын, яныгмасын?

– Ам мнь таквс тпос 12 хталт 1974 тлт Кульпас пвылт самын пат­сум. Омам наме Надеж­да Егоровна Вадичупова. Анквам Анна Даниловна Хозумова, такви парищ наме Остерова, Посалтыт пвылныл лыс. йка­тн­тыл слы ӯрим нрт яла­сасг. Ащōйкам тимыг мтыс, тн Коля пыгнтыл Тгт пвылн лмыгтасг, ётыл омам самын патыс.

Мн влт Кульпаст лсӯв, хунь анквам хот­таль щалтыс, Кимкъясӯй пвылн внтлысӯв, тот яглаӈум лыс Анатолий Егорович Вадичупов. Хӯрум пщиянум самын патсыт – Николай, Михаил ос Евгений. Мн пуссын Кульпаст ханищтахтасӯв, интернатыт лсӯв. 

Школа стламум юи-плт, 1992 тлт, Ханты-Мансийск ӯсн минасум, педучилищат ханищтах­туӈкве патсум. 1994 тлт педучилище стласлум, мнь нврамыт воспита­лиг ос тнаныл мньщи лтыӈ ханищтан хтпа рнэ нпакыл майвсум. Аквта тл Кульпас шко­лат рӯпитаӈкве патсум, ги­ри­щит-пыгри­щит мньщи лтӈыл потыр­таӈкве ха­нищ­тасанум. 

Тувыл 1997 тлт «Нй­тыр Маа» музей кӯщаиг паттувсум, тот вт нупыл ст тл ты рӯпитгум. 2000-2004 тлытт юил ялан­тым Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен универ­ситетт «Культурология» отделеният ханищ­тах­тасум. 

– Наӈ тн вруӈкве ущты ханищтахтгын манос ты лы-плт врыг­ласын?

– Ам тн ат врыгла­сум. Мн музеювн Саран­пвыл­ныл мньщи нт ёхтала­сыт Евгения Валерьевна Вьюткина, Любовь Пав­ло­вна Стака­нова ос мт хт­пат, м­нав сов тучаӈ нтуӈ­кве ханищтаса­ныл, тучаӈыт нтсӯв. Тнт тныт ат щсӯв, нас кап­рон ста­пыл нт­сӯв. Та врнута­нув рнэ щирыл ат тл­сыт, совыт маныгтахтгыт. Пормас пс щирыл нтнэ порат тн ри.

– Тучаӈ нтуӈкве рӯ­патаӈ?

– Вим, трвитыӈ, ам тох ат та врмыслум ст­лаӈ­кве тучаӈум, тах с лаль вуйхатгум, нты­лум. Саранпвыл мх­ма­нувн тс совытыл май­лу­весӯв, тн тай слыӈ мт лгыт, вильтсов, кот нь­щгыт, мн ат ньщв, хотыл выгӯв.
Анквам акваг нсха­тас, сахи, нуйсахи, вит ос пӯркит нтыс. Ащйкав ёт слы ӯрим яласас, со­выт-котыт атхунь щсыт, рнэ маснут, пормас н­тыглас. Тав 1980 тлт мньполь тпост тимыг мтыс, гмыл хартыс. Омав с нсхатас, п­щиянум самын патсыт, маснут ри, матыр-ти щаквщис.

– Кульпас пвылт лнэ мньщи нквет музейн щаквщуӈкве ёхталгыт?

– Пс щирыл нсхатан мхум ань мощща. Сака мщтыр н Татьяна Абра­мовна Качанова, тав мн ётув акваг матыр нты. Людмила Захаровна Тара­това с ёхталы, тав Саран­пвылныл лы, с хсы щаквщуӈкве. Наталья Борисовна Дудорева, Виктория Абрамовна Албина с сака мщтыр нг. 

Пвыл мхманув музейн акваг ёхталгыт, пӯмща­лахтгыт. Хунь йильпи суссылтап щпи­тв, мн Татьяна Андре­евна Кане­ва, му­зейт рӯ­питан н, ёт лх­хал хан­сымн, мхум музейн вос ёхта­лгыт. Школат рӯпитан хт­пат ёт потыр­тахтымн, нв­ра­мыт классыӈ тгыл ак­ван-атхатгыт, музейн ёхта­лгыт, пӯмщалахт­гыт. 

Музеювт ань «История куклы» нампа выставкав рӯпиты. Тот потыртв, кань хумус вруӈкве патвес, хотьютн нтвес, манарыл врыглавес, ос ань враве. Ты йист нвра­мыт мгыс сыре-сыр «барби» куклат лгыт, тамле ёнгын утаныл горшок ос мт пормасыт нь­щгыт. Пс порат тай кань куклат н хтпат ос гирищит нас нтсыт. гирищ оматн канил нтаве, тав ёнгасы, хунь яныгми, ёнгынутэ с такви нвраманн мыгтэ. 

– Светлана Николаевна, наӈ тамле нтнэ мньщи супыл лгын, супын наӈти нтыслын?

– Ты Тамара Семёновна Мезенцева тав нтум супе. Ам ань амки с таӈ­хгум суп нтуӈ­кве. Пальсак врсум, ань ос нуйсахи ос совъя­вй н­туӈ­кве номсгум. 2001 тлт мньщи тр н­тыгла­сум, Санкт–Петер­бург ӯст ханищ­тах­тамум порат, Институт народов Севера музейн мӯйлуп­таслум. 

Тыт млхтал «Манси Худи» нампа проект щи­рыл врум маснутыт сус­сӯв. Кондинский район­ныл ёхталам мньщи н пс йис щирыл ос йильпи щирыл нтым маснутыт такталас. Мхманув пс порат манхурип масну­тыл л­сыт, ань та щирыл нт­гыт. Мньлат гит-пыгыт мыгтасыт, йильпи трыл пс щирыл нтым мас­ну­тыл масхатым лсыт. Мньщи супыт, супохсат, мольщаӈ, кувщ, сахи ос нуйсахи суссылтасыт. Тн ляль­таныл сунсуӈкве сака пӯмыщ лыс. 

– «Нйтыр Маа» музейн ёхталан мхум мньщи лтӈыл потыр­тгыт?

– Мн хунь музейт акван-атхатв, нсхатв, мнти лтӈувтыл потыр­тв. 1999 тлт «Юртнэ» нампа коллектив врсӯв, мньщи ргыт ргв, хт-ти акваг выступайт­лв. Ксыӈ тӯя «Лыжнёй Андрея» тла щирыл Лпмус ос Саранпвылн ялан­тлв, тот ргв. 

Туи ос Восыӈтӯрн «Мнь­хп» касылын ввинь­тлавв, тув ялан­тв, мньщи рга­нув ргв, йӣквв. Хль­ӯсн ос Ханты-Мансийск ӯсн с ял­сӯв, «Дружба» фести­валь порат ос фин­но-угорский мир мньлат мхум хнтхатыглапыт ргысӯв.

Кульпас нврамыт щнь лтӈув школат ха­нищ­тыяныл, тот Евдокия Ивановна Кугина рӯпиты, тав мнь мхум мньщи лтӈыл потыртаӈкве ха­нищ­тыянэ. Альбина Митро­фановна Кулешова школат ханищтахтын гири­щит ёт мньщи ансамбль врыс, рггыт, йӣк­вгыт. Хунь музейт ялпыӈ­хталыт врыглв, тув ёхта­лгыт, мӯй мхум лы-плт выступайтгыт.

Ань потрумēн та оиг­пас. Светлана Николаев­на йкатэ наме Дмитрий Васильевич лыс, тн ги-пыг янмалтасг, Анас­та­сия ос Иван, ань сас кол­тглыӈыг мтсг. 

Ты мньщи н музейт св тл рӯпитантэ мгыс, пс наканув нх-вр­мал­тан, лаль тотнтэ мгыс Хльӯс район ос ХМАО-Югры плыл янытлан н­па­кытыл ос мгылн тага­тан псытыл майвес. 

Мн, газета врнэ хт­пат, Светлана Николаевна намхталт янытлылӯв! Св тл пус кт, пус лгыл вос лы, Нй-тыранн вос ӯргалаве! 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Свои традиции не забываем

Мастерица Светлана Николаевна Немкова живёт в посёлке Сосьва Берёзовского района. В октябре она отметила 50-летний юбилей. Светлана Николаевна на протяжении многих лет работает в Сосьвинском этнографическом парке-музее «Найотыр Маа». Этой осенью приняла участие в научно-практическом семинаре «Традиционные инструменты и материалы обских угров: виды, технологии и использование», который прошёл в музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске.  

Светлана Немкова рассказала о своей деятельности, поделилась впечатлениями о работе семинара.

– Приехала я из посёлка Сосьва Берёзовского района, являюсь заведующей музеем «Найотыр Маа». Нас часто приглашают в музей «Торум Маа» на различные мероприятия, но всегда есть какие-то дела и никто из наших сотрудников не мог выбраться в город. В этот раз я постаралась приехать, пока ходит транспорт до Сосьвы, смогла выехать, принять участие в семинаре.

Здесь очень интересно, я послушала научные доклады о наших традициях, познакомилась с мастерами, мастерицами. Вместе мы учились делать сухожильные нити, изготавливать пряжу из овечьей шерсти. Я очень рада, что приехала на это удивительное мероприятие.

– Светлана Николаевна, откуда вы родом?

– Родом я из Сосьвы, родилась 12 октября 1974 года. Мама моя Надежда Егоровна Вадичупова. Бабушка по маминой линии Анна Даниловна Хозумова, в девичестве Остерова, была родом из мансийской деревни Посолдино. Муж её был оленеводом, жили они в чуме, пасли оленей. Деда не стало, и бабушка с маленьким сыном Николаем вернулась в свои места, поселились они в Сосьве. Потом родилась моя мама.

В нашей семье я старшая, после меня родились три брата – Николай, Михаил и Евгений. С родителями мы жили в Кимкьясуе, учились в Сосьве и жили там в интернате. После школы, в 1992 году я поступила в Ханты-Мансийское педучилище на «дошкольное отделение». В 1994 году получила диплом воспитателя дошкольного образования и учителя мансийского языка. Осенью того же года стала преподавать мансийский язык в Сосьвинской средней школе. В октябре 1997 года перешла работать в Сосьвинский этнографический парк-музей «Найотыр Маа» на должность заведующей. В этом году исполнилось двадцать семь лет, как я там работаю.   

С 2000 года по 2004 год я заочно училась в Российском государственном  педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге по специальности  «Культурология». 

– Вы так хорошо делаете сухожильные нити, в эти дни в музее «Торум Маа» научились или до этого умели их изготавливать?

– Нет, я не умела делать такие нити, здесь научилась. К нам в Сосьву из Саранпауля приезжали мастерицы Евгения Валерьевна Вьюткина, Любовь Павловна Стаканова и другие женщины, они нас учили шить тучан из обработанной шкуры оленя – это такая мансийская традиционная меховая сумочка для рукодельных принадлежностей. Тогда на мастер-класс у нас не было сухожильных нитей, мы шили капроновыми нитками. Конечно, неудобно работать простыми нитками, кожа рвётся, орнаменты криво получаются. Традиционные вещи, одежду и обувь надо шить сухожильными нитями. Я так и не закончила шить свою сумочку, как только смогу, продолжу мастерить, теперь только сухожильными нитями буду работать.

Кожу нам мастерицы привозили, у них в Саранпауле есть, там оленеводы живут, а нам неоткуда её взять. Моя бабушка шила одежду, обувь и другие необходимые вещи из меха оленя. Они в оленеводстве трудились, и шкуры, и камусы всё у них было. Бабушка болела, её не стало в марте 1980 года. Мама моя тоже шила традиционную одежду, занималась рукоделием.

– В музее «Найотыр Маа» вы часто собираетесь вместе с мастерами?

– В наше время мастеров по традиционным видам деятельности очень мало. Иногда с мастерицами собираемся, рукодельничаем. В Сосьве у нас большая мастерица Татьяна Абрамовна Качанова, она прекрасно шьёт традиционные вещи. В музей с радостью приходит, показывает нам мастер-классы по изготовлению мансийской одежды или нагрудных украшений. К нам также приходит Людмила Захаровна Таратова, она родом из Саранпауля, тоже хорошо умеет шить. Наталья Борисовна Дудорева, Виктория Абрамовна Качанова и другие мастерицы, когда есть время, приходят в музей, вместе что-нибудь шьём, учимся друг у друга, делимся опытом. 

Музей «Найотыр Маа» часто посещают школьники. Мы пишем объявления, сообщаем, например, у нас будет открытие той или иной выставки, договариваемся с учителями, они с классами приходят. Для них готовим различные экспозиции, выставки, ребятам рассказываем о традициях коренных жителей округа, а также о жизни других народов. Дети всегда с интересом слушают, задают вопросы, интересуются.   

Сейчас у нас работает выставка «История куклы», где мы рассказываем о традиционной кукле «Акань», откуда она взялась, кто её изготавливал, из чего делали, для кого делали. Теперь в нашем современном мире есть различные куклы Барби и другие, и у них чего только нет, и горшки, и кухни, и стиральные машины. А раньше мама своей дочери сошьёт куклу «Акань», с которой ребёнок мог играть долго-долго, и никаких аксессуаров не нужно было.  

– Светлана Николаевна, на вас такое красивое мансийское платье, сами сшили?

– Нет, мне его сшила тоже наша мастерица Тамара Семёновна Мезенцева. У меня в планах сшить традиционное мансийское платье и халат из сукна. Нагрудное украшение «пальсак» я сделала. В 2001 году сшила мансийский платок, в то время я училась в Санкт-Петербурге. Там в Институте народов Севера есть музей, платок свой им подарила.

Вчера здесь смотрели дефиле проекта «Манси Худи» – авторские модели Ирины Сатыгиной. Она создаёт одежду из современных материалов, но применяет опыт наших предков в технике пошива одежды. Получился очень интересный опыт, я с радостью посмотрела. Отрадно, что молодое поколение не забывают свои традиции, шьют традиционную одежду, берегут природу родного края и культуру своего народа.

– В музее и в посёлке вы говорите на родном языке?

– Да, конечно, когда мы встречаемся с жителями посёлка, рукодельничаем, между собой разговариваем на мансийском языке. В школе родной язык преподаёт Евдокия Ивановна Кугина. Альбина Митрофановна Кулешова с ученицами создали мансийский ансамбль, танцуют традиционные танцы, поют мансийские песни. Когда проводим праздники в музее, мы их всегда приглашаем выступить перед гостями. 

С 1999 года я являюсь руководителем мансийского фольклорного коллектива «Юртнэ» – «Подружки» Сосьвинского этнографического музея «Найотыр Маа». Наш коллектив принимает активное участие в общепоселковых мероприятиях. У нас имеются благодарственные письма и дипломы за активное участие в спортивно-массовом проекте «Лыжнёй Андрея», который ежегодно проходит в деревне Ломбовож и селе Саранпауль. Мы также ездим на соревнования по гребле на калданках «Маньхап» в посёлок Ванзетур. 

С 2004 по 2007 годы коллектив «Юртнэ» принимал участие в ежегодном районном фестивале национальных культур «Дружба» в посёлке Берёзово, в 2001 и 2002 годах в форуме финно-угорской молодёжи в Ханты-Мансийске.

Светлана Николаевна с мужем Дмитрием Васильевичем воспитали двоих детей – дочь Анастасию и сына Ивана. Дети уже взрослые, каждый из них создал свою семью, есть внуки.

Мы, журналисты газеты «Луима сэрипос», поздравляем Светлану Николаевну с юбилеем! Желаем ей здоровья, успехов в работе, всего самого доброго в жизни! Пусть музейное дело дарит ей радость и много благодарных посетителей. Музею «Найотыр Маа» желаем развития и процветания!

Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 22 (1328)
21.11.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика