Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йиԯуп щирн вєрӑт ԯэщӑтԯӑт
  • Мир нумӑсн ат вәԯ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Ишӑкты нєпекӑт хоԯумтум ёх
  • Дума 5-мит мирхот
  • Округ кәща нє вуаң ясңӑт
  • Шуши мир Ассамблея мирхот
  • Борис Хохряков округ дума рәпата оԯӑңӑн айкеԯ тәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кӑтащ кәртӑң эви
  • Єнмум мўвӑԯн ӛрн мӑԯы
  • Вет няврєм тӑйты хоттєԯ ёх
  • Увӑс мир кӑсупсы тәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вухаь поэт нәмӑмӑты етнхот
  • «Ленин пӑнт хўват» єтты нєпека шєңк нётӑс
  • Нях вош әмӑщ вєрӑт
  • 90 оԯа йис
  • Арӑң-якӑң ими емӑңхӑтԯӑԯ постӑс
  • Нарӑсты хә юкана хурӑт хӑншты хәя йис

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Њаврємәта

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Сӑмӑн хӑншум утӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Нях вош әмӑщ вєрӑт
Н.Е. Бондаренко па Л.Р. Хомляк
Н.Е. Бондаренко па Л.Р. Хомляк
  • Хантыйский
  • Русский

Нях вош әмӑщ вєрӑт

Тәняԯ Югра мўв няврємӑт оԯ па «Мўвева 86, щит пӑты 86 ям вєр» щирңӑн пӑты Ас потты тыԯӑщн «Югра ԯыԯңуптӑты» кәща ими Людмила Алфёрова па мўң, «Хӑнты ясӑң» па «Луима сэрипос» газетайңӑнӑн рәпитты ёх, щит кәща хӑнты нє Раиса Решетникова па айкеԯӑт ԯэщӑтты кӑтңӑн Ирина Самсонова па Тамара Мерова Нях вош «Увӑс мўв нєңие» нємуп шәкӑщты няврємӑт тӑйты хота яңхсўв. Щи кўтн Увӑс мир культура вєрӑт тәты тӑхия мойңа ԯуңтыйԯсўв. Щи пурайн тӑта әмӑщ «Финно-угрӑт – и хоттєԯ ёх» нємпи арӑң-якӑң ванԯтупсы ԯэщӑтсы.
 
Тӑм тӑхи кәща нє Альфия Раянова ясңӑт щирн, ԯыв кашӑң оԯ «Мост дружбы» нємпи вәйтантупсы ԯэщӑтԯӑт, ԯәԯн Нях вошн вәԯты арсыр мирӑт оса тӑхет ияха ԯәхсӑңа па яма ат вәсӑт. Щит пӑты и оԯ юхԯы пєԯа вошн вәԯты оса тӑхет и «Финно-угорская ассоциация» нємпи тӑхия пиԯӑтсыйт. Интӑм тыв хӑнтэт, вухаԯят, марийцӑт, мордвинӑт па па мирӑт ԯуңман вәԯԯӑт. 
«Финно-угрӑт – и хоттєԯ ёх» нємпи арӑң-якӑң емӑңхӑтԯ вєра әмща вєрсы. Тӑта юрн хот омӑссы, ратхӑр па ԯєтутӑң пӑсан ԯэщӑтсы. Вәйтантупсы щиты оԯңитсы! И вән хӑнты мир хоттєԯ ёх вәԯ. Тӑта вәна пєлка ювум ёх, айԯат нєңӑт, хәйт па няврємӑт вәԯԯӑт. Икет – хә рәпата вєрԯӑт, вой-хўԯ веԯпӑсԯӑԯӑт, имет – хот сыстамтман, ԯєтут кавӑртман па ԯәмӑтсух ёнтӑсман вәԯԯӑт. Няв-рємӑт вән ёхԯаԯ пєԯа вантман ищи арсыр вєрн нётԯӑт. 
Иԯатн ар няврємӑң хӑнты хоттєԯ ёх хущи мари мир семья мой-ңа юхтӑс. Хӑнтэт йис щирн ԯыв ещӑԯтэԯа єтсӑт. Тўт имия сух пунсӑт, пӑсан вєрсӑт. Мосԯ ястӑты, пӑсана нємасыя арсыр хӑнты мир ԯєтут-яньщтут омӑссы. Тӑта потум хўԯ, соԯамӑт, кавӑртум хўԯ па нюхи, воньщумутӑң па хўԯӑң нянят, мӑвӑт па па єпԯӑң ԯєтут вәс. Марийцӑт па ԯыв ԯє-тутԯаԯ па мойԯупсэт пиԯа юхӑтсӑт. Ԯыв паԯӑң нянят, вас йиңк, сыр-сыр мӑвӑт пӑсана пунсӑт. Ияха ԯєты-яньщты вєр юпийн мойԯупсэт мойԯӑты питсӑт. Хӑнты хот-тєԯ ёх хӑнты ернасӑт, тўрлопсӑт, тўтщӑңӑт па намтӑт мойԯӑсӑт. Марийцӑт па ԯыв ԯә-мӑтсухԯаԯ, хурамӑңа ёнтум вєнш мәңхты сухԯаԯ катԯуптӑсӑт. 
Щӑԯта финно-угорс-кой хӑншэт оԯӑңӑн пу-тӑртсӑт. Вантэ, кашӑң мир вәԯупсы оԯӑңӑн хӑншиԯаԯ хўват уша вєрты рӑхԯ. Итәх хӑн-шэт ихураспет, тәх ху-рамӑт – пасырӑт. 
Еԯԯы хӑнты па мари няврємӑт ияха юнтты питсӑт. Әмӑщ, хуты хӑн-ты эвет па пухӑт «Щол» нємпи ай юх шәпиетн юнтԯӑт. Мари няврємӑт ищи ай юхиетн юнтԯӑт, тәп па щирн. 
Юнтӑң вєр юпийн финно-угорской хоттєԯ ёхңӑн ариты па якты питсӑңӑн. Тӑта рәпит-ты вәнԯата ювум ими Людмила Хомляк йис ар арийс, айԯат нє Наталья Ахмадулина эвиеԯ пиԯа хӑнты як ванԯтӑс. Айԯат хуят Александр Алфёров ищи хә як мойԯӑс. Мари хоттєԯ ёх ԯыв арԯаԯ па якԯаԯ ванԯтӑсӑт. Щӑԯта ияха ӑктӑщум хоттєԯ ёхңӑн и «Куренька» яка ԯоԯьсӑңӑн. 
А. Раянова ясңӑт щирн, ԯыв нємасыя щимӑщ емӑңхӑтԯ ԯэщӑтсӑт, вантэ, айтєԯн вәты мосԯ, хуты финно-угорской мирӑт – щит и рәт мирӑт. Ма щирємн, тӑм вәйтантупсы шєңк әмща па тәса вєрсы. Мєт ям, хән няврємӑт вән хуятӑт пєԯа вантман рәт культура вєрӑт еԯԯы тәты вўратԯӑт. 
Якты хӑр сухнум юпийн «Увӑс мир культура вєрӑт тәты хота» юхтум вошӑң мир єпԯӑң ԯєтутӑн ԯа-пӑтсыйт па каврум шайн яньщԯтӑсыйт. 
Щи тумпийн әмӑщ ванԯтупсы вантсўв. Тӑта финно-угорской ԯәмӑтсухӑт, пурмӑсӑт, хурамӑт, киникайт па арсыр журнал нєпекӑт, юнтутӑт па па утӑт вәсӑт. 
Мосԯ ястӑты, тӑм вән емӑңхӑтԯ тумпийн оԯ мӑр кӑт пўш тӑта научно-практической вәйтантупсэңӑн ԯэщӑт-ԯыйңӑн. Щи вєр пӑты тыв нємасыя округев вошӑт эвӑԯт йис вєрӑт яма вәты имет па икет вохԯыйт, ԯәԯн ԯыв ат вәнԯтӑсӑт, хутыса катра щирн пурмӑсӑт вєрты муй  па ԯәмӑтсухӑт ёнтты мосԯ. Щи  вәнԯтӑты вєр пӑты ԯыв вухн сухуптӑԯыйт. Щиты Нях вош увӑс мир культура хотн шуши мир юнтутӑт вєрты,  хўԯ сух танӑԯтӑ-ты па щи эвӑԯт тўтща-ңӑт ёнтты вәнԯтӑсыйт. Щӑԯта вўԯы сух пўн эвӑтман хӑншэт па ху-рӑт вєрсыйт. Лыптӑң, пєсԯӑң тўрн эвӑԯт тaхӑр сєвсӑт, нюлхи кар эвӑт хушапӑт ԯэщӑтсӑт, но-хӑр юх ԯєрӑт эвӑԯт ху-шапӑт вєрсӑт па ӑнтуп кеԯӑт сєвсӑт.
Щи тумпийн тӑта рәпитты нєңӑт па хәйт арсыр емӑңхӑтԯӑт ԯэ-
щӑтԯӑт. Щи кўтн Вурңа хӑтԯ постӑԯӑт, хўԯ веԯ-пӑсԯӑты ёх емӑңхӑтԯа ӑктӑщийԯԯӑт, рәт ԯєрӑт вәйтантупсы вєрԯӑт, вәна пєлка ювум ёх емӑңхӑтԯ постӑԯӑт па па әмӑщ якты хотӑт ԯэщӑтԯӑт.
Щӑԯта няврємӑт па айԯат ёх пиԯа тӑта рәпа-та ищи яма ԯэщӑтман вәԯ. Кружковой рәпата тумпийн увӑс мир культура вєрӑт тәты тӑхийн рәпитты ёх ӑшколайта, хӑтԯ мӑр пушхӑт ԯавӑԯман тӑй-ты тӑхета яңхԯӑт, ԯәԯн няврємӑт шуши мир культура вєрӑт оԯӑңӑн айкеԯ тәты па сыр-сыр ай пурмӑсӑт вєрты вәнԯтӑты. 
Ԯўң пурайн айԯат ёх па няврємӑт пӑты тӑта «Хӑтԯ ёшиет» нємпи хӑр ԯэщӑтԯы па ищи арсыр йис вєрӑта вәнԯтӑԯыйт.
Щи тумпийн әмӑщ, хуты тӑта рәпитты ёх йиԯуп оԯ емӑңхӑтԯ, Вур-ңа хӑтԯ постӑты пӑты нємасыя спектакльңӑн ԯэщӑтԯӑт. Тӑм вєра ԯыв нємасыя хурамӑң ԯәмӑтсухӑт ёнтԯӑт. Кашӑң утыен шакпака увӑс мир хӑншэт ԯэ-щӑтман вәԯԯӑт. Мосԯ ястӑты, юхи хӑщум оԯӑтн тӑта ёнтум Вурңа имев емӑңхӑтԯ пӑты ԯәмӑтсух Ёмвошн тови пурайн ԯэщӑтум кӑсупсыйн нух питӑс. 
Йиԯуп оԯ, мўвтєԯ имет емӑңхӑтԯ, Вуԯаң Победа хӑтԯ постӑты пурайн па па вән емӑңхӑтԯӑт пӑты тӑта рәпитты нєңӑт па икет «Школа мастеров» вєр ԯэщӑтԯӑт. И рўтьщӑты хӑтӑԯн увӑс мир куль-тура вєрӑт тәты хота няврємӑт ӑңкет-ащет пиԯа юхӑтԯӑт па муй ԯӑңхаԯӑт – щи пурмӑс вєрты вәнԯтӑԯыйт. Хӑтԯ мӑр пушхӑт тӑта акань ёнтты, сухта эвӑԯт ай утые вєрты, сӑк кӑрӑт-ты, оԯюпн хур хӑншты па па утые ԯэщӑтты вәнԯтӑԯыйт. Вєрум пурмӑсԯаԯ ԯыв пӑнӑн тәԯԯӑԯ.
 
ВӘЯТН ЩИ ОӐҢӐН
2004-мит оԯн Нях вошн йиԯуп увӑс мир культура вєрӑт тәты хот пўншсы. Щи тӑхи Нях вош йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиман тӑйты хота ԯуңман вәԯ.
Йиԯуп хот вән па ԯащкам. Тӑта кӑт вән па хурамӑң хот йитңӑн; арсыр ай хот йитӑт вәԯԯӑт, хута нєңӑт па хәйт ёнтӑсԯӑт, хурӑт хӑншԯӑт, сӑк кӑрӑтԯӑт, юх эвӑԯт сыр-сыр пурмӑсӑт па хушапӑт вєрԯӑт; ай пурмӑсӑт тыныты ԯапка, научной сотрудникӑт омӑсты тӑхет; ԯәмӑтты сухӑт шавиты йит; ԯєтут кавӑртты тӑхи вәԯ.

 

Центр культуры Нягани идёт в ногу со временем

В ноябре месяце прошлого года в рамках Года детства в Югре и добровольческой акции «86 региону 86 добрых дел», которая была приурочена к 86-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, президент региональной общественной организации «Спасение Югры» Людмила Алфёрова и журналисты Объединённой редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» Ирина Самсонова и Тамара Мерова во главе с директором Раисой Решетниковой посетили «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Северяночка» и Центр культуры коренных малочисленных народов Севера города Нягани.

В этот день в Центре культуры малочисленных народов Севера города состоялось праздничное мероприятие, посвящённое Дням родственных финно-угорских народов, под названием «В единой финно-угорской семье».

Как рассказала директор Центра культуры коренных малочисленных народов Севера Альфия Раянова, данное мероприятие – ежегодное и проходит оно под общим названием «Мост дружбы». Проводится оно с целью популяризации новых общественных организаций, которые создаются в городе. Так, в 2015 году была создана «Финно-угорская ассоциация», куда вошли все городские финно-угорские общественные организации и представители финно-угорских народов. Поэтому «Мост дружбы» 2016 года был посвящен именно «Финно-угорской ассоциации».

Мероприятие предполагало открытие выставки, на которой были представлены литература, предметы быта, украшения, национальные костюмы и домашняя утварь народов, относящихся к финно-угорскому миру. Ядром мероприятия стало яркое и красочное представление обряда финно-угорского гостеприимства, который мастерски продемонстрировали работники Центра культуры и представители городской «Финно-угорской ассоциации».

Экспозиция представляла собой стилизованное стойбище, состоящее из чума, очага, внутреннего убранства жилища и традиционных видов хозяйствования обских угров.

Сюжет имел следующий характер. Семья ханты, состоящая из представителей нескольких поколений, находясь на стойбище, принимает у себя в гостях семью марийцев, также состоящую из разных поколений. Семья ханты встречает гостей согласно хантыйским обычаям и традициям, семья марийцев демонстрирует марийские обычаи и традиции, показывая тем самым общность и различия финно-угорских культур. Семья ханты проводит у очага обряд приношения духу огня, обряд подношения домашним духам, марийцы же приезжают в гости с гостинцами. По ходу действия рассказывают о своей традиционной одежде, о сходствах и различиях национальных орнаментов, дегустируют традиционную хантыйскую и марийскую кухни. Дети во время представления играют в традиционные игры. Как оказалось, марийские девочки и мальчики тоже играют в палочки, на хантыйском языке эта игра называется «Щол», а у марийцев – «Тымыр пашкар», что в переводе означает «Барабанные палочки». Поэтому следует сделать вывод, что, несмотря на разность поколений, будь то дети, молодёжь, взрослые или представители старшего поколения, все же имеется много общего и немало различного.

Не обошлось представление и без традиционных хантыйских и марийских песен и танцев. Представители семей двух народов мастерски исполнили традиционные песни и танцы. Так, сотрудник Центра культуры малочисленных народов Севера Людмила Хомляк исполнила песню личного сочинения на хантыйском языке. Представительница обско-угорской молодёжи Наталья Ахмадулина с дочерью представили традиционную хантыйскую «Куреньку», председатель городского отделения «Спасение Югры» Александр Алфёров исполнил традиционный «Мужской танец охотников». Представители нескольких поколений марийской семьи также исполнили свои национальные песни и танцы.

По завершению обряда гостеприимства гости и участники «Моста дружбы» были приглашены к столу, где они с большим удовольствием отведали блюда традиционной хантыйской и марийской кухни, и даже поделились рецептами приготовления данных блюд.

Как подчеркнула директор Центра Альфия Раянова, данное мероприятие в первую очередь показывает единение финно-угорского мира, относящегося к уральской языковой семье, в котором и находится изначальное единение наших корней.

Говоря о мероприятиях в целом, руководитель учреждения отметила, что в Центре культуры малочисленных народов Севера и вне его,  мероприятий проводится огромное количество. Сотрудничая с различными общественными объединениями и организациями, можно с уверенностью сказать, что досуг жителей города, а особенно коренных народов всегда организовывается и проводится на высоком уровне.

По словам А.Р. Раяновой,  на развитие общественных организаций администрацией города уделяется большое внимание и оказывается всевозможная поддержка. Так, в Центре культуры для представителей различных общественных объединений выделен специальный кабинет, где общественники могут встречаться, решать насущные проблемы, планировать дальнейшую деятельность.

Сотрудниками Центра ежегодно организуются и проводятся по два научно-практических семинара с приглашением специалистов из других территории автономного округа по обучению и изготовлению различных видов утвари, предметов быта, одежды, украшений обских угров. Сегодня, в копилке Центра культуры малочисленных народов Севера: семинары и мастер-классы по выделке рыбьей кожи и пошиву изделий из нее; по корневатику; по стрижке оленьего меха; по плетению поясов; по традиционному орнаменту; по изготовлению национальной игрушки и многие другие. Отметим, данное мероприятие заложено в сетку основных мероприятий и потому работа мастеров-умельцев, приглашённых с территорий – оплачиваемая.

Кроме того, такие знаменательные традиционные праздники, как Вороний день, День рыбака, Праздник рода, Мост дружбы, День пожилого человека, День матери, День Победы, во время которого обязательны встречи с ветеранами, тружениками тыла из числа коренных народов Севера и многие-многие другие.

Помимо кружковой работы, организованной на базе центра отлично выстроена и налажена работа с другими образовательными и культурными учреждениями города. С целью популяризации и развития культуры народов Севера мастера декоративно-прикладного творчества посещают детские сады, школы, интернаты, дома престарелых, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и другие культурные и образовательные учреждения, где проводят не только мастер-классы по изготовлению того или иного сувенира, но и показывают спектакли, героями которых сами и являются. К примеру, спектакли «Весна на хвосте», «Новогодняя сказка» и другие. Костюмы и атрибутику для спектаклей мастера Центра также изготавливают своими руками. Напомним, не так давно, костюм вороны, сшитый мастерицами Центра культуры из города Нягани, занял первое место среди вестниц весны других территорий на окружном праздновании Вороньего дня.

Большой популярностью также пользуются и тематические «Школы ремёсел», когда за один воскресный день ребёнок может изготовить сразу несколько изделий своими руками и даже получить специальный сертификат о прохождении данной школы.

Для справки

В сентябре 2008 года состоялось официальное открытие нового и современного здания Центра культуры коренных малочисленных народов Севера, которое является структурным подразделением Музейно-культурного центра Нягани. Общая площадь учреждения составляет 530 квадратных метров, включающая два выставочных зала, творческие мастерские по керамике, по бисероплетению, по деревообработке, по работе с тканью, с кожей, с берестой и другими природными материалами, кабинеты научных сотрудников, костюмерные, сувенирная лавка, кухня и др.

Хӑнты па мари хоттєл ёхңӑн
Хӑнты як якԯӑт
Кәща нє А.Р. Раянова хур ванԯтӑԯ
Няврємңӑн юнтԯӑңӑн
Нях вошӑң шуши мир мойң ёх пиԯа
Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 1 (3469)
11.01.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика