Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Лххал тотнэ мхум потрамасыт
  • М-вит ӯргалан врмалит
  • Кульпаст нврамыт ханищтахтгыт
  • рн ква Москва ӯст янытлавес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мн мвт лнэ мир мгыс колыт ӯнттавет
  • Ты гм паттат рӯпата тл св хтпа хультыс
  • Лплахтын хтпал ӯргалахтн
  • Ниӈхпт мир пусмалтаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нр акиюв ляпат ӯнлын пвыл
  • Тав Няхлаӈ пвылт самын патыс
  • Мньлат гит, пыгыт Красноярск ӯст кассыт
  • Сымыӈ нкве 60 тлэ твлыс

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • с мхум нтнэ канит нтсыт
  • Кркам нг па нтсг
  • Пēс йис тгыл янытлан ялпыӈ хталыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Кульпаст нврамыт ханищтахтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Кульпаст нврамыт ханищтахтгыт

Ты тпос стыт хталт округ кӯщай н Наталья Комарова нпак хансыс, яныг таквс тпос 9 хталныл  6-11 классытн ялантан нврамыт юн вос ханищтахтгыт. 

Тамле врмаль та ӯсытт ос пвлытт вр­вес, хт св мхум корона­вирус гмыл мтсыт. Ос та школат тох рӯпи­таӈ­кве патсыт, хт св учитель-хтпат ос нврамыт ты гм ньщгыт.  

Ань округувт 14 школа-интернат колыт рӯпитгыт, тот мнь пвылквет ос вр мт лнэ мньщи, ханты ос рн нврамыт лгыт. Тамле ханищтан кол Хльӯс район Кульпас пвылт с лы. 

Кӯщаиг тот Наталья Александро­вна Слеп­цова рӯпиты. Ам тав ётэ потыртасум, китыг­лас­лум, интерна­тыт манасвит нврам лы, школаныл хумус ань рӯпиты.

– Кульпас пвыл нврамыт школан пус­сын ялантгыт манос юн ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтгыт?

– 1-11 классын ялан­тан нвраманув пуссын школат ханищ­тах­тгыт. Мн пвлувт корона­вирусыл гмыл мтум хтпа тим, тыимгсыл тох рӯпитаӈкве врмв. Ты тл 145 нврам школат ханищтахтгыт,  тн халанылт 16 гит ос пыгыт интернатт лгыт. Тн Кимкъясӯй ос Лпмус пвлыгныл тотавет.

Ты таквс ӯщлахтын пора мнь таквс тпос 26 хталныл яныг таквс тпос 8 хталэ мус в­ры­главес. Мнь пвлыгт лнэ гиянув, пыганув юв ӯщлах­туӈкве с ял­сыт. Тувыл Кульпасн яныг таквс т­пос 16 хта­лт ёхтысыт . 

Та пора мус яласан лӈх тим лыс. Мощ щирмаӈыг мтыс, щ­нянылн-щанылн тыг тотвсыт. Тн пуссын ань школан ялантгыт.

Округ кӯщай хансум нпаке щирыл нвра­мыт ищхӣпыӈ ут хосыт юн ханищтахтуӈкве врмгыт. Щнянылн-щанылн заявление-нпак хансуӈкве ри. Тӯяг мн кит тпос тох рӯпитасӯв. Тнт нврамыт ос ханищтан хтпат пуссын лвсыт, тох ханищтахтуӈкве сака трвитыӈ. Тамле заявление-нпак щ­нит-щит ань ат хас­сыт, гияныл, пыганыл пуссын школан ялан­тгыт.  

– Нврамыт ты г­мыл ул вос мтсыт, маныр врегн?

– Интернатт лнэ нврамыт ань втихал лккарн уральтавет. л­пыл ос ӣтиплаг ман­хурип температура нь­щгыт, тав акваг сунсы. Акв хтал сыс кит-хӯрум щёс колкан ловтаве. Школат ос интернатыт рӯпитан мхум маскат ос тулвлыӈ псса ма­суӈ­кве лвиянӯв. 

Ань щнитн-щитн нвраманыл палт ёхта­лаӈкве щар ат рви. Ты лы-плт Кимкъясӯй ос Лпмус мхум гияныл, пыганыл уральтаӈкве тыт врмысаныл. Ань тн палтаныл ат трты­янӯв.

– Пвлынт йильпи школа хунь ӯнт­таве?

– Кульпас пвылт школа 45 тл рӯпиты,  хосат псыг мтыс. Пс интернатув 1999 тлт нйн свес, мн 20 тл ӯрхатсӯв, туп млты тл пвлувт яныг кол стлувес, нвраманув тув луӈкве внтласыт. Интернат-кол яныгст арыгкем нврамыт мгсыл ӯнттувес, ань туп 16 ги, пыг тот лы. Кол аквпал рт ханищ­тахтын колнакыт вр­сӯв, мтпал рт мнь пвылныл ёхтум гит, пыгыт лгыт.

Сртын яныг школа ӯнттуӈкве кӯщаит ном­сысыт, тувыл ксыӈ тл­ныл мощща нврам тыг ханищтахтуӈкве ёхтгыт. 2010 тлт тыт 270 ги ос пыг школан ялантасыт, ты тл туп 145 нврам.  

Мтыт тлт свнув нврам тах ёхты. Ань Кимкъясӯйт ос Лпмуст св нврам самын паты. 2021 тлт Кульпас шко­лан 170 арыгкем нврам тах ёхты ос 30 арыгкем гирищит, пыгрищит интернатт луӈкве тах патгыт.

Ань кӯщаит мт про­ект-нпак хассыт, ханищ­тахтын колув кит накпаг тах паты. Йиль­пи интер­нат пхыт тах ӯнттаве. Тувыл хунь нпак пир­май­таве, аты вглув. рнэ нпа­кыт кӯщаит молях ке щпи­тгыт, школав 2021 тлт ӯнт­туӈкве тах вылтаве. ти ке, лаль ӯрхатуӈкве патв.  

Людмила ТЕТКИНА

В поселке Сосьва дети учатся в очном формате

В Югре 7 ноября вышло постановление губернатора Натальи Комаровой, согласно которому образовательные учреждения автономного округа частично переводятся на дистанционный формат работы. Кроме этого, с 9 по 30 ноября реализация основных общеобразовательных программ для школьников 6-11 классов будет производится с применением дистанционных форм обучения. Такие меры коснулись тех школ, где численность учеников, превышает проектную мощность в 1,5 и более раз, а также случаев, когда у педагогов диагностировали коронавирус. Но при этом такое условие не распространяется на те школы, которые расположены в населенных пунктах, где не зарегистрировано случаев COVID-19.   

 

О том, как сегодня организован образовательный процесс в школе в поселке Сосьве Березовского района, и какие  меры были введены в связи с новой коронавирусной инфекцией мы поинтересовались у директора образовательного учреждения Натальи Александровны Слепцовой.

 

- Наталья Александровна, в каком формате сегодня учатся дети в поселке Сосьве?

 

- В настоящее время все наши дети учатся в очном формате. К счастью, у нас нет заболевших, поэтому пользуемся возможностью и учимся очно. Но, в любом случае, у каждого родителя есть возможность написать заявление и перевести своего ребенка на дистанционный формат. Но, наверное, после весеннего периода, когда все поняли, что это особая нагрузка, которая возлагается и на родителей, и на детей, в этих условиях никто не выбрал дистанционный формат, все наши дети учатся очно.

 

При нашем образовательном учреждении работает пришкольный интернат, там проживает дети из маленьких деревень Кимкъясуй и Ломбовож. В этом году осенние каникулы у нас были организованы с 20 октября по 8 ноября. Но в связи с погодными условиями дети из Кимкьясуя и Ломбовожа выехать на место учебы вовремя не смогли. В Сосьву они приехали 16 ноября, когда погода позволила это сделать. Пока были дома, учились в дистанционном формате, для этого родители написали заявления. Сейчас  ребята посещают школу и вместе с другими  школьниками учатся в очном формате.

 

 - Что изменилось в жизни детей, проживающих в интернате, в связи с пандемией, какие дополнительные меры профилактики были приняты в целях нераспространения новой коронавирусной инфекцией?

 

- У нас, как и во всех образовательных учреждениях, соблюдаются все меры безопасности, все педагоги, сотрудники школы и интерната носят маски и перчатки. У нас полный запрет посещения детей в интернате и в школе. Кроме этого, проводится фильтрация воздуха два раза в день, до этого она проводилась один раз в день. Естественно, проводится дезинфекция всех помещений специальными средствами. Все средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства мы приобрели заранее ещё летом. Также проводится утренний и вечерний фильтр. Утром у детей измеряется температура бесконтактным термометром, а также вечером у детей, живущих в интернате.  

 

- Весной этого года все дети учились в дистанционном формате. Как было организовано обучение детей старших классов из деревни Кимкьясуй? Там ведь нет интернета.

 

- К  сожалению, для нас это очень большая проблема, конкретно для деревни Кимкьясуй, потому что сейчас в век информационных технологий жить без связи, без интернета - это неприемлемо. Конечно, выходили из этой ситуации как могли. Мы отправляли задания детям посредством мессенджера «ватсап» и все учебники дали с собой. В ватсапе задания были гиперссылками, это для тех, кто дома имеет спутниковый интернет. Еще один вариант был, пока функционировали зимник, мы записывал задания на флешку и таким образам отправляли ребятам уроки.

 

- Когда планируется построить новую школу в Сосьве?  

 

- У нас планируется строительство нового здания школы. Изначально в проекте было заявлено о строительстве трехэтажного здания. Но в связи с тем, что в январе 2019 года в эксплуатацию было введено большое здание пришкольного интерната, то часть его помещений стала использоваться в учебных целях. Проект здания новой школы претерпел некоторые изменения. Сейчас уже в планах строительство двухэтажной школы. Как только проект пройдет экспертизу, сразу же начнётся строительство нового здания школы. На данный момент мы не можем точно сказать, когда это произойдёт, в 2021 году или в 2022 году, но новая школа однозначно будет.

 

Деревянный интернат в посёлке Сосьве сгорел в 1999 году. Только через 20 лет, в январе 2019 года в эксплуатацию было введено новое здание. Интернат рассчитан на проживание 100 детей. Но за годы строительства здания количество детей значительно сократилось, в настоящее время в нём проживает всего 16 воспитанников из деревень Кимкьясуй и Ломбовож. Именно поэтому часть помещений была отдана под школу.  

 

К сожалению, численность учеников в школе также с каждым годом снижается. Если 10 лет назад, и это я могу сказать точно, было 270 детей, то в этом учебном году их всего 145. Демографический спад ощутим. Я работаю в этой школе 26 лет и учеников всего 145 детей, это впервые в нашем образовательном учреждении. Но незначительный подъем все же ожидается, радует, что в деревнях Кимкьясуй и Ломбовож детей стало больше. За счет этих ребят у нас в ближайшие два-три года ожидается небольшой подъём, в школе будет обучаться в пределах 170 детей.

 

Людмила Теткина 

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 22 (1232)
25.11.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика