Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

  • Йиуп вәнтыйты о пиа!

Айкеԯӑт - Новости

  • Курской аь хӑр вўш эвӑт 75 о мӑнӑс
  • Вет щурӑс вухн нётайт
  • Йиуп вәнтыйты о оңитсы
  • Югра мўв вәнтӑты ёх вән мирхота ӑктӑщийсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Айат ёх рўтьщӑты щирӑт вантман тӑйыйт
  • Рәпата вєрӑт артаӑӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мўвӑн кәщая рәпит
  • Шуши пушӑхўв щорса мӑнсӑт
  • Ем вош кәрт эвӑт вә
  • Мария Алексеевна Новьюхова — щит ма щащем
  • Вєккєши нәмты питэв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Савр-вавр нєңиев Карелия мўв кӑсупсыйн нўх питӑс
  • «Хӑтые» емӑңхӑт яма мӑнӑс
  • Хӑннєхә рәт єра унтасн ӛрӑңа йи
  • Хӑнты хоп вәупсэвн

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Рәт ясӑӊ ӆавӑӆты мосӆ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Югра мўв вәнтӑты ёх вән мирхота ӑктӑщийсӑт
Мирхота  юхтыӆум  хуятӑт
Мирхота юхтыӆум хуятӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Югра мўв вәнтӑты ёх вән мирхота ӑктӑщийсӑт

Вәйт ор тыӑщ 24-мит хӑтӑн Сәрхан вошн Сургутской государственной университетн III-мит «Филологический форум Югры» нємуп мирхот вәс.Тӑм вәйтантупсы 2016-мит о вўш эвӑт эщӑтты питсы. Щи пурайн мєт оӑң пўш округевн вәты няврємӑт вәнтӑты ёх па щи вєрӑт әхтыйн хуятӑт ияха ӑктӑщсӑт. ыв путӑртсӑт, хутыса округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусства вєрӑта мєт яма ванємӑты.

Щӑта кўтэн уша вєрсӑт, муй щирн йиуп вәупсыйн рәт ясӑңа па рәт литературая пушхӑт вәнтӑты, ән няврємӑт ӑңхасӑт щитӑт уша вєрты. Арсыр мастер-классӑт па вәнтӑты хӑрӑт тумпийн айкеӑт ӑкӑтты нєңӑт па хәйт пӑты ищиты ӛмӑщ вєр эщӑтсы — вантӑсы, муй щирн хурамӑңа па тәса мир пиа путӑртты рӑх. 
2018-мит он III-мит вәнтӑты вєрӑт тәты хӑра ӑнтә тәп Югра мўвев учителят па щи вєрӑт әхтыйн кәщайт юхтыйсӑт, Тюмень, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург вошӑң ёх ищи вәсӑт.
Тӑм пўш вәнтӑты хӑр хәум щирн рәпитӑс. Оӑңмит тӑхи «Литература вєрӑт па рўщ ясӑң нўшайт», кимит — «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» па хәмит — «Па хон пєлӑк мўвӑт ясңӑта вәнтӑты вєрӑт». Щи тумпи айкеӑт эщӑтты ёх пӑты мастер-класс, щи вєр «Муй щирн йиуп вәупсыйн интернет нёт» аьсы.
Ёмвошев эвӑт щив округ губернатор ӑңкӑр хәя нётӑсты нє Надежда Савина, Югра мўв уваттыйн вәнтӑты па айат ёх вєрӑт вантман тӑйты хотн шуши мирўв вәнтӑты щирӑт әхтыйн кәща Надежда Костылева, Ёмвошӑң округ внутренней политика вєрӑт хуща увӑс мир вәупсы еы тәты тӑхи кәща Деомид Гришкин, вәнтӑты вєрӑт тәты институт хуща рәпитты хӑнты нє, культурология наука вєрӑт кандидӑт Наталья Величко, хӑнты па вухаь мирңӑн ясӑңңӑн па литература  вєрңӑн, культураев єрамтты вәната ювум учёной имеңңӑн Евдокия Немысова, Дина Герасимова, Ас-угорской институт хуща рәпитты вухаь мир поэтесса ими Светлана Динисламова па па ёхўв  яңхсӑт. Ищи хуятўв рәт ясӑң секцияйн вәсӑт.
Сырыя Москва вош эвӑт юхтум ими О. Артеменко ясӑң вўс. Вуаң вошэв эвӑт вўща ясңӑт путӑртман юпийн ўв лупӑс, хуты 
па оӑт киньща тӑм йисн вәнтӑты вєрӑт авӑрта мӑнты питсӑт. Россия мўв кәща Владимир Путин мирэва ястӑс, па ясӑң вәнтӑты няврємӑт ӛрн парты ӑн рӑх, ӑңки-ащи пириты вєритӑңӑн, мос муй ӑнтә щи ясӑң ын пушхӑна. Щит пӑты, О. Артеменко нумӑсн, рәт ясӑң па рәт литература Российской государственной стандарт нєпека нўх хӑншты мос. Тәп щи пу-райн арсыр мирӑт ясңӑт єрӑмтты щир пит. Мос, ән рәт ясӑң рўщ ясӑң иты кашӑң няврєм вәнтӑты вєритӑс. Ӑшколайтн нємасыя щирӑт эщӑтты, ән айат ёх пӑты рәт ясӑң амӑт па әмӑщ ат тәс, ән сӑмӑн рәт ясңӑта ат тасы. 
Тюмень вошн Борис Ельцин нємпи Президентской киника ўңӑтты тӑхи кәща О. Шор айке тәс, хуты тӑм ванӑн Югра мўвевн Президентской киника ўңӑтты хота Интернет хўват уңты щир пит. Россия мўв уваттыйн ищимӑщ 300-кєм тӑхи пўншсы. Ин щи тӑхи унтасн кашӑң хуят вєритӑ сащты ут хәӑнтты, видео щирн мосты катра нєпекӑт вантты, катра киникайт ўңӑтты, ияха ўңӑтты ки — 500 щурӑс ут щӑта авӑман вә. Щӑта Югра мўвев оӑңӑн айкеӑт тывӑт. Щиты кашӑң хуят «Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: страница истории» нємпи ут хўват округев йис вәупсы па тӑм пура оӑңӑн уша вєрты вєритӑ. 
Хӑт кўтуп юпийн нємасыя секцияйт рәпитты питсӑт. «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» нємуп тӑхийн хӑнты па вухаь ясӑң, литература вәнтӑты щирӑт оӑңӑн путӑртсы. 
Санкт-Петербург вош «Просвещение» нємпи киникӑйт єсӑты тӑхи кәща ӑңкӑр хә А. Бабурин айке тәс, муйсӑр нєпекӑт рәт ясңӑтн щӑта єсӑыйт. Уша йис, «Просвещение» хотн 29 ясңӑтн, киникӑйт па арсыр вәнтӑты вєр пӑты нєпекӑт єсӑыйт. Щи кўтн ям арат о Югра мўв увӑс мир учёнойт, щит М.П. Вахрушева, Е.И. Ромбандеева, Е.А. Немысова, В.Н. Соловар, А.И. Сайнахова, Д.В. Герасимова, К.В. Афанасьева па па нумсӑң ёхўв хӑншум киникайт эщӑтыйт. 
Тӑм ванӑн вухаь ясӑңӑн 1-4 классӑт пӑты йиуп щирн учебникӑт єсӑсыйт. Еы ищимӑщ нєпекӑт хӑнты ясӑңӑн єсӑты ӑңхаыйт. Щит пӑты «Просвещение» нємпи тӑхи ёх еы рәт ясңӑтн путӑртты, хӑншты, вәнтӑты ёх пиа и нумӑсн рәпитты нәмӑсӑт, ән еы әмӑщ киникайт вєрты. 
Щи юпийн хӑнты мир учёной ими Е. Нёмысова ясӑң вўс. ўв ястӑс, хуты няврємӑт вәнтӑты ёх па пушхӑт пӑты хӑнты ясӑңӑн щикўш учебникӑт па нємасыя программӑйт хӑншман вәӑт, тәп Российской стандарт щирн ыв ӑн рӑхӑт. Мєт сыры мос йиуп алфавит пириты. Ин хуыева арсыр щирн рәт ясңе хӑншӑт. Тәх пурайн хӑннєхә хутыса вєритӑ, щиты хӑншӑ. И щирн хӑншты щир ӑн тӑйы. Йиуп алфавит пириы ки, поступсыя нўх хӑншы ки, щи пурайн хӑнты ясӑңӑн йиуп тәс учебникӑт єсӑты рӑх.
Еы Новосибирской государственной университетн увӑс мўв мирӑт ясңӑт артаӑты хот йитн ар о рәпитты филологической наукайт тохтўр па профессор ими Н. Кошкарёва путӑртты питӑс. ўв ястӑс, хуты кашӑң ясӑң ўв щирӑн мӑнты посӑт па сыйт тӑй. Сырыя хӑнтэт иса кириллица посӑтн хӑншсӑт. Щӑта 1990-мит он вўюм алфавитн хӑншты питсы. Юхи хӑщум оӑтн учёнойўв па хӑнты ясӑң мӑнты сыйт щирн йиуп посӑт эщӑтсӑт па ӑңхасӑт, ән хӑнтыўв щи пос щирӑтн хӑншты ат питсӑт. Интӑм йиуп алфавит оӑңӑн щикўш путӑрты, тәп вўты ӑн вєриты. Вантэ, итәх хуятӑт лупӑт — щит ям алфавит, итәх ёх пӑта щит авӑрт алфавит. 
Наталья Борисовна ясңӑт щирн, йиуп алфавит ӑн вўўв ки, ищиты атма па арсыр щирн ясңӑт хӑншты питўв. Еы ўв хӑнты ясӑңӑн хӑншум киникӑйт па итәх «Хӑнты ясӑң» газетаев лопӑсӑт вантӑс. Щӑта и ясңӑт арсыр щирн хӑншман вәӑт. Мўң вәўв, тәх пурайн мосӑң тєрмауман ошипкайт вєрўв, тәп щикўш ӑңхаўв, ән путӑрўв яма па әмща ат тывсӑт. Щӑта итәх учёнойт лупӑт, хуты мўң ӑн ӑңхаўв йиуп щирн хӑншты, мӑтты, хӑнты мирўв ищи вєра хущўв. Мўң па нәмӑсўв, мос ки, йиуп посӑтн сора хӑншты вәнтыйўв, тәп ар пєлӑк газетаев ўңӑтты мир йипа хӑншум ясӑңўв уша ӑн вєрӑт. Щит пӑты, сырыя мирэв йиуп посӑта вәнтӑты мос, мўң па хутыса айке тәсўв ищиты кўш катра щирн, кўш йиуп щирн ищиты айт тәты питўв.
Нижневартовск вош университетн рўщ ясӑң па литература вєрӑт әхтыйн кәща, филологической наукайт кандидат нє А. Себелева ыв вәнтӑты тӑхе айке тувум юпийн тыштуман лупӑс, хуты кәщайт щикўш ястӑӑт, хуты Нижневартовской университетн хӑнты ясӑң па литература вєрӑта вәнтӑты тӑхи пўншы, тәп тӑмхӑт вәнты айат ёх рәт ясӑңа вәнтӑты хӑннєхә ӑнтәм. Щи тумпийн щимӑщ хуят вәйты ки, мӑта ёха хӑнты ясӑң тәты? Айат ёх ӑн тєрмӑӑӑт щи тӑхийн вәнтыйӆты.  
Югра мўв уваттыйн вәнтӑты па айат ёх вєрӑт вантман тӑйты хотн шуши мирўв вәнтӑты щирӑт әхтыйн кәща нє Н. Костылева лупӑс, округевн 6840 няврєм рәт ясӑң вәнтӑ. Щит тәп 20 процент иса пушхӑт эвӑт. Щит пӑты хӑт мӑр пушхӑт авӑты хотӑтн рәт ясӑңа вәнтӑты тыхӑ нємпи вєр иты тӑхет пўншты мосӆ. Ёмвошн ищимӑщ тӑхи па пўншты нәмӑсы. Щӑта тӑм тыӑщн Советской вошн шуши мир айат ёх VI-мит вәйтантупсыя ӑктӑщӑт. Тӑм айат эвет па пухӑт нємасыя яслихота тәыйт, ән ыв ат вантсӑт, муй щирн ай тёпиет рәт ясӑң вәнтӑӑт. 2019-мит он лингвистической ӑшкола пўншы, щив кўш айат ёх, кўш вәната ювум хӑннєхә яңхты вєритӑ. 
Вәнтӑты вєрӑт тәты институт тӑхи ёх кашӑң о рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑты хуятӑт кўтн кӑсупсэт эщӑтӑт. Няврємӑт кўтн ищиты олимпиада вєрӑт. Щиты ияха ўңӑтты ки, ар вєр эщӑты, ән рәт ясңев еы ат вәс, тәп ищи арат вєр па тўңматты мос. 
Мирхотн вухаь мир профессор ими Д. Герасимова ищи ясӑң вўйяс. ўв «Просвещения» нємуп киника єсӑты ёха пэмащипа ясңӑт лупӑс 
па ӑңхас, ән Югорской государственной университетн хӑнты па вухаь тӑхет йипа ат пўншсыйт. Вантэ, рәт мўвевн вәты университетн рәт ясңӑта вәнтӑты ӑн питы ки, хаэвӑт хӑт няврємӑт вәнтӑты хуят иса ӑнтәм пит.
Ӛхӑт, рәт ясңӑт па литература вєрӑт тәты ёх щимӑщ нумса юхӑтсӑт: 
1. Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы єрамтты, округ ӑшколайтн хӑнты ясӑң хәум щирн: Касум, Сәрхан па Вах хӑнтэт посӑтн тәты.
2. Рәт ясӑң урок тәты пӑты нємасыя партупсэт, сыр-сыр юнтупсэт аршӑка эщӑтты, ән кашӑң няврєм вәнтӑты хуят щи утӑт компьютер хуща вәйты ат вєритӑс па интернет хўват па учителят пиа щи оӑңӑн путӑртты щир ат тӑйс.
3. И щирн хӑнты ясӑңӑн хӑншты щир пириты, ән кашӑң киникайн, нєпекӑн посӑт и щирн эщӑтман ӑт вәсӑт.
4. Рәт ясӑңа па культура вєра вәнтӑты хәйт па нєңӑт еы па вәнтӑты, ән ыв сыр-сыр йиуп щирӑт оӑңӑн ищи ат вәсӑт па ванкўты иса ёха рәт ясӑң оӑңӑн путӑртты.
5. Увӑс мўв па Дальний Восток ёхўв пӑты киникӑйт єсӑты вєра мӑты вух оӑң федеральной государственной поступсы йипатты.
6. Санкт-Петербург вош «Просвещение» нємуп киника єсӑты хотн ищиты хӑнты, вухаь па юрн ясңӑта вәнтӑты учебникӑт эщӑтты.
 

Филологи Югры обсуждали проблемы образования

24 августа текущего года в Сургуте состоялся ежегодный традиционный Филологический форум Югры – 2018 на тему «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека».
 

Напомним, что I Филологический форум состоялся в августе 2016 года, он собрал больше двухсот педагогов и филологов со всей Югры. Это стало первым подобным мероприятием в истории округа. Целью открывшегося форума являлось привлечение внимания педагогической общественности к проблемам развития гуманитарного образования.

Кроме разработки концепции преподавания, участники Форума обсуждали проблемы кадрового, научно-методического и технологического обеспечения, касались вопросов обучения родным языкам ханты, манси и лесных ненцев в современных условиях. Для представителей окружных средств массовой информации были организованы обучающие семинары по овладению грамотной речью.

Форум длился два дня, за это время на образовательных площадках прошли более десяти мероприятий: стратегические сессии, тренинги и мастер-классы.

А вот участниками III Филологического форума Югры стали не только педагогические работники образовательных и научных организаций – учителя русского языка и литературы, родных – хантыйского, мансийского, ненецкого языков, иностранных языков – английского, немецкого, французского, студенты педагогических факультетов и факультетов журналистики вузов Югры, руководители и специалисты государственных, муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования и культуры, представители средств массовой информации, общественных и научных организаций, но и ведущие эксперты в области филологии, приехавшие из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга.

Официальную делегацию из числа коренных малочисленных народов Севера от города Ханты-Мансийска представляли советник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера окружного департамента образования и молодёжной политики Надежда Костылева, начальник отдела развития коренных малочисленных народов Севера департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Деомид Гришкин, доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием автономного учреждения дополнительного профессиональногообразования Югры «Институт развития образования», кандидат филологических наук Наталья Величко, заведующая научно-исследовательским отделом обско-угорской литературы «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», кандидат филологических наук Светлана Динисламова, заслуженный учитель школы Российской Федерации, заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ветеран труда, кандидат педагогических наук, профессор Евдокия Нёмысова, заслуженный учитель школы Российской Федерации, кандидат филологических наук, профессор, представитель Совета старейшин автономного округа – Югры Диана Герасимова и другие.

По традиции торжественное открытие III Филологического форума Югры продолжилось пленарным заседанием, главной темой которого стало обсуждение современного состояния русского языка и литературы: новые подходы в развитии системы филологического образования России.

Ольга Артеменко, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования», кандидат биологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естественных наук из города Москва рассказала о языковой ситуации в свете нового федерального законодательства. Она напомнила слова президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что заставлять ребёнка изучать неродной язык недопустимо, родители должны сами выбирать, какой язык будут изучать их дети. В этой связи, Ольга Артеменко отметила, что сегодня просто необходимо разработать единый государственный стандарт, где родной язык наравне с русским языком будет конкурентоспособным. Кроме того, в каждой школе сегодня просто необходимо создавать микро языковую среду, погружая детей в условия жизни того или иного народа.

Директор филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина» в Тюменской области Олег Шор поделился информацией о том, что в округе действует уже три точки доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки, расположенные в Государственной библиотеке Югры, в Урайском политехническом колледже и в Институте развития образования города Ханты-Мансийска. По его словам, всего по стране около 300 таких центров доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки. Благодаря открытию регионального центра жители имеют возможность получить доступ к уникальным аудио, видеодокументам, архивным материалам, раритетным книжным изданиям, фонд которого на сегодняшний день насчитывает более 500 тысяч единиц хранения. Кроме этого, электронная коллекция пополнится информацией о Югре. Так, каждый желающий в свободном доступе сможет познакомиться с коллекцией «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра: страница истории», в которую вошли электронные копии исследований, очерков, статистических материалов второй половины XIX – начала XX века.

Вторая половина Форума была посвящена работе дискуссионных площадок. «Литературное образование  и актуальные проблемы преподавания русского языка в школе» – так назвали рабочую площадку под № 1, модератором здесь выступил Д.В. Ларкович, декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета. Площадка № 2 «Развитие родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера в этнообразовательном пространстве Югры», руководителем которого была Н.Б. Костылева, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Депобразования автономного округа. Третью площадку «Лингвистические аспекты и перспективы обучения иностранным языкам» возглавила И.Ю. Акентьева, начальник управления методического обеспечения и анализа «Института развития образования» из города Ханты-Мансийска.

Первым на дискуссионной площадке № 2, участниками которой стали педагогические работники образовательных и научных организаций, учителя и преподаватели родных хантыйского, мансийского, ненецкого языков, студенты педагогических факультетов вузов Югры, руководители и специалисты муниципальных и государственных органов, осуществляющих управление в сфере образования и культуры, представители общественных и научных организаций, ведущие эксперты в области филологии, выступил Александр Бабурин, заместитель директора по редакционно-издательской деятельности Санкт-Петербургского филиала акционерного общества «Издательство «Просвещение». Он рассказал о деятельности издательства «Просвещение» по созданию учебной литературы на родных языках народов Крайнего Севера и вызовах современности.

Александр Владимирович отметил, что на сегодняшний день издательство «Просвещение» имеет возможность выпускать учебную литературу на 29 языках, включая диалекты. Это издательство на протяжении многих лет сотрудничает с учёными обско-угорского мира. Здесь хорошо известны такие имена, как М.П. Вахрушева, Е.И. Ромбандеева, Е.А. Нёмысова, В.Н. Соловар, А.И. Сайнахова, Д.В. Герасимова, К.В. Афанасьева и многие другие.

А.В. Бабурин наглядно представил участникам секции линейку учебников с 1 по 4 класс на мансийском языке. В новых учебниках используются современные педагогические подходы. Внедряются  актуальные приёмы и методики, применяется современная система навигации, предлагается проектная деятельность. Особое внимание уделяется словарной работе, заданиям на развитие речи и исследовательским задачам. Усиливается творческий аспект, обогащается иллюстративный ряд. Отметим, новые учебники мансийского языка поступили в школы автономного округа к началу нового учебного года. Эти пособия по мансийскому языку для начальных классов напечатаны при финансовой поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа тиражом в 500 экземпляров. Они созданы в рамках российского проекта «Новые учебники Севера» и соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. По ним будут учиться школьники Берёзовского, Кондинского, Советского районов и Ханты-Мансийска. В содержание книги по чтению вошли стихи и проза Ювана Шесталова, Анны Коньковой и Пантелеймона Чейметова, а также лирические песни, загадки и сказания. Экспертами нового учебного комплекта выступили научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. Кроме этого, в планах выпустить учебные пособия по хантыйскому языку и на языке лесных ненцев.
В продолжении темы учёная из народа ханты Евдокия Нёмысова отметила, что сегодня созданы правила, учебники на хантыйском языке, а также методические пособия и рекомендации для учителей родного языка, но их издание невозможно в силе того, что в хантыйском языке (казымский диалект) нет единого утверждённого алфавита. В связи с этим, по мнению учёной, в первую очередь, рекомендации окружного значения необходимо закрепить на федеральном законодательном уровне, лишь после смело издавать учебники, программы и другие пособия для обучения хантыйскому языку.

Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора языков народов Сибири, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета Наталья  Кошкарёва в своем докладе привела в пример некоторые учебники и пособия, изданные на хантыйском языке, а также полосы отдельных газет «Ханты ясанг». Доктор филологических наук акцентировала внимание на различное использование алфавита, утверждённого решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 25 апреля1990 года. В настоящее время нет единообразия в хантыйской письменности. Вот уже долгие годы идут обсуждения по поводу принятия или непринятия нового фонематического алфавита. Для решения этой проблемы была создана Рабочая группа по совершенствованию хантыйской письменности.

Отметим, что с октября 2004 года газета «Ханты ясанг» печатается на основе русской графики, но с использованием некоторых диакритических знаков для обозначения специфических звуков хантыйского языка. Газета ориентирована на массового читателя, в основном это люди старшего и среднего возраста, которые обучались родному хантыйскому языку ещё на основе старой графики.
С 2014 года на страницах газеты «Ханты ясанг» мы начали знакомить читателей с новым алфавитом, периодически публикуя статьи научных сотрудников Обско-угорского института прикладных исследований и разработок. В этом же году на страницах газеты «Ханты ясанг» проводился опрос читателей о том, знакомы ли они с новым алфавитом, легко ли им читать на нём и т.д. Большинство читателей высказались категорически против его внедрения в письменность, а тем более в газету. 

Некоторые учёные считают, что мы, журналисты хантыйской газеты, категорически против нововведений, найдя поддержку в лице широкой общественности, поэтому продолжаем писать, как им кажется, неграмотно.

Мы не против нововведений. Хантыйские журналисты уже прошли курсы по овладению новой письменностью, поэтому нам не составит труда писать по-новому, но вместе с тем мы уверены, что новый алфавит значительно затруднит доступ читателей к получению оперативной новостной информации на хантыйском языке, поскольку она должна легко читатся. В связи с этим, считаем, что, в первую очередь, необходимо обучить нововведениям читателей, а лишь затем принимать новый алфавит.

Говоря о проблемах и перспективах развития образования этнокультурной направленности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в условиях реализации Федерального государственного образовательного, Надежда Костылева отметила, что на сегодняшний день общее количество детей из числа коренных малочисленных народов Севера составляет 6840 человек, и лишь 20 % из них изучают хантыйский язык в школах Югры. Помимо уроков родного языка, для ребят введены учебные предметы региональной и этнокультурной направленности, созданы национальные музеи, с ними изучаются особенности рыбалки, охоты, оленеводства, национальных праздников, национальных видов спорта. В регионе проводятся образовательные акции, реализуются творческие проекты, конкурсы, направленные на развитие созидательного потенциала детей-северян, на изучение языка и культуры обских угров и самодийцев, на выявление талантливой молодежи, которые известны и за пределами Югры, а акция «Фронтальный диктант на хантыйском, мансийском, ненецком языках» стала международной. Кроме того, в округе принят комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей родного языка и литературы Югры. В прошлом учебном году повышение квалификации по методике преподавания родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов прошли 93% учителей родных языков.

Кроме того, в 2019 году планируется открытие лингвистической школы, где каждый желающий сможет изучать родные языки. А во время проведения VI Молодёжного форума коренных малочисленных народов Севера, который состоится 10-13 сентября текущего года в городе Советском, предполагается посещение дошкольного образовательного учреждения, апробирующего проект «Языковое гнездо». К слову, по мнению Н.Б. Костылевой, подобные проекты необходимо возобновить в каждых дошкольных и школьных учреждениях автономного округа.

Учёная из народа манси Диана Герасимова, в своем выступлении выразила глубокую благодарность издательству «Просвещение» за многолетнее сотрудничество, а новую линейку учебников на мансийском языке считает настоящим подарком для учащихся.  Кроме того, Диана Васильевна предложила возобновление преподавания родным языкам в Югорском государственном университете. С открытием кафедры хантыйской и мансийской филологии будет уверенность в том, что родные языки обских угров и дальше будут преподаваться в школах округа.

В завершение работы дискуссионной площадки № 2 участниками секции было принято ряд предложений, связанных с преподаванием родных языков (хантыйского, мансийского, лесного ненецкого, коми-зырянского), а именно:

1. в связи с диалектной раздробленностью и отсутствием единого наддиалектного литературного языка, развивать письменность и преподавать в учебных заведениях на трех диалектах хантыйского языка (казымском, сургутском и ваховском);

2. расширить применение электронных, интерактивных, удалённых методов в обучении родным языкам для преподавания хантыйского языка. Разработать единый стандарт, включающий перечень тем и их теоретическое описание, шаблоны упражнений, которые учителя в конкретном регионе могут наполнять собственным языковым материалом в соответствии со спецификой местного диалекта в условиях развития новых информационных технологий следует;

3. внедрить единые письменные графические стандарты для всех диалектов, хантыйского языка, т.к. нет стабильной приемственности между учебниками для разных классов даже для одного и того же диалекта, в пределах одного и того же печатного издания. Необходимо принять решение о принципах публикации на хантыйском языке, единых для всех диалектов, для стабилизации графических норм для формирования наддиалектной формы;

4. осуществлять подготовку кадров по родному языку и традиционной культуре обских угров, в том числе по методике преподавания (организовать курсы повышения квалификации для педагогов). Необходимо провести в образовательных организациях округа ряд мероприятий, связанных с пропагандой родных языков;

5. возобновить федеральную государственную целевую программу финансирования создания и поставки учебников на родных языках народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

6. разработать особый льготный порядок федеральной экспертизы малотиражной учебной литературы на родных языках коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока с включением наименований, прошедших экспертизу, в Федеральный перечень учебных изданий – с пониженным коэффициентом стоимости экспертизы или с оплатой работы экспертов из федерального бюджета;

8. инициировать федеральное финансирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров региона;

9. продолжить публикацию учебников на мансийском, хантыйском, ненецком языках в издательстве «Просвещение».

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 17 (3509)
5.09.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика