Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кәща нєӊев вәна пєлка вум ёх пиӆа вәйтантыӆӑс
  • Округ творчества хот рәпата оӆӑӊӑн
  • Югра мир «Пушкинская карта» вєр вана вўсэӆ
  • Югра мўвевн хўӆ веӆпӑсӆӑты вєр оӆӑӊӑн
  • «Вурты нєпека» хӑншум войт
  • Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021
  • Муй вўрн ӆаӆь хӑрн хӑщум ёх нәмман тӑйты
  • Йис пура вўш эвӑӆт Кев хуща хӑщум хурӑт оӆӑӊӑн
  • Нохӑр х – Увӑс мўвев тӑщ

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Вән пирєсты вєр сухнӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Мєт вәна пєлка вум Тэкӑӊ ими
  • Сорни ёшпи сӑмӑӊ нє

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • «Тунты вєнш» нємуп театр Ёмвоша юхтӑс
  • Хӑнты мир йис вәӆупсы сӑмєма хойс
  • Сўмӑтвошн «Берёзовское городище» тӑхи йиӆпатӆы

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Аӊкаӊкєм ай пурайӆ пәхӑр

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вўт кәртӑӊ ӆўӊӑтты арӑт хӑншты нєӊие

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 9 (3669)

Вы здесь

Главная » Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021
  • Хантыйский
  • Русский

Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021

2016-мит о вўш эвӑт кашӑӊ оӆ сўса ювмаӆн Югра мўв ӆуваттыйн няврємӑт вәнӆтӑты ёх па щи вєрӑт вантман тӑйты хуятӑт «Филологический форум Югры» нємуп вән мирхота ӑктӑщийӆӆӑт. ыв путӑртӆӑт, хутыса округ уваттыйн вәнтӑты вєрӑт эщӑтты, ән няврємӑт па айат ёх рәт па па ясңӑта, литературая, йис вәупсыя, искусствая па па вєрӑта мєт ма ванємӑты. Иха ӆўӊӑтты ки, «Ясӊӑт ӆєрамтты вән мирхот – 2021» нємуп вәйтантупсыйн онлайн щирн Россия мўв ӆуваттыйн 21 тӑхи эвӑӆт 715 муӆтас хӑннєхә  рәпитӑс.

Тӑм пўш вән вәйтан­тупсы лыпӑт хойты тыӆӑщ 10-мит хӑтӑӆн онлайн щирн мӑнӑс. Мирхот «Филологическое образование в по­ли­культурном прост­ранстве как условие формирования инфор­мационной культуры современного человека» нємн пунсы. 

Кашӑӊ оӆ иты онлайн щирн иха ӑктӑщум вәнӆтӑты вєрӑт тәты мир арсыр нумсӑӊ хӑрӑта ортсыйт. Щиты интӑм вуӆаӊ пленарной мирхот тумпийн «Рўщ ясӑӊ па литература йиӆуп вә­ӆупсыйн», «Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» па «Па хон пєлӑк мўвӑт ясңӑта вәнтӑты йиӆуп вєрӑт» нємуп вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтсыйт. 
«Шуши мир рәт ясӑң па литература вєрӑт еы тәты щирӑт» нємуп вәнӆтӑты хӑр кәщая культурология вєрн учёной нє, округ ӆуваттыйн ӑшколайтн рәт ясӑӊа па литература вєрӑта вәнӆтӑты хуятӑт пиӆа рәпитты Ёмвошн вәӆты хӑнты нє Наталья Величко павӑтсы.

Тӑта Ас-угорской научной институт эвӑӆт хӑнты па вухаӆь мирӊӑн учёной нєӊиет: Анастасия Шия­нова, Любовь Фе­доркив, Федосья Лельхова, Ма­рия Кумаева, щӑӆта Ниж­невартовской район Варьёган кәрт ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑты нє Маргарита Куклина, Ну­ви сӑӊхум мўв Касум ӑш­колайн рәпитты апрӑӊ хуят Любовь Захарова па па Югра мўв вәнӆтӑты ёх вәсӑт.

Ӆыв тәрум оӆӑӊӑн ар­сыр ясӊӑт, ай няврємӑӊ ӑш­кола хуща вәнӆтӑты мес­тоименияйт, турн-варс оӆӑ­ӊӑн хӑнты ясӊӑт, вухаӆь мир йис путрӑт эвӑӆт ясӊӑт, катра пурмӑсӑт шавиты хотӑт эвӑӆт няврємӑта шу­ши мир йис вәӆупсы оӆӑ­ӊӑн путрӑт па интернет хуща йиӆуп щирн рәт ясӑӊ урок ӆэщӑтты нємасыя программа оӆӑӊӑн пу­тӑртсӑт.

Учёнойт, Югра мўв оса вєрӑт тәты хуятӑт, рәт ясӑӊа вәнӆтӑты па щи вєрӑт әхтыйн рәпатнекӑт нумӑсн «Иса шуши мир ясңӑт ӆєрамтты он» ӑӊки ясӑӊ ӆєрамтты тӑмӑщ вєрӑт ӆэщӑтты мосӆ: 

- иса муй вєрты, ӆәӆн аршӑк хуят рәт ясӑӊӑн ки­никайт па арсыр нєпекӑт ат ӆўӊӑтсӑт;

- юӆн хоттєӆ ёх пиӆа ипўша аршӑк киникайт ӆўӊӑтты. Вантэ, няврємӑт айтєӆн ӆўӊӑтты вән ёх пє­ӆа вантты питӆӑт ки, еӆӆы ищи киникайт ӆўӊӑтты вєр сӑмӑӊа тӑйты питӆӑт;

- рәт ясӊӑта вәнӆтӑты ёх ӆэщӑтты мосӆ;

- ӑшкола-интернатӑт ванӑн омӑсты, ӆәӆн шуши няврємӆўв рўтьщӑты хӑтӆӑтн юхи муй па хоттєӆ ёх хуща мӑнты ат вєритсӑт;

- Ас-угорской институтн мєт сырыя хӑнты, вухаӆь па юрн айӆат учёнойт ӆэщӑтты мосӆ;

- хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн вәнӆтӑты пӑта нємасыя тӑхет пўншты. 

Тӑм йисн няврємӑт хӑнты ясӑӊ ӑн тӑйӆӑт – щит мўӊ мирев пӑта шєӊк вән нўша. Щиты ки еӆӆы питӆ, мўӊ рәт ясӊев вәтшӑӆўв. Щирн тӑм пурайн мўӊева мосӆ хӑнты ясӑӊ вәнӆтӑты, щитӑтн путӑртты, рәт ясӊӑтн хӑн­ты нєпекӑт єсӑӆты мосӆ. Вантэ, мосӑӊ, хәнты ясӊев вәтшум пийн и нумсӑӊ хуят нєпекӑт эвӑӆт ясӊева йиӆуп вәӆупсы мойӆӑӆ.
Мосӑӊ, щиты, иха катӆӑсман рәт ясӊев ӆє­рамтӆўв. 

Путӑр хӑншӑс: 
Ирина Самсонова

Филологический форум – 2021

Начиная с 2016 года, в автономном округе ежегодно в августе месяце проводится Филологический форум, на который съезжаются педагоги и филологи со всей Югры и не только. Главной целью такого форума является привлечение внимания педагогической общественности к проблемам развития гуманитарного образования. Кроме разработки концепции преподавания, участники обсуждают проблемы кадрового, научно-методического и технологического обеспечения, решаются и вопросы, связанные с обучением и преподаванием родных языков ханты и манси в современных условиях.

«Филологический форум – 2021» проходил 10 сентября в дистанционной форме на платформе ZOOM. Тема форума: «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека». Организатором выступил окружной Институт развития образования.

В форуме приняло участие 715 человек из 21 муниципального образования Югры. Программа мероприятия включала в себя пленарное заседание и работу секций по предметным областям (русский язык и литература, родной (русский) язык и родная (русская) литература, иностранные языки, родные языки и родная литература коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Секция № 3 была отведена «Родным языкам: теории изучения и практической реализации». Модератором, как и прежде, стала эксперт методического отдела «Института развития образования», кандидат культурологии Наталья Величко. Экспертами и спикерами выступили: научные сотрудники Обско-угорского института прикладных исследований и разработок: к.ф.н. Анастасия Шиянова, научный сотрудник отдела хантыйской филологии Любовь Федоркив, к.ф.н. Мария Кумаева, к.ф.н. Федосья Лельхова; педагог дополнительного образования, воспитатель интерната «Варьёганской общеобразовательной средней школы» Маргарита Куклина; учитель начальных классов Казымской средней школы Любовь Захарова.

Здесь обсуждались вопросы, связанные с системой исследования родных языков коренных малочисленных народов Севера от структурно-семантического описания к функционально-коммуникативному рассмотрению языковых фактов и эффективными практиками реализации образовательной деятельности по родным языкам. Рассматривались такие темы, как прилагательных хантыйского языка, характеризующих погодные явления, их семантический и словообразовательный аспект; особенности изучения хантыйских местоимений в начальной школе (на примере личных местоимений); приобщение школьников к самобытной культуре народов Севера через работу школьного музея (из опыта работы); лексико-семантической характеристики названий дикорастущих трав в хантыйском языке; использования возможностей сервиса LearningApps для формирования предметных компетенций (на примере уроков хантыйского языка); лексики материальной культуры в текстах мансийских сказок и др.

Обозначены и следующие предложения для включения в общую Резолюцию Форума:

- подготовка научных и педагогических кадров для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- создание учебников и учебных пособий на основе принципа научности и требований ФГОС;

- создание авторских коллективов и экспертно-методического Совета для обсуждения и редактирования подготовленных рукописей учебников и пособий перед отправкой в издательство «Просвещение».

По итогам Форума были выработаны следующие предложения и рекомендации:

- применять эффективные формы, методы, средства и технологии обучения в период языковой и психологической адаптации детей мигрантов;

- рассматривать воспитательный потенциал учебных предметов филологического направления в свете разработки рабочей программы воспитания в школе;

- применять в профессиональной деятельности педагогические технологии, приёмы, методы и новые инструменты обучения по развитию творческого потенциала на учебных занятиях филологических дисциплин;

- продолжить линию практико-ориентированного подхода в содержании материалов Форума;

- применять персонализированный подход в образовании как способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором обучающийся выступает субъектом учебной деятельности;

- использовать возможности цифровых образовательных сервисов для формирования филологических предметных компетенций;

- активизировать педагогов к участию в дискуссионных площадках для трансляции эффективной положительной региональной практики в области развивающейся системы филологического образования Югры для обеспечения его конкурентоспособности;

- сделать Форум ежегодным мероприятием для совершенствования работы в области филологического образования путём его обновления и конструирования с учётом методологических оснований, методических традиций и инновационных трендов;

- подготовить Резолюцию участников форума «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека», включив в неё предложения и рекомендации, озвученные экспертами, спикерами и участниками Форума.

Организаторами Форума выступили Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

Ирина Самсонова

 

 

 

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 19 (3583)
6.10.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика