Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • гит-пыгыт свсыр рӯпатан ханищтавет
  • Слыт янмалтв – тыи ты мк тлав
  • Мньщи лтӈув ищхӣпыӈ утын тӯлаве
  • Нврамыт халанылт кассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Кркам сосса хтпат акван-атыглавсыт
  • Олн ловиньтан нг рӯпиты

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньлат щмья пвланылн акваг ёхталгыт
  • Мщтырлаӈкве ханищтахты
  • Враян ква 

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • нтап мщтырыг врнэ хум
  • Слы котныл пӯркат нтнэ н

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Ннти лтӈын ул ёрувлэлн!

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Тк-квув урыл потыр
  • Тргыт 

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Мнь тгыл нпакув урыл вос вгыт
  • Ннь янытлан мирхал хтал

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » нтап мщтырыг врнэ хум
  • Мансийский
  • Русский

нтап мщтырыг врнэ хум

Юи-выл тлыт мн пс врмалянув, пс наканув нх-врмалтан мгыс св хтпа мщтырлаӈкв патсыт. Хум пормасыт морсыӈ хтпа вруӈкв хсы, мщтырлан н тай св. 

Акв хум ёт, тав наме Сергей Валерьевич Аляба, туи порат потыр­тасмн. Тав Сургут ӯсн фестивальн ёхталас, тот свсыр мныл мщ­тыр хтпат акван-атыгла­в­сыт. Сергей тот такви врум нтапанэ тыналас. Тав ётэ мн мощ потыр­тасмн. Тав такви уртыл тох лвыс:

– Ам мнь пвлыӈ мныл лгум, яныгмам пвлум тох лваве – Вершина-Войкары, Шурышкарский районт лы. пам, омагум-тягум слыӈколт яласасыт, тот рӯпитасыт. пам св слы ньщис, тав юи-плт тям слыянув ӯрсанэ. 
Мн, нврамыт, самын хунь патсӯв, омам пвылт хультыс, та юи-плт тям с пвылн лмыгтас. Ань мн слыянув рӯтанувн ньщавет.

Колтглувт ам янгыг лгум, налыман тлум ты твлыс, ам ёлы-плумт тит пщиягум ос тит йӣгрищагум. Ань тн с пуссын нас лгыт.

Школат ам Восяхово нампа пвылт ханищ­тах­тасум, интернатыт лсум. Мнав тот Михаил Иванович Ануфриев ханищтастэ, мн «труд» урокыт порат лувныл, йӣвныл свсыр пормасыт ёргысӯв. Тав ре хосытыл мн, св пыг, «косторе­зыг» ты мтсӯв. 

Мн мвт Ямальский многопрофильный кол­ледж рӯпиты, тув ты школа юи-плт минасӯв, нила тл тот ханищтахтасӯв. Ам «мастер дпи» рӯпатан ханищтавсум. Колледж юи-плт Салехард ӯст рӯпата тинсуӈкв патсум. Дом ремесел колн ёхты­сум, тра тув та вуйвсум. Атхуйплов тл тот ты рӯпитгум. Ты тлыт сыс ам св свсыр пормас врсум.

– нтап хоса врилын?

– Акв нтап тпостем врилум. Мн слы ньт­ныл, янгуй ньтныл св­сыр нтапыт врв. Тва порат мхар лув ктын те ликми, та лувныл ёргв. Ань тыт суссылтан нта­панум хораманэ пуссын янгуй ньтныл ёргим лгыт. 

Вруй ньтыт мнавн хӯл алыщлан мхум, слы ӯрнэ мхум тн тыналгыт. Тн хт тунра мт хнтыяныл. Тванакт мхар лувыл тотавв, тн янгыщ  втат хнтавет. 

ньтыт тват мнти ёвтыянӯв, тнт ты нта­пыт мнти ньщиянӯв ос тыналаӈкв врмиянӯв. Сов с мнти ёвтв, акв хум мис ос пӯрщ сов ӯсувт тыналы, слы сов сака ввта, нтап врнэ мгыс ат хйхаты.

Рӯпатавт мн «худож­ник-косторез» тох лва­вв. Ам ётум ань хт хум рӯпиты. Мщтырлан мгыс свсыр станокыт лгыт, рӯпитаӈкв ёмас ос кӯпнит. Амти нтапа­нум тыналыянум, ущты акватэ ёвтвес, тынэ 45 стыра солкви лыс. Сыпалит с вргум, т­ват йӣвныл, ос ӯй ньт те яныг, ньт­ныл вргум. Свсыр хорамыӈ хурит ньтныл ёрггум. 

Нврамаквет мн пал­тув с ёхталгыт, тн мг­сыланыл «косторезный» школа рӯпиты. Тванылн ты рӯпата татем пӯмыщ, сака пӯмщалахтгыт. Мнти с свсыр колн ввыглавв, ханищтапыт врыглв. 

– кван хотьют?

– Ам квам с ханты н, такви парищ наме Талигина. Тн Талигиныт Сыня  вта хосыт лгыт, пвлэ Тильтим лваве. Мн хӯрум нврам нь­щи­мн, тит пыг, акв ги. Юн халувт щнь лтӈыл потыртв кос, ос нвра­ман­мн сака ат ксащ­гыт. Акваг рущ лтӈыл ювле лгалгыт. 

Салехард ӯсувт нвра­мыт мгыс пусмалтан ос ханищтан кол лы, тув округув янытыл слыӈ­колныл, мнь пвлытныл гмыӈ нврамаквет тота­вет. Тот лнныл сыс тн ёмащакв пусмалтавет. квам тот воспитателиг рӯпиты.
Тув порат ос Белгород ӯсныл тотым нврамак­вет тот лсыт.

Ос таи лвгум, нн округын мн аты ввыг­ла­вв. Ань амти ты лх­хал ксаласлум, нпак тув ттыслум, лввсум, вос ёхталгум. Тыщир ты амти ввхатым свсыр яныг ӯсыӈ мн та ялантгум.

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • нтап мщтырыг врнэ хум
< previous
> next

Мастер-косторез из Ямала

Ямал всегда славился косторезами. Один из лучших мастеров Ямальского Дома ремёсел Сергей Валерьевич Аляба в этом году свои изделия и миниатюрные композиции представил на Международном фестивале ремёсел в городе Сургуте. Большое внимание участников и гостей этого фестиваля привлекали сделанные им мужские охотничьи пояса. О том, долго ли их делать и сложная ли эта работа, Сергей рассказал:

– Один пояс я делаю почти месяц, самое сложное в работе – это вырезание из кости украшения. Но я уже давно работаю с этим материалом, для меня сложностей нет.

– Почему именно кость?

– В школе я учился в посёлке Восяхово Шурышкарского района, жил в интернате. У нас был прекрасный учитель труда – Михаил Иванович Ануфриев. Он и научил работать с деревом и костью, обучил всем азам мастерства, увлек нас этим делом. Благодаря ему, из нашей школы вышло много косторезов. Окончив школу, я пошёл учиться в наш Ямальский многопрофильный колледж и получил специальность мастера по декоративно-прикладному искусству. Сразу устроился на работу в окружной дом ремёсел, где более пятнадцати лет работаю художником-косторезом.

За эти годы работы я сделал много различных изделий, в том числе и мужских поясов. Большая часть их – это собственность дома ремёсел, но есть и мои личные пояса. Реализую их самостоятельно, стоимость у них разная, всё зависит из какой кости сделаны украшения. В работе мы используем чаще всего лосиные и оленьи рога, но бывает, работаем и с бивнем мамонта. Материал нам поставляют местные рыбаки и оленеводы, они находят на просторах тундры и берегах рек рога и бивни, потом продают нам или дому ремёсел. А мы им делаем мужские охотничьи пояса, такой вот у нас с ними взаимообмен.

Чтобы вырезать из кости какое-либо украшение, я сначала делаю трафарет, затем бормашиной выпиливаю рисунок. Для работы с этим материалом у нас есть все необходимое оборудование – это и специальные инструменты, ленточные пилы, шлифовальные станки. Для мужских поясов используем обработанную коровью или свиную кожу, оленья кожа для этого не подходит, она тонкая.

Также мы проводим работу с детьми, по средам и пятницам для них организованы мастер-классы в «Косторезной школе». В группе обычно по двадцать человек. Многие сразу начинают интересоваться нашей работой, видно, им это очень нравится. Есть у нас и выездные мероприятия по разным учреждениям.

Нас часто приглашают на различные семинары, фестивали. Принимаем в них самое активное участие, ездим и за пределы нашего автономного округа. Но ваш округ почему-то очень редко присылает нам приглашения. Даже на этот международный фестиваль ремёсел я приехал самостоятельно, прочитал новость и отправил заявку, пригласили. Приехали вдвоём с мастером по дереву Егором Наковым. В поясах, что я представляю на этом фестивале, использованы только лосиные рога. Кроме поясов, я делаю скульптурные композиции, в них использую оленьи рога. Делаю ножны для ножей и многое другое.

– Расскажи о своей семье, откуда ты родом?

– Я родом из деревни Вершины-Войкары, она расположилась на берегу реки Войкары, которая берёт начало в Уральских горах и впадает в реку Сыня. Мои родители и дедушка с бабушкой были оленеводами. У деда было два брата, один охотник, другой рыбак и сам дед – оленевод. После него оленями стал заниматься мой отец. У нас и сейчас есть свои олени, но никто из близких родственников в стадах не ездит, за ними смотрят наши знакомые.

Когда мы стали появляться на свет, мама осталась жить в деревне, потом и отец не стал работать в оленеводстве. Я самый старший в семье, мне сорок лет, есть две сестрёнки и братишка. Супруга тоже ханты, её девичья фамилия Талигина. У нас трое детей. Дома стараемся говорить на родном языке, но дети в школе и на улице говорят на русском, поэтому с этим у нас возникают сложности. Но мы не теряем надежды и думаем, что наши дети будут хорошо знать и говорить на своём языке.

Жена работает воспитателем в санаторно-лесной школе, раньше туда привозили заболевших детей с тундры и маленьких посёлков, в данный момент там находятся дети из Белгорода. Когда у нас отпуск, всей семьёй едем домой в родные края, там рыбалка и охота. Хочу сказать, в последнее время рыба ловится очень плохо, с каждым годом её становится всё меньше и меньше. А дальше, я так думаю, будет только хуже.

Отметим, Сергей Аляба является членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 2019 года за сохранение в своих работах аутентичности и тематики народного искусства народа ханты. В них автор чаще изображает сюжеты из быта оленеводов и рыбаков.

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 20 (1326)
24.10.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика