Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Яныг щмьятын нтнэ урыл
  • Нврамыт ялпыӈколт ханищтавет
  • Туи выл хталт «Ворщик хтал» ӯлылаве
  • Мнь мир туи ёнгалтавет
  • Югорск ӯст ялпыӈ хтал лыс

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тнти мнылт лнэ колтглыт
  • Пирмайтым скконыт вн
  • Мнти лтӈувтыл акваг потыртв
  • Нрыт урыл хӯрмит потыр

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • ги нпак хаснэ хтпат урыл потыр хансыс
  • Анкватэ втихал кстыглытэ
  • Св нврам щнэ щмья – щёлыӈ щмья
  • Мньщи тлат лаль тотнэ ква

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мāщтырлан кāркам хум

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щнь лтӈыт урыл потыр лыс

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Хумыс Āпа-мняг нумын постын совыт палт ёхтысг

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)

Вы здесь

Главная » Щнь лтӈыт урыл потыр лыс
  • Мансийский
  • Русский

Щнь лтӈыт урыл потыр лыс

Ханты-Мансийск ӯст свсыр мирыт янытлан хнтхатыглап лме порат акван-атхатыглам мхум щнь лтӈыт урыл потыртасыт. 

Москва ӯст Россия янытыл лнэ мирыт Ас­самблея общественный организация кол рӯпиты, тувыл мн палтув кӯ­щай вӈын хтпа Назир­жон Насибжонович Аб­дуганиев ёхталас, хум тох потыртас:

– Ты Ассамблея кол 2022 тлт ӈк нтнэ т­пост рӯпитаӈкве выл­тахтас, кӯщаиг Владимир Абдуалиевич Васильев паттувес, тавн Алек­сандр Васильевич Дар­кович нты. 

Мн ань Фе­деральное агентство по делам национальностей, Россия янытыл Лӯимт, Сибирь ос Дальний Востокыт лнэ сосса мирыт ос фин­но-угорский мхум ас­социацияг ёт акв тла врв – свсыр мирытын нтв, ксыӈаныл тнти лтӈыл вос потыртгыт, пс лупсаныл нх вос врмалтыяныл. 

Свсыр мирыӈ Россиявт щнь лтыӈ вӈкве ос янытлаӈкве – ты мк рнэ тла. Тыхтал мн ты урыл потыртаӈкве ты атхатасӯв. Россиявт ань 194 свсыр мирыт ос на­циональностит лгыт, халанылт 277 лтӈытыл потыртгыт, школатыт 81 лтӈыт ханищтавет. 

РФ Президентув В.В. Пу­тин щнь лтӈыт торыг потрыт мӯсхал щирыл хӯнтлыянэ, тувыл ты вр­малит тра-паттыянэ. Ак­ваг лвыгллы, мхум таӈхгыт те, тнти лтӈыл вос потыртгыт, школат нврамыт щнь лтӈаныл вос ханищтыяныл, учи­телит ос учёный хтпат рнэ нпакыт вос хансгыт, тратгыт. 


Акв сака ёмас врмаль урыл лвуӈкве таӈхгум, ань Татарстан республи­кат акв район лы, тот школатыт нврамыт мнь­тгыл марийский, уд­муртский ос башкирский лтыӈ ханищтгыт. 

Мн китыглахтв, ос манрыг Татарстан мт мт лтӈыт ханищтгыт? Ос мк таи ты, та мт лнэ хатань м­хум тнти лтӈаныл ко­ныпал мт мирыт лтӈыт янытлгыт, нврамытн школатыт вос ханищтавет, юн с колтгыл мхманыл ёт вос потыртгыт. 

Казань ӯст Мирыт юр­тыӈыщ лнэ колт свсыр лтӈыт ханищтан колнакыт лгыт, нврамыт ёт сака мӯтраӈ хтпат рӯпитгыт, ргуӈкве-йӣквуӈкве ха­нищтавет. 

Акв мньлат хум Аф­риканыл лы, хатань л­тыӈ ханищты, тувыл ты лтӈыл ргыт татем нтнэг ргиянэ. Та мт хум сака руптаве, рганэ щгтым хӯнтлавет.

Крым мт лнэ мир хӯ­рум лтӈыл потыртгыт – рущ, крымско-татарский ос украинский лтӈытыл. 

Мн ань вглӯв, Россия Президентувн нтавв, таимгыс свсыр мт л­нэ мхум ёт ёмас ном­тыл рӯпитв, сыре-сыр хнтхатыглапыт врыг­ллв, ӈта пасан втат мк рнэ тлат вылтыт потыртв.

Назиржон Насибжо­нович Абдуганиев по­тыр­таме юи-плт н ос хум хтпат докладыт ловиньтасыт. Хотьют ма­ныр урыл потыртас, нāн ань лаль ловиньтн.

Лтӈанув ханищтавет

Инна Святченко, Югра ханищтап ос наука Де­партамент кол кӯщай вӈын н, мн лнэ мвт ханищтан врмаль хумус мины, ты урыл потыртас:

– Округувт щнь лтыӈ мгыс св рнэ тлат в­равет. Ханты, мньщи ос рн лтӈытыл нпакыт тратавет, пс лупса нх-врмалтаве. Щнь лтыӈ нврамыт 24 шко­латыт ханищтгыт, акван-ловиньтаӈкве те, 1 стыра 565 хтпа. Сосса мирытныл 16 тл мус ань 6 стыра 736 гирищ-пыгрищ лы.

Округ янытыл щнь л­тыӈ ханищтан 36 учи­телит рӯпитгыт, тн халанылт 10 хтпа – мньщи лтыӈ ханищтгыт, 24 – ханты, 2 – рн лтыӈ. Тыг вос­питателит ос школа юи-плт нврамыт ханищтан хтпат ловиньтаӈкве те, пуссын аквъёт – 56 хтпа. 
2020 тл псныл ок­ругувт «Стойбищная шко­ла» нампа проект вруӈкве патвес. Сосса нврамыт лнэ мнанылт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтгыт, ома-тяныл ляпат лгыт. Ты тла хосыт вр мт л­нэ нврамаквет ханищ­тахтгыт, лы мн (интер­натын) минуӈкве ат ри. 

Ань тамле 7 школа рӯ­питы, ты хосыт 31 кол­тглытныл 3-7 тл яныт 42 нврамыт ханищтахтгыт. Ты сака ёмас, рнэ тла, ома-тят ос ханищтан хтпат тамле школа урыл щгтым потыртгыт.

Халанувт юртыӈыщ лв

Исторический наука кандидат н Екатерина Аверьянова Мордовия мныл ёхталас, мордва мир лтӈаныл вылтыт тох лвыс:

– Мн, ань тыг атхатам мхум, лтыӈ лвуӈкве врмв, потыртаӈкве, ань щнь лтӈанув лаль лнэ мгыс маныр вруӈкве ри, нврамыт хумус ха­нищтаӈкве, манхурип н­пакыт хансуӈкве ри. 

Финно-угорский ми­рыт щнь лтӈаныл сака янытлыяныл, ты торыг свсыр хнтхатыглапыт щпитлгыт. Мн мвт ты тла с щар мкыг лы. Тот мордва мир коныпал мт свсыр мирыт акв ляпат лгыт. Мхум халанылт тнти лтӈыл потыртгыт, ос хунь пх хтпа ёт акван-хнтыгпахтгыт, лаль рущ лтӈын патапгыт. 

Ам Мордовский го­сударственный универ­ситетт мньлат хтпат ханищтым рӯпитгум, тнанылн пс лупса урыл потыртгум, ханищтыя­нум, щнь лтӈаныл ос культураныл вос вганыл, янытлыяныл, мт мирыт ёт юртыӈыщ вос лгыт.   

Св лтӈыт ханищтан кол

Татарстан мныл Ирек Ильдусович Шарипов ёхталас, хум лвыс:

– Татарстан мт 170 мирыт лгыт, ксыӈ тн­ти лтӈыл потыртгыт. Ам Казань ӯст Мирыт юр­тыӈыщ лнэ колт пуӈк­то­тгум. Тот 25 тл сыс Вос­к­ресный школа рӯпиты, 500 арыгтем гирищит-пыгрищит ханищтахтгыт. Школан ялантан нврамыт 22 лтыӈ ханищтгыт, тн халанылт хинди ос ко­рейский лтӈыг. Тувыл тн тот «Жемчужинки» ансамблит свсыр ми­рыт ргыт ос йӣквыт ха­нищтгыт. Нврамыт ёт кркам, мӯтраӈ учителит рӯпитгыт. 

Тамат пилыщмаӈ гм порат пуссын янгыщ ищ­хӣпыӈ ут хосыт ханищ­тахтасыт. Тувыл сунсв, ты татем рнэ ут лнтэ. Ань акв районт хӯрум мнь пвыл лы, ксыӈ мт школа хунь ӯнттв, ос ищхӣпыӈ ут хосыт нврамыт ханищтаӈкве татем кӯпнит. Тн пуссын юн лгыт кос, ос ты ут хосыт учителяныл кса­лыяныл, тн ётаныл пот­рамгыт.

тил мхумаквет, мн мвн мӯйлуӈкве ё­хталн, ам ннанн Ми­рыт юртыӈыщ лнэ кол суссылтылум. Россия янытыл тамле школа воссыг нмхт тим, туп мн мвт ӯнттувес, ты мгыс номтанув сака ёмасыт.

Анастасия Хоженова Иркутский областьныл ёхталас, тот лнэ мощщаг хультум мир вылтыт по­тыртас. Камчатский крайныл лум хум Ана­толий Сорокин щнь лтӈе ос пс йис луп­саныл урыл потыртас. Ты хум вылтыт мн тах акв хотты газетат хансв. 

Мньлат н Лидия Кельчина Ямал м­ныл ёхталас, лвыс, тн мна­нылт мхум щнь лтӈаныл сака яныт­лыяныл, ты мгыс свсыр проектыт вргыт, пс йис лупсаныл лаль тотыяныл. Людмила Гурьева «Ханты ясаӈ» ос «Лӯим срипос» газетаг врнэ кол, Ольга Норова «Лылыӈ сюм» нврам кол урыл потыртасыг. 

Юи-выл лтыӈ Н.Н. Абдуганиев лвыс:

– Ам ань ннан ищхӣ­пыӈ ут хосыт сака пӯмыщ карта суссылтгум, ты хосыт нӈки, Россиявт мансвит мир лгыт, ксыӈаныл нас лнэ м ньщгыт, тнти лтӈыл потыртгыт. Ищхӣпыӈ утыт лпс ньщв, ты карта тот сунсэлн тах. 

Акв-кит лтыӈ «Гордость нации» проект урыл л­вгум. Сосса мир мгыс рнэ тлат врнэ хтпат ты проект щпитам мхум ёт акван вос потыртахтгыт, рнэ нпаканыл тув вос ктыяныл. Тот 7 номинация лы, тн халанылт щнь лтыӈ янытлан тла – «За вклад в сохранение и развитие родных языков». 

Ань потрув ты оигпи, нн таи вос вглын, Рос­сиявт ксыӈ щнь лтыӈ янытлаве, тав сккон щирыл тармыл-патаве – учителит нтмил ӯргыт те манос рнэ нпакыт тратаӈкве нтуӈкв ри, ксыӈ хтпа нтаве, тав туп щнь лтӈе вос руп­тытэ, вос янытлытэ ос нв­раманэ ёт вос потырты. 

Светлана Ромбандеева

Круглый стол по сохранению родных языков

В рамках Всероссийского форума национального единства в Ханты-Мансийске состоялся круглый стол «Технологии сохранения и развития родных языков». С приветственным словом выступил заместитель генерального директора Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Назиржон Насибжонович Абдуганиев:

 

- Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России» начала свою работу в мае 2022 года. Председателем организации является Владимир Абдуалиевич Васильев, а генеральным директором – Александр Васильевич Даркович. Для нас очень важно сохранение родных языков нашей многонациональной России.

В России проживают 194 народов и национальностей, используются 277 языков и диалектов, в школах изучаем 81 языков. Наш президент В.В. Путин лично курирует, контролирует этот вопрос, и он всегда с интересом заслушивает все доклады. Один из острых вопросов всегда – это изучение и преподавание родных языков в нашей стране.

 

Уникальный случай я знаю в республике Татарстан, там есть один интересный район, где изучаются марийский, удмуртский и башкирский языки. В республике очень бережно относятся к родным языкам, уделяют внимание не только татарскому языку, но и языкам других народов, которые там проживают.

В Казани есть замечательный Дом Дружбы народов, где дети изучают разные языки. Там есть очень талантливый молодой человек из Африки, который поёт на татарском языке татарские песни так, что на душе становится хорошо. Он там очень популярный.

Также уникальный субъект России – это Крым, где наравне с русским языком используются крымско-татарский и украинский языки.

Во время нашей беседы прошу обратить внимание на те задачи, которые вы выполняете в субъектах Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента образования и науки ХМАО – Югры Инна Владимировна Святченко рассказала о сохранении и развитии языков коренных малочисленных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе:

- Языковая политика в Югре реализуется по направлениям сохранения, изучения и популяризация родных языков в сфере образования и культуры. В Югре приняты две государственные программы в сфере образования КМНС – это развитие образования в Югре и устойчивое развитие КМНС.

В соответствии с региональным законом об образовании одна из основных задач системы образования – это создание условий для изучения в государственных и муниципальных образовательных организациях родных языков, литературы и культуры народов ханты, манси и ненцев, а также иных предметов этнокультурной направленности.

Родной язык у нас изучают в 24 школах, из них в 3 школах как учебный предмет. Количество детей, которые изучают родной язык – 1 565 человек в 8 муниципальных образовательных организациях. Всего детей из числа КМНС до 16 лет – 6 736 человек.

Количество учителей родного языка в школах округа – 36 человек, из них мансийского – 10 человек, хантыйского – 24, ненецкого – 2 человека. Всего педагогов родного языка с учётом воспитателей, учителей и педагогов дополнительного образования – 56 человек.

Все образовательные организации Югры имеют развитую материально-техническую базу для осуществления этнокультурного образования, интерактивные оборудования, национальные костюмы, стенды, современные учебно-методические комплексы.

Ежегодно Департаментом образования и науки совместно с издательством «Просвещения» проводится работа по изданию и направлению в школы округа учебных пособий по родным языкам коренных народов Югры.

В Югре в местах компактного проживания КМНС созданы все условия для воспитания и обучения детей из числа коренных народов Севера дошкольных и общеобразовательных организаций.

С 2020 года реализуется образовательный проект «Стойбищная школа-сад», в рамках которого дети получают дошкольное образование, не выезжая из стойбища. Благодаря данному проекту, цифровое образование стало доступным для детей самых далёких стойбищ Югры, имеющих доступ к широкополосному интернету. В настоящее время в округе функционирует 7 стойбищных садов, в которых занимается 42 ребёнка из 31 семьи от 3 до 7 лет. Проект нужный, важный, педагоги и родители его высоко оценивают.

Доклад кандидата исторических наук Екатерины Алексеевны Аверьяновой из Мордовии назывался «О важности сохранения исторической памяти и национальных языков Мордвы в современных условиях». Она сообщила:

- Все мы, собравшиеся здесь представители разных народов, финно-угорских народов России, несём ответственность не только за судьбу своего народа, но и всей страны. Как показывает мировой опыт, и Российский в том числе, единение общества происходит не по крови, а по истории, общности судьбы. Сохранять язык – это важное направление деятельности финно-угорского народа и народов вообще в целом.

Но нужно ещё сохранить память. Память формирует человека. Когда он теряет её, он перестаёт быть самим собой. То же самое происходит и с обществом, страной и народом. Без истории они утрачивают способность к самоидентификации, самостоятельному существованию.

В региональных учебниках история является важной вещью, так как закладывается основа политического мировосприятия с юных лет. Здесь ошибаться нам точно нельзя. Идею единого учебника впервые выдвинул наш президент В.В. Путин в феврале 2013 года для формирования непротиворечивой и последовательной картины исторического развития страны у подрастающего поколения.

Я являюсь преподавателем историко-социологического института Мордовского государственного университета, также являюсь заместителем директора по молодёжной политике. И именно работа с молодёжью является составляющей моего будущего, моя кандидатская была написана именно по молодёжной политике, и поэтому мне не безразлична судьба национального языка, судьба молодёжи моей республики, потому как мне с ними в будущем работать.

Финно-угры – это примерно 2,4 млн человек, лишь небольшая часть населения России. Сохранение и поддержка родного языка остаётся приоритетным в национальной политике. В республике Мордовия гармонизации национальных отношений выделяется большое внимание, она неоднократно становилась площадкой для обсуждения вопросов сохранения духовности финно-угорских народов.

Заместитель председателя Ассамблеи народов Татарстана, директор учреждения «Дом Дружбы народов Татарстана» Ирек Ильдусович Шарипов рассказал о практиках по изучению родных языков, реализуемых Домом Дружбы народов.

- В республике Татарстан проживают более 170 народов, поэтому тема сохранения родных языков для нас актуальная. У нас в Доме Дружбы народов Татарстана в Казани есть многонациональная Воскресная школа, где дети изучают родные языки. Ассамблеи народов Татарстана в прошлом году исполнилось 30 лет, Дому Дружбы народов столько же, Воскресной школе – 25 лет.

Организаторы Ассамблеи одним из главных направлений своей деятельности считают возможность получать образование, изучать родные языки. Сегодня в Воскресной школе изучается 22 языка. Обучают детей по стандартам, которые существуют в РФ. В школе 6 учебных классов, там занимаются более 500 учеников. Занятия проходят в вечернее время и в выходные дни. Все педагоги имеют дипломы, и главный критерий преподавателя – знание родного языка.

Дети изучают родной язык, историю, занимаются фольклорным направлением. Гордость многонациональной Воскресной школы – это ансамбль «Жемчужинки». Самые талантливые, голосистые дети попадают в этот ансамбль. Артисты поют песни на разных языках. С ними занимаются профессиональные вокалисты, педагоги. Это самый любимый коллектив в Казани, его песни крутятся на популярных радиостанциях.

В Доме Дружбы народов дети ежегодно пишут диктант на 16 языках. Там даже язык хинди преподают, конечно, не так много представителей этого народа, но есть запрос. У нас был год, когда мы выставляли два коммерческих класса по изучению корейского языка, был огромный запрос. Каждый язык, каждое объединение – это семьи.

Есть ещё и летние лагеря, также проводится фестиваль Воскресных школ и школ с этнокультурным компонентом образования, и много других мероприятий, фестивалей. Практически любое событие в жизни страны отражается в деятельности Воскресной школы, будь то Навруз, «Мы любим Кремль» или другие события и праздники.

Во время пандемии мы стали проводить уроки онлайн. Имея педагогов и соответствующую технику, часть уроков проводили онлайн, которые продолжили и после пандемии. Например, в одном из муниципальных районов Татарстана в трёх сёлах проживает мордовское население, и ни в одном из них открыть отдельные мордовские классы сегодня невозможно, но и лишать детей возможности изучения родного языка нельзя. Поэтому онлайн учёба – это выход из сложившейся ситуации, думаю, что это перспективное направление.

Приглашаю вас приехать к нам, посмотреть, как всё это у нас устроено. Мы знаем, что во всей России есть только одна такая школа, и мы этим, конечно, гордимся.

Прослушали ряд докладов с других мест. Анатолий Сорокин, преподаватель Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, рассказал о мультимедийном интерактивном онлайн-проекте по сохранению языков и лингвистического наследия народов Камчатки. Доклад Анастасии Хоженовой назывался «Сохранение языков коренных народов в Иркутской области, а также в Усть-Ордынский Бурятский». Лидия Кельчина представила доклад «Этнокультурные и проектные инициативы в сохранении и продвижении родных языков коренных малочисленных народов Севера Ямала». Журналист газеты «Ханты ясанг» Людмила Гурьева подготовила сообщение на тему «Продвижение родных языков национальными печатными СМИ в просторах сети Интернет». Педагог Ольга Норова рассказала о детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм», где преподаются хантыйский и мансийский языки.

Все выступления круглого стола были очень интересными, было много вопросов, добрых пожеланий. В заключении Назиржон Насибжонович показал уникальную карту, где руками мастериц вышиты места проживания народов России, он сказал:

- Я специально для вас сохранил интригу – это карта России, которую нам подарили чувашские коллеги. Вот здесь вы видите – разные территории, как мы на разных языках говорим, так и наша великая Россия, здесь всё показано. Это у нас на сайте есть, можете там посмотреть. 

Теперь хочу сказать о замечательном проекте, который называется «Гордость наций». Здесь 7 номинаций. Найдите вашу номинацию «За вклад в сохранение и развитие родных языков». Совсем скоро будет дан старт этой премии. Это единственная такая народная премия, и я очень хочу, чтобы каждый из вас подали свои заявки.

А ещё этот год президентом нашей страны В.В. Путиным объявлен Годом наставника и учителя. Я, как ученик, хочу всех вас поблагодарить за то, что вы проводите бесценную работу со своими учениками. Хочу пожелать каждому из вас, чтобы ваши ученики всегда добивались определённых результатов для того, чтобы вы радовались.

Заканчивая наш круглый стол, заверяю, что все языки России пользуются поддержкой государства. Россия на законодательном уровне гарантирует всем народам, независимо от их численности, равные права на сохранение всестороннего развития родного языка, свободу выбора использования языка общения, признаёт равные права всех языков на всех территориях нашей страны.

Мы, в свою очередь, хотим выразить слова благодарности модератору, кандидату филологических наук Ирине Молдановой и эксперту Назиржону Насибжоновичу Абдуганиеву за работу на круглом столе, за бережное отношение к родному языку, добрые слова и пожелания в адрес участников и гостей мероприятия. Пожелаем им успехов в работе, позитивных эмоций, вдохновения, удачи!

Светлана Ромбандеева

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1293)
8.06.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика