Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пвлытныл ёхталам мхум аквъёт ханищтахтасыт
  • лнэ мāнылт пусмалтавет
  • Лккар хольт нврамыт пусмалтаӈкве хсы
  • Мхум пӯмыщ накыт суссыт
  • Нх-патум нврамыт
  • Пс пормасыт акван-атнэ хтпат рӯпатаныл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хӯл янмалтан тла

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Сакыл хартуӈкв хснэ н
  • рныт тнти лупсаныл суссылтыяныл
  • Таквсы пора урыл потыр

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пс щирыл щаквщв
  • Сыре-сыр суссылтапыт лсыт
  • М-витув рганэ суйтсыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ищхӣпыӈ мт тнки лпсыт врсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » рныт тнти лупсаныл суссылтыяныл
  • Мансийский
  • Русский

рныт тнти лупсаныл суссылтыяныл

Роман Яндо – рн хум, Новый Уренгой ӯст лы, тот рӯпиты. Турист мхумн рн мир лупсаныл вылтыт потырты, слыӈ хтпат рнколаныл, пормасаныл тнанылн суссылты.

Ты туи порат такви в­рум пормасанэ ёт Сургут ӯсн ёхталас, рӯпататэ урыл потыртас. Тав тох лвыс:

– Ам слыӈ колтгылт самын патсум, омагум-тягум св тл слы ӯрим рӯпитасг. Мн щмьявт мн нёлолов нврам л­сӯв, ам выл нврамыг яныгмасум. 

Пс йис тгыл мн св слы щсӯв. 40-ыт тлытт порат мн мхманув с­лыяныл пуссын колхозн та вуйвсыт. пам тнт с слы тл хультуптавес. щув яныгмаме порат влт рыбзаводыт рӯпи­тас, тувыл омав ёт слыӈ­колт рӯпитаӈкв патсг. Мн нврамыт пуссын рнколт самын патсӯв. 

Тит пщиягум, тит ща­гум щмьяӈ тгыл ань с слы ньщгыт. Туи йт­тур тпост тн акван-ат­хатыглгыт, тнт сака лмвоиӈ ос мньуиӈ пора. Слыяныл с акван-атыя­ныл. Акв мт ст рнкол тӯщтыглгыт. Вртур т­пост, хунь сквыг мты, ста лкква-мингалгыт. Тит-тит рнколыл лгыт. 

Мн яныг колтгыл с­лыянув пуссын аквхурип ктпос ньщгыт, ксы­ӈув вгтэ, тав манах слы ньщи. пщиянум-щанум халанылт сака нтхатгыт. 

Мн Ямал мвт слыт акван те ловиньтаӈкве, 800 стыра свитыг ты м­тгыт. Сака св, таимгыс слы ӯрнэ хтпа такви вгтэ, манах ӯйхул тавн ри. Ос св ньщуӈкв с ат рви, акв стыратем свит хтпа те ньщи, мтыт тл тавн аквты свит ри. Свмгыт те, арыг слыт нвлиг в­руӈкв ргыт.

Мн лнэ мв Гыдан­ский тунраг лваве, пс рӯтанув пуссын тот слы ӯрим яласасыт. Ань с тот рӯтанув внталлгыт. Тнанылн тнут ёвтуӈкв те ри, тн снегоходыл ляпа пвыл мус ялантгыт. Тва порат акв-тит хтал минуӈкв ри. Тра-миннэ рнколын хиглгыт, мощ ӯщлахтгыт, тувыл лаль та мингыт. Слы ӯрнэ рн хтпанув ксыӈ тл йильпи снегоходыл мивет. 

Слыӈколт рӯпитан нквет пуссын нсха­туӈкв сака ёмащакв х­сгыт, нтнэ сахит, вит, нрат ос мольщаӈыт н­тгыт. Тамле ёмас мас­нутыл мас­хатым хумыт тлэ-туве, тэ-хталэ сыс слыяныл та ӯрияныл. 

Ты рн хум потыртаме щирыл, школа юи-плт тав Омск ӯсн ханищтах­туӈкв минас, тот ӯйхул пусмал­тан лккарыг ха­нищ­тах­тас. Юв ёхтуме порат Антипаюпа нампа пвылт слы ӯрнэ совхоз кӯщаиг паттувес, тувыл округ мирколанылт, «Ямал-потомкам» ассо­ци­ацият ос мт свсыр мтт кӯ­щаиг рӯпитас.

Пенсиян минаме юи-плт тав «этнотуризм» тла щирыл рӯпитаӈкв патыс. Новый Уренгой ӯст нас м-лмтыл майвес, тот рнколыт тӯщтыс, мӯй мхум тув акваг ёхта­л­гыт. Хум тох лвыс:

– Ам палтум хотьют ёхтуӈкв ксащи, тав ср­тын вос хасхаты ос акв тпостем ӯрхаты. Тувыл группал та ёхтгыт, мн тнаныл ӯриянӯв, влт ам рн мир лупса урыл потыртгум, хумус тн слы ӯргыт, хумус тунра мт акваг внталлгыт. Слы совныл ос котныл нтым маснутанув сус­сыл­тыянум. 

рнколт мн тнаныл тыттыянӯв – нвыль исмитыл, нрхӯлыл ос нрнвлил тыттыянӯв, исум щил пиныянӯв. Мн ӯсувт св школат ос мнь нврамыӈ садик-колыт рӯпитгыт, тувыл нврамаквет мн палтув акваг тотыглавет, тн тай сака пӯмщалахтгыт. 

Ты «этнотуризмыг» лвнэ тла лаль тотнэ мгыс ам свсыр пӯмыщ проект-тла номыл­мат­гум, пуӈкумт щнэ врма­лянум нпакн ёмащакв хансыянум ос тох олныл та мивем. Нила проект-тла щпитлсум, ань тыгыл лаль ос матыр йильпи тла тах вргум.

Тох ты рн хум крка­мыг рӯпиты. Лви, ксэ хунь холы, снегоходын тлматы ос слыӈколн рӯтанэ палт та мины. Тот мощ лы, ос ювле ӯсн та юв. 

Тав потыртаме щирыл, тн нврамыт пуссын слыӈколт яныгмасыт, ты лупса ёмащакв вгтэ ос таимгыс ты рӯпататэ вритэ – мт мныл ёхтум мир слы ӯрнэ мхум вос янытыяныл, тн лупса­ныл урыл вос вгыт.

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • рныт тнти лупсаныл суссылтыяныл
< previous
> next

Развитие этнотуризма – приоритет в его работе

Ямальские ненцы пасут свои многочисленные стада северного оленя на просторах полуострова Ямал и Гыданской тундры. Их поголовье скоро приблизится к семистам тысячам животных, об этом рассказал коренной житель Ямала, ненец Роман Хасавович Яндо. 

Родом он из семьи потомственных оленеводов, а сегодня специалист по жанрам творчества централизованной клубной системы в Новом Уренгое. Много лет проработал в традиционной отрасли ветеринаром, зоотехником, а также чиновником в окружных и районных структурах исполнительной власти на Ямале. Выйдя пять лет назад на пенсию, он решил заняться развитием этнотуризма у себя в Новом Уренгое. По его словам, туризм в их округе только начинает развиваться, появился промышленный, экстремальный и этнографический туризм. 

В последние годы жизнью коренных народов стали интересоваться не только жители Ямала, приезжают туристы из различных регионов России и зарубежья, легенды российского телевидения и другие известные люди. Роман Хасавович решил пропагандировать культуру своего народа, для этого создал в городе музей национальных культур. В Новом Уренгое туристов встречают именно там. В выставочном зале гостям показывают персональные выставки местных художников и фотохудожников. О жизни коренного народа ямальских ненцев они узнают из уст Романа Яндо, он проводит для гостей экскурсии, различные квизы, игры. Завершает экскурсию в гостевом чуме, где гостям предлагается традиционная ненецкая кухня – суп из оленьего мяса, свежая строганина из рыбы и оленины, чай с ароматными травами. По желанию гости могут прокатиться на оленьей или собачьей упряжке, или на снегоходе.

Жизнь кочующего ненецкого народа мужчина знает, как никто другой. Сам он вырос в чуме, а сейчас его близкие родственники продолжают каслать по бесконечной ямальской земле:

– Я родился в Гыданской тундре в семье потомственного оленевода. Нас родилось восемь детей, и все в чуме, я самый старший. Родители вели кочевой образ жизни, сейчас четверо, два брата и две сестры, также каслают с оленями. Олени нам остались после деда, потом их пас наш отец, а сейчас мои младшие братья и сестры пасут свои стада. Июль – самый тяжёлый период для оленя, тогда очень много гнуса и комаров. Родственники объединяют свои стада, ставят больше семи чумов рядом друг с другом и выпасают всех оленей вместе. Когда наступают прохладные дни, они опять разъезжаются со своими семьями по разным пастбищам. Каждый из них для своей семьи ставит, в основном, два чума. Зимой за продуктами в ближайший населённый пункт они ездят на снегоходах. Бывает, что дорога занимает более десяти часов. Тогда они делают стоянку в чумах, расположенных по ходу следования. Там их кормят, дают возможность хорошо отдохнуть. 

Для всех коренных народов, северный олень – это основа жизни, благодаря ему, мы выросли, всегда были сыты и одеты. Мои родственники, продолжающие этот нелёгкий труд, пасут оленей на тех же местах, что и наши предки. Ездят тем же родовым маршрутом, который указал наш дед. Нас всех с детства учили трудиться, если хочешь чего-то добиться в жизни, надо учиться и надо много работать. И первыми игрушками для нас были косточки оленя, фаланги лап, копыта. Наш ненецкий мальчик уже с пяти лет ощущает себя мужчиной, у него есть свой нож. Он учится строгать, делает палочки, их должно быть ровно пятнадцать штук, потом из них сделает маленький чум. Следующая его поделка – это нарты. И так постепенно из него выйдет хороший мастер, которому будет все под силу.

У наших оленеводов целый комплект ножей, у каждого ножа свое предназначение, чтобы сделать лодку – один нож, другой нож – для нарты или шестов. Парень, прежде чем жениться, должен уметь делать все, а будущая жена должна хорошо и красиво шить. Все эти навыки прививаются детям с самого детства. Мальчик знает, что он будущий промысловик, а девочка, что она будущая хозяйка чума.  

Ежегодно  у нас по округу проводятся состязания по оленьим гонкам. Там молодые люди высматривают себе невесту, она обязательно должна быть из другого рода и хорошо уметь шить. За такую невесту и 50, и даже 100 оленей могут дать. Вот об этом я рассказываю всем туристам и гостям нашего центра. 

Роман Яндо, помимо основной работы, активно участвует в различных конкурсах. За эти пять лет получил четыре грантовые поддержки, в планах – получить пятый, на средства которого он планирует поставить три чума и три гостевых домика, оформить зону отдыха, чтобы приезжающие туристы могли пожить в природной среде несколько дней. 

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 22 (1328)
21.11.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика