- Хантыйский
- Русский
Йис культура вєрӑт йиӆпа нух ӆэщӑтӆыйт
Ма тәняӆ эвенк мир кӑт нє пиӆа вәтаӊа йисум. Ӆын Москва хон воша «Увӑс мўв тащӑт» вән мӑӊхӑтӆа юхтыйӆсӑӊӑн па щӑта вєрум пурмӑсӆаӆ ванӆтӑсӊӑн па тынысӊӑн. Ӆын Хабаровской мўв Тугуро-Чумиканской район Тором кәртӑн сєма питсӑӊӑн па єнумсӑӊӑн.
Светлана Семёновна Осечкина ин Тором кәртӑн вәӆ. Хән пенсияя мӑнӑс, пурмӑсӑт ёнтты па вєрты питӑс. Ӆўв хуӆна нәмӆӑӆэ, хутыса ӑӊкеӆ ёнтӑсӑс па пўнӑӊ сух ӆэщӑтӑс. Ин ищиты пўнӑӊ сух па кєпӑӆ тӑнӑӆты па арсыр пурмӑсӑт ёнтты питӑс. Тӑм йисн айӆат ёх рәт миреӆ ӆәмӑтсухӑт ӆәмӑтты шєӊк ӑн ӆӑӊхаӆӑт, рўщ сухн ӊхӆӑт, еӆємӆӑт. Йис ӆәмӑтсухӑт тәп мӑӊхӑтӆӑт пурайн ӆәмтыйӆӆӑт.
Светлана Семёновна лупӑӆ, ӆўв ая вәӆмаӆн, Чумикан районной кәртӑн ӑшкола-интернатн вәс па вәнӆтыӆӑс. Щит иса сыры оӆӑтн вўӆы тӑйты ёх, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты хуятӑт няврємӑт интернатн вәсӑт па вәнӆтыйӆсӑт.
Ӑшколайӆ етшуптумаӆ пийн ӆўв еӆӆы вәнӆтыйӆты ӑн питӑс, ӑӊкеӆа-ащеӆа нётӑс, ӑшколайн хот хӑрэт ӆюхитӑс, арсыр щимӑщ рәпата вєрӑс. Ин рўтьщӑты мӑнӑс па ёнтӑсты питӑс.
Ёнтӑсты тӑм ванӑн питсум. Муй ӑӊкєм вєрӑс, хутыса ёнтӑсӑс, нәмӆєм па айӆтыева щит вєрӆум. Нерпа йиӊк вой, вўӆы сухӑт, кєпӆӑт ӆэщӑтӆум, нюки вєрӆум па тӑнӑӆӆум. Щит шєӊк ӆавӑрт рәпата, щи пӑта ар ӛр мосӆ. Айӆтыева щи рәпитӆўв, вєрӆўв, ёнтӆўв, хурамтӆӑӆўв па ин тӑм ванӆтупсыя ёнтум утӆўв тәсӆўв. Ӑӊкиӆўв катрайн ёнтты сухӆаӆ ищи хурамтсӑӆӆаӆ, посӆаӆ, сӑх кимӑӆӆаӆ, ӆытовӆаӆ нуви пўнӑӊ сух эвӑӆт хӑншэтн ёнтсӑӆӆаӆ. рнасӆаӆ пӑнтӑтн пунсӑӆӆаӆ, нирӆаӆ сӑкн хурамтсӑӆӆаӆ. Мўӊ ин ищиты ӆәмӑтсухӆўв хурамтӆӑӆӆўв, – лупӑс Светлана Осечкина.
Кимит нє Анна Николаевна Чепалова ищи Тором кәртӑн сєма питӑс па єнмӑс. Ин ӆўв Чумикан районной кәртӑн вәӆ, кўлупн методиста рәпитӆ. Ӆўв лупӑс, хуты сыры оӆӑтн, хән айӆата вәсӑт, ӆыв шєӊк йис вєрӑт ӑн вєрсӑт, ӑн ёнтӑссӑт, йис арӑт, йис путрӑт ӑн ӑкӑтсӑт. Ин па хән вәнӆата йисӑт, рәт миреӆ вєрӑта катӆӑсты питсӑт, ӆәӆн еӆӆы вәӆты хӑннєхуятӑт эвенк мир оӆӑӊӑн уша ат вєрсӑт. Тором кәртӑн тӑмхӑтӆ 150-кєм эвенк хуят вәӆ, иса Тугуро-Чумиканской район ӆуваттыйн кӑт щурӑскєм шуши хӑннєхә вәӆ. Па мирӑт хуятӑт щӑта ищи вәӆӆӑт. Тором кәрта муӆтыкєм ӆўӊӑн ар мир юхтыйӆ, ӆыв вой-хўӆ веӆпӑсӆӑӆӑт, воньщумутӑт ӑкӑтӆӑт. Па сўсн, тӑӆн па товийн районной центра вәӆты мӑнӆӑт.
Вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты хуятӑт пӑта нємасыя лицензия нєпекӑт вєрӆыйт, ӆыв щитӑт ӆәтӆӑт па веӆпӑсӆӑӆӑт. Щи тумпи шуши веӆпӑс хуятӑта тәрум пӑта щимӑщ лицензия нєпекӑт мӑӆыйт.
Щимӑщ нєӊӊӑн пиӆа щи вәтаӊа йисум. Ӆын рәт миреӆ йис вєрӑт нух ӆэщӑтты вўянтсӑӊӑн па щимӑщ хуят кәртэӆн ар вәӆ. Ма нәмӑсӆум, хуты кашӑӊ хӑннєхә вәнӆата йитаӆн, рәт мирӆ вєрӑта сӑмӑӆн таӆты питӆы. Щикўш ая вәӆтаӆн, мосӑӊ, ӑн ӆӑӊхаӆ щив катӆӑсты, тәп мосты пурайн щиты щи сӑмӆ па нумӑсӆаӆ щив кєрӆӑӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Возрождают национальную культуру эвенков
В прошлом году на выставке-ярмарке «Сокровища Севера», которая проходила в столице нашей Родины – в городе Москве, познакомилась с двумя замечательными женщинами, мастерицами из Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края.
Светлана Семёновна Осечкина живёт в селе Тором. Когда вышла на пенсию занялась рукоделием, вспомнила, как родители разделывали камусы, как мама шила торбоса, рукавицы, шапки. Всё делалось вручную, работа была тяжёлой. Сейчас и сама научилась всё это делать и шить. В наше время молодёжь не ходит в национальной одежде, стесняются. В основном одевают национальную одежду только на праздники для выступлений.
Светлана Семёновна говорит, что училась в школе-интернате в районном центре Чумикане. У многих детей родители были в тайге, занимались оленеводством, охотой и рыбалкой, а дети учились в школах-интернатах, как было везде на Севере. После окончания школы она не поехала учиться дальше, а осталась с родителями, чтобы помогать им. Работала в школе техничкой, иногда, когда просили, заменяла других работников.
– Рукоделием стала заниматься после того, как ушла на пенсию. Можно сказать, что занялись этим только в этом году, потихоньку вспоминаю и начинаю делать. Работы очень много, чтобы разделать камус, надо приложить много сил. Вот, например, чтобы сшить детские унты, очень много работы надо сделать, камусы просушить, промять, прокоптить, чтобы шкура не линяла. Столько работы, очень тяжело. Родители шили, потому что раньше носили эту одежду, а другой не было. Национальная одежда состояла из платья, халата, носили рукавицы, сшитые из кожи, их тоже украшали. Одежду шили из шкуры нерпы и оленя. Нерпа жирная, поэтому её шкуру обрабатывать очень тяжело и долго. Есть одежда из оленьей шкуры и кожи. Сейчас оленей держат, в основном, частники. Вся эта одежда сшита из натуральной кожи. Шили шубы из оленьей шкуры, а из белого камуса вырезали орнамент. Меховые тапочки вышивали бисером, они были всегда у нас в обиходе, – говорит Светлана Осечкина.
Анна Николаевна Чепалова тоже родилась в маленьком посёлке Тороме Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, сейчас живёт в районном центре Чумикане, работает методистом в районном клубе. Народным ремеслом стала заниматься только недавно, так как, по её словам, этнокультура у них в селе почему-то не развивается. Сейчас своими усилиями хотят всё это восстанавливать и возрождать, заинтересовать молодёжь, чтобы оставить будущим поколениям древнюю культуру эвенков.
В районе в настоящее время живёт около двух тысяч эвенков, кроме этого живут люди разных национальностей: русские, украинцы, буряты и т.д. В селе Тором живёт около 150 эвенков и 2-3 человека русских. Это по последним данным переписи населения. В основном, в селе много людей бывает в летнее время, а в остальное время года многие живут в районном центре. Жители села занимаются охотой и рыбалкой. Эти традиционные промыслы хорошо развиты в их крае. Есть бесплатные лицензии для коренных жителей и платные для людей других национальностей.
Вот с такими интересными женщинами, любящими свой народ, свою культуру, я познакомилась. Они взялись возрождать культуру родного народа, потихоньку заинтересовывая и других своих соплеменников этим таким нужным и необходимым делом. Я думаю, что чем человек становится старше, тем сильнее его тянет к истокам своего народа. И как бы он не сопротивлялся этой силе, но всё же однажды его сердце и мысли пробуждаются, и он уже не может отказаться от зова крови своего народа.
Надежда Вах