Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пилтл лумхласыг лы
  • Ты тӯя яныг ӯсн ялсӯв
  • Ӯринква-квув хталэ кстыгласлӯв
  • Ӯст мӯйлын хтал лыс

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • ще яныг хнтыт сāв щёс сакватāлвес
  • Нотэ палытыл сам лккарыг рӯпиты
  • Кāминьт пāссал алхатуӈкве сāв нврам ханищтаве
  • Такви нтум пормасанэ тыналы
  • Трум врнэ хтал

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мнь пвлыӈ мныл лнэ яныг мщтыр
  • Нврамыт яныгхтпатныл ханищтахтгыт
  • выл лтыӈ маньнэ сувн яктгыт ос ктгыт
  • Ялпыӈ хталт св мир мӯйлыс
  • лаль ёмас номтыл вос лв
  • рыг тотнэ н

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » лаль ёмас номтыл вос лв
  • Мансийский
  • Русский

лаль ёмас номтыл вос лв

Пс тгыл мхум акваг ёмас тла урыл номсысыт. Йис порат лум Платон ос Аристотель хурип мӯтраӈ хтпат свсыр мирыт мгыс лы хтал урыл рнэ потрыт хассыт, мхумн ёмас тлат хӯлтыгласыт. Ань лнэ мхум с тох номсгыт – лумхлас св вос рӯпиты, ул вос уркки, мт хтпан вос нты, ласкатыг вос лы. Ты урыл потрант-мйтант ос стихант ханты хум Владимир Егорович Енов хансы. 

Тав выл стиханэ 2006 тлт Москва ӯст нпак тратан «Прант» колт «Поэзия хантов, манси и ненцев» сборник-нпакт хансыглавсыт. Щнь лтӈыл потранэ «Ханты ясанг» (Югра мт) ос «Лух Авт» (Ямал мт) газетагт хансавет. Стиханэ Югра ос Ямал мт лнэ, тувыл Россия янытыл финно-угорский республикатыт свсыр журналытыт ос мт нпакыт св щёс хан­сыглавсыт. Тав щпи­та­лум нпаканэ тох намаим лгыт: «Сказы рода прав­дивых людей», «Подарок менква», «Обские сказы» ос ханты мир пс потыр «Два мальчика ростом с пальчик». 

Владимир Егорович такви ханты лтӈе вгтэ, пс йис потрыт, мй­тыт вг, хт-ти акваг потыр­тлы. Тав Ямало-Ненец­кий автономный округ Шурышкарский район Карвожи пвылт хӯл алыщлан ос враян колтгылт самын патыс. Мнь тгыл ащйкаге-анкваге палт яныгмас, тн ханты мйтыт, ргыт акваг потыртлсыг, пыг­рищ хӯлыглас, ань ты­хтал мус номим ньщиянэ. 

Школа Горки пвылт ст­ластэ, тувыл тра «Ямал­рыба» хӯл алыщлан мн патхатас. Армият лусыта­ме порат Германиян к­тыг­лавес. Хунь ювле ёх­тыс, с аквта щирыл хӯл алыщлас, прт сылнэ мт рӯпитас. Тувыл 50 лет ВЛКСМ нампа Томский педагогический институт стлас, та юи-плт Новый Тевриз пвыл школат рущ лтыӈ ос литература учи­телиг патхатас. 

Та порат тав мнь тгыл хӯлыглам мйтыт ос пс потрыт нпакын хансуӈкве патсанэ. Ты урыл Владимир Егорович тох потыртас:

– Ам амти яныгмам ммныл мт мн миннэм лы-плт туп мн лупсав вслум, мнти мйтанув –мӈквыт урыл, хумус тн лумхлас ёт воритотсыт, хумус Мир-Суснэ-Хум ханты ос мньщи мирн нтыс, хӯл алыщлан ос враян хтпат хумус Нй-тыранув нупыл пйк­щисыт, лы хтал ёмас номтыл ӯрсаныл. Нумынт ос Нуми Трум лы – ты лупса тав врыстэ, ань ёлаль сунсы, мн тыт туп ёмас щирыл вос лв, ёмас тлат вос врв, матыр-ти урыл сль вос потыртв. 

Ос хунь ам амти мм­ныл мт мн минасум, мт мирыт халт луӈкве патсум, тнт ксаласум, ты щар свсыр лупсаг, мхум мт щирыл лгыт, номсгыт. Тн халанылт луӈкве нумн йильпииг ханищтахтуӈкве рыс. Тувыл ам мйтанув урыл номсахтуӈкве патсум, нпакын хансуӈкве пат­санум, св мйт ос пс потыр яныгхтпатныл хассум. Ань ты мйтанув нпакын хансыянум ос мйтыянум, сакати тн хосытанылт яныгхтпат ос нврамыт вос вганыл – сосса мирув лупса манхурипа, мхманув маныр вылтыт номсгыт, номтанылт маныр мкыг лы. Тн хунь тыи вӈкв патгыт, рыӈ мн мй­танувт лнэ мӯтраӈ ос тксар хтпат хольт сы­ма­ныл кмнямгыт, хтпа нупыл ёмас номтыл сун­суӈкве патгыт. 

Тох та лвыс Владимир Егорович. Тав мйтант хӯл алыщлан, враян алыщ­лапыт ос свсыр пор­масыт урыл потырты, тна­ныл татем рпыӈыщ лвиянэ. Ты мгыс мйтанэ ловиньтаӈкве ущпылнэг пӯмыщ. Мйтант хӯлыт лумхлас хольт ощмар ньщгыт, ссыгхатгыт, тувыл пилуӈкве хсгыт. Мӈквыт ос Тн вруп ква урыл с св потыртлы. 

Владимир Егорович мйтанэ хосыт янге-мне ёмас щирыл луӈкве ха­нищтахтынныл коны-пал, ханты ос мньщи лупса вӈкве патгыт, ты мхум хумус лгыт, врагыт, хӯл алыщлгыт, манхурип тлат вргыт, маныр урыл номсгыт, пуссын тра-паттуӈкве рви. 

Тав мйтанэ мк таи потыртгыт, ань м тар­мыл лль нак ул вос лы, мхум нусаг ул вос лгыт, матыр лль номт щнэ хтпат пуссын тнтин­нанылн ёхты тах.

Владимир Егорович мйтанэ ёмас щирыл хансым лгыт, таимгыс кос яныгхтпатн, кос нв­рамытн ловиньтаӈкве сака руптавет. Тав шко­лат ханищтахтын нвра­мыт ёт, колледжит ос уни­верситетыт ханищ­тахтын мньлат хтпат ёт вти­хал хнтхатыглы. Хум кит лтӈыл хансы ос потырты – ханты ос рущ лтӈыл, тав кит лтыӈ внэ журналист ос нпак хаснэ хтпа. 

Владимир Егорович член Союза журналистов России, член Союза писателей России намыл майвес, «За развитие культуры малочисленных народов Севера» ос Ю.Н. Шесталов нампа премиял майлувес, нпак хаснтэ мгыс округ кӯ­щаин янытлавес, тынакт «Ветеран труда» ХМАО-Югры намыл майвес.

Ань тав Ханты-Мансийск – Трудовой доб­лести ӯст «Ханты ясанг» ос «Лӯим срипос» газетаг врнэ колт жур­налистыг рӯпиты. 

Ханты-Мансийск ӯст лнэ нврам ханищтан н Валентина Гельманова потре мньщи лтӈыг С. РОМБАНДЕЕВА толмащластэ

Мир правдивых людей Владимира Енова

К своему духовному совершенству человек стремился всегда. Ещё в эпоху древности великие мыслители Платон и Аристотель пытались выработать общечеловеческую мораль, её нормы для всех времён и народов. Впервые же эти нормы были объединены в проповеди Христа и остались святым законом человеческой нравственности на все времена. Дольше всех в истории России на уровне морально-этических норм христианства держались народы Сибири. Сегодня возрождение духовности – это возврат к торжеству христианского социализма, к уважению людей труда, честности, добра и справедливости. И к этим нравственным ценностям призывает нас в своих произведениях хантыйский сказитель Владимир Енов.

Первые стихотворения В. Енова в его подстрочном переводе были  напечатаны в сборнике «Поэзия хантов, манси и ненцев», вышедшем в издательстве «Пранат» (г. Москва) в 2006 году. На родном языке он печатается в газетах «Ханты ясанг» ХМАО – Югры и «Лух Авт» ЯНАО. Сказки, написанные им, публиковались в региональных журналах Югры, Ямала, финно-угорских республиках России и в общероссийских изданиях. Сборники «Сказы рода Правдивых людей», «Подарок менква», «Обские сказы» и хантыйское сказание «Два мальчика ростом с пальчик»,   составленные В. Е. Еновым, являются сводом сказок, сказаний и преданий, написанных автором по мотивам хантыйского народного фольклора. 

Владимир Енов – один из немногих носителей устно-поэтического творчества своих предков. Он до семи лет не слышал русского слова, воспитывался на традиционных обрядах, обычаях, легендах, преданиях, сказках, песнях и приметах, с раннего детства впитал в себя язык и культуру своего народа. Профессиональный журналист и писатель Владимир Енов  родился в маленькой деревне Карвожи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в семье рыбака-охотника.  С ранних детских лет воспитывался у дедушки с бабушкой – прекрасных знатоков устного творчества народа ханты. По окончании Горковской средней общеобразовательной школы устроился на работу, стал рыбаком гослова рыбы в Азовском рыбоучастке Горковского рыбозавода объединения "Ямалрыба". Служил в армии, в Группе Советских войск в Германии. После демобилизации снова работал рыбаком и плотником в том же Азовском рыбоучастке. По окончании Томского педагогического института им. 50-летия ВЛКСМ  работал учителем русского языка и литературы в селе Новый Тевриз Каргасокского района Томской области. Его первая книга «Сказы рода Правдивых людей», состоящая из 20-ти сказок, сказаний и преданий, представляет собой оконце, в котором видна самобытная жизнь рыболовов и охотников-ханты, проживающих на живописных берегах Малой и Большой Оби. Каждое из этих произведений является миниатюрой, несущей в себе большой нравственный и эстетический заряд для подрастающего поколения. По этому поводу В.Е. Енов сказал: «До выезда за пределы своей малой родины я жил в том сказочном мире, где всё было просто и понятно. Меня окружали великаны-менквы, противоборствующие с людьми; лесные люди-мишъёх, приносящие удачу на рыбной ловле и охоте; добрые богатыри-урты, являвшиеся защитниками народа ханты во всяческих жизненных невзгодах. И над нами в небе проживал Нум Туром – Великий Небесный Отец, создавший жизнь в этом мире и пристально наблюдавший сверху за тем, чтобы все на земле жили честно и справедливо. Но стоило только оторваться от того места, где я родился и рос – мне с огромным трудом пришлось привыкать к чужой среде, в которой совершенно отсутствовало то мироощущение, какое мы имели с малых лет. Поэтому пусть эти сказочные сюжеты, хранившиеся в моей памяти в течение долгих лет, сегодня станут доступны всем русскоязычным читателям. Возможно, что ближе   познакомившись с ними, люди станут добрее и душевнее, как герои моих небольших произведений». Автор целенаправленно знакомит своего читателя не только с понятиями добра и зла, но и со специфическими реалиями хантыйской жизни. В этих небольших сказах с любовью описываются предметы рыболовства, охоты, бытовой и хозяйственной утвари. В преданиях о жизни рыб в подводном мире высмеиваются человеческие пороки: хитрость, хвастовство, трусость. Яркими персонажами произведений В. Енова являются полузабытые менквы (бесхитростные великаны пятиметрового роста), мишъёх (лесные люди-доброжелатели), йингк кули (громадные водяные), моми (людоеды), тон-тоны (людоеды-оборотни, принимающие человеческий облик), лон верты ими (колдунья, изготавливающая нитки из оленьих или лосиных сухожилий) и урты (добрые богатыри и защитники народа). Они не только воспитывают человека в духе добра, но и дают полное представление о своеобразии хантыйского миропонимания. 

Эти сказки играют и большую воспитательную роль, являются своего рода школой жизни. Они рисуют яркие картины жизни и быта охотников и рыбаков, знакомят с их представлениями и обычаями. Герои мифологических рассказов бесстрашны, ловки, находчивы, правдивы и честны. Их основная мысль понятна и проста: на земле не должно быть места страданиям, бедности, зло и обман должны быть наказаны. Сказы Владимира Енова, написанные динамичным и лаконичным языком, сразу привлекают внимание читателя непривычным двойным сюжетом и экзотическими реалиями, подробные комментарии которых имеются в словарном приложении. Сборники сказок вызывает неподдельный интерес у читателей-учащихся, их родителей, а также у каждого, кто интересуется историей и духовной культурой коренных народов Югры и Ямала. Сказитель часто  встречается с учащимися средних школ, студентами колледжей и вузов округа, представляя им свои произведения на родном и русском языках. 

Владимир Егорович Енов –  журналист и  сказитель народа ханты, является членом Союза журналистов России, членом Союза писателей России, лауреатом премии губернатора ХМАО-Югры в области литературы, обладателем почётного  звания лауреата премии правительства ХМАО-Югры «За развитие культуры малочисленных народов Севера», лауреатом премии правительства ХМАО-Югры им. И.Н. Шесталова, ветеран труда. В настоящее время он работает корреспондентом окружной газеты «Ханты ясанг» в Объединённой редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» в городе Трудовой доблести – Ханты-Мансийске.  

Валентина Гельманова, учитель-филолог, г. Ханты-Мансийск. Перевела на мансийский язык Светлана РОМБАНДЕЕВА
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 8 (1338)
24.04.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика