Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пилтл лумхласыг лы
  • Ты тӯя яныг ӯсн ялсӯв
  • Ӯринква-квув хталэ кстыгласлӯв
  • Ӯст мӯйлын хтал лыс

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • ще яныг хнтыт сāв щёс сакватāлвес
  • Нотэ палытыл сам лккарыг рӯпиты
  • Кāминьт пāссал алхатуӈкве сāв нврам ханищтаве
  • Такви нтум пормасанэ тыналы
  • Трум врнэ хтал

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мнь пвлыӈ мныл лнэ яныг мщтыр
  • Нврамыт яныгхтпатныл ханищтахтгыт
  • выл лтыӈ маньнэ сувн яктгыт ос ктгыт
  • Ялпыӈ хталт св мир мӯйлыс
  • лаль ёмас номтыл вос лв
  • рыг тотнэ н

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » выл лтыӈ маньнэ сувн яктгыт ос ктгыт
  • Мансийский
  • Русский

выл лтыӈ маньнэ сувн яктгыт ос ктгыт

Хантыт ос мньщит пӯри врнэ наканыл урыл мн лаль потыртв. Ань тув рмыглан пормасыт ос тнаныл врнэ хтпат ёт вйхатв. «Трум Маа» музейт маньнэ сув ксаласлӯв, тавтыл св мхум пӯмщалахтасыт. Ань таве врнэ мгыс музейн Андрей Николаевич Ачимов ввиньтлвес. влт мщтыр хум такви урт мощ потыртаӈкве ввыслӯв ос тувыл сув вылтыт китыгласлӯв. Тав лавыс:

– Ам Сургутский район Угут пвылт вт сграп­нал тпос 17 хталт 1961 тлт самын патсум, пвыл ляпат овтнэ Малый Юган  хосыт Ачимово вр пвылквет лв. пав Пётр Михайлович Ачимов такви слыянэ янмалтым лыс, тувыл коллективи­зация квлтапаптым по­рат мнь пвылт лнэ щмьят Угут пвылн кол­хозт рӯ­питаӈкве тот­в­сыт. Тват слыяныл ёт-тотыгласаныл кос ос п­вылт посым­пӯт ат вр­н­ныл паттат слыт врн та хйтсыт. 

тям комсомольский тлат щирыл рӯпитас, тувыл вит тармыл яласан порат катерыл яласас. Ханты-Мансийскат зверо­вод-хтпаг ханищтахтас ос 1964 тлт щмьяӈ т­гыл вр пвылн внтлыс. Та псыл тав хӯл алыщлан ос враян хтпат лыс. 

Омам Прасковья Нико­лаевна Лянтина ще, тыи ам ащйкам, юн лувыт, мисыт ос плят янмалтасыт. Тнт трвит пора лыс, тнки хӯл алыщласыт ос враясыт. Тувыл ктн-паттум ута­ныл матарыг пнтсаныл манос тыналым олн сл­сыт. Мн, врт яныгмам нв­рамыт, тох та янмал­тавесӯв. Та сыс щнь лт­ӈыл потыртаӈкве ос пс накыт вӈкве ханищта­весӯв. 

– Андрей Николаевич, ань маньнэ сув урыл маныр вгын, хотьют наныӈ потыртлыс, ннки хотьютын мӯйлуп­тл­сын-а? 

– выл щёс тамле сув урыл Николай Чалтымов потыртлыс, мн рувт тав сыре-сыр мйтыт, пс потрыт ос ргыт внэ хтпаг лыс. Акв хотты ргум ргт та мовиньт, мт ргыт лумхлас луп­сатэ пуссын тра-паттылӯв. Акв ргт «кот китли» маньнэ сув урыл ргаве. Тыи н киснэ хум влт сув ври, та йивт таквинтэ хӯлтыглан м­гыс тув рнэ псыт якты. 

Ам ань тыт врум сувумт амки акв рӯтыг лнэ колтглув псэ тув яктыслум, мн Юган, Тром-Аган рувт лнэ хантыт хӯрум яныг рӯт щирыл лв – тыи Витуй, Янгуй ос Вртлнут. Тувыл щмьят манах каӈк, пщи, увщи, йигрищ ньщгыт, с тув хӯлтавет. 

«Тонья» тыр урыл пс ргыт с маньнэ сув урыл ргаве. Тот с сыресыр хӯлтыглан накыт тав акв йӣв тармыл пслыс ос нл пхвтыс, тувыл лтыӈ молях тотыглам хтпа та мн ктыглас.

Маньнэ сув влт ги щн ктн виве, тав ма­тыр-ти хӯлтыглым псыт сунсыянэ ос тнаныл тор­гамтан юи-плт такви мхманн лвиянэ. Тувыл щмьянылн рӯтэ ос пыг тланэ мӯстгыт ке, тн ты маньнэ сув тнки пал­таныл хультуптыяныл ос хоса ман вти хйталан мхум ӯргыт, вйхатгыт ос пӯри та вргыт. 

Акв пс потрыт номи­лум, гин тамле ктым сув щн витн вущкасас. Тыи кит колтглыӈ мхум тнки халанылт халмал­тахтым лсыт. Яныгпла хтпат сув тотнэ хумн ктн ювле миӈкве вр­мы­са­ныл кос, тыт ти, аман тув мус та кантлы­сыт. Ам ты пс потыр хт-ти ки­тыглым кинсылум ос мкыг лаль потырты­лум тах.   

Маньнэ сув ги такви­нтн хультуптытэ, нм­хоть­ютын ат мыгтэ, ётыл нг-хумыг пыгн яныгман порат суссылтытн ос тав такви тамле хурип сув тах ври. Ты накт мн мт лупсал лв, пс наканув хот-ёрувлаӈкве патсанӯв. гиягум ӯсн луӈкве внтлысг ос пыгум тпоскем ӯст рӯ­питы ос мтыт тпост врт лы. Тн щнь лт­ӈув вганыл, апганум ат потыр­тгыт, ос матыр щакв­щуӈкве лщалт ха­нищ­тыянум тах.  

Тамара МЕРОВА

Свадебный посох в культуре обских угров

На научно-практическом семинаре, организованном этнографическим музеем «Торум Маа» и посвящённому свадебным традициям и свадебной атрибутике обских угров, был представлен очень интересный предмет – свадебный посох. Рассказать о нём и показать мастер-класс по его изготовлению был приглашен Андрей Николаевич Ачимов. Мы попросили его рассказать о себе и поинтересовались необычным предметом. Он рассказал:

– Я приехал из Сургутского района, живу недалеко от посёлка Угут, на реке Малый Юган в небольшой деревне Ачимово. Родился в Угуте 17 декабря 1961 года. Всю жизнь занимаюсь охотой и рыбалкой. Дедушка Пётр Михайлович Ачимов когда-то был оленеводом, держал оленей. Со времени объявления коллективизации всех жителей небольших хантыйских поселений переселили в более крупные посёлки, некоторые семьи переехали с оленями. Но животные постепенно одичали и потихоньку ушли в лес.

Отца по комсомольской линии направили работать сначала помощником капитана, потом он стал капитаном и пару сезонов он водил небольшой катер. Позднее его отправили учиться в Ханты-Мансийск на зверовода. Закончил учёбу, начал работать в Угуте, а потом в 1964-м году с семьёй уехали в лес на своё стойбище. Вот с тех пор мы там и живём.

Мама Прасковья Николаевна, по девичьей фамилии Лянтина. Дед по материнской линии скотину держал, лошадей, коров, овец. Жили напротив Сургута, занимались рыбалкой и охотой. Тогда же тяжёлые времена были, они рыбу ловили, дичь добывали и сдавали в заготовконтору. Там им давали продовольственные карточки на сахар, на крупы. Иногда обменивали эти карточки на другие товары. Так вот и жили. 

– Андрей Николаевич, расскажите нам о свадебном посохе невесты, когда и от кого Вы о нём впервые услышали и сами пользовались ли им?

– Впервые о посохе я услышал от Николая Чалтымова. В нашей местности он был знатоком хантыйских легенд и сказок, а ещё и исполнителем песен. Были у него шуточные и очень серьёзные песни. В одном из таких как раз говорится именно о посохе невесты. Так называемое «Кот китли», то есть «отправление слов», где жених изготовляет посох со знаками и отправляет семье девушки. 

В легенде «О Богатыре Тонья» тоже упоминается посох невесты. Там знаки были вырезаны на дереве, и чтоб прочесть письмо посылали туда гонца. Первый посох я увидел на святилище, он был чуть длиннее этого. Там посох воевода, узоры другие острые, строгое повторение идёт.

Вот сейчас я на своём посохе изобразил полностью, с какого роду-племени, чем занимаюсь. Наши ханты, проживающие на Югане и Тром-Агане, относятся к роду Бобра, Лося и Медведя. Сколько братьев, сестёр старших и младших всех указывают на посохе. Семья невесты, а главный там отец, если приняли и оставили у себя посох, значит, через какое-то время жених со сватами мог ехать со всеми дарами к невесте и жениться. 

В одной легенде говорится, что посох невесты отец бросает в воду. Это о чём говорит, что два рода враждует между собой, они могли бы обратно дать, чтобы культурно отказаться, а здесь нет. Я эту легенду где-нибудь в записях хочу полностью найти и прочитать, поспрашивать ещё старожилов об этой легенде.  

Посох оставляют в семье невесты. Возможно, эти орнаменты или узоры покажут сыновьям. Они уже сами изготовят свой посох, где укажут, свое занятие. 

В современной жизни всё это уже кануло в лету, традиции не соблюдаются. Люди создают семьи по-другому, мы с супругой по знакомству поженились, ведём традиционный образ жизни, рыбачим и охотимся. Вырастили двух сыновей и двух дочерей,  старший сын, спасая человека на воде, погиб, одна дочь работает в Сургуте, другая учится. Младший сын после вахты приезжает к нам и живет традиционным образом жизни. Мои дети разговаривают на родном языке, но внуки уже нет, они только по-русски, хотя мы приучаем их к нашей культуре и языку. Если занимаюсь заготовкой изделий, то они, находясь рядом, спрашивают, интересуются, и я рад их научить держать нож в руке, чтобы они что-нибудь построгали или попилили. Так и мы в свое время  от взрослых перенимали опыт мастерства. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 8 (1338)
24.04.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика